Авторы: Брус Анна Сергеевна, Базина Анастасия Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ д/с 498
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: детско-родительский проект
Тема: "Разноцветная осень"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение города Новосибирска «Детский сад № 498»
Детско-родительский проект
«Разноцветная осень»
Воспитатель: Базина А. В.
Брус А.С.
2023 г
Паспорт проекта
Вид проекта
детско - родительский
Тип проекта
Познавательно-исследовательский
Участники
Воспитанники старшей и подготовительной
группы, педагоги, логопед и родители
Продолжительность
среднесрочный
Срок реализации
18.09.2023г. по10. 10. 2023г
Приоритетная
образовательная область
познавательное развитие
Интеграция
образовательных
областей
Социально-коммуникативное
развитие,
познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое
развитие,
физическое развитие.
Используемые
технологии
Технологии
предметно-развивающей
среды,
информационно-коммуникативные
технологии, игровые технологии, технологии
интегрированного
обучения,
личностно-
ориентированные
технологии,
ИКТ-
технологии.
Выход проекта
выставка «Осеняя фантазия»;
выставка рисунков, аппликаций;
лэпбук «Овощи и фрукты»;
утренник «Осень Чародейка»
Основная часть проекта
Постановка проблемы:
Осень - это не всегда слякоть и пронизывающий холод. Осень – это еще
и золотая крона деревьев, шуршащая листва под ногами, теплое бабье лето. А
сколько всего можно интересного узнать, благодаря этому удивительному
времени. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий
мир, как наши дети, потому что мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Мы не стараемся придумать что-нибудь интересное и замысловатое - ведь у
нас еле-еле хватает сил на работу и домашние заботы. А для детей осень
приносит столько чудесного и необычного. Наша задача помочь им раскрыть
мир окружающей природы.
Цель проекта: расширять и систематизировать знание детей об осени,
как о времени года, ее признаках и явлениях.
Формировать эстетическое
восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому
развитию детей.
Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные задачи проекта:
углубить представления об изменениях в природе осенью;
привлечь внимания к окружающим природным объектам;
пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень»,
«Деревья», « Птицы», «Животные», «Грибы», «Ягоды», «Овощи»,
«Фрукты», «Сельскохозяйственные работы людей», «Осенние
праздники».
Развивающие задачи проекта:
развивать познавательное умение наблюдать, рассматривать;
развивать умение видеть красоту окружающего природного мира,
разнообразия его красок и форм;
развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями
неживой природы;
способствовать развитию связной речи, активизировать словарный
запас детей по теме «Разноцветная осень»;
развивать у детей познавательную активность и творческие
способности;
развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в
рисунках и поделках;
развивать эстетическое восприятие окружающего мира,
любознательность.
Воспитательные задачи проекта:
воспитывать экологическую культуру детей;
создать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от
рассказов и бесед, прогулок;
воспитывать эмоционально - доброжелательные отношения к природе,
формировать умение взаимодействовать друг с другом, развивать
навыки партнерской деятельности творческой инициативе взрослых и
детей;
воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное
отношение к природе.
Для родителей:
включить родителей в познавательно-исследовательский процесс;
сбор природного материала.
помощь в подготовке к празднику «Осень Чародейка» (изготовление
костюмов, разучивание стихов, песен);
Для педагогов:
•
составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных
видах детской деятельности;
•
создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми
деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
•
совершенствовать качество работы детского сада при
взаимодействии с родителями;
•
повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах
взаимодействия с родителями воспитанников;
•
сформировать доверительные и партнерские отношения между
субъектами образовательного пространства.
Методы и формы работы:
-наглядный
(рассматривание
иллюстраций;
просмотр
мультфильмов, презентаций);
-словесный (моделирование проблемных ситуаций, беседа, чтение
художественной литературы);
-практический (продуктивная деятельность, игровая деятельность).
Ожидаемые результаты:
Для детей:
получат расширение знаний о сезонных изменениях в
природе, об их причинах;
получат
представления
ответственного
отношения
к
природе как к основе экологических условий жизни;
познакомятся с играми,
произведениями живописи и
музыки, произведениями художественной литературы по теме.
Для педагогов:
пополнение
предметно-развивающей
среды
группы
(дидактические игры, атрибуты, картотека стихов, загадок);
разработка плана занятий, бесед для детей, консультации для
родителей;
активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта;
повышение педагогической компетентности заинтересованности
родителей к совместной деятельности с детьми, взаимодействию с
детским садом.
Для родителей:
просвещение родителей по теме проекта;
экскурсии со своими детьми в лес, бор, парк;
сбор природного материала;
участие в выставке «Осенние фантазии»;
участие на утреннике «Осень Чародейка»;
укрепление детско-родительских отношений.
Педагогические технологии:
Технология проектной деятельности
Игровые технологии
Нетрадиционная художественно-графическая техника
здоровьесберегающие технологии
информационно-коммуникативные технологии
сказкотерапия
Этапы работы над проектом
I Этап Предварительный
На данном этапе проекта был осуществлен выбор темы проекта, поставлена
цель, сбор информационного материала, создание условий для организации
работы по проекту «Разноцветная осень», составление плана мероприятий по
организации детской деятельности – 1-я неделя.
Методом «трех вопросов» выяснили, что дети знают об осени, что
хотели бы узнать, и как это можно сделать.
Что знаем?
-листья опадают;
-на улице грязно;
-идет дождь;
Что
мы
хотим
узнать?
- почему осень
разноцветная?
-
куда торопятся птицы?
Как узнать?
- спросить у
родителей;
- посмотреть
телевизор;
-трава засыхает.
-почему птицы улетают?
- грибы можно есть?
- можно спросить у
воспитателя;
- посмотреть в
интернете;
- наблюдать вокруг.
Подобрали
научно-методическую
литературу,
художественную
литературу, иллюстрации, картотеки дидактических игры, физминутки по
теме проекта.
Для того чтобы создать условия для познавательной активности, на
данном этапе, была организованна в группе предметно-развивающая среда
таким образом, чтобы провоцировать детей на самостоятельный поиск
информации и отображать ее в различных видах деятельности.
Разработали консультации для родителей.
II этап Основной
На
основном
этапе
проводятся
запланированные
мероприятия
для
реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание
иллюстраций, чтение, консультации для родителей).
Мероприятие
Форма и
содержание
Срок
проведения
Лэпбук «Овощи и фрукты».
Рассматривание
тематических
альбомов
Сентябрь
-
октябрь
«Ежик в тумане», «Осенние корабли»,
«Сказка про чужие краски», «Крот и
ласточка», «Лягушка птешественница»;
зверюшки добрюшки «Сердце осени».
Просмотр
мультфильмов
и
детских передач
Сентябрь -
октябрь
«Осенние изменения в природе»; «Осень в
лесу
и
в
поле»;
«что
растет
в
огороде»; «Поему я любю, или не люблю
осень?»
Беседы, утренний
и вечерний круг
Сентябрь
-
октябрь
«Запасы зверей», «Чудесный мешочек»,
Дидактические
Сентябрь
-
«Осенние приметы», «Времена года»,
«Вершки и корешки», «Узнай по
описанию», «Один – много», «Кто где
живёт»; «С какого дерева листочек?».
игры
октябрь
«Разрезные картинки»; «Разложи по
корзинкам», «Выложи по порядку»
Настольно
печатные игры
Сентябрь
-
октябрь
«Вышел дождик погулять», «Листочки»;
«Капуста»; «Осень»; «Пять грибов»
Пальчиковые
игры
Сентябрь
-
октябрь
«Готовим
обед»;
«Помогаем
маме
готовить»;
«Семья
идет
в
магазин»;
«Заготовки на зиму»
Сюжетно-ролевые
игры
Сентябрь
-
октябрь
«К нам пришли гости»; «В магазин за
покупками»;
«Если ты оказался в лесу
один».
Игра ситуация
Сентябрь
«Мы шли по грибы», «Репка»
Театрализованные
игры
Сентябрь
-
октябрь
«Осеннее дерево»; «Дождь идет»; «Овощи
и фрукты»; «Яблоки на яблоне»; «Листья
облетают».
