Напоминание

Роль учителя в повышении качества и эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры


Автор: Сергей Николаевич Винокуров
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ОГБОУ "Гимназия №1 им. В.И. Ленина"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Роль учителя в повышении качества и эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Роль учителя в повышении качества и эффективности

учебно-воспитательного процесса на уроках физической

культуры».

«Учитель является тем человеком, который вытаскивает на

дневной свет хорошие черты характера ученика, тщательно избегая

любых замечаний, касающихся слабостей, при этом указывая пути и

средства для подпитки слабых ростков». Поэтому проблема личности

учителя физкультуры, его деятельности в воспитательном процессе является

актуальной на сегодняшний день. Ведь физическая культура является одной

из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его

отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Важнейшим признаком

профессионализма учителя физкультуры является его способность,

используя те или иные формы, приемы обучения и воспитание учащихся,

выражать к каждому из них свое личное отношение.

Другим важным показателем профессиональной культуры учителя

является использование им разнообразных и варьирующих межличностных

связей для формирования коллектива учащихся.

Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает

умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группы

школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных

секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при

проведении спортивно-массовых мероприятиях, дней здоровья, спортивных

праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы

в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями

и руководством школы, выше стоящими организациями: органами народного

образования, департаментом по физической культуре и спорту.

В многообразной деятельности учителя физической культуры

выделяют четыре функции его педагогического труда: конструктивная,

коммуникативная, организаторская и познавательная.

Модернизация системы образования потребовала коренной

перестройки процесса обучения и воспитания, в и том числе и физического

воспитания учащихся. В настоящее время деятельность учителей физической

культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных

ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности

школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими

упражнениями и избранным видом спорта, воспитание моральных и волевых

качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта

общение между учащимися и педагогами. Физическое развитее школьников

необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности.

Поэтому необходимо развивать у школьников стремление к самоанализу,

самооценке, самосовершенствованию.

Пример учителя физической культуры, обладающего высокой

педагогической культурой, работающего над совершенствованием через

самовоспитание собственной личности, является важным средством

воспитания учащихся в условиях личностно - ориентированного

образования. Движение в этом направлении сделает физическую культуру

средством непрерывного совершенствования личности как ученика, так и

учителя.

В современном обществе необходим творческий поиск новых походов,

концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

Назревает ситуация, когда общество захочет измерить то качество

образовательных услуг, которое гарантируется образовательным

утверждениям (о чем свидетельствует инновации последних лет: введение

федерального государственного образовательного стандарта в 2010 году,

обсуждение основных тенденций модернизаций).

Основное содержание деятельности учителя физической культуры

включает в себя выполнение следующих функций – обучающую,

воспитывающую, организующую. Они воспринимаются в единстве.

Педагогическая деятельность – это профессиональная активность

педагога с помощью различных действий решающего задачи обучения и

воспитания детей. Объективно оценить деятельность учителя возможно

только на основе исследования объектов, критерий и сущностных

характеристик педагога. Творческая индивидуальность педагога – эта

высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно

связана с его личностью. Труд учителя состоит из трех компонентов :

педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность

– стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в

педагогической деятельности и в педагогическом общении. Личность

учителя физической культуры во многом определяется имеющимся у него

качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимся,

определяют быстроту и степень овладения им различными умениями.

Все профессиональные важные качества учителя физической культуры

можно разделить на следующие группы: мировоззренческие, нравственные,

коммуникативные.

Мировоззрение учителя мотивирует всю его педагогическую

деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную основу

для воспитания у учащихся активной жизненной позиции. Воспитывая

патриотизм, учитель физической культуры должен сам быть патриотом.

Патриотизм учителя физической культуры должен проявляться в гордости

как за достижения отечественных спортсменов на международной арене,

так и за достижения страны и развитие науки, литературы, искусства,

массовой физической культуры. В то же время спорт должен быть как

средство укрепления мира и взаимопонимания между народами всех стран.

