Автор: Мацкевич Наталья Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Дубковская СОШ "Дружба"
Населённый пункт: посёлок ВНИИССОК, Одинцовский район, Московская область
Наименование материала: Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе.
Тема: "Обобщение знаний о прилагательном" (УМК "Школа России").
Раздел: начальное образование
Технологическая карта открытого урока.
Предмет: русский язык.
Автор УМК: Русский язык 2 класс «Школа России», автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном».
Тип урока: урок закрепления знаний и выработка умений.
Дата проведения: 06.04.17 г. Класс: 2 «Д». Учитель начальных классов: Мацкевич Наталья Валентиновна
Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных; учащимися 2 класса в
предметной области «Русский язык» по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном»;
обобщить знания учащихся об имени прилагательном;
подчеркнуть роль имён прилагательных в речи; формировать навыки грамотного письма.
Учебные задачи:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.
Средства (оборудование): учебник по русскому языку (УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий); рабочие тетради, карточки со словами;
картинный словарь; мультимедийная доска; презентация.
1
№п
\п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
1.
Организацион
ный момент.
Под музыку “Вальс цветов” и видеозапись с
раскрывающимися
цветами,
учитель
произносит слова:
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. И,
подобно
этим
цветам,
раскроются
ваши
души, даря окружающим свет и тепло. С
таким светлым настроением мы и начнём
наш урок. И работать сегодня мы будем под
девизом: «Успех дарит радость».
(3-4 слайды)
Приветствуют учителя.
Настраиваются на работу.
Личностные:
- выражать положительное
отношение к процессу
познания, проявлять
внимание.
Регулятивные:
- нацеливание на
успешную работу.
- выполнять задание в
соответствии с
поставленной целью
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в
устной форме;
-умение слушать и
слышать друг друга;
- высказывать свои мысли.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в
своей системе знаний по
данному вопросу.
2
2.
Минутка
чистописание.
1) Фонетическая зарядка.
- Что помогает людям общаться друг с
другом и понимать друг друга?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят слова?
Даётся индивидуальное задание одному
учащемуся: сделать фонетический разбор
слова Русь.
- Произнесите звуки.
(5-6 слайды)
- Какой звук лишний? Почему?
- Охарактеризуем этот звук.
- Какую пару имеет этот звук по твёрдости-
мягкости
?
Охарактеризуйте этот звук.
- Какой буквой мы обозначаем эти звуки на
письме?
2) 1 строчка “Цепляем вагончик”.
2 строчка. Письмо слов.
- Почему последние два слова написали с
большой буквы?
Организовать беседу, выявляющую знания
детей по теме.
- Речь.
- Из предложений, из слов.
- Из звуков.
Все учащиеся произносят
твёрдые согласные звуки на
выдохе.
[п], [т], [р], [к], [ф], [с], [ш].
- [р], так как все звуки глухие, а
этот звук звонкий.
- Согласный, звонкий, твёрдый.
-
[р’], согласный, звонкий,
мягкий.
- Р р [эр].
р рр ррр
русский Русь Россия
- Имена собственные пишутся с
большой буквы.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои
мысли в устной речи и
понимать речь других.
Регулятивные:
- оценивать результаты
своей работы.
Познавательные:
- выявлять сходство и
различие объектов,
-объединять в группы по
признаку.
3
При необходимости корректировать
результаты ответов.
3) Проверка фонетического разбора.
Выполняется фонетический
разбор слова Русь.
3.
4.
Словарная
работа.
Выход на тему,
цель, учебные
задачи урока в
сотворчестве с
детьми по теме
урока
- Что мы знаем о слове Россия?
(7-12 слайды)
- Слова какой части речи мы записали?
- Что такое имя существительное?
– Мы сказали, что имена существительные
обозначают предмет, а слова какой части
речи
помогают
более
точно,
красочно
описать предмет?
- Какая часть речи может про себя сказать
так:
Определяю я предметы,
- Оно словарное, написание
таких слов нужно запоминать.
Дети работают с картинным
словарём, по цепочке
комментируют написание слов:
Россия, город, Москва,
столица, берёза, медведь.
- Имена существительные.
-
Имя
существительное
–
это
часть речи, которая обозначает
предмет и отвечает на вопросы:
кто? что?)
Выдвигают предположения о
теме урока.
Аргументируют свои ответы.
Регулятивные:
-анализировать
собственную работу.
- принимать учебно-
познавательную задачу и
сохранять ее до конца
учебных действий.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в
своей системе знаний;
- осуществлять анализ
объектов.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи, слушать
и понимать речь других.
4
5.
«Обобщение
знаний об имени
прилагательном»
Физминутка.
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать беречь!
(13 слайд)
- Что такое имя прилагательное?
- Подберите имена прилагательные к
словарным словам.
- Кто назовёт тему урока? Какую цель нам
необходимо поставить на урок?
1) Работа в паре. Игра “Найди пару”.
- Правильно соедините с помощью стрелок
имя существительное с соответствующим
ему по смыслу именем прилагательным.
(14-19 слайды)
Наши тонкие цветки
Распускают лепестки.
- Имя прилагательное.
- Имя прилагательное – это
часть речи, которая обозначает
признак предмета, отвечает на
вопросы: какой? какая? какое?