Художественно-
эстетическая
деятельность
(рисование)
Сентябрь
-
октябрь
«Урожай»; «Овощная Тарелочка»;
Лепка
Сентябрь
-
октябрь
«Осенний ковер» коллективная работа ;
«Грибок»
Аппликация
Сентябрь
-
октябрь
«Осенние деревья»; «Тропинка в огород»;
«Счетные палочки»
Конструктивно-
модельная
деятельность
Сентябрь
-
октябрь
«Осень золотая»;
Составление
рассказа
Сентябрь
А. С. Пушкин «Уж небо осенью
дышало…»;
И. А. Бунин «Лес, точно терем
расписной…»; К. Бальмонт «Осень»; А.
Майков «Осенние листья»; Е. Трутнева
«Листопад», «Улетает лето»; В. Чаплина
«Лес осенью»; . Скребицкий «Осень»; П.
Молчанов «Последний лист»; Н.
Абрамцева «Осенняя сказка»; И. Соколов-
Микитов «Листопадничек»;
Чтение
художественной
литературы
Сентябрь –
октябрь
«Мы – осенние листочки», «Ветерок»
«Раз, два, три, к колоску беги…»;
«Охотники и птицы»; « Солнышко и
дождик»; «Встало утром солнышко»,
«Птицы», «Звери на зарядке».
Физминутки
Сентябрь –
октябрь
«У медведя во бору», «Совушка», «Раз,
два, три, названный лист бери»;
«Съедобное-несъедобное»; «Есть у нас
огород»
;«Соберем осенний букет»;
«Найди пару»; «Белкины запасы»
Подвижные игры
Сентябрь –
октябрь
«Заборчик», «Сладкое варенье», «Грибок»,
«Чашечка»
Артикляционная
гмнастика
Сентябрь –
октябрь
«Ветерок»;
«Радуга,
обними
меня»;
«Ежик»; «Ветер на планете».
Дыхательная
гимнастика
Сентябрь –
октябрь
Совместная деятельность воспитателей и родителей:
- информирование родителей о ходе проекта;
- индивидуальные беседы о ходе проекта;
- консультации для родителей «Осень»; «Как делать осеннюю прогулку
полезней и интересней»; «Осень без простуд».
- привлечение родителей к обогащению предметно-пространственной среды;
- организация фотовыставки для родителей «А у нас идет проект!», где
можно увидеть деятельность по проекту детей в группе.
Совместная деятельность детей и родителей
- подбор информации, материалов для создания развивающей предметно-
пространственной среды;
- создание дидактических игр своими руками;
- выставка «Осенние фантазии ».
III этап Заключительный
На данном этапе был проведен итоговый мониторинг, что показало на
начальном этапе работы относительно высокий уровень не показал не один
ребенок (0%), на среднем уровне были знания у 18 детей (70%), совсем
низкий уровень – у 10 детей (30%). Знания детей по теме проекта были
поверхностными и отрывочными. Заключительный мониторинг показал, что
знания детей по теме систематизировались, обогатился активный словарь за
счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в
других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций,
продуктивной деятельности и т.д. Результаты итогового
мониторинга: высокий уровень показали 20 детей (%), средний уровень – 8
детей (%), низкий уровень: - не показал ни один ребенок.
Мы считаем, что задачи, поставленные нами в начале проекта, мы
выполнили, этому свидетельствует проведенный мониторинг. В совместной
работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем
самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
Были
разучены
и
освоены
новые
сюжетно-ролевые,
подвижные
и
дидактические игры; загадки и стихотворения. Дети научились составлять
описательные и повествовательные рассказы по картине, опираясь на личный
опыт и воспоминания. Совместная творческая деятельность способствовала
укреплению детско — родительских отношений. Активизирован словарный
запас детей по теме проекта.
Идея проекта: разработать дидактические игры, картотеку сказок для
полноценного познавательного развития детей и пополнить развивающую
среду группы.
Разрабатывая план данного проекта, мы обращали внимание на
возрастные
и
психологические
особенности
детей
нашей
группы,
развивающую среду группы и материально -техническую базу детского сада.
Проект «Разноцветная осень» может быть реализован на уровне любого
ДОУ (как для воспитателей, так и для педагогов дополнительного
образования).
Выходом проекта стали:
- выставка «Осенние фнтазии»;
- выставка рисунков, аппликаций;
- лэпбук «Овощи и фрукты»;
- Утренник «Осень Чародейка»
Трансляция опыта работы
Воспитанники являются победителями во Всероссийском конкурсе
«Детское творчество» - «Божья коровка»; свободного творчества «Облетели
листья»; Декоративно-прикладного творчества «Сова и осень» - «Ежик»
Межрегиональный конкурс «Осеннее творчество» - «Ежик».
Продукты проекта:
Дидактические игры: «Вершки и корешки»; «Разложи по
корзинкам»; «Выложи по порядку».
Картотека логопедических игр;
Картотека сказок;
Тематическая выставка рисунков;
Выставка «Осенние фантазии»;
Утренник «Осень Чародейка»;
Создание лепбука «Овощи и фрукты».
Взаимодействие с социальными партнерами:
Социальное
взаимодействие
с
организациями
и
другими
партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей,
а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных
программ дополнительного образования детей для обогащения детского
развития.
Проект
предполагает,
что
ДОУ
может
устанавливать
партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими
организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению
социального и/или культурного опыта детей.
Дети с родителями делали поделки из природного материала,
участвовали в утреннике, ходили на прогулку в бор.
Список используемой литературы:
1. Веракса
Н.
Е.
и
др.
От
рождения
до
школы.
Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство:
Мозаика-Синтез, 2014г.
2.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-
Синтез, 2008. – 112 с.
3.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ
Сфера, 2015
4.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. — М.:
Мозаика-Синтез,2016. —80 с.
5.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя
группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с.
6.
Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические
рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез. 2005
7.
Метенова М.Н. Родителям о детях. Методические рекомендации. –
Ярославль, Издательско-полиграфический комплекс «Индиго». – 2018
г., 64 с.
8.
Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в
детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.
9.
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования/ Т. И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В Солнцева и др. -
СПб. ;ООО «Издательство «Детство-пресс», Издательство РГПУ им. А.
И Герцена, 2014, - 321 с.
10.
Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического
образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
11.Интернет-ресурсы
Целевые ориентиры
1.
Углубления знаний о природе, представление о необходимости
бережного отношения к ней.
2.
Проявление внимания к природе вокруг себя.
3.
Развитие познавательных интересов.
4.
Ребенок проявляет интерес к теме проекта.
Качество проявляется:
часто – 2
редко -1
никогда - 0
Беседа: «Осенние изменения в природе»
Цель: Формирование обобщённого представления детей об осени.
Задачи: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с
приходом осени, о зависимости растений, животных от условий внешней
среды. Развивать умение логически отвечать на поставленные вопросы,
доказывать свою мысль,развивать воображение ,обогощать словарь детей. .
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Приучать детей
к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.
Упражнять в беге, воспитывать выдержку (начинать бег только после
окончания слов). Развивать подвижность.
Оборудование и материалы: осенние листочки с разных деревьев по
количеству детей, изготовленные заранее кормушки для птиц, корм для птиц,
конверт с письмом от Осени, мячи, лупа, султанчики, флюгер, корзина,
мешочки для метания, детские метёлки, ведёрки, совочки, выносные
игрушки (мячи, машинки, бадминтон, мелки, куклы, песочные наборы,
скакалки, кегли…),
Описание хода прогулки:
Восп-ль: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко
мне поближе. Я загадаю вам загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Как такое время года зовётся? (осень)
Восп- ль: Да, это осень. Кто расскажет стихотворение об осени. (дети
рассказывают знакомые стихотворения)
Восп- ль: Ребята, а какие приметы осени, вы знаете? ( стало холодно,
желтеют и опадают листья, облака осенью серые, тяжёлые, наполненные
дождём, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся
короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме, перелётные
птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям…)
Восп- ль: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода?(ясная)
Почему? (ярко светит солнце, нет дождя)
Давайте подышим свежим, осенним воздухом (дыхательное упражнение).
Назовите осенние месяцы? Какой сейчас идёт месяц?