Нравственные качества отражаются в поведении, в нравах. Личный

пример - лучшая проповедь. Учитель физической культуры обязан постоянно

следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель

– это человек, специальностью которого является правильное поведение. Ёщё

древний философ Ювенал утверждал: "В здоровом теле - здоровый дух".

Постоянный контроль за своим поведением необходимо учителю в

связи с сильно развитой у школьников склонности к подражанию, причём в

младших классах оно носит неосознанный характер: школьниками

копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не всегда

являются положительными.

Старший школьник обладает достаточно развитой критичностью и

способен отделить в учителе плохое от хорошего, учитель может потерять

авторитет в глазах учащихся, если его слова расходятся с поступками.

Например, если учитель физической культуры курит, то ему невозможно

будет убедить школьников, что курить вредно для собственного здоровья и

здоровья окружающих, что курение снижает спортивные результаты.

Нельзя, воспитывая у учащихся уважительное отношение к труду,

самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать на

урок, приходить на него не собранным, отменять ранее запланированные

мероприятия. Страстность в работе передается учащимся. Они на примере

учителя начинают понимать, что работа – это одна из главных ценностей

в жизни человека, что она доставляет радость не только самому себе

работающему, но и окружающим. Только личным примером учитель

физической культуры может заразить школьников своей профессией.

Доказано, что почти все школьники улавливают настроение учителя, и

на большинство из них это настроение влияет положительно, если

настроение учителя хорошее, или отрицательно, если настроение плохое.

Недаром А.С. Макаренко придавал самое большое значение тому, чтобы в

коллективе царило бодрое, жизнерадостное настроение. Дети обладают

поразительным чутьём.

Одним из важных качеств учителя является правдивость. Ученики

должны быть уверены в искренности намерений и чувств учителя. Если

ученик почувствует, что учитель ведет с ним воспитательную игру, что в его

словах присутствует фальшь, наигрыш, то он логично решает, что его хотят

обмануть, и его доверие к словам и поступкам учителя исчезают.

Учитель должен обладать и другими нравственными

качествами: принципиальностью, самокритичностью,

трудолюбием, справедливостью. В.А. Сухомлинский писал, что

"Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю, но чтобы

быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого

ребенка".

Коммуникативные качества, к которым относятся общительность,

вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают учителю

устанавливать контакт с учащимися в процессе работы учителя. К этим

качествам относятся и педагогический такт.

Однако спокойствие и выдержка учителя не должны подменяться

его безразличием, равнодушием к работе. Учитель имеет право и он

должен радоваться, гневаться, печалиться, обижаться. Но даже,

возмущаясь, он не должен выходить из себя, терять над собой

контроль, не должен переходить на грубый и оскорбительный тон.

Французский писатель Жан Либрюйер, наблюдая поведение детей,

увидел: "ДЕТИ дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы,

любопытны, своекорыстны, ленивы, трусливы, легкомысленны,

невоздержанны, лживы и корыстны. Они легко раздражаются смехом

или слезами, но пустякам предаются неумеренной радости или горькой

печали, не выносят боли и любят её причинять, - они уже ЛЮДИ ! "

Невыдержанный учитель не может успешно вести воспитательную

работу с детьми, так как в их глазах он не обладает авторитетом. Учитель

физической культуры одновременно должен следить за многими объектами

и моментами в своей деятельности: за содержанием и формой изложения им

материала, качеством показываемого упражнения и формой доходчивостью

даваемых пояснений, своей позой, походкой, мимикой и одновременно

постоянно держать под наблюдением весь класс.

Непременным качествам учителя должна быть

его требовательность. Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают тех

учителей, которые добиваются своего без грубого принуждения и угроз, а так

же без педантизма. Всякие отступления от предъявленных требований (порой

учитель предъявляет требования к ученикам, а потом, забывает про него или

отменяет без всяких обоснований) учащиеся рассматривают как слабоволие

учителя.

