Автор: Андреева Ольга Валентиновна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО «Детская школа искусств им. М. А. Балакирева»
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Колпинский район, пос. Металлострой
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности в работе концертмейстера с хоровым коллективом в Детской школе искусств
Раздел: дополнительное образование
Особенности в работе концертмейстера с хоровым коллективом в Детской
школе искусств и его роль в исполнительской практике.
Андреева Ольга Валентиновна
Концертмейстер Спб ГБУ ДО
«ДШИ им. М.А. Балакирева»
Несколько слов скажу о профессии концертмейстер. Профессия эта сложная, многогранная
и очень востребованная у пианистов. Имеет множество специализаций. Это и концертмейстер
класса вокала, класса струнных, духовых, ударных инструментов, концертмейстер в классе
хореографии и так далее… .Но сегодня мы поговорим о такой специализации, как
концертмейстер
в
хоровом
коллективе
в
Детской
школе
искусств
и
его
роль
в
исполнительской практике.
Обращу ваше внимание на функции, выполняемые концертмейстером хора в Детской
школе искусств. Основная часть его работы — это собственно аккомпанемент, точнее
музыкальное сопровождение произведений, исполняемых детским хором под руководством
хормейстера на уроках, концертах, конкурсах. Важным аспектом в работе является
взаимопонимание с педагогом хора. Имеет большое значение тот факт, насколько близко и
созвучно концертмейстеру то, о чём говорит хормейстер. Не менее ценно взаимодействие с
самим детским коллективом или солистом, если произведение предполагает партию солиста.
Концертмейстер -это как буфер между коллективом и преподавателем. Концертмейстер
совместно с руководителем хора участвует в проведении урока, помогает организовать работу
на групповых и сводных репетициях в Детской школе искусств. Для воспитания учащихся
значимую роль играет репертуар, и концертмейстер оказывает помощь преподавателю в
формировании
репертуара.
Важную
роль
играет
концертмейстер
помогая
хоровому
коллективу разучивать вокальные партии по голосам, готовить детский хор к концертному
выступлению. Концертмейстер хора- это лидер, который ведет всех за собой, слушает,
уступает, синхронно чувствует, например, когда нужно вступить после паузы. Создание
хорового коллектива это большой труд, который ложится на плечи хормейстера и
концертмейстера, являющимися единомышленниками в данном процессе. Это тот самый
творческий тандэм, о котором мы все мечтаем.
Так в чём же заключается мастерство в деятельности концертмейстера детского хора?
Это весь спектр ролей от няньки до выступления на концерте.
Работа концертмейстера с детским хоровым коллективом отличается от занятий с
вокалистами, инструментилистами и имеет ряд особенностей:
Необходимо всегда помнить о голосовой, певческой природе хорового звука, особенно если
это касается детских голосов. Даже если есть в произведении оттенки Forte, Fortissimo -
никогда нельзя форсировать звук. Деятельность концертмейстера с хоровом коллективом
Детской школы искусств обширна и значима. Необходимы определённые умения, которыми
должен обладать концертмейстер хора.Это прежде всего:
Музыкальная одаренность, умение чувствовать и понимать музыку
Отличный музыкальный слух, воображение
Умение охватить образ и форму произведения
Понимание замысла композитора и умелое его воплощение
Быстрое освоение музыкального текста
Чтение с листа
Транспонирование
Концертмейстер детского хора должен быть внимателен к фразировке исполнителей, обладать
умением понять характер и настроение произведения. Находиться на «одной волне» в
эмоциональном смысле с хормейстером и детским коллективом.Концертмейстер не должен
быть активнее хора, или оказывать давление на коллектив, он - деликатный помощник и
сопровождающий.
Особенности
работы
концертмейстера
детского
хора
связаны
со
спецификой
хорового
исполнительства.
Это
участие
дирижёра,
который
руководит
процессом, различные тембровые возможности каждой вокальной партии, её связь со словом,
стихотворным текстом. Всё это требует от концертмейстера знания азов дирижирования и
понимания дирижёрских жестов. В процессе работы пианист-концертмейстер должен
овладеть и навыками общения с младшим и старшим детскими коллетивами Детской школы
искусств. Это происходит на начальном этапе знакомства с индивидуальными особенностями
хористов во время прослушивания детей хормейстером и распределения их по голосам.