Правильно, октябрь. Октябрь в народном календаре называли- листобой,
мокрохвост, грязник, свадебник. Листобоем называли его потому, что к
концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев. Говорили в
народе: «Если листопад пройдёт скоро, надо ждать крутой зимы». Названия
мокрохвост и грязник напоминают о частых дождях. А свадебником в
старину называли, потому, что именно в октябре все сельскохозяйственные
работы были уже закончены- и на Руси праздновались свадьбы.
Восп- ль: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковёр укрыл землю. Что
это за ковёр?
( осенние опавшие листья)
Давайте возьмём листочки в руки, какие они на ощупь? (сухие, шершавые,
шелестят)
Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш)
Восп- ль: Осенью часто можно увидеть, как падают листья, как называют это
явление? (листопад)
Дидактическая игра «С какого дерева листок» ( в кругу- с мячом)
С дуба –… дубовый,
С липы - … липовый,
С рябины - … рябиновый,
С тополя - … тополевый,
С осины - … осиновый,
С клена - … кленовый,
С березы - … березовый,
С ольхи - … ольховый.
Дидактическая игра «Найди пару»(дети под музыку бегают , кружатся
словно листочки и находят себе пару, обьясняя с какого дерева у них
листочки)
Исследовательская деятельность: Рассмотреть через лупу ветку, с которой
только что упал листок.
Что мы увидели? (Еле заметные почки.)
Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили отмершие,
ненужные листья.)
Скажите, а при каком природном явлении можно наблюдать сильный
листопад? (при ветре)
Давайте определим направление и силу ветра.( с помощью султанчиков и
флюгера)
Воспитатель замечает на деревьях кормушки
Восп- ль: Что это, ребята? (кормушки)
Для чего они нужны? ( для подкормки птиц)
Чем можно покормить птиц? ( семечками, кусочками хлеба, зерном)
Почему некоторые птицы, с наступлением холодов улетают на юг? (стало
холодно)
Как называют таких птиц? ( перелётные)
А назовите перелётных птиц?
Как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами?
(зимующие)
Назовите зимующих птиц?
Да ребята, зимующие птицы осенью стараются быть ближе к жилью
человека, чтобы им было тепло и сытно, давайте и мы с вами покормим
птиц, прилетающих на участок.
Восп- ль: Ребята, а сейчас давайте превратимся в птиц и поиграем в игру.
Подвижная игра: «Перелёт птиц»
После игры воспитателю передают конверт с письмом.
Восп- ль: Ребята нам пришло письмо. Оно от Царицы Осени, давайте его
прочтём.
«Здравствуйте дорогие ребята. Совсем скоро у вас будет Осенний бал, я
собираюсь к вам на праздник и приготовила себе красивый наряд, а вас
хотела попросить сделать мне венок из осенних листьев. Заранее спасибо и
до встречи на Осеннем балу. Золотая Осень».
Восп- ль: Ребята , давайте соберём красивые осенние листья в корзину,
чтобы в группе сплести венок для Осени.(дети собирают)
А может мы попробуем составить венок из листьев на асфальте.
«Составь венок» – узор на асфальте из опавших листьев.
Предлагаю поделиться на подгруппы по 4-5 детей и составить венок из
листьев.
Самостоятельная организация подвижных игр детьми ( по желаниям и
предложениям детей)
Труд «Уборка листьев на групповом участке».
С детьми идем на ту часть участка, где будем убирать. Раздаю детям грабли,
метелки, ведра.
Чтобы вызвать интерес к предстоящей деятельности, использую
художественное слово:
- «Труд украшает человека»,
- «Без труда нет добра»,
- «Игра игрою, а дело делом».
Давайте распределим, кто, чем будет заниматься.
Восп- ль: Ну что же , ребята, я думаю мы славно потрудились, собрали
осенние листья, убрали весь мусор. Теперь самое время отдохнуть и
поиграть в свои любимые игры.
Игры детей с выносным материалом по интересам.
А пока дети играют воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми
по ФИЗО (подбрасывание вверх и ловля мяча 2 руками - Богдан.Е., Лера К.,
метание мешочка вдаль- Катя М.., Соня Г.- отработать силу броска)
Итог: Ребята , наша прогулка подходит к концу и я предлагаю вспомнить, о
чём мы с вами сегодня говорили?
В какие игры играли?
Что больше всего вам понравилось?
А вспомните, что мы обещали сделать для Осени?
Да, ребята, сплести венок, сейчас мы в группе подсушим листочки, а после
тихого часа сплетём все дружно венок для Золотой Осени, чтобы на нашем
празднике она была самой красивой.
А вам за плодотворную работу Осень приготовила сюрприз- осенние дары-
яблоки- угощайтесь на здоровье!
Беседа: «Осень в лесу»
Цель
Обобщить и систематизировать представление детей об осени по основным,
существенным признакам. Показать детям, что природа прекрасна во все
времена года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно.
Подвести детей к выводу, что осенняя погода влияет на жизнь растений и
животных.
Формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи
между наблюдаемыми явлениями.
Принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать
на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на темы из
личного опыта, активизировать имеющиеся знания, самостоятельно
рассуждать.
Закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
упражнять в подборе однокоренных слов, синонимов и антонимов.
Продолжать формировать умение выразительно читать стихи.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Не касаясь сосен
И ёлочек. Я...(осень).
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель: Правильно! Дети, какое сейчас время года?
Дети. Осень.
Воспитатель: Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку.
Дети. Три. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Вы сказали, что сейчас осень. Почему? Назовите признаки
осени. Докажите мне, что на улице сейчас осень, а то я думаю, что там лето.
Я сейчас пойду купаться на речку и буду загорать.
Дети методом рассуждения, доказательства убеждают педагога этого не
делать. Называют признаки осени.
Дети. На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут холодные,
моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На деревьях
желтеют, краснеют листья и опадают. Началось расцвечивание листьев.
Воспитатель: Вот вы сказали, что листья на деревьях желтеют, краснеют и
опадают. Это явление природы как называется?
Дети. Листопад.
Воспитатель: Как опадают листья? Как летят? С чем их можно сравнить?
Дети. Листья опадают тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолётики,
вертолётики, парашютики.
Воспитатель: А почему деревья сбрасывают листья?
Дети. Они так готовятся к зиме.
Воспитатель: Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле?
Дети. На земле.
Воспитатель: Как происходит сбрасывание деревом листа?
Дети. Ветер отрывает.
Воспитатель: Представьте себе, дети, что листья с деревьев не опадут, и
придёт зима, выпадет много снега. Что будет? Что может случиться?
Дети. Снег тяжёлый, и веточки под тяжестью снега станут гнуться и
ломаться.
Воспитатель: Да, дети, тогда весной лес будет стоять голый. Не будет тени,
прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться
от палящего солнца и от людей. Что ещё может произойти, как вы думаете?
Вспомните, что выделяют зелёные листочки?
Дети. Кислород. В воздухе не будет кислорода. Людям и животным нечем
будет дышать.
Воспитатель: Вот видите, что может произойти. Какие ещё признаки осени
вы знаете?
Дети. Птицы собираются стаями и улетают на юг.
Воспитатель: Почему?
Дети. Им нечего есть.
Воспитатель: Как так нечего есть? Всё лето они были сыты, а теперь еды
нет.
Дети. Стало холодно, и все насекомые попрятались в щели домов, под кору
деревьев, в землю, под листочки.
Воспитатель: Как готовятся к зиме люди? Животные?
Дети. Люди убирают урожай и заготавливают еду на зиму и для себя, и для
домашних животных.
Воспитатель: А дикие животные готовятся к зиме? Как?
Дети. Белочка сушит грибы, собирает орехи, жёлуди. Медведь много ест и
накапливает жир, присматривает себе берлогу. Ёж носит на своих иголках к
себе в норку яблоки, грибы, листья, мох.
Воспитатель: Ребята, вы что-то не то говорите. Подумайте, ведь ёж спит всю
зиму. Для чего ему нужны яблоки и грибы?
Дети. Да, ёж спит. Зимой у него могут завестись насекомые-паразиты,
которые будут его беспокоить. Грибы и яблоки в норке будут преть, гнить и
распространять запах, от которого все насекомые погибают. И ёжик
спокойно спит всю зиму.
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Ребята, осень бывает разная. Какая?
Дети. Золотая и поздняя .Поздняя когда все деревья будут голые.
Воспитатель: Педагог берёт корзину с листьями, достаёт из неё красивый
лист.
