Автор: Ольга Александровна Зинченко
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г. Уссурийск
Наименование материала: статья
Тема: «Использование инноваций на занятиях хореографии»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества» Уссурийского городского округа
Тема : «Использование инноваций на занятиях хореографии»
Выполнила
Зинченко
О.А.
педагог
дополнительного
образования, МБОУ ДО «ЦДТ»
Уссурийск 2024
В последнее время наблюдается возрастание потребности в одаренных,
творчески настроенных педагогах, которые не только глубоко понимают
педагогические задачи искусства в обществе, но и владеют необходимыми
профессиональными навыками работы с творческим коллективом, без чего
невозможно
дальнейшее
развитие
такой
востребованной
области
художественного образования, как область хореографического искусства. В
свете новых задач возрастает роль образовательных учреждений, которые
готовят танцевальные коллективы. Понятие «хореография» включает в себя
сочинение танца, балета, воспроизведение фольклорного танца, запись и
передача движений, фиксирующих тот или иной танец от учителя к ученику.
Эта сторона хореографического искусства глубоко изучена и отражена в
многочисленных
изданиях,
содержащих
рекомендации
по
изучению
упражнений, методики разучивания танцевальных комбинаций, историю
балета, всю необходимую информацию для обучения технике балета,
народного и бального. Особое значение приобретает взаимодействие
традиционных и инновационных педагогических подходов к подготовке
участников хореографических коллективов.
К традиционным методам подготовки педагогов-хореографов мы относим
методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и
разучивания танцевальных комбинаций, изучение истории становления и
развития искусства танца, общее эстетическое развитие танцоров
Инновационные
методы
включают
в
себя
следующие
компоненты:
современные
педагогические
технологии
развития
лидерских
и
диалогических
способностей;
педагогические
аспекты
творческой
деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе;
интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта
танцевального
коллектива;
методы
создания
художественной
среды
средствами хореографии. Необходимо подчеркнуть, что термин «инновация»
в теоретических трудах понимается авторами по-разному.
Можно выделить два направления в понимании инновации: в одном
случае инновация представляется в качестве результата творческого процесса
в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом – как
процесс
введения
новых
элементов,
подходов,
принципов.
Мы
же
воспринимаем
инновации
как
процесс
обогащения
художественно-
творческой деятельности в ходе эффективной реализации взаимосвязи
традиционных и инновационных методов в процессе создания детского
хореографического коллектива.
Цель исследования: – определение эффективности инновационных
методов работы в хореографическом коллективе. В духовной культуре
человечества хореографическое искусство занимает своѐ особое значимое
место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с
рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в
наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад,
встречаются изображения пляшущих людей. Танцы первобытных людей
сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы»,
появились первые балеты. Исходя из этого, каждая эпоха требует активной
целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые
формы
и методы
воспитания и обучения,
такие
которые
отвечают
настоящему
времени.
Воспитание
личности, способной
действовать
универсально,
владеющей
культурой
социального
самоопределения,
обладающих
самостоятельностью
при
выборе
видов
деятельности
и
умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.
Формирование практических навыков посредством традиционных и
инновационных методов работы в хореографическом коллективе, возможно
за счет решения следующих задач:
1.Раскрытие индивидуальных творческих способностей
2.Развитие пластической выразительности
3.Развитие у воспитанников навыков обучения в коллективе и через
коллективную деятельность (умение общаться и взаимодействовать в
процессе обучения друг с другом и с педагогом – сотрудничество,
товарищество).
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала
ребят, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией
и достижение ими творческого результата используются различные методы
работы: исследовательский; поощрения; интеграции; игровой; беседы.
Одним из главных методов работы с хореографическим коллективом
является метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные
виды
искусств,
выбрать
большую
информативную
ёмкость
учебного
материала. Метод интеграции позволяет соединить
элементы различных
предметов, что способствует рождению качественно новых знаний и
эффективной реализации триединой дидактической цели.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты:
современные
педагогические
технологии
развития
лидерских
и
диалогических
способностей;
педагогические
аспекты
творческой
деятельности; этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и
развитию;
методы
развития
межличностного
общения
в
коллективе;
интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта
танцевального
коллектива; методы
создания
художественной
среды средствами хореографии. Таким образом, инновационные технологии,
используемые
в
любой области
дополнительного образования детей,
способствуют
гармоничному
развитию
личности
обучающихся,
их
самоопределению и самореализации.
Итогом использования различных методов в работе с коллективом по
хореографии являются выступление детей на различных тематических
концертах: подготовка танцевальных номеров, выбор костюмов и активное
участие детей в процессе подготовки на занятиях хореографии – это
основные организационные моменты для выступления перед родителями.
Праздничный утренник – это своеобразный итог определенного периода
общевоспитательной работы с детьми всего педагогического коллектива, а не
только хореографа и музыкального руководителя. Здесь можно увидеть их
достижения: насколько выразительно звучит песня, пластичны и точны
движения
в
танцах
и
играх,
разнообразны
интонации
при
чтении
стихотворений. На утренниках закрепляются и углубляются представления о
явлениях общественной жизни, полученные из бесед с педагогами.
Но самой высокой ступенью в творческом развитии ребёнка в
дошкольном учреждении является его участие в различных конкурсах,
которые раскрывают творческий потенциал и повышают его самооценку.
В результате, применения инновационных методов в хореографических
коллективах обучение становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это
отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что
способствует
достижению
высоких
творческих
результатов,
а
также способствует гармоничному развитию личности обучающихся, их
самоопределению и самореализации.
Список литературы
1.Вайнфельд, О. Музыка, движения, фантазия / О. Вайнфельд. – СПб:
«Детство-пресс», 2002г. – 276с.
2.Володина, О.В., Анисимова, Т.Б. Введение в мир клубного танца / О.В.
Володина, Т.Б. Анисимова. – М.: «Феникс», 2005г. – 148с.
3.Горшкова, Е. От жеста к танцу / Е. Горшкова. – М.: «ГНОМиД», 2003г. –
188с.