Урок физкультуры по своему содержанию, организации,

методике проведения можно считать одним из самых трудных в

школе. Ведь надо учить детей технике спортивных дисциплин, развивать

спортивные качества, наконец, заставлять их преодолевать большие

физические нагрузки с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем

эмоциональном уровне, с сохранением по - человечески добрых отношений

к учащимся.

Говоря об учебном и воспитательном процессах на уроках физической

культуры большую часть времени занятий занимает физическое воспитание.

Опыт показывает, что целенаправленное воспитание способствует

более организованному проведению учебных занятий и спортивный

тренировок. Двигательная плотность и эффективность занятий по

физической культуре зависят от организованности, дисциплины,

настойчивости, воли, упорства и других черт характера обучающихся.

Качество обучения школьников и уровень их воспитанности находятся в

прямой зависимости друг от друга. Педагогическая деятельность достигает

своего социального значения, когда в процессе воспитания происходит

обучение взаимодействию с разными людьми.

Ответственный и творческий труд учителя – это подлинно гуманные

демократические взаимоотношения со своими учениками, их родителями,

коллегами. В связи с этим, урок физкультуры в ней не меньшей степени

является важным предметом, чем другие предметы. Физкультура

предоставляет возможности для развития познавательных процессов

учащихся посредством совершенствования выполнения и усвоения новых

моторных действий. Учитель физической культуры - это консигнатор

деятельности по формированию психосоциальных, коммуникативных,

информационных и других компетенций нового поколения, без которых

немыслим человек XXI века.

Методы, повышающие интересы у обучающихся к урокам

физкультуры в младших классах.

Важное место в системе обучения подрастающего поколения занимает

физическое воспитание, средства методы и формы которого служат

укреплению и повышению уровня здоровья, работоспособности, подготовке

учащихся к активной трудовой деятельности. Перед современным учителем

стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках.

Для этого, необходимо, что бы школьники испытывали интерес к занятиям

физических упражнений, стремились развивать необходимые для этого

физические и психологические качества и получали удовлетворение от этих

уроков. Для того, что бы добиться успеха на уроке и вызвать интерес у детей

к занятиям физическими упражнениями, во- первых, необходимо

осуществлять межличностные отношения "учитель – ученик". Проявлять у

детей интерес к учителю. Для младшего поколения очень важно общение с

учителем. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих

школьников это огромный стимул. Во-вторых, при проведении уроков

учитель должен заинтересовывать детей к учебной деятельности.

Правильно поставленная задача больше всего заинтересовывает детей

к учебной деятельности. Обстановка урока и поведение учителя существенно

влияют на доброжелательность и эмоциональность школьников.

Собранность учителя, краткость и чёткость его команд, замечаний,

бодрость тона и речи не переходящий в крик настраивает учащихся

на мажорный и деловой лад. Объяснение является одним из основных

методов обучения, так как дает представление о движении (как надо

выполнять движение). Объяснение должно быть доступным и

соответствовать уровню развития учащихся. Использование образных

сравнений помогает лучшему выполнению упражнений. Например: объясняя

как выполнить подскоки, учитель говорит: прыгаем как мячики , тихую и

мягкую ходьбу на полусогнутых ногах сравнивают с поступью кошки.

Один из следующих методов: рассказ применяется при

ознакомлении нового движения, при изучении новой игры. Ценность

рассказа как метода состоит в том, что новый материал сообщается в

повествовательной форме, а это способствует лучшему усвоению изучаемого

материала и эффектному выполнению упражнений. Метод рассказа

применяется в младших классах. Например тематические рассказы:

«Экскурсия в лес», «Режим дня», «Джунгли зовут» во время рассказа учитель

знакомит детей с самыми разнообразными упражнениями, прыжками,

упражнениями на дыхание, на равновесие, метание теннисного мяча на

дальность и в цель.

Большой интерес у детей на урок вызывает использование

метода круговой тренировки: Путешествие по станциям: попрыгай-ка,

отжимай-ка, приседай-ка, залезай-ка, отдыхай-ка, где дети осваивают

различные виды двигательных навыков.