Кто-то бросил мне в ладоши, посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко, пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку, на окошко заманил?
Посмотрите-ка, сколько у меня в корзине таких писем. Как можно назвать
эти письма?
Дети. Листок, листочек, листья.
Воспитатель: Какие листья?
Показывает листья: кленовый, дубовый, берёзовый, осиновый и т.д. Дети
называют листья.
Воспитатель: Образуйте родственные слова от слова «лист».
Дети. Лист, листок, листик, листочек, лиственный, лиственница, листопад.
Физкультминутка. Народная потешка «У Маланьи, у старушки...» с
музыкальным сопровождением.
Воспитатель: Кто из вас был в выходные дни в лесу? Понравилось ли вам в
лесу? Почему вам понравилось в лесу?
Высказывания детей, творческие рассказы
Воспитатель: Молодцы! Хорошие получились рассказы. А теперь, дети,
подберите родственные слова к слову «лес». Назовите «лес» ласково.
Дети. Лесок, лесочек.
Воспитатель: Кто охраняет, ухаживает за лесом?
Дети. Лесник, лесничий.
Воспитатель: Кто выращивает лес?
Дети. Лесовод.
Педагог. Как зовут сказочного героя?
Дети. Лесовичок.
Воспитатель: Как называют небольшой лесок между двумя большими
лесами? Молодые деревца в лесу?
Дети. Перелесок, просека, подлесок.
Воспитатель: Как называются ягоды, которые растут в лесу? Назовите их.
Дети. Лесные. Черника, брусника, костяника, голубика, морошка, малина.
Воспитатель: Тропа в лесу какая? Как по-другому можно сказать это слово?
Дети. Лесная. Тропа, тропинка, тропиночка, тропочка.
Воспитатель: Ребята, вы много гуляете, наблюдаете за явлениями природы,
бываете в лесу, на участке детского сада. А какая сейчас земля?
Дети. Она холодная, сырая, тяжёлая, липкая, грязь. Она разноцветная,
покрыта пёстрым волшебным ковром.
Воспитатель: Почему волшебным?
Дети задумались.
Воспитатель: Вспомните нашу последнюю прогулку. Тогда у нас
происходили чудеса! Когда Дима прыгал по разноцветному ковру, у него из-
под ног, из-под листочков послышалось: «Ой-ой-ой, на меня Дима наступил,
чуть меня не раздавил». Мы подняли листочки и нашли там…
Дети. Жука.
Воспитатель: А из-под ног Катюши, которая лёгкая, как пушинка, кто-то
пропищал: «Ой-ой-ой, на меня Лера наступила, чуть меня не раздавила». Мы
подняли листочки и кого увидели?
Дети. Божью коровку.
Воспитатель: Ребята, почему мы говорим, что ковёр из листьев волшебный?
Дети. Он может передвигаться с одного места на другое. Его ветер легко
переносит, перемещает.
Физкультминутка. Народная потешка «Лиса рожью шла» с музыкальным
сопровождением.
Воспитатель: Ребята, усаживайтесь поудобнее, можете лечь. Вам что-нибудь
напоминают кучи из листьев, которые вы сгребаете на участке, помогая
дворнику?
Дети. Муравейники. Только они разноцветные.
Воспитатель: Знаете, что я сделала в выходной день, когда была в лесу.
Подошла к одному из таких муравейников и просунула руку под листья. А
там тепло, даже жарко. Как вы думаете, почему?
Если дети не ответят, отвечает педагог.
Дети. Листья гниют, преют.
Воспитатель: Но это не всё. Я наткнулась на что-то острое и уколола руку.
Как вы думаете, обо что?
Дети. О палочки, о сосновые и еловые иголки.
Воспитатель: Там заснул ёж! Когда я вынула ладошку из волшебного
муравейника, остался вход в норку, и оттуда запахло грибами, яблоками.
Вот сколько чудес и разных встреч преподносит нам осень. А сейчас
поиграем, поупражняемся в подборе прилагательных к существительному
«осень». Осень какая?
Дети. Ранняя, золотая, рыжая, золотистая, багряная, дождливая, хмурая,
унылая, разноцветная, красивая, грустная, пёстрая.
Воспитатель: Золотую осень очень любил А.С. Пушкин. Он написал много
стихов про осень. Вот одно из них.
Педагог читает стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье...»
– А теперь, ребятки, подберите действия к слову «осень». Осень что делает?
Дети. Приходит, наступает, наводит грусть...
Воспитатель: Подберите предметы к признакам. Про что можно сказать:
осенний, осенняя, осеннее, осенние?
Дети. Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес;
осенняя – погода, ночь, одежда, сырость;
осеннее – небо, пальто, дерево, увядание;
осенние – каникулы, листья, заморозки, дожди.
Воспитатель: Подберите глаголы к слову «листья». Листья что делают?
Дети. Желтеют, увядают, опадают, осыпаются, засыхают, расцвечиваются;
под ногами шуршат, шелестят, шепчутся, перешёптываются...
Воспитатель: Ребята, вы любите сами придумывать шутки-чистоговорки. Я
буду говорить первую строчку, а вы заканчивайте.
Ёжик, ёжик, где ты был?
Дети. За грибами я ходил.
Воспитатель: Эй, лисичка, где гуляла?
Дети. На полянке танцевала; под листочком я лежала; я за зайчиком бежала;
я курочек воровала.
Воспитатель: Эй, щеночек, где ты был?
Дети. В лесу бабочек ловил.
Воспитатель: Эй, козлёнок, где ты был?
Дети. Из ведра водичку пил.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте вспомним и прочтём стихи про
осень.
Дети читают стихи
Воспитатель: Дети, о чём мы сегодня говорили?
Дети. Мы говорили о золотой осени, сочиняли шутки, образовывали разные
слова, составляли рассказы, читали стихи об осени.
Воспитатель: Да, дети, мы сегодня говорили о золотой осени, но совсем
скоро наступит поздняя осень.
Воспитатель: Я думаю, что мы хорошо отдохнули на лесной полянке,
полюбили осень, почувствовали запах прелых листьев, их шелест, запах
земли, цвет воздуха. Теперь можно и домой отправляться.
Лепка «Урожай» пластилиогаффия
Демонстрационный материал:
Картинки с овощами и фруктами (помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон,
апельсин, натуральные овощи и фрукты (или муляжи) (помидор, лук, яблоко,
груша, слива, лимон, апельсин, «чудесный мешочек».
Раздаточный материал:
Конверты с двумя картинками с изображением овоща и фрукта (помидор и
яблоко, морковь и груша, апельсин и помидор, слива и огурец, разрезанными
на 2 части по вертикали, пластилин, доска, стека, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Повтори».
Назовите овощи и фрукты какие вы знаете.
Овощи -Помидор - огурец, лук - морковь, капуста - картошка, баклажан -
кабачок и т. д.
Фрукты - яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, банан и т. д.
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать о
каком фрукте или овоще идет речь.
1. Само с кулачек,
Круглый бочек.
Тронешь пальцем гладко,
А откусишь - сладко, (яблоко)
1. Я румяную матрешку
От подруг не оторву.
Подожду пока матрешка
Упадет сама в траву, (груша)
2. В шкуре желтой,
Кислый он.
Называется. (лимон)
3. Сидит в темнице
Красная девица,
А коса на улице, (морковь)
5. Яркий, сладкий, налитой.
Весь в обложке золотой.
Ни с конфетной фабрики,
А из далекой Африки, (апельсин)
6. Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели, (лук)
7. В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи
кладут и так едят, (помидор)
8. Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие
детки, (яблоко)
9. Без окон, без дверей,
Полна горница людей, (огурец)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и выставляет картинки
с овощами и фруктами, которые называли.
• Что изображено на картинках? Назовите, одним словом. (Овощи, фрукты)
• Где растут овощи? (На грядке в огороде)
• Где растут фрукты? (На дереве в саду)
• Как можно использовать овощи? (Варить суп, борщ, щи, жарить, делать
салат, сок)
• Что нужно сделать с овощами и фруктами прежде, чем их использовать?
(Помыть)
• А что можно приготовить из фруктов? (Компот, варенье)
Физкультминутка «Компот».