какие?
Дети
приводят
примеры
имён
прилагательных, подбирая их к
словарным
словам
–
именам
существительным.
-
И м я
п р и л а г а т е л ь н о е .
В с п ом н и т ь ,
ч т о
з н а е м
о
прилагательном. Повторить.
Личностные:
- выражать положительное
отношение к процессу
познания: проявлять
внимание, узнать больше,
сравнивать разные точки
зрения.
- осознают личное
отношение к малой
родине.
Регулятивные
- уметь планировать свои
действия в соответствии с
поставленной задачей.
Коммуникативные:
- уметь оформлять
собственное мнение и
позицию, строить
понятные для партнера
высказывания.
5
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
- С какой частью речи связано имя
прилагательное?
(20 слайд)
- Как изменяются имена прилагательные?
- Как определить род и число имени
прилагательного?
(21 слайд)
Вкусный торт, сладкая ягода, голубое
небо, красивая осень, любимый цветок.
Обратить внимание детей на правописание
Дети делают вывод: Имя
прилагательное связано с
именем существительным.
- По числам, по родам.
- По роду и числу имени
существительного, с которым
оно связано.
Дети записывают
словосочетания и определяют
род и число имён
прилагательных:
6
безударных гласных в корне, проверяемых
ударением. (Ц в е т о' к – ц в е т)
6.
Закрепление
изученного.
1) “Минутка повторения”.
- Как мы проверяем безударный гласный в
корне слова?
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной! (Слайд 22)
2)
–
Дословный
перевод
названия
«прилагательное»
с
греческого
языка
« э п и т е т » .
Н а
у р о к а х
ч т е н и я
м ы
знакомились
с
этим
понятием.
Вот
как
объясняет
значение
слова
«эпитет»
толковый словарь Ожегова.
Эпитет – это художественное, образное
определение,
подчёркивающее
один
из
признаков предмета. Чаще всего выражен
полным прилагательным.(23 слайд)
3) Работа со словарным словом – берёза.
Один ребёнок получает индивидуальное
задание на карточке, подобрать слова –
имена прилагательные, описывающие
березу.
- Ударением над гласной.
Дети повторяют правило, на
доске запись:
- Ударение над гласной. Может
сделать букву ясной!
Ученик зачитывает слова,
Познавательные:
- выявлять сходство и
различие объектов,
классифицировать
объекты.
Коммуникативные:
- аргументировать свою
позицию, проявлять
активность в решении
познавательных задач.
Регулятивные:
- уметь вносить
необходимые коррективы
в действие после его
завершения на основе его
оценки и учета характера
сделанных ошибок.
7
7.
- Давайте послушаем, какие слова можно
было подобрать к слову берёза. Вы
согласны с подбором этих слов?
4) Работа с текстом. (24-26 слайды)
- Озаглавьте текст.
Зарядка для глаз.
- Найдите в тексте предложения, в которых
встретились имена прилагательные.
- Запишите эти предложения, подчеркните
имена прилагательные волнистой линией,
определите их род и число.
которые подобрал.
Дятел.
Дятел
выстукивает
но с ом
деревья. Носом он разбивает и
шишки. Дупло дятел долбит тем
же
носом.
Крепкий
нос
дятла
пробивает
дырочки
на
берёзе.
Потом он пьёт берёзовый сок.
- Крепкий нос дятла пробивает
дырочки на берёзе. Потом он
пьёт берёзовый сок.
8.
Итог урока.
1)
Рефлексия
(27 слайд)
- Закончите фразы:
Дети заканчивают фразы, дают
ответы.
Коммуникативные:
- умение заслушивать
выступления других.
- при необходимости
исправить и дополнить,
уточнить озвученный
ответ.
- строить высказывания,
8
- Сегодня на уроке мы говорили…
- Мне было трудно …
- Мне понравилось…
- Я доволен …
2) - Ваши ответы хочется подытожить
словами:
Очень занимательное –
Имя прилагательное,
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будешь спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”!
Не скажем маме “милая, красивая,
любимая”,
Отцу и брату, и сестре,
Стихотворение читает ученица.
понятные для других.
Регулятивные:
- осуществлять
самоконтроль,
взаимоконтроль.
Личностные:
-знание основных
моральных норм
(справедливое
распределение,
взаимопомощь,
ответственность),
развитие
доброжелательности,
готовность к
сотрудничеству.
Личностные:
- выражать положительное
отношение к процессу
познания, проявлять
внимание, желание узнать
новое.
Регулятивные:
- контролировать и
оценивать свои действия
при работе с наглядным и
9
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы всё отлично стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
3)Выставление оценок. Задание на дом.
- Мне
понравилось,
как
сегодня
вы
работали на уроке. Молодцы! Спасибо!
Самым активным ученикам я поставила
оценки в журнал.
(перечислить фамилии и оценки)
Домашнее задание. Стр. 98., упр. 169
- Желаю успехов в домашней творческой
работе!
- Спасибо за урок!
(Слайд 28)
Записывают домашнее задание.
словесным материалом
при сотрудничестве с
одноклассниками.
- выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей,
устанавливать
соответствие полученного
результата поставленной
цели.
10