Напоминание

«Семья – хранитель духовных ценностей»


Автор: Маляренко Наталья Петровна
Должность: учитель ОРКСЭ и ОДНКНР
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №65"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Внеклассное мероприятие по курсу ОДНКНР в 5 классе
Тема: «Семья – хранитель духовных ценностей»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тип занятия

: внеурочное занятие

Методы и формы обучения:

Методы: частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты:

Предметные: научаться характеризовать семью как первый социальный

институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и

где формируются духовные ценности. Получат возможность научиться:

работать с текстом, высказывать собственное мнение.

Метапредметные УУД:

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно

создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении

коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют

план и последовательность действий.

Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают

разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.

Личностно значимая проблема: Знание истории своей семьи, ее обычаев и

традиций –залог интереса к культурным традициям российского народа.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерные презентации,

проектные работы учащихся, раздаточный материал.

Ход урока

Учащиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной и

конфессиональной принадлежности (деление при помощи разноцветных

карточек).

1.Организационный момент.

– Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми улыбнемся

друг другу и начнем работать.

Мотивация.

– В начале нашего урока предлагаю вам послушать сказку и подумать, что же

нам хотел сказать автор?!

Просмотр сказки Василия Александровича (советский педагог,

писатель)Сухомлинского «Цветок и лепесток».

Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали

нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился:

«Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот

возьму и уйду – что мне?»

Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике

розы и

смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало,

улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток,

встречает Муравья.

– Ты кто? – спрашивает Муравей.

– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не

цветет.

– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не

знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без

одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

–Почему погиб Лепесток?

– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?

(ответы детей)

– Правильно. В семье точно так же. Все связаны друг с другом. Только все

вместе мы сильны, а по отдельности слабы, уязвимы и на самом деле,

несчастны.

Ромашка является символом семьи!

2.Определение темы и целей урока

Учитель - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

(о семье) Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных

ценностях.

Учитель открывает слайд : Семья – хранитель духовных ценностей.

Обсуждение:

Учитель: Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но

часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?

Учитель: 1. Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей,

внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слайд

Учитель: 2. Вспомните качества, которые присущи каждой семье в

вашем понимании?

Предполагаемые ответы: Родные люди, общий дом, тепло семейного очага,

общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей,

совместный труд, совместный досуг, т.д.

3. Изучение нового материала.

Учитель - Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с

любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем

появляются сначала

нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью,

она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью

взращивать, чтобы получилась счастливая семья. Если нам плохо, трудно,

если случилось несчастье –

кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно

же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь.

Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней

собираются".

Кластер «Задачи семьи»

Учитель -А теперь давайте определим какие же важные задачи должна

решать семья. У вас на столе ватманы, вы должны подумать и записать

задачи семьи. Пожалуйста, ваши ответы.

(Выступления детей групп )

Учитель - Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем

понимании? (Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее

хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный

труд, совместный досуг, т.д.)

Учитель - А вот на чём держится семья? Какие слова будут объединять всех

членов семьи, мы узнаем прочитав притчу.

а) Чтение и обсуждение притчи.

«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва

об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как

вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял

бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на

листе было написано три слова…

Учитель: - Какие это слова? «ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»

(Слайд)

- Как вы понимаете эти слова? - Как можно назвать такую

семью? Счастливой, крепкой - Ребята, как вы думаете, может ли человек

прожить без семьи? нет

Учитель:

Что же может объединять семью?

(Традици)

Учитель: Традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и,

главное, характеризуют семью, как коллектив.

Что такое традиция??? Традиция - от латинского "передача". Это слово

означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из

поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Учитель:

Основные семейные традиции

(слайд)

Традиции гостеприимства, семейный обед.

Празднование знаменательных событий в жизни семьи.

Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.

Передача семейных реликвий подрастающему поколению

- Ребята, а в ваших семьях какие есть традиции? Расскажите о них. (Ответы

детей)

Учитель: В истории есть немало примеров крепких и счастливых семей.

Одна из таких семей

это семья Николая II и Александры Федоровны.

(Слайд)

Рассказ ученика (звучит фоновая музыка)

Союзу молодых людей препятствовало время, расстояние, родные, религия -

но они с честью выдержали все, что им выпало, создав прекрасную семью.

По переписке Николая и Александры, мы знаем, что любовь и счастье

наполняли их обоих. Сохранилось более 600 писем, передающих красоту

этой любви.

Это была истинно православная семья. Читая их дневники, переписку

Николая и Александры, видишь, каким нежным было у них отношение друг

к другу, даже спустя 20 лет совместной жизни. Сохранить такое отношение

можно только, когда сердце переполнено любовью. Самое большое счастье

было для них – это возвышенность, высокая духовность их отношений. И не

будь они царственной четой, они всё равно были бы богатейшими людьми на

свете: ведь любовь – высшее богатство и счастье.