- Будем мы варить компот (левую ладошку держат ковшиком, а
указательным пальцем правой руки «мешают»)
Фруктов нужно много. Вот: (загибают пальчики по одному, начиная с
большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (варят и мешают)
Угостим честной народ.
Воспитатель: Ребята для того, чтобы приготовить угощенье для наших
гостей, нам нужно много овощей и фруктов. Сейчас мы с вами и вылепим из
пластилина разные фрукты и овощи.
Итог НОД:
Воспитатель обобщает материал, изученный на занятии. Благодарит детей за
хорошую работу на занятии.
Лепка
«Овощная тарелочка»
Цель: учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща,
пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания,
оттягивания.
Задачи:
-закреплять умение детей передавать в лепке форму разных
овощей (моркови, свеклы, репы, огурца, помидора и др.);
-учить сопоставлять форму овощей (фруктов) с геометрическими формами
(помидор – круг, огурец – овал), находить сходства и различия;
-закреплять ранее изученные приемы лепки; развивать мелкую моторику рук,
аккуратность, развивать эстетическое восприятие, чувство композиции.
Раздаточный материал: овощами, фруктами, пластилин, стеки, дощечка для
труда.
Ход занятия:
Дорогие ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми и
красивыми. А с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?
Ребята мы с вами уже беседовали о полезной и вредной пище; о пользе фрукт
и овощей, поэтому сегодня мы закрепим наши знания лепкой из пластилина.
Посмотрите на доску, здесь прикреплены карточки с овощами, фруктами и
полезными продуктами. Давайте определимся кто, что будет лепить. (Дети
выбирают, что будут лепить. Какого это цвета и выбирают пластилин).
Ребята приступают к работе. Воспитатель помогает, подсказывает. Ребята
помогают друг другу или лепят совместно. Выкладывая свои оощи и фрукты
на тарелочки. По окончанию занятия делается выставка детских работ.
Аппликация «Грибочки»
Цель: дать базовые знания по теме «Грибы», способствовать развитию
творческих способностей.
Задачи:
1. Развивать образные представления детей о грибах.
2. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной
формы, упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника,
обучать вырезанию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой.
3. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
4. Закреплять навыки аккуратного наклеивания предметов, состоящих из
нескольких частей. Воспитывать потребность быть аккуратными, сохраняя
свое рабочее место в порядке.
5. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к
ней, пополнять и активизировать словарь детей по лексическим темам:
лес, грибы.
Оборудование:
ножницы, цветная бумага, клей.
Методы и приемы работы с детьми:
- наглядный (использование демонстрационного материала,
иллюстрированных заданий, презентации);
- словесный (объяснение, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- практический (самостоятельная деятельность детей)
Ход ЗАНЯТИЯ
Разминка:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг:
Приветствие в кругу «Грибок»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В-ль: Ребята, мы сегодня поговорим о грибах. И посмотрим картинки
какие бывают грибы.
Все внимательно смотрели и теперь с легкостью отгадаете загадки.
Сначала нужно отгадать загадки.
Загадки
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это… (гриб).
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (опята)
Золотистые. –
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом (лисички)
Вдоль лесных дорожек,
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных,
Собирай, не мешкай!
Это… (сыроежки)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я. (подосиновик)
Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок -
Гриб такой зовут. (Маслёнок)
На поляне лесной,
Под могучей сосной
Старый старичок,
На нем бурый колпачок
Колпачок на бочок,
Кто в лесу бывает,
Тот его и знает. (Боровик)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый… (Мухомор)
Вос-ль:
Молодцы ребята, все загадки отгадали и грибочки мы узнали, но
запомните ребята – Правило:
За грибами приходите, но в лесу себя ведите тихо.
На грибы не наступайте, просто так их не срывайте.
Аккуратно срежьте ножку и сложите их в лукошко.
Вы грибы запоминайте, только полезные срывайте.
А что можно приготовить из грибов?
Дети: Суп грибной, грибы жареные, соленые, сушеные.
Воспитатель: Сегодня ребята мы будем
изготавливать аппликацию «Грибочки», а потом устроим выставку
наших полянок
Физминутка «За грибами»
Все зверушки на опушке ищут грузди и волнушки (Дети идут по кругу, с
наклонами влево - вправо)
Белочки скакали – рыжики срывали (Далее имитация движений)
Лисички бежали – лисички собирали.
Скакали зайчатки – собирали опятки.
Медведь проходил – мухомор раздавил
Ход работы
Вос-ель: Приступаем ребята к выполнению работы (объяснение,
индивидуальная помощь)
Но сначала, вспомните.
Из каких частей состоит гриб? Шляпка.
На какую фигуру она похожа?
Значит, какой она формы?
Да, с верху шляпка круглая (сопровождается показом на муляже, но если
посмотреть на нее сбоку, то увидим, что шляпка похожа только на половину
круга.
На какую фигуру похожа ножка у гриба? (на овал).
Молодцы, правильно назвали все части грибов.
Ребята, посмотрите, какие фигуры лежат перед вами? (прямоугольник,
треугольник, квадрат)
Сегодня мы из этих фигур сделаем грибы, посмотрите как:
(объяснение воспитателя сопровождается показом)
Начнём с самого простого по форме грибочка.
Берём листиквырезаем ножку, чтобы ножка нашего грибочка стояла. И
аккуратно,аккуратно прикливаем ожку.
Вырезали грибную шляпку. Приклеиваем шляпку.
Наклеиваем на ножку травку и красивый у каждого свой листочек.
(самостоятельная работа детей; воспитатель помогает по мере
необходимости)
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
Что мы научились сегодня делать (грибы)
Все грибочки получились
Стройные, красивые
Дети славно потрудились
Все старались, не ленились.
Молодцы ребята, а теперь давайте украсим нашими полянке.
Выставка грибочков.
Аппликация «Осенний ковер» коллективная работа
Цель: -систематизировать представления детей о признаках осени;
-продолжать учить детей вырезать детали, используя трафареты;
-учить аккуратно пользоваться кистью, клеем, ножницами; правильно
размещать детали на листе бумаги;
-развивать мелкую моторику, трудолюбие, чувство товарищества, зрительно-
пространственную ориентировку;
-активизировать наблюдательность, словарь.
Материалы: цветная
бумага,ножницы,клей,салфетки,клееночки,трафареты,карандаши;аудиозапис
ь отрывка из пьесы П.И.Чайковского "Октябрь.Осенняя песня.";репродукция
картины Левитана "Золотая осень";букет осенних листьев;ватман.
Ход НОД:
-Ребята,посмотрите на репродукцию картины известного русского
художника Левитана.Давайте внимательно ее рассмотрим.
-Какое время года изображено?
-Какая осень на картине?
-Какие краски выбрал художник?
Но не только художник можетизобразить осень. Великий русский
композитор Чайковский написал музыкальную пьесу про осень
"Октябрь.Осеннее настроение". Послушайте отрывок(слушание)
Вы увидели,как художник изобразилсолнечный день осени, и услышали,как
музыкой композитор "нарисовал"пробегающий по деревьям ветерок и
листьяпадающие на землю...
Физкультминутка
Мы,листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул,полетели.
Мы летели,мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
Илисточки все поднял.
Повертел их,покрутил
И на коврик опустил.
Так хочется запомнить яркие,теплые краски осени надолго. Давайте
попробуем сохранить тепло осени в аппликации.Сегодня мы с вами создадим
свой осенний ковер.
-Какие деревья вам знакомы?
-Какой формы у них листочки?
*Воспитатель предлагает разные виды трафаретов
листьев(дуб,клен,рябина,береза,липа и др.)
*Дети обводят понравившиеся трафареты,по желанию рисуют свои листочки.
*Вырезают листочки,предварительно повторив правила работы с
ножницами.Вырезают по 2-3 листочка.
*Воспитатель предлагает приклеить листочки к коврику,сделав его ярким и
красивым.Дети приклеивают листочки,предварительно повторив технику
работы с клеем.
*Дети составляют аппликацию "Осенний ковер" под музыку
П.И.Чайковского
-Посмотрите,какой ковер у нас получился! Все старались,работали
аккуратно и дружно.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают аппликацию.
Рисование «Овощи и фрукты»
Цели: познакомить с названиями фруктов, учить описывать фрукты,
сравнивать их; развивать логическое мышление; формировать умение
рисовать красками, мыть кисточку перед использованием другой краски.
