Напоминание

"Организация и методика проведения прогулки в детском саду"


Автор: Куценко Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - д/с комбинированного вида № 9 ст. Старовеличковской
Населённый пункт: ст. Старовеличковская Калининского района Краснодарского края
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: "Организация и методика проведения прогулки в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Создание условий для эффективного проведения прогулки с детьми »

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для

физического развития дошкольника.

На прогулке дети играют, много

двигаются.

Движения

усиливают

обмен

веществ,

кровообращение,

газообмен,

улучшают

аппетит.

Дети

учатся

преодолевать

различные

препятствия,

становятся

более

подвижными,

ловкими,

смелыми,

выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки,

укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания

на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем:

о труде взрослых, о транспорте и т. д. Из наблюдений они узнают об

особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между

различными

явлениями,

устанавливают

элементарную

зависимость.

Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они

стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет

представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Воспитатель знакомит

детей

с

родным

городом,

его

достопримечательностями, с трудом взрослых. При этом подчеркивается

коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы

нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Малыши трудятся в

цветнике - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается

трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать

ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание,

повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у

самых маленьких радостные переживания.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и

физических

упражнений

расширяется

двигательный

опыт

детей,

совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях;

развиваются

ловкость,

быстрота,

выносливость;

формируются

самостоятельность,

активность,

положительные

взаимоотношения

со

сверстниками. Педагог способствует развитию у детей элементарных

естественно - научных представлений о физических свойствах окружающего

мира и экологической культуры, эмоционально положительного отношения к

живой и неживой природе.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо

тщательное перспективное планирование этого режимного момента.

При

планировании прогулки

воспитатель должен

учитывать:

погодные

условия,

возраст

детей,

наличие

инвентаря

и

соответствующего

оборудования, предыдущие занятия в группе.

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

- наблюдение, рассматривание;

- трудовая деятельность детей;

- подвижные игры;

- индивидуальная работа детьми;

- организация свободной деятельности детей;

Планирование прогулки.

При

планировании прогулки

основная

задача

воспитателя состоит

в

обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для

детей деятельности:

игры,

труда,

наблюдений.

При

планировании

содержания прогулки

воспитатель предусматривает

равномерное

чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное

распределение

физической

нагрузки

в

течение

всей прогулки.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности

изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста

детей

и

характера

их

предшествующей

деятельности.

Содержание

вечерних прогулок

планируется

с

учетом

всей

предшествующей

деятельности детей.

В

условиях прогулки

осуществляется

тесное

общение

ребенка

со

взрослым. Воспитатель имеет возможность уточнять, закреплять знания,

полученные детьми на занятиях, обучать тем или иным умениям, объединять

малышей в небольшие подгруппы, приучая действовать сообща, не мешая

друг другу, воспитывать любовь и доброе отношение ко всему, что окружает.

Интерес у детей будет поддерживаться целесообразным подбором выносного

материала. Это сюжетные игрушки разного размера (медведи, зайцы, лисы,

белки и т. д., куклы, коляски, каталки, грузовые машины, сумочки,

корзиночки, мячи и т. д. На веранде в специальных ящичках желательно

хранить шишки, желуди, разноцветные камушки и т. д., в определенном

месте

-

оборудование

для

выполнения

совместных

со

взрослым

трудовых действий: ведерки, лопатки, совки, венички.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но

видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А воспитатель с

помощью наблюдения за сезонными явлениями в живой неживой природе

научит детей не только смотреть, но и видеть красоту и разнообразии

окружающего их мира, и дети захотят узнать больше. Важно закреплять

представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и

человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных

явлений.

Большое

место

на прогулках отводится

наблюдениям (заранее

планируемым) за

природными

явлениями

и

общественной

жизнью.

Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а

также

с

отдельными

малышами.

Одних воспитатель привлекает

к

наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе

или общественным явлениям и т. д. Окружающая жизнь и природа дают

возможность для

организации интересных и разнообразных наблюдений.

Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их

с

известными

детям

образами.

Наблюдение

развивает

пытливость,

любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам

времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и

побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Детей нельзя перегружать. Не

стоит стараться в один раз сообщить все то, что нужно знать детям о данном

объекте.

Трудовая деятельность.

Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и

украшения групповой комнаты, пересаживанию цветы с клумбы в горшки

для уголка природы, поддержанию порядок на прогулочном участке и

верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и

аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать

детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение

при организации

работы

с

детьми

на

прогулке имеет

эмоциональное

отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не

всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном

участке)

будет

интересовать

детей,

иногда

их

привлекает

цель,

поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают

общность интересов, слаженность, соревновательного момента. Не менее

важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо

сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей

группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только

интересную

работу,

но

и

необходимую

разнообразить

и

скрасить

монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать

загадки. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем,

требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они

выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным.

В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение

от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть

проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением

детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного

занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее

окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры

воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей

подвижности,

связанных

с

бегом,

метанием,

прыжками.

В

сырую,

дождливую погоду следует организовать малоподвижные игры, которые не

требуют большого пространства.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные

игры с предметами, а в старших группах - элементы спортивных игр. В

жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления

детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры

в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет

игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Помимо

подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке

организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на

велосипеде, классики, зимой - катание на санках. Подвижные игры

планируются

и

проводятся воспитателем

самостоятельно,

с

учетом

пожеланий детей. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во

избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по

дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого

ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных

игр, организовать деятельность воспитателя. Обязательно две подвижных

игры.

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.

Это

может

быть

закрепление,

каких-

либо

навыков,

разучивание

физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми,

отработка звукопроизношения, заучивание стихов. Важно, чтобы ребенок, с

которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и

охотно выполнял предложенные задания.

Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные

возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка

заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в

условиях прогулки. Здесь как нигде детям предоставляются уникальные

условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются их

потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при

ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в

свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в

силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все

время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый

должен педагогически правильно руководить их деятельностью.



В раздел образования