Главенствующую роль на уроках физкультуры в младших классах

отводится игровому методу, а непосредственно к нему относятся подвижные

игры как средство физического воспитания. Они отличаются рядом

особенностей, характерные для них: это активность и самостоятельность

играющих, коллективность действий и непрерывно меняющиеся условия

деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры,

регламентирующие их поведение и взаимоотношения. Взаимоотношение

играющих определяются прежде всего содержанием самой игры - это могут

быть игры как командные и некомандные, имитационные (с

подражательными движениями), с перебежками, с преодолением

препятствий, с различными предметами, с сопротивлением, с

ориентировкой (по слухам и зрительным сигналам). Каждая игра в целях

физического воспитания обязательно должна обеспечивать решение

максимально возможного числа образовательных задач. Для детей младшего

школьного возраста при подборе игр надо помнить, что их организм не готов

к выполнению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются , но

довольно быстро восполняются, поэтому для младших школьников игры не

слишком длительны, они обязательно должны прерываться паузами для

отдыха. Для учащихся 1-3 классов еще не доступны игры со сложными

движениями и взаимоотношениями между играющими. Их больше

привлекают игры имитационные, сюжетного характера: например: «День и

ночь» , «Веселые ребята», « Космонавты» , «Два мороза» , «Караси и щуки» ,

«Мяч среднему». Действия коллектива для них сложны, поэтому им больше

нравятся игры с пробежками, прыжками.

В 3-4 классах у детей наблюдается заметное улучшение

координационных возможностей. Прибавка в силе, быстроте, выносливости,

более совершенное управление своим телом и лучшая приспособляемость

организма к физическим нагрузкам. Для детей этого возраста доступны

игры сложного содержания. В психике детей происходят изменения.

Увеличение силы и подвижности нервных процессов влечет за собой

повышение устойчивости, внимания и интересов детей. Развитие

оперативного мышления обеспечивает решение более трудных тактических

задач . Это особенно важно, поскольку в таком возрасте детей начинают

интересовать игры с соревнованиями не между участниками, а между

игровыми коллективами. Игры мальчиков и девочек 9-10 лет существенно

не отличаются. Но все же мальчики более склонны к играм с элементами

единоборства, взаимовыручки и борьбы за мяч. Девочки предпочитают

спокойные игры, с ритмичными движениями, точными действиями

с различными предметами.

Особой любовью детей этого возраста пользуются игры с мячом, с

бегом, прыжками через препятствия, метание различных предметов. Игры

«Борьба за мяч», « Мяч капитану», «Перестрелка» вызывают глубокий

эмоциональный всплеск и позволяет в полной мере удовлетворить

двигательную потребность занимающихся, тем самым, способствует

созданию положительного эмоционального фона на занятиях и

возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создают

положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.

Соревновательный метод пробуждает интерес у учащихся,

способствует лучшему выполнению упражнений, повышению результатов,

позволяет за короткий промежуток времени значительно увеличит нагрузку

на организм. Кроме того, командные игры содействуют воспитанию у детей

чувства коллективизма. Соревнования как метод совершенствования

меняется после того как у учащиеся образовался некоторый навык.

Практически он состоит в том, что во время прохождения учебного

материала выявляются лучшие команды, группы или отдельные учащиеся,

например при проведении бега группами устанавливаются победители

забегов. При поведении прыжков выявляются лучшие прыгуны при

организации и проведении игр – команды-победительницы. Вместе с тем,

соревновательный метод требует правильного педагогического руководства,

т. к. выявляет отдельных учащихся-победителей. Пользоваться

соревновательным методом надо весьма осторожно, так как в условиях

соревнования возникает большое нервное и физическое напряжение

учащихся и снижает точность выполнения упражнений. Большое

напряжение и сильное возбуждение может отрицательно сказаться на

самочувствии детей, их поведении и на взаимоотношения друг с другом.