Задачи:
Расширять представление детей о овощах и фруктах.
Мотивировать детей к устным высказываниям.
Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
Учить детей рисовать предметы круглой и овальной формы
Учить детей правильно передавать относительную величину
частей предмета.
Закреплять приёмы закрашивания краской.
Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом во время игровой
ситуации.
Материалы и оборудование: муляжи фруктов, овощей, , круг или
овал(тарелочка, на каждого ребенка с пунктирными контурами фруктов;
кисти; баночка с водой, краски, , салфетки
ХОД занятия
Ребята, какие овощи вы знаете? Где они растут? А какие фрукты вы знаете?
Ребята, посмотрите вам корзинку передали, хотите узнать, что в ней?
Чтобы узнать, что находиться в корзинке, нам сначала нужно отгадать
загадки, я вам буду загадывать загадки, а если угадаете, достану отгадку из
корзины согласны?
1. Круглое, румяное, я расту на дереве,
Любят меня взрослые и маленькие детки.
2. На ветвях висят шары,
Посинели от жары (слива).
3. Но на вкус кислейший он,
А зовут его…
4. С виду он, как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин-
Это спелый апельсин
5. Яркий, свежий, налитой,
Шкурка - бархат золотой,
Вокруг вьётся много ос,
Любят сладкий…
6. Летом - в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурцы)
7.В огороде вырастают,
Красными становятся.
Делают из них салат,
Варят щи и так едят. (Помидоры.)
8Этот овощ в землю врос,
Оставив сверху зеленый хвост.
Оранжевый его корень
Любит есть заяц и очень доволен. (Морковь.)
9.Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький…лук
Какие вы молодцы, ребята как быстро отгадали все загадки.
А как вы их узнали? (по форме, цвету)
Давайте с вами поиграем, разложим овощи и фрукты по корзинкам.
Ребята, все овощи и фрукты заготавливают на зиму, не только люди, но и
звери. Вот эту корзинку я хотела передать зверюшкам в лес, но зверей много,
а фруктов и овощей мало, как же нам быть? (правильно давайте мы их
нарисуем и подарим в лес).
Сначала подготовим свои пальчики для работы.
Пальчиковая гимнастика "Хозяйка"
Хозяйка однажды с базара пришла (шагаем пальчиками по столу)
Хозяйка с базара домой принесла:(хлопаем в ладоши)
Картошку, капусту, морковку, горох, (поочередно загибаем
пальчики на левой руке)
Петрушку и свеклу, ох! (хлопаем в ладоши)
Накрытые крышкой, в душном горшке (правую ладошку собираем "ковшом",
левой накрываем сверху, как крышечкой)
Кипели, кипели в крутом кипятке:(крутим ручками перед собой)
Картошка, капуста, морковь, горох (поочередно загибаем пальчики на руке)
Петрушка и свекла, ох! (хлопаем в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (показываем большой палец).
Предлагаю выбрать детям тарелочки (круг или овал).
Сейчас я вам предлагаю нарисовать овощи и фрукты, которые вы любите.
Садитесь по удобнее, подумайте какие овощи и фрукты, вы
хотите нарисовать на своих тарелочках. Берем в руки кисточку, макаем в
стакан с водой и начинаем рисовать, тщательно промываем кисти.
Физминутка.
В огород пойдем, урожай соберем,
Мы моркови натаскаем, и картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты
Круглый, сочный очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко и вернемся по дорожке
Рефлексия:
Ребята, вы все молодцы, справились с заданием, Все эти овощи так полезны,
в них так много витаминов, что их нужно есть каждый день, чтобы быть
здоровыми и не болеть.
Наши овощи и фрукты готовы, мы передадим их зверюшкам.
Рисование «Осенний лес» нетрадиционные техники-
ватными палочками
Ход занятия.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие в
осенний лес.
(включаем аудиозапись «Прогулка по осеннему лесу»)
Педагог. «Мы с вами оказались в чудесном лесу. Посмотрите пожалуйста
какое красивое время года. Знаете ли вы, как оно называется?
Дети. Осень.
Педагог: А что вам нравится в осени?
Дети: Очень красивые деревья, нарядные с желтыми, красными,
разноцветными листьями.
Педагог: А как пахнет осень - дымом костров, ароматом осенних цветов,
травами и грибами. А какие звуки мы можем услышать в это время года?
Дети: Шорох и шелест листвы, пение птиц.
Педагог: А еще осенью когда листочки опадают с деревьев они красиво
кружатся на ветру. А что их так «зажигает» красками?
Дети: Солнышко и оно освещает листву деревьев, траву. Они становились
ярче, наряднее,
Педагог: А какое небо мы видим?
Дети. Голубое, ясное, чистое!
Педагог: Давайте послушаем, как об осени сказал поэт.
(Чтение стихотворения).
И. А. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрой стеной
Стоит над светлою поляной.
Педагог: вот какие чудесные стихи об осени мы с вами послушали. А что же
художники? Конечно, и они осенью берут мольберты и краски и идут на
природу писать осень. Вот сейчас мы посмотрим с вами картину Исаак
Ильич Левитан.
(Открывается картина, детям дается возможность ее рассмотреть).
Педагог: Что за прелесть эта картина! Какая же здесь нарисована осень?
Дети: Нарядная, яркая, золотая, веселая.
Педагог: Да, художник так и назвал ее «Золотая осень», а почему? Какие
цвета он использовал?
Дети: Много желтых, оранжевых красок.
Педагог. Как эти цвета можно назвать одним словом?
Дети. Яркие, теплые, радостные, веселые!
Педагог: Молодцы дети! Художник радовался, увидев эту красоту. А что
интересного увидел художник?
Дети. Красивые березки, речку, луга.
Педагог: А как вы узнали березки?
Дети. Стволы у них тоненькие, белые, а листочки золотые и оранжевые.
Педагог: А какого цвета речка? Ее берега?
Дети: Речка синяя, а берега коричнево-зеленые.
Педагог: Да, речка близко к нам синяя, даже фиолетовая, а вдали беловато-
голубая. Сини и фиолетовые — это холодные тона. А каких красок в картине
больше – теплых или холодных?
Дети. Теплых.
Педагог: Вот как подробно мы с вами рассмотрели картину. Давайте еще
полюбуемся ею. А я включу «осеннюю музыку», ее написал композитор
Петр Ильич Чайковский.
(Слушание Петр Чайковский. Времена года. «Осенняя песнь» Октябрь)
Педагог: Радостно или грустно звучала эта мелодия?
Дети. Грустно.
Педагог: Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала
нежно и светло. Вот так композитор чувствовал осень. Посмотрите еще раз
на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал «Золотую
осень»? Как он смог выразить свое чувство красками?
Дети. Радость художник передал теплыми красками, а грусть – холодными.
Педагог: А есть на картине солнышко? Как вы догадались?
Дети: От деревьев тени, листву «зажгло солнышко золотым и оранжевым»).
Педагог: А сейчас мы с вами побудим настоящими художниками и
попробуем нарисовать свою осень.
Посмотрите у нас на столах найдётся, всё необходимое для того, чтобы
каждый нарисовал свою яркую, золотую осень.
(Педагог по ходу объяснения рисует образец)
У вас лежит лист с нарисованным стволом, им не хватает листьев, берем
атную палочку и поочередно макая в краску (желтую, оранжевого, красную
зеленую) наносим по всему листу (давая каждому цвету подсохнуть)
создавая имитацию осенних листьев.
Посмотрите какой осенний пейзаж у меня получился. Давайте сделаем с вами
гимнастику для пальчиков и приступайте к рисованию своего пейзажа.
(Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»)
«Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем, (Загибают пальчики).
Маме осенний букет принесем. (Сжимают и разжимают кулачки).
Самостоятельная деятельность детей, индивидуальное взаимодействие
педагога с детьми.
После изобразительной деятельности проводится физкультминутка.
Физкультминутка «Мы листики осенние»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавно покачивают руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
В конце занятия.
Педагог: Полюбуйтесь, какие же мы художники. Получилась у нас разноцвет
ная осень? А вам понравилось рисовать ватными палочками?
(Обсуждаются рисунки).
