Напоминание

"Формирование у младших школьников коммуникативных умений на уроках литературного чтения в рамках ФГОС".


Автор: Мацкевич Наталья Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Дубковская СОШ "Дружба"
Населённый пункт: поселок ВНИИССОК
Наименование материала: доклад
Тема: "Формирование у младших школьников коммуникативных умений на уроках литературного чтения в рамках ФГОС".
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дубковская СОШ «Дружба»

ДОКЛАД

по теме: «Формирование у младших школьников

коммуникативных

умений на уроках литературного чтения в рамках ФГОС».

Выступила:

учитель начальных классов,

1 квалификационной категории

Мацкевич Н.В.

Одинцово, 2017 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………….. с. 3-6

1

I. Теоретическая часть

1.1

Теоретические основы формирования коммуникативных умений.

…………………………………………………………………………... с. 6-9

1.2 Характеристика коммуникативных умений и этапы их формиро-

вания у младших школьников………………………………………… с. 9-11

II. Практическая часть

2.1 Критерии коммуникативной грамотности младших школьников.

……………………………………………………………………………. с. 11-12

2.2 Приёмы формирования коммуникативных УУД.

……………………………………………………………………………. с. 12-15

Заключение……………………………………………………………… с. 16-17

Литература………………………………………………………………. с. 17

Приложение

2

«История общества показывает, что процветание общества

зависит не от экономики и техники и даже не от культуры

общества, а от культуры слова общества».

Рождественский Ю.А.

Введение.

За

последние

десятилетия

в

обществе

произошли

кардинальные

изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От

признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования,

произошёл

переход

к

пониманию

обучения

как

процесса

подготовки

обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную

позицию,

успешно

решать

жизненные

задачи,

уметь

сотрудничать

и

работать в группе, т. е. в современной теории и методике преподавания в

начальной

школе утвердился

системно

-

деятельностный

подход

к

обучению.

Важнейшим средством достижения этой цели является организация

учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные

виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач.

На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и

не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо

найти

такую

форму

организации

учебного

сотрудничества,

которая

бы

позволила

это

сделать. Одной

из

таких форм,

основанной

на

учебном

сотрудничестве младших школьников, являются групповые формы обучения,

потому что учащиеся работают без пошагового учительского руководства и

контроля, ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового

материала,

для

обсуждения

вариантов

решения

задачи,

различных

точек

зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах

организации урока, разрешает к концу начальной школы сформировать класс

как

учебное

сообщество,

доброкачественное

и

склонное

ставить

учебную

задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для

решения большого круга частных задач.

3

Таким

образом, актуальность

рассматриваемого

в

представленной

работе вопроса определяется тем, что проблема совместной деятельности

учащихся на уроках в практике начального обучения пока недооценивается.

Вместе

с

тем,

современными

исследованиями

педагогов

и

психологов

доказано, что сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в

развитии, обучении и воспитании младших школьников.

Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-

психологическим

умом»,

«коммуникативной

компетентностью»,

«коммуникабельностью».

Коммуникативные

умения

учащихся

формируются только в процессе непосредственного общения с учителем,

сверстниками

и

другими

людьми.

Результативное,

удовлетворяющее

интересы

коммуникантов

общение

подразумевает

овладение

ими

коммуникативной

компетенцией, составляющей

которой

и

являются

коммуникативные умения.

Образовательный

процесс

в

современной

начальной

школе

ориентируется

на

развитие

творческих

возможностей

ребёнка

и

формирование

способности

учащихся

к

самообразованию.

Важнейшим

приоритетом начального общего образования становится развитие личности

через

формирование

универсальных

учебных

действий

(познавательные,

регулятивные, личностные и коммуникативные).

В широком значении термин «универсальные учебные действия»

означает

умение

учиться,

т.е.

способность

субъекта

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию

путем

сознательного

и

активного

присвоения

нового социального опыта. В более узком понятии этот термин можно

определить

как

совокупность

способов

действия

учащегося

также

связанных

с

ними

навыков

учебной

работы),

обеспечивающих

его

способность

к

самостоятельному

усвоению

новых

знаний

и

умений,

включая организацию этого процесса (по А.Г. Асмолову).

4

Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К

моменту поступления в школу он уже, в той или иной степени, обладает

целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, а именно: общение

со взрослыми и сверстниками; владение определёнными вербальными и

невербальными средствами общения; приемлемое отношение к процессу

сотрудничества;

ориентация

на

партнёра

по

общению;

умение

слушать

собеседника.

Рассмотрев

составляющие

понятий «общение»,

«коммуникация»,

«коммуникативная компетентность», можно говорить о том, что все эти

понятия используются в том случае, когда речь идет о процессе социального

взаимодействия. Педагогическое

общение

это

форма

социального

общения. Следовательно, формирование коммуникативных умений может

быть рассмотрено как социально-педагогическая проблема.