В работе концертмейстера и хормейстера детского коллектива главная задача — это привить
учащимся любовь к музыке, заинтересовать их. Уделяется большое внимание к смыслу песни,
подбираются
ключевые
слова,
ищутся
сравнения,
ассоциации,
которые
вызывают
жудожественные произведения.
Занятия схоровым холлективом в Детской школе искусств начинаются с распевок, которые
формируют вокально-хоровые навыки и вырабатывают правильную певческую позицию.
Концертмейстер помогает музыкальным сопровождением, а в отсутствии преподавателя
может сам распевать хор, используя распевки которые дети уже знают или показывать новые.
Это могут быть небольшие попевки из известных вокальных или инструментальных
сочинений. На таком музыкальном материале удобно работать над укреплением дыхания,
развитием ровности и силы звука, над ансамблевым звучанием. Важно владеть методикой
вокала, учитывать возрастные особенности детей. Иметь навык правильной певческой
позиции, чтобы показать упражнение хористам. Играть не смотря на клавиатуру, так как
внимание необходимо уделять детскому коллективу. Должен быть постоянный зрительный
контакт с учащимися, для того чтобы удержать их внимание.
Затрону тему исполнительской практики и особенностей сценического поведения. Работа
над музыкальным произведением «выносится» на концерт. Произведение начинает жить от
концерта к концерту. Святослав Рихтер говорил: «Найти себя в произведении, найти что-то
новое, не похожее на других. Ищем основной образ, идею и показываем с помощью средств
выразительности используя голос и инструмент. Исполнение обладает временными рамками.
Вл.Вл.Сафроницкий- русский советский пианист и педагог, профессор Ленинградской
консерватории, это истинный мастер исполнения. Публика часами могла ждать его концертов.
Он говорил: «Записи- это трупы произведений». А канадец Глен Гульд терпеть не мог
концерты. Он нашёл себя в записи. Музыка является звуковой волной, которая направлена в
область эмоций. На сцене необходимо справиться с волнением. Генрих Нейгауз выделил два
типа волнения:
Правильное, когда исполнитель боиться что не сможет полностью воплотить образ.
Неправильное. У детей боязнь совершить ошибку.
На сцене важно внимание. Есть такой термин - «публичное одиночество».
Сосредоточиться на музыке, «смотреть внутрь себя». Концентрация внимания высока.
Подведя итог вышесказанному можно сделать выводы, чтобы стать хорошим хоровым
концертмейстером необходимо знание специфических певческих проблем и задач, понимание
сложности и многогранности этой профессии и по-настоящему любить хоровое искусство.
Конечно же важным аспектом является творческий союз хормейстера, концертмейстера и
детского хорового коллектива для достижения общей цели.
Список использованной литературы
1.
Абелин. Л. М. Как организовать детский хор. - Работа с детским хором. Сборник
статей под ред. В.Г. Соколова. М., «Музыка» 1981.
2.
Бенцианова С. Концертмейстеры большой оперы // Музыка и время. № 6 – М., 2002.
3.
Визная И., Геталова О. «Аккомпанемент». Авторская программа для ДМШ. Санкт-
Петербург, 2009.
4.
Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве
ансамблиста. Сб. науч. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986.
5.
Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка
в школе. – 2001. - №2. – С. 38-40.
6.
Кубанцева Е.И. Процесс учебой работы концертмейстера с солистом и хором //
Музыка в школе. – 2001. - №5. – С. 72-75.
7.
Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. –
Л.: Музыка, 1972. - 80 с. (Разделы № 2, 3, 5).
8.
Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. – Изд. 2-е. М.:
«Большая Российская Энциклопедия», 1998. – С.270.
9.
Самарцева Т.
«Методические рекомендации по концертмейстерской работе в
дополнительном образовании». Оренбург, 2009 г
10. Соколов В.Л. Работа с хором / В.Л. Соколов. - М., Музыка. - 1967. 227 с.
11. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.:
Музыка, 1996.- 206с.