Венценосная семья жила просто, и ничем, кроме возложенных на нее

государственных дел, не отличалась от другой любящей семьи. В детстве

императрицу воспитывали в простоте и строгости, и она старалась привить те

же ценности своим детям. Великие княжны одевались незатейливо, без

украшений, ели простую пищу, проводили свой день за чтением, вышивкой,

рисованием, игрой в бадминтон. Что касается цесаревича, то несмотря на

свою болезнь, он был необыкновенно добрым и чутким мальчиком.

Александра Федоровна старалась делать все, чтобы стать самой преданной

женой и заботливой матерью.

В день двадцатилетия их свадьбы Николай Второй отметил в дневнике, что

Бог наградил его редким семейным счастьем. Историки говорят, что их

медовый месяц длился 23 года - достойно, согласитесь.

Учитель:

Как вы думаете какие ценности были важны этой семье? Ответы

детей.(взаимопонимание, любовь, доброта, верность, забота)Слайд

Учитель:А что такое семейные ценности?

Слайд. Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей

распасться.

Слайд. Наши ценности это то, во что мы верим с детства. Даже

маленькие дети легко усваивают, что правильно, что неправильно, и

принимают решения, основанные на семейных ценностях.

Физминутка (видео)

4.Работа в группах.

а) Работа с пословицами. (Детям раздаются карточки со словами. Дети

разделяются на 3 группы по цвету карточек и составляют пословицу о

семье из слов и приклеивают на лист А4,на каждом столе по 3 пословицы.)

- Давайте вспомним пословицы о семье. О чём нас учит народная мудрость?

1. В семье /любовь /да совет, /так и нужды нет.

2. Не будет/ добра, /коли в семье/ вражда.

3. Родители/ трудолюбивы/, и дети /не ленивы.

(В конце с каждой команды по трое выходят к доске ,демонстрируют и

читают составленные пословицы.)

в) Чтение и обсуждение легенды

Учитель:- О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас

познакомитесь «Как появилась дружная семья».

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между

ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи

обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец

внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить

счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите,

какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на

семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо выполнять

следующие правила: (Какие?)

Пример:

-Уважайте мнение всех членов семьи. 3 мин.

-Старайтесь понять каждого и если надо простить.

-Уважайте родственников.

-Почитайте родителей. И т. д.

Задание группам: Сформулировать свои правила, чтобы создать счастливую

семью.

Каждая группа зачитывают свод семейных правил.

Установка: подумать о смысле, заложенном в ролике «Мост».

Обсуждение: 1.Какой смысл заложен в сюжете? (что нам хотел сказать

автор).

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ МУЛЬТИК ОБ ИСКУССТВЕ

УСТУПАТЬ!.И это полезное умение. И если Вам важен человек, то конечно

же, надо уметь уступать. В семейной жизни компромисс необходим.

Учитель

:

- Наша страна 8 июля ежегодно отмечает – День семьи, любви и

верности.

Ученик -Появился он благодаря муромскому князю Петру и его жене

Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные

христиане почитают за покровителей семьи и брака. Петр и Феврония стали

образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё

при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю -

8 июля смены юлианского (Введен в Римской республике Юлием Цезарем с 1

января 45 года до н.э.) календаря на григорианский(,введен папой Григорием

XIII в 1582 году.) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным

образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были

канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме

Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

5.Рефлексия.

Учитель - Сегодня наш разговор о семье. Вы становитесь год от года

взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.

Виолетта подготовила для нас стихотворение о семье, послушаем.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Оценивают свою работу на уроке! Как вы считаете, вы хорошо сегодня

поработали?

Упражнение (устно) «Закончить предложения» (Музыка)

Я хочу, чтобы моя семья была … (доброй, счастливой, дружной,

заботливой, умной и крепкой, чтобы никогда не было ссор по пустякам,

чтобы мы всегда были вместе и никогда не болели)

- У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья

считается счастливой? Представьте свою позицию.

Семья будет счастливой если … (взаимная любовь, верность, искренность,

терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление

хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого наличие

детей, доброта, нежность и т. д.).

Учитель: Так хочется, чтобы все семьи были крепкими и про каждую из них

можно было сказать «Какая хорошая эта семья»!

- И вот на этой хорошей ноте я хотела бы закончить наше занятие.

- Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами

общаться.

6. Итог

Вы хорошо потрудились, хочу отметить самых активных учащихся –

это___________________



В раздел образования