Педагог: Очень красивые получились у вас пейзажи. Сегодня мы
рассматривали картины художников, нам было радостно и немного грустно.
Мы вспомнили осень, которую видели на прогулке. Музыка, стихи, картины
подарили нам эти воспоминания, эту радость. Да и сами вы были
художниками-пейзажистами и нарисовали свою золотую осень!
Рисование «Яблоки на яблоне» нетрадиционная
техника-штампами
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (оттиск
печатками из яблок).
Материалы и оборудование: мисочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанного красной гуашью, ватман с
нарисованной яблоней, печатки из яблок (на каждого ребенка).
Техника: оттиск печатками.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Методические приемы: дидактическая игра, беседа-диалог, отгадывание
загадки, продуктивная деятельность детей, подведение итогов.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации фруктового
сада.
Воспитатель. Осень - самое красивое время года, яркое, разноцветное. В
саду поспели вкусные и сочные фрукты!
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».
Воспитатель: Сегодня мы будем рисовать фрукт, который лежит в
чудесном мешочке. Кто сможет узнать этот фрукт на ощупь?
Воспитатель дает детям возможность на ощупь определить фрукт.
Затем загадывает загадку:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
- Правильно, это яблоко. (Воспитатель достает из мешочка яблоко).
Словесная игра «Опиши яблочко».
Посмотрите, какое оно румяное, наливное, ароматное!
- Ребята, а какую форму имеет яблочко? (Ответы детей )
- Какого цвета? (Ответы детей)
- А на каком дереве растут красные наливные яблочки? (Ответы детей)
Воспитатель: Яблоки очень полезные, в них много витаминов. Если мы
постоянно будем, есть их, мы не будем болеть, потому что в яблоках много
витаминов.
Воспитатель: Представьте себе, что и у нас выросла яблонька, вот
такая (показывает изображение яблони на ватмане).
Но яблоне нет яблочек. Они не выросли. Ребята, как мы можем помочь
нашей яблоньке и вырастить ароматные яблочки?
Дети: Можно слепить или нарисовать.
Воспитатель: Молодцы, яблочки можно нарисовать. И сегодня мы будем
рисовать яблочки необычным способом – печатать.
Физкультминутка «Вот так яблоко»!
Вот так яблоко, оно соку сладкого полно (ходьба на месте)
Руку протяните, яблоко сорвите (поднимаем левую и правую руку)
Стал ветер веточку качать, (качаем руки вправо и влево)
И трудно яблоко достать,
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву (прыжки на 2 ногах)
Самостоятельная деятельность детей.
Объяснение и поэтапный показ детям нетрадиционной техники рисования
«Оттиск печатками, тампами»
Воспитатель предлагает детям опустить штампики в чашечку
с губкой, пропитанной гуашью красного цвета и приложить к
веточкам яблони.
Во время работы напоминает детям, что яблочки не все одинаковые, есть с
яркими бочками, с полосками.
Какая замечательная яблонька у нас получилась! Румяные яблочки так и
просятся в рот! А я приготовила вам сюрприз! ( Воспитатель достает
корзинку с яблоками и угощает детей)
Рисование «Идет дождь»
Цель: Развивать умение детей образно отражать в рисунках впечатления от
окружающей жизни.
Задачи: Закреплять умение строить композицию рисунка.
Развивать умения пользоваться приобретенными приемами для передачи
явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными
карандашами (цветными восковыми мелками, угольным карандашом,
сангиной).
Материалы и оборудование: Простой (графитный) карандаш, цветные
карандаши или цветные восковые мелки, альбомные листы (на каждого
ребенка).
Ход:
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Если плачу – не беда,
Вместо слёз течёт вода.
Я такой плакучий
Из-за серой тучи…(Дождь)
Молодцы ребята! А теперь давайте посмотрим на картинки, что на них
изображено?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно ребята, дождь, а какое сейчас время года?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно ребята, осень!
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Какая погода бывает осенью?»
Когда идет дождь погода, какая? - дождливая, когда дует ветер? – ветреная,
холодно? - холодная, пасмурно - пасмурная, сыро - сырая, хмуро – хмурая,
ясно – ясная и т.д.
Воспитатель: Ребята сегодня я вам расскажу о путешествии капельки.
Хотите послушать?
Путешествие Капельки.
Жила-была капелька. Я жила в доме у мамы тучки. В этом доме я жила не
одна, а со своими братиками сестричками, такими же капельками. Когда
капелек стало слишком много в домике тучки, я и мои родные оторвались от
тучки и полетели в путешествие. Одна капелька упала на дом, другая – на
дерево, третья – на цветок и так появилось много- много красивых капелек.
Все они сияли разными цветами , а я сияла жёлтым и красным цветом ,
потому что упала на осенний листок. Капли всегда разноцветные, потому что
дождь попадает на всё вокруг, на лист, дерево, яблоко на ветке, дом, а капли
отражают всё, что есть вокруг ни
Воспитатель: Предлагаю поиграть еще в одну дидактическую игру .
«Подбери действие»
Ход: Листья осенью что делают? (желтеют, опадают, летят и т. д.) Дождь
осенью (идет, моросит и т. д.) Птицы осенью (улетают, готовятся и т. д.)
Деревья осенью (роняют листья, засыпают и т. д.) Звери осенью (готовятся к
зиме, меняют шубки и т. д.)
Физминутка «Дождик»
Дождик, дождик, лей да лей.
(Дети на ладошке пальцами показывают капли дождя)
Мокрых капель не жалей.
Мы в ладоши хлопаем
(Выполняют движения согласно текста стихотворения)
Мы ногами топаем.
Вышло солнышко опять и
дети все идут гулять.
(Выполняют движения согласно текста стихотворения)
(Воспроизводится аудиозапись звуков дождя, дети убегают под зонт
воспитателя).
Молодцы ребята, теперь, когда мы с вами поиграли, давайте мы с вами
нарисуем дождливый осенний день на селе, в поле или городе. Сначала мы
рисуем местность: лес, поле, деревья, дождь рисуем в последнюю очередь.
Вспоминаем различные способы рисования дождя, травы, деревьев.
В конце занятия рассматриваем все рисунки, отмечаем наиболее
выразительные, включающие новые изображения.
Рисование «Осенний лес» нетрадиционные техники-
тычком полусухой кистью
Ход занятия.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие в
осенний лес.
(включаем аудиозапись «Прогулка по осеннему лесу»)
Педагог. «Мы с вами оказались в чудесном лесу. Посмотрите пожалуйста
какое красивое время года. Знаете ли вы, как оно называется?
Дети. Осень.
Педагог: А что вам нравится в осени?
Дети: Очень красивые деревья, нарядные с желтыми, красными,
разноцветными листьями.
Педагог: А как пахнет осень - дымом костров, ароматом осенних цветов,
травами и грибами. А какие звуки мы можем услышать в это время года?
Дети: Шорох и шелест листвы, пение птиц.
Педагог: А еще осенью когда листочки опадают с деревьев они красиво
кружатся на ветру. А что их так «зажигает» красками?
Дети: Солнышко и оно освещает листву деревьев, траву. Они становились
ярче, наряднее,
Педагог: А какое небо мы видим?
Дети. Голубое, ясное, чистое!
Педагог: Давайте послушаем, как об осени сказал поэт.
(Чтение стихотворения).
И. А. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрой стеной
Стоит над светлою поляной.
Педагог: вот какие чудесные стихи об осени мы с вами послушали. А что же
художники? Конечно, и они осенью берут мольберты и краски и идут на
природу писать осень. Вот сейчас мы посмотрим с вами картину Исаак
Ильич Левитан.
(Открывается картина, детям дается возможность ее рассмотреть).
Педагог: Что за прелесть эта картина! Какая же здесь нарисована осень?
Дети: Нарядная, яркая, золотая, веселая.
Педагог: Да, художник так и назвал ее «Золотая осень», а почему? Какие
цвета он использовал?
Дети: Много желтых, оранжевых красок.
Педагог. Как эти цвета можно назвать одним словом?
Дети. Яркие, теплые, радостные, веселые!
Педагог: Молодцы дети! Художник радовался, увидев эту красоту. А что
интересного увидел художник?
Дети. Красивые березки, речку, луга.
Педагог: А как вы узнали березки?
Дети. Стволы у них тоненькие, белые, а листочки золотые и оранжевые.