Поэтому с учащимся 1-2 классов соревновательный метод следует

ограничить играми, имеющими соревновательный характер: «К своим

флажкам», «Мяч среднему», «Вызов номеров», «Кто дальше бросит».

В 3-4 классах соревнования на уроках можно проводить по всем видам

школьной программы. При этом основное внимание детей надо

сосредоточить не на личных достижениях, а на лучших результатах команды.

Школьник играя, более активно участвует в обучении. Его повышенный

интерес к уроку физической культуры через выполнение игровых заданий

создает благоприятный психо-эмоциональный фон для изучения

требуемого двигательного действия. Поэтому так важно включать в урок

игры. Приёмом, способствующим формированию привычки у школьников

регулярно заниматься физическими упражнениями, относятся в частности,

метод убеждения - беседы, информации, объяснения. Ребятам необходимо

объяснять всю важность систематических занятий для улучшения здоровья,

самосовершенствования, красоты тела.

Применяя эти методы, учитель формирует социально-заманчивые

мотивы возникновения привычки к занятиям физической культуры,

развивает к ним интерес, вооружает учащихся необходимыми,

теоретическими занятиями в области физической культуры и спорта. Более

эффективным средством проявления интереса к уроку физической культуры

является добавления на уроке элементов самостоятельности.

Самостоятельные занятия имеют различные содержания - это выполнение

упражнений, направленные на развитие физических качеств и физкультурно-

оздоровительные мероприятия и отработка техники двигательного действия.

К самостоятельной деятельности относятся и домашние задания: работа по

карточкам, написание доклада, реферата. Например: карточка с описанием

подвижной игры, проведение которой ученик должен подготовить на

следующий урок. Или подготовка к сдаче какого-либо зачета: сгибание и

разгибание рук в упоре лёжа на полу, прыжки в длину с места, прыжки через

скакалку, поднимание туловища из положения лёжа, или например дать

задание, чтобы они придумали комплекс упражнения для осанки,

дыхательные упражнения, и объяснить как упражнение влияет на организм.

Дети с удовольствием, с глубоким чувством ответственности, выполняют

задания по физкультуре, что повышает интерес к предмету «Физическая

культура».

Большой интерес детей вызывают спортивные соревнования, бассейн,

катки, который убеждает в посещении занятий в спортивных секциях.

Это является залогом успеха в отношении к занятиям физкультуры и

спортом. А со стороны учителя, чтобы у школьников не пропадал интерес к

занятиям физкультуры уроки, должен проводить занятия так, чтобы они

оставляли в сознании детей глубокий след, приносили удовлетворение и

были эмоционально притягательными. А для этого учитель, чтобы добиться

успеха на уроке, должен чётко выполнять поставленные цели:

1.

Содействие всестороннему развитию личности.

2.

Воспитание активно-развитой личности.

Основные задачи по физическому воспитанию:

1.

Охрана и укрепление здоровья детей.

2.

Формирование жизненно необходимых знаний, двигательных

умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными

особенностями. Развитие физических качеств.

3.

Воспитание потребности и умение самостоятельно заниматься

физическими упражнениями, сознательно применять их в целях

укрепления здоровья.

Организация урока физкультуры

Можно смело утверждать, что для большинства учащихся самым

интересным является урок физкультуры. И не потому, что на этом уроке

вроде бы не надо думать - играй себе в мяч, потому что только здесь, в

спортивном зале, в честном соперничестве можно победить одноклассника в

одном из видов физических упражнений или, что ещё почётнее, преодолеть

его физическую и моральную слабость.

Такие, казалось бы, незначительные победы зачастую оставляют яркие

воспоминания надолго, а то и на всю жизнь.

Урок физкультуры по своему содержанию, организации,

методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе.

На самом деле, учить детей технике спортивных дисциплин, развивать их

физические качества, наконец, заставлять их преодолевать большие

физические нагрузки – и всё это с соблюдением норм и правил поведений, на

хорошем эмоциональном уровне, с сохранением по-человечески добрых

отношений с учащимися.

Дети любят порядок, дисциплину и не любят хаос и

неорганизованность. Задача учителей состоит в том, чтобы приучить

учащихся к определённому порядку проведения и прохождения урока.

Школа – консервативное заведение, с трудом

поддающееся коренным преобразованиям. В этом сила школы, но в этом

её слабость. Мастерство учителя заключается в умении сочетать в

процессе обучения постоянное, неизменное, с элементами новизны. В

начале урока класс всегда строится на одном и том же месте в зале.

Постоянно проходит один и тот же ритуал: приветствие, объяснение задач

урока, выполнение команд «Направо! Бегом – марш!» Но вот учитель даёт

другую команду: «Налево! Бегом - марш!».

На уроке нет мелочей. На качество урока влияет всё: от выражений

лица учителя до тембра его голоса. Есть хорошее правило: прежде чем что-

то делать, нужно чётко, внятно и кратко объяснять детям, что вы от них

хотите. Если класс построен в одну шеренгу, а учитель стоит перед первыми

5-7 учениками, то стоящие в другом конце шеренги 5-7 учеников не слышат

объяснения и начинают разговаривать переминаться , толкаться. Начало

урока под угрозой срыв. Объяснять надо так, чтобы слышал весь

класс. Например перед бегом необходимо обговаривать заранее все

возможные нарушения и ошибки: запрещается обгонять, срезать и сокращать

дистанцию, выбегать из строя, толкаться, бегать по ногам и т.д.

Учитель во время бега располагается в углу зала, возле которого класс

строился. Стоять надо так, чтобы видеть каждого ученика, пробегающего

мимо, иметь с каждым зрительный контакт. В этот момент учитель может

подсказать направляющему темп бега или изменить его направление,

похвалить одного, сделать замечание другому. Результатом будет полная

отдача детей на уроке. Кроме того, глядя на лица учеников, пробегающих

мимо, можно заметить признаки усталости, остановить ученика, предложить

перейти на ходьбу, т.е. пусть и пассивно, но всё же участвовать вместе с

ребятами на уроке.

Никто не должен чувствовать себя потерянным на

занятиях. Учащиеся редко утомляются от физических нагрузок, однако их

утомляют монотонность, однообразие. Однообразно повторяющиеся из урока

в урок упражнения - рывки руками, приседания, наклоны - носят

ритуальный, дисциплинирующий характер и не несут ни смысловой, ни

физической нагрузки. Дети, приученные раз и навсегда к заведённому

порядку, не способны перестроиться или приспособиться к необычной

ситуации.

Дети очень переживают за своё здоровье, бояться заболеть,

травмироваться и т.д. Необходимо это учитывать при проведении

общеразвивающих упражнений и заданий, систематически напоминая детям

о значении упражнений: чтобы не было радикулита - надо постоянно делать

вот это упражнение; если не будете растягивать связки, делать упражнения

на гибкость – «закаменеете»; если не будете тренироваться в равномерном

беге, ослабнут мышцы сердца и т.д. Так учитель подводит ребят к осознанию

значения общеразвивающих упражнений и заданий.

Обучение двигательным навыкам может и должно стать самым

увлекательным занятием на уроке физкультуры. Ребенку для его развития

постоянно требуется не только интеллектуальная информация, но и

двигательная. И чем больше двигательных навыков осваивает ученик, тем

быстрее он развивается физически и умственно.

Дети любят учиться, дети любят когда с ними занимаются,

возятся, они простят ему многое, если учитель на уроке работает.

Каждый ученик должен получать шанс для реализации своих

способностей на уроке физкультуры. Если ростовые данные не позволяют

ребёнку доминировать в баскетболе или волейболе, есть спортивная

гимнастика, лыжи; имеешь большой вес - можешь поднимать штангу,

побороться и т.п.

Класс обучается на уроке новому, повторяет и совершенствует

ранее изученное. Здесь вряд ли можно что-то добавить к словам

К.Д.Ушинского : «Привязывать к старому, уже твёрдо укоренившемуся,

всё изучаемое вновь – это такое педагогическое правило, от которого,

главным образом, зависит успех всякого обучения. Хорошая школа,

кажется, только и делает, что повторяет, а между тем знание учеников

быстро растут».

Главный принцип обучения: не умел – научился – применил. Если же

учитель, кроме того, замечает и отмечает динамику обучения, то урок

физкультуры становится для ученика постоянным источником радости. Для

преподавателя очень важно замечать каждого ученика на уроке, особенно в

момент самостоятельного совершения техники движения, подсказывать,

поправлять, отметить малейшие сдвиги в сторону улучшения. В результате

класс начинает переживать за отстающего, подсказывать, помогать, а

помогая товарищу, ребёнок сам быстрее осваивает новое. Дети должны

чувствовать заинтересованность учителя в результатах своего труда, тогда

отдача на уроке не замедлит сказаться.

Чтобы процесс обучения состоялся, необходимо два условия: 1)

чтобы ученик хотел, 2) чтобы учитель умел. Австрийский писатель Карлос

Краус очень точно сказал: "Что переварили учителя, тем питаются

ученики".

В основной части урока обязательно должна присутствовать игра:

спортивная, если дети достаточно хорошо подготовлены; подвижная игра для

младших классов. На уроках гимнастики это может быть показ упражнений,

соревнования между отделениями и т.д. Урок без игры превращается в

нудную работу, которую дети не могут выполнять долго.

Обучая детей, учитель учиться сам, постепенно отбрасывая лишние

(словословие, паузы, перестроения), делая урок динамичным, интересным.

Дети бегут на такой урок физкультуры, снимая одежду ещё в коридоре.

Если коллективная работа с участием всего класса строится на началах

принудительного среднего темпа, то для компенсации пробелов знаний

у сильных и слабых учащихся существует самостоятельная работа по

индивидуальным планам.

Физкультура, возможно, является единственным предметом, где

любой ученик, независимо от физических данных, может быть

отличником.

Постоянно показывая каждому положительные сдвиги в освоение

двигательных навыков или в развитии физических качеств, учитель

приходит к принципу оценки действий ребёнка: в начале урока не умел, в

конце урока научился. Если ребёнок на уроке не научился, виноваты в

этом учитель и его система урока, при которой не каждый ученик может

освоить учебный материал. Норвежский прозаик Маритиниус правильно

отметил: " Отсутствие профессионализма всегда оскорбляет ".

Физкультура – предмет, где не может быть принудительных домашних

заданий. Если же учитель сумел своим уроком заинтересовать, подвигнуть

детей на совершенствование своих физических и

двигательных возможностей, с полным правом можно

назвать профессионалом.

Организация урока – основа хорошей дисциплины и результативности

в работе. Дети редко сознательно нарушают дисциплину. Время, в течении

которого ученик не занят на уроке, он может использовать для баловства.

Однако при любой организации урока конфликты будут иметь место.

В основе их лежит личностные отношения учителя и ученика, учителя и

класса. Учитель, как любой человек, имеет свои пристрастия, одни учащиеся

нравятся ему больше, другие меньше. Русский педагог и писатель Антон

Лигов правильно заметил: "Ничто так прочно не запоминают ученики,

как ошибки своих учителей".

Учитель должен хорошо относиться к ученику, уважать его за то, что

тот старается на уроке освоить всё, чему учат. Ученик же должен понимать,

что учитель относится к нему прохладно не из личной неприязни, а за то, что

он не добросовестно работает на уроке. Поэтому, изменив своё отношение

к уроку, ученик сразу может рассчитывать на изменение отношения к нему.

В начале учебного года на первом уроке учитель знакомит весь класс

с основными правилами поведения спортзале, правами и обязанностями как

ученика, так и учителя. Но вот то немногое, что надо запомнить: на уроки

не опаздывать, заниматься в спортивной форме и спортивной обуви,

соблюдать правила техники безопасности и охраны труда на уроках и т.д.-

должны выполнять систематически и неукоснительно.