Возникает проблемная

ситуация,

которая

состоит

в

том,

чтобы

определить, какие средства необходимы для улучшения коммуникативных

учебных умений.

Объектом

п р о е к т а

я в л я е т с я изучение

учебного

предмета

литературное

чтение

младшими

школьниками. Предметом

проекта

являются учебные затруднения младших школьников в изучении учебного

предмета литературное чтение.

Целью

моего

проекта

является изучение затруднений учащихся –

второклассников в изучении учебного предмета литературного чтения и

выявление

приемов

формирования

коммуникативных

способностей

учащихся.

Начиная

работу

над

своим

проектом,

я

поставила

перед

собой

следующие задачи:

1.

Изучить теоритические подходы к формированию коммуникативных

учебных умений.

2.

Собрать

необходимый

информационный

материал

по

выбранной

проблеме.

5

3.

Классифицировать

и

сгруппировать

работу

с

учащимися,

направленную на формирование у них коммуникативных учебных

действий.

Как показывает практика, не всегда первоклассник уверенно владеет

этими коммуникативными компетенциями. Поэтому я на начало учебного

года в первом классе провела стартовую диагностику с целью выявить

уровень

сформированности

различных

умений

и

навыков.

Для

диагностирования

использовались

задания методики «Рукавичка» автора

Г.А. Цукерман и методики «Братья и сестры» (Пиаже, 1997). (Приложение

1 и приложение 2).

I. Теоретическая часть.

1.1

Теоретические основы формирования коммуникативных

умений.

При изучении природы коммуникативных умений, необходимо иметь

представление

о

таких

основных

понятиях,

как «коммуникация»,

«коммуникативная

компетентность»,

«общение»,

к о т о р ы е

взаимосвязаны между собой.

Некоторые

авторы

отожде ствляют

понятия «общение»

и

«коммуникация»,

понимая

под

ними «процесс

передачи

и

приема

информации,

осознанную

и

неосознанную

связь».

Но

большинство

ученых,

исследующих межличностные отношения, различают понятия

«общение» и «коммуникация».

Психологический

словарь

определяет

понятие «коммуникация» как

«взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними

информацией познавательного или аффективно-оценочного характеров».

Следовательно, это предполагает сообщение партнерами друг другу какого-

то определенного объема новой информации и достаточной мотивации, что

является необходимым условием осуществления коммуникативного акта.

Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со

всеми».

Если

не

достигается

взаимопонимание,

то

коммуникация

не

6

состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь

обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас.

С.Л.

Рубинштейн

рассматривает коммуникацию

как

сложный

многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми,

порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в

себя

обмен

информацией,

выработку

единой

стратегии

взаимодействия,

восприятие и понимание другого человека.

А.А. Бодалев понимает под коммуникацией информационную связь

субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. Она

выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи,

деловые

сообщения,

фактические

сведения,

указания

и

т.п.),

которую

получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с

этим поступать. В общении информация циркулирует между партнерами,

поскольку

оба

они

равно

активны,

и

информация

увеличивается,

обогащается;

при

этом

в

процессе

и

в

результате

общения

происходит

превращение состояния одного партнера в состояние другого.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и

поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Для

эффективной

коммуникации

характерно:

достижение

взаимопонимания

партнеров,

лучшее

понимание

ситуации

и

предмета

общения

(достижение

большей

определенности

в

понимании

ситуации

способствует

разрешению

проблем,

обеспечивает

достижение

целей

с

оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность

рассматривается

как

система

внутренних

ресурсов,

необходимых

для

построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций

межличностного взаимодействия.

С

позиции

деятельностного

подхода общение

это

сложный,

многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми,

порожденный потребностями в совместной деятельности и включающий в

7

себя

обмен

информацией,

выработку

единой

стратегии

взаимодействия,

восприятие и понимание другого человека.

Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека.

Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию

о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и

планируем

свою

деятельность

в

социуме

на

основе

этого

анализа.

Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена

информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и

достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше

осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем

успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и

самоактуализация

личности

в

социуме

напрямую

зависит

от

уровня

сформированности ее коммуникативной культуры.

В отечественной науке исследованы такие аспекты проблемы

общения ,

как коммуникативное

взаимодействие,

формирование

коммуникативных

умений

в

образовательном

процессе

с

позиций

психологии

и

педагогики.

В

целом

анализ

литературы

показывает,

что

данная проблема разрабатывалась в основном применительно к педагогике

вуза

и

средней

ступени

школьного

образования.

В

то

же

время

обзор

научных источников с очевидностью показывает слабую ее изученность в

рамках

педагогики

начального

обучения.