Педагог: А какого цвета речка? Ее берега?
Дети: Речка синяя, а берега коричнево-зеленые.
Педагог: Да, речка близко к нам синяя, даже фиолетовая, а вдали беловато-
голубая. Сини и фиолетовые — это холодные тона. А каких красок в картине
больше – теплых или холодных?
Дети. Теплых.
Педагог: Вот как подробно мы с вами рассмотрели картину. Давайте еще
полюбуемся ею. А я включу «осеннюю музыку», ее написал композитор
Петр Ильич Чайковский.
(Слушание Петр Чайковский. Времена года. «Осенняя песнь» Октябрь)
Педагог: Радостно или грустно звучала эта мелодия?
Дети. Грустно.
Педагог: Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала
нежно и светло. Вот так композитор чувствовал осень. Посмотрите еще раз
на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал «Золотую
осень»? Как он смог выразить свое чувство красками?
Дети. Радость художник передал теплыми красками, а грусть – холодными.
Педагог: А есть на картине солнышко? Как вы догадались?
Дети: От деревьев тени, листву «зажгло солнышко золотым и оранжевым»).
Педагог: А сейчас мы с вами побудим настоящими художниками и
попробуем нарисовать свою осень. Посмотрите у нас на столах найдётся, всё
необходимое для того, чтобы каждый нарисовал свою яркую, золотую осень.
(Педагог по ходу объяснения рисует образец)
У вас лежат листы с нарисованными стволами, им не хватает листьев, берем
схую кисть и поочередно макая в краску (желтую, оранжевого, красную
зеленую) наносим по всему листу (давая каждому цвету подсохнуть)
создавая имитацию осенних листьев.
Посмотрите какой осенний пейзаж у меня получился. Давайте сделаем с вами
гимнастику для пальчиков и приступайте к рисованию своего пейзажа.
(Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»)
«Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем, (Загибают пальчики).
Маме осенний букет принесем. (Сжимают и разжимают кулачки).
Самостоятельная деятельность детей, индивидуальное взаимодействие
педагога с детьми.
После изобразительной деятельности проводится физкультминутка.
Физкультминутка «Мы листики осенние»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавно покачивают руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
В конце занятия.
Педагог: Полюбуйтесь, какие же мы художники. Получилась у нас разноцвет
ная осень? А вам понравилось рисовать полусухими кисточками?
(Обсуждаются рисунки).
Педагог: Очень красивые получились у вас пейзажи. Сегодня мы
рассматривали картины художников, нам было радостно и немного грустно.
Мы вспомнили осень, которую видели на прогулке. Музыка, стихи, картины
подарили нам эти воспоминания, эту радость. Да и сами вы были
художниками-пейзажистами и нарисовали свою золотую осень!
Речевое развитие: «Мы ходили лес за грибами»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся на
необычную прогулку, а вот куда , вы узнаете если отгадаете мою загадку:
«Белки в нем живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки.
Высоченный до небес!
Называют его….
Дети: Лес.
Воспитатель: Ребята , вы правильно отгадали мою загадку. Сегодня мы
отправимся с вами в осенний лес. Давайте, с вами закроем глаза и
представим, что мы в лесу.
(картина осенний лес ).
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Ребята, посмотрите вокруг , деревья стоят в
разноцветном наряде, в лесу тишина, всё замерло.
А как вы думаете какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Какие приметы осени вы знаете?
Дети: осенью часто идут дожди, птицы улетают в тёплые края, дни
становятся короче, люди одеваются в тёплую одежду, люди собирают
урожай.
Воспитатель: Ребята, осень считается сбором урожая. Давайте вспомним
какой урожай собирают в огороде.
Дети: Овощи.
Воспитатель: Назовите пожалуйста их.
Дети: капуста, морковь, помидоры, огурцы, перец.
Воспитатель: Какой урожай собираем в саду?
Дети: Фрукты.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: яблоки, груши, сливы, виноград, абрикосы, персики.
Воспитатель: какой урожай можно собрать в лесу?
Сейчас я загадаю вам загадку и мы с вами узнаем , что можно найти в лесу,
если вы правильно отгадаете загадки, то на экране появится правильный
ответ:
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. ( Гриб )
Дети: Гриб.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами будем собирать грибы.
Посмотрите, какая полянка перед нами сколько на ней грибов( на магнитной
доске полянка с нарисованными грибами на липучках).Давайте вспомним
название грибов, я буду
загадывать загадки, вы будете складывать грибы в корзинку
Воспитатель загадывает загадки:
Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.
Подберёзовик
После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпы разноцветные —
Самые заметные.
Сыроежки
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я — …
Подосиновик
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются...
Лисички
Возле леса, на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый…
Мухомор
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это — бледная...
Поганка
Воспитатель: Ребята, вы отгадали все мои загадки, наша корзинка полна
грибов.
Скажите как одним словом можно назвать эти грибы?
Дети : Съедобные.
Воспитатель: У нас на полянке осталось много грибов, почему вы их не
положили в корзинку?
Дети: Это грибы несъедобные.
Воспитатель: Вы наверное устали? Давайте с вами отдохнём.
Физминутка «Грибы под дубом»
На поляне дуб зеленый (поднимают руки вверх, разводят пальцы)
Потянулся к небу кроной. (тянутся на носочках)
Он на ветках среди леса (покачивают руками)
Щедро желуди развесил.
А внизу грибы растут, (наклоняются вперед)
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся, (собирают «грибы»)
За грибами наклоняйся.
Воспитатель: Ребята, вы отдохнули , давайте с вами поиграем.
Игра с мячом.
Воспитатель бросает мяч, и задаёт вопрос, ребёнок отвечает и отдаёт
воспитателю мяч.
какие грибы растут под берёзой?
какие грибы растут под осинами?
как называются грибы, которые растут на пнях?
как правильно собирать грибы?
как называется человек, который собирает грибы?
какие бывают грибы ? (съедобные и несъедобные; ядовитые и неядовитые)
Воспитатель: Молодцы ребята!
Игра «Что лишние ?»
Воспитатель: Перед вами корзинка с грибами, посмотрите ,какие грибы
лишние.
На картинках изображены грибы.
Детям предлагаются по 4 картинки, одна из которых является лишней по
какому-то признаку.
Воспитатель: Мухомор, сыроежка, подосиновик, лисичка
Дети: - Мухомор лишний, он не съедобный.
Воспитатель: Правильный ответ мухомор.
Воспитатель: Боровик, подберезовик, поганка, опята.
Дети: Поганка не съедобная.
Молодцы!
Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
«Грибы»
Топ – топ – пять шагов, (дети «шагают» пальчиками по столу)
В туесочке пять грибов. (переплели пальцы обеих рук – туесочек,большие
Мухомор красный - пальцы – ручка; показали 5пальцев пр. руки)
Гриб опасный.
А второй – лисичка, (загибают пальчики начиная с мизинчика)
Рыжая косичка,
Третий гриб – волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!
Игра «Назови ласково»
Подберезовик – подберезовичек,
Подосиновик – подосиновичек,
Масленок – масленочек,
Опенок – опеночек,
Мухомор – мухоморчик,
Поганка – поганочка,
Сыроежка – сыроежечка,
Белый гриб – белый грибочек.
Воспитатель: Ребята, у нас полная корзинка грибов, нам пора возвращаться
домой.
Я знаю, что когда вы пойдёте в лес за грибами, вы будете внимательны и
будете брать только съедобные грибы.
Вы ребята большие молодцы, справились со всеми заданиями. Понравилось
ли вам наше путешествие? О чем мы сегодня с вами узнали? (ответы детей).
Беседа: «Осень в лесу»
Лепка «Овощи и фрукты»
Аппликация «Осенний ковер»
Рисование «Осенний лес»
Рисование « Осенние дерево»
Рисование «Яблоки на яблоне»
Лепка «Овощи и фрукты»
Апплиация «Грибочек»
«Считаем и рисуем»
Сбор гербария на участке
Дидактические игры
«Чудесный мешочек»
Выставка
«Осенние
фантазии»
Лэпбук «Овощи
и
фрукты»
Просмотр мультфильмов
«Сердце осени»
Картотека сказок
Конструирование
Консультации для родителей
Диплом
ы
Утренник «Осень Чародейка»