Для воздействия на ученика не должно быть иных рычагов, кроме

интереса к уроку и хороших личных взаимодействий с учителем. Японцы,

например, считая гордость и достоинство самыми мощными стимулами

человеческого поведения, проявляют заботу о «сохранении лица» своих

учеников, деликатность общения с ними. Критика, по их мнению ведёт к

улучшению результатов лишь на следующих условиях: если её высказывает

человек, пользующийся уважением и доверием критикуемого; если она

проявляется в особых случаях, а не является повседневной и привычной;

если она высказывается в товарищеском тоне и не носят грубой и

враждебной формы.

Если конфликт всё-таки случился, его разбор лучше отложить на

некоторое время (до конца урока, а лучше на следующий день).

Допустивший оплошность учитель должен извинится первым. От этого

уважение к нему только усилится. Для виноватого ученика бывает

достаточно беседы с учителем с глазу на глаз, чтобы инцидент был

исчерпан.

Дети болезненно реагируют на малейшее проявление необъективности,

несправедливости по отношению к ним, в особенности со стороны учителя.

Например, наказать болтающего или мешающего вести урок ученика можно

оценкой, дав задание, выполнение которого представляет для него трудность.

Если же ученик, вопреки прогнозам учителя, хорошо выполнил упражнение,

учителю ничего не остаётся, как поставить заслуженную оценку.

Вряд ли процесс обучения и воспитания детей может обходиться

без поощрения и наказания. Если способы поощрения на уроке хорошо

известны ( высокая оценка, внимание учителя, похвала, поощрения и т.п.),

то с наказанием дело обстоит гораздо сложнее. Немецкий философ

Иммануил Кант очень точно подметил: "Наказания, назначаемые в

припадке гнева, не достигают цели".

В любом случае учитель никогда не должен жаловаться на своего

ученика. Жалоба – признак слабости. Единых рецептов нет. Но учителю нет

смысла долго обижаться на провинившегося. Если ученик после инцидента

изменил своё отношение, учителю следует сделать вид, что ничего не

случилось.

Ни что так не разлагает дисциплину, как не работающий учитель.

Русский историк Василий Ключевский правильно сказал: " Чтобы

быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и

любить тех, кому преподаёшь!" Детей нужно любить бескорыстно. Это

трудно, но другого пути нет. Учитель, любящий свою работу, постоянно

совершенствует своё профессиональное мастерство, изучает опыт передовых

учителей.

Одним из важнейших факторов предупреждения конфликтных

ситуаций является психологический климат урока. Очень важно создание в

классе такого настроения, при котором все учащиеся охотно, энергично, даже

весело и в тоже время спокойно и ровно работают на протяжении всего

урока. Такому режиму способствует ровное, хорошее и рабочее настроение

учителя, его благожелательное отношение к ребятам и, конечно,

способность вселять позитив и оптимизм, умение шуткой разрядить

напряжённую обстановку.

Заканчивать урок учитель должен организованно. Опытные

учителя говорят: «Как закончился урок, так и начнётся следующий в

этом классе». В значительной мере это действительно так. Построив детей,

учитель подводит итоги урока, хвалит класс или отдельных учеников,

либо делает замечания и способы их устранения, даёт домашнее

задание, обозначает резервы для совершенствования.

Список литературы:

1

. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория,

практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков,

А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. - М.: Издательский

центр «Академия», 2009. – 528 с.

2. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учеб. пособие. – Ростов-на-

Дону: Феникс, 2003. – 384 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – 2-е

изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 304 с.

4. Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск:

Принтер, 1993. — 57 с.

5. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное

пособие.

-

Тюмень:

Издательство

Тюменского

государственного

университета, 2010. – 144 с.

6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического

воспитания и спорта: Учеб. пособие для вузов. – 3-е изд. – М: Академия,

2004. – 48 с.



В раздел образования