Автор: Лобанова Алина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Сэсэг" 27/2
Населённый пункт: город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Познавательное направление воспитания, ценность: познание
Раздел: дошкольное образование
Главной ценностью познавательного направления воспитанияявляются–
знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование
ценности познания.
Ценность –познание лежит в основе познавательного направления
воспитания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально
окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной
инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-
источники, дискуссии и др.).
Основными направлениями деятельности воспитателя в данном направлении
являются:
- совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения,
сравнения, проведения опытов (экспериментирования, организации походов
и экскурсий,просмотра доступных для восприятия ребенкапознавательных
фильмов,чтения и просмотра книг;
- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности,
проектной и исследовательской деятельности детей совместно с взрослыми;
- организация насыщенной и структурированной образовательной среды,
включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую
аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для
экспериментирования.
Система воспитательной работы организуется по следующим принципам:
- воспитание личности в процессе совместной деятельности; - единство
требований к воспитаннику и его уважение; - сочетание педагогического
руководства с развитием инициативы, творчества и самостоятельности детей;
- соответствие воспитательного процесса возрастным и индивидуальным
особенностям детей. Планируемые и подготовленные педагогом
воспитательные события проектируются в соответствии с календарным
планом воспитательной работы ДОО, группы.
Вся воспитательная система строится на трёх основных
компонентах воспитательно - образовательного процесса : 1)
Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях
созданной взрослым развивающей среды. 2) Совместная (поисковая) с
детьми деятельность взрослого. 3) Обобщающие занятия, общение со
сверстниками, «дети – информаторы» - «взрослый –слушатель». Т. е.
самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок
приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а на
занятии –обобщил.
В раннем возрасте объектом познания являются окружающие предметы, их
действия. Познают мир по принципу «Что вижу, с чем действую, то и
познаю»
В подготовительной группе подводятся итоги воспитательной работы всех
предыдущих лет пребывания ребенка в детском саду. К этому времени у
воспитанников должна сформироваться привычка следовать определенному
режиму дня, а также развиться навык самостоятельности наблюдать и
анализировать информацию.
При правильно организованной деятельности по
познавательномунаправлению воспитания ребенок к школьному возрасту
приобретает такие ценности как: любознательность, наблюдательность,
желание самовыражаться, проявлять активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных
видах деятельности и в самообслуживании, обладает первичной картиной
мира на основе традиционных ценностей российского общества.