Между

тем коммуникативная

деятельность (общение), являясь одной из основных в младшем школьном

возрасте,

а

в

подростковом

-

ведущей,

не

будучи

целенаправленно

формируема у младшего школьника, существенно затрудняет его внутреннее

раскрытие и реализацию в учебе, среде сверстников и социуме в целом.

Принципиальный

подход

к

решению

проблемы

развития

коммуникативных

навыков,

формирования

ком м у н и кат и в н о й

компетентности

представлен

в

трудах Л.

С.

Выготского,

который

рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и

воспитания детей. Исходя из данной концепции, можно утверждать, что

8

формирование

коммуникативных

умений

детей

является

одной

из

приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса

общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений

субъектов общения.

Младший

школьный

возраст,

связан

с

вхождением

в

школьное

обучение

как

наиболее

систематизированную

форму

общения,

с

включенностью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного

периода, что предопределяет переход от наглядно-образного конкретного

ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные

связи, строить рассуждения, делать умозаключения,

выводы. Впервые в

онтогенезе

происходит

овладение

письменной

речью,

которая

является

неким аналогом устной, и ее совершенствование за счет увеличения длины

предложений, увеличения количества второстепенных членов предложения.

К

концу

младшего

школьного

возраста

с

развитием

логической

и

коммуникативной функций речи, с выработкой произвольности и рефлексии

формируется умение логично и связно строить высказывание. Описательно-

повествовательный

тип

речи

сменяется

рассуждением,

переходом

к

доказательности.

Отмечено

положительное влияние коммуникативной установки на

сохранение

прослушанного

текста.

В

продуктивных

видах

речевой

деятельности впервые появляется дифференциация способов воздействия на

партнеров общения, в письменных и устных текстах совершенствуются,

хотя и остаются достаточно низкими по сравнению с другими возрастными

группами, показатели связности, логичности, каузальности, предикативной

структуры

высказывания.

В

целом

лингвистический

опыт

младшего

школьника нарастает за счет накопления языковых средств и существенных

количественных

изменений

в

речемыслительной

и

коммуникативной

деятельности.

Коммуникативное развитие осуществляется внутри целостной системы

л и ч н о с т и

в

с о о т в е т с т в и и

с

л и н и я м и

р а з в и т и я : личностной,

9

интеллектуальной, деятельностной, которые неотделимы друг от друга.

Коммуникативное

развитие

должно

рассматриваться

в

общем

контексте

социализации

ребенка

в

плане

учета

особенностей

обобщения,

формирования

понятий,

общения

со

взрослыми,

сверстниками,

учета

о собенно стей

общей

ситуации

социального

развития

и

т. д .

Коммуникативные умения детей младшего школьного возраста рассмотрены

в

работ ах O.A.

Веселковой,

А.Е.

Дмитриева,

JI.P.

Мунировой,

A.A.

Панферовой, В.П. Понутриевой.

1.2

Характеристика

коммуникативных

умений

и

этапы

их

формирования у младших школьников.

Сформировать коммуникативные умения - значит научить школьника

ставить

вопросы

и

четко

формулировать

на

них

ответы,

внимательно

слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать

высказывания

собеседников

и

давать

им

критическую

оценку,

аргументировать свое мнение в группе, адаптировать свои высказывания к

возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

П о д коммуникативными

умениями

понимается

способность

устанавливать

и

поддерживать

контакты

с

другими

людьми

на

основе

внутренних

ресурсов,

необходимых

для

построения

эффективного

коммуникативного

действия

в

ситуациях

межличностного

общения.

На

основе изучения психолого-педагогической литературы можно

выделить

три группы умений.

I группа умений - коммуникационные или речевые: умение ясно и

четко излагать мысли; умение убеждать; умение аргументировать; умение

строить доказательство; умение выносить суждения; умение анализировать

высказывание.

II группа умений

умение восприятия (перцептивные): умение

слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе

и невербальную (мимику, позы и жесты), понимать подтексты и др.), умение

понять чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии,

10

соблюдение такта, сопереживания), умение анализировать (способность к

рефлексии и саморефлексии).

III группа умений - умение взаимодействовать в процессе общения

(интерактивные):

умение

проводить

беседу,

переговоры,

обсуждение,

умение вежливо излагать мысли, умение задавать вопросы, умение увлечь за

собой,

умение

сформулировать

требование,

умение

общаться

в

конфликтных ситуациях, умение управлять своим поведением.

Н.М.

Полуэктова

выделяет

следующие

этапы

формирования

у

учащихся коммуникативных умений:

мотивационный

-

раскрытие

младшим

школьникам

значимости

коммуникативного умения в достижении успеха в общении;

ознакомительный

-

ознакомление

учащихся

с

содержанием

коммуникативного умения, накопление знаний о нем;

овладение умением - создание в условиях учебного диалога ситуации

содержательно-предметного

взаимодействