Автор: Маляренко Наталья Петровна
Должность: учитель ОРКСЭ и ОДНКНР
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №65"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Внеклассное мероприятие по курсу ОДНКНР в 5 классе
Тема: «Семья – хранитель духовных ценностей»
Раздел: дополнительное образование
Тип занятия
: внеурочное занятие
Методы и формы обучения:
Методы: частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты:
Предметные: научаться характеризовать семью как первый социальный
институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и
где формируются духовные ценности. Получат возможность научиться:
работать с текстом, высказывать собственное мнение.
Метапредметные УУД:
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно
создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют
план и последовательность действий.
Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают
разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.
Личностно значимая проблема: Знание истории своей семьи, ее обычаев и
традиций –залог интереса к культурным традициям российского народа.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютерные презентации,
проектные работы учащихся, раздаточный материал.
Ход урока
Учащиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной и
конфессиональной принадлежности (деление при помощи разноцветных
карточек).
1.Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми улыбнемся
друг другу и начнем работать.
Мотивация.
– В начале нашего урока предлагаю вам послушать сказку и подумать, что же
нам хотел сказать автор?!
Просмотр сказки Василия Александровича (советский педагог,
писатель)Сухомлинского «Цветок и лепесток».
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали
нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился:
«Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот
возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике
розы и
смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало,
улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток,
встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не
цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не
знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без
одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
–Почему погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
– Правильно. В семье точно так же. Все связаны друг с другом. Только все
вместе мы сильны, а по отдельности слабы, уязвимы и на самом деле,
несчастны.
Ромашка является символом семьи!
2.Определение темы и целей урока
Учитель - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
(о семье) Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных
ценностях.
Учитель открывает слайд : Семья – хранитель духовных ценностей.
Обсуждение:
Учитель: Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но
часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?
Учитель: 1. Какое определение вы бы дали понятию «семья»?
Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей,
внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слайд
Учитель: 2. Вспомните качества, которые присущи каждой семье в
вашем понимании?
Предполагаемые ответы: Родные люди, общий дом, тепло семейного очага,
общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей,
совместный труд, совместный досуг, т.д.
3. Изучение нового материала.
Учитель - Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с
любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем
появляются сначала
нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью,
она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью
взращивать, чтобы получилась счастливая семья. Если нам плохо, трудно,
если случилось несчастье –
кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно
же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь.
Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней
собираются".
Кластер «Задачи семьи»
Учитель -А теперь давайте определим какие же важные задачи должна
решать семья. У вас на столе ватманы, вы должны подумать и записать
задачи семьи. Пожалуйста, ваши ответы.
(Выступления детей групп )
Учитель - Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем
понимании? (Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее
хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный
труд, совместный досуг, т.д.)
Учитель - А вот на чём держится семья? Какие слова будут объединять всех
членов семьи, мы узнаем прочитав притчу.
а) Чтение и обсуждение притчи.
«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва
об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как
вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял
бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на
листе было написано три слова…
Учитель: - Какие это слова? «ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»
(Слайд)
- Как вы понимаете эти слова? - Как можно назвать такую
семью? Счастливой, крепкой - Ребята, как вы думаете, может ли человек
прожить без семьи? нет
Учитель:
Что же может объединять семью?
(Традици)
Учитель: Традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и,
главное, характеризуют семью, как коллектив.
Что такое традиция??? Традиция - от латинского "передача". Это слово
означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из
поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Учитель:
Основные семейные традиции
(слайд)
Традиции гостеприимства, семейный обед.
Празднование знаменательных событий в жизни семьи.
Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.
Передача семейных реликвий подрастающему поколению
- Ребята, а в ваших семьях какие есть традиции? Расскажите о них. (Ответы
детей)
Учитель: В истории есть немало примеров крепких и счастливых семей.
Одна из таких семей
это семья Николая II и Александры Федоровны.
(Слайд)
Рассказ ученика (звучит фоновая музыка)
Союзу молодых людей препятствовало время, расстояние, родные, религия -
но они с честью выдержали все, что им выпало, создав прекрасную семью.
По переписке Николая и Александры, мы знаем, что любовь и счастье
наполняли их обоих. Сохранилось более 600 писем, передающих красоту
этой любви.
Это была истинно православная семья. Читая их дневники, переписку
Николая и Александры, видишь, каким нежным было у них отношение друг
к другу, даже спустя 20 лет совместной жизни. Сохранить такое отношение
можно только, когда сердце переполнено любовью. Самое большое счастье
было для них – это возвышенность, высокая духовность их отношений. И не
будь они царственной четой, они всё равно были бы богатейшими людьми на
свете: ведь любовь – высшее богатство и счастье.
Венценосная семья жила просто, и ничем, кроме возложенных на нее
государственных дел, не отличалась от другой любящей семьи. В детстве
императрицу воспитывали в простоте и строгости, и она старалась привить те
же ценности своим детям. Великие княжны одевались незатейливо, без
украшений, ели простую пищу, проводили свой день за чтением, вышивкой,
рисованием, игрой в бадминтон. Что касается цесаревича, то несмотря на
свою болезнь, он был необыкновенно добрым и чутким мальчиком.
Александра Федоровна старалась делать все, чтобы стать самой преданной
женой и заботливой матерью.
В день двадцатилетия их свадьбы Николай Второй отметил в дневнике, что
Бог наградил его редким семейным счастьем. Историки говорят, что их
медовый месяц длился 23 года - достойно, согласитесь.
Учитель:
Как вы думаете какие ценности были важны этой семье? Ответы
детей.(взаимопонимание, любовь, доброта, верность, забота)Слайд
Учитель:А что такое семейные ценности?
Слайд. Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей
распасться.
Слайд. Наши ценности это то, во что мы верим с детства. Даже
маленькие дети легко усваивают, что правильно, что неправильно, и
принимают решения, основанные на семейных ценностях.
Физминутка (видео)
4.Работа в группах.
а) Работа с пословицами. (Детям раздаются карточки со словами. Дети
разделяются на 3 группы по цвету карточек и составляют пословицу о
семье из слов и приклеивают на лист А4,на каждом столе по 3 пословицы.)
- Давайте вспомним пословицы о семье. О чём нас учит народная мудрость?
1. В семье /любовь /да совет, /так и нужды нет.
2. Не будет/ добра, /коли в семье/ вражда.
3. Родители/ трудолюбивы/, и дети /не ленивы.
(В конце с каждой команды по трое выходят к доске ,демонстрируют и
читают составленные пословицы.)
в) Чтение и обсуждение легенды
Учитель:- О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас
познакомитесь «Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между
ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи
обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец
внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить
счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите,
какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на
семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо выполнять
следующие правила: (Какие?)
Пример:
-Уважайте мнение всех членов семьи. 3 мин.
-Старайтесь понять каждого и если надо простить.
-Уважайте родственников.
-Почитайте родителей. И т. д.
Задание группам: Сформулировать свои правила, чтобы создать счастливую
семью.
Каждая группа зачитывают свод семейных правил.
Установка: подумать о смысле, заложенном в ролике «Мост».
Обсуждение: 1.Какой смысл заложен в сюжете? (что нам хотел сказать
автор).
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ МУЛЬТИК ОБ ИСКУССТВЕ
УСТУПАТЬ!.И это полезное умение. И если Вам важен человек, то конечно
же, надо уметь уступать. В семейной жизни компромисс необходим.
Учитель
:
- Наша страна 8 июля ежегодно отмечает – День семьи, любви и
верности.
Ученик -Появился он благодаря муромскому князю Петру и его жене
Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные
христиане почитают за покровителей семьи и брака. Петр и Феврония стали
образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё
при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю -
8 июля смены юлианского (Введен в Римской республике Юлием Цезарем с 1
января 45 года до н.э.) календаря на григорианский(,введен папой Григорием
XIII в 1582 году.) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным
образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были
канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме
Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
5.Рефлексия.
Учитель - Сегодня наш разговор о семье. Вы становитесь год от года
взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.
Виолетта подготовила для нас стихотворение о семье, послушаем.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Оценивают свою работу на уроке! Как вы считаете, вы хорошо сегодня
поработали?
Упражнение (устно) «Закончить предложения» (Музыка)
Я хочу, чтобы моя семья была … (доброй, счастливой, дружной,
заботливой, умной и крепкой, чтобы никогда не было ссор по пустякам,
чтобы мы всегда были вместе и никогда не болели)
- У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья
считается счастливой? Представьте свою позицию.
Семья будет счастливой если … (взаимная любовь, верность, искренность,
терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление
хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого наличие
детей, доброта, нежность и т. д.).
Учитель: Так хочется, чтобы все семьи были крепкими и про каждую из них
можно было сказать «Какая хорошая эта семья»!
- И вот на этой хорошей ноте я хотела бы закончить наше занятие.
- Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами
общаться.
6. Итог
Вы хорошо потрудились, хочу отметить самых активных учащихся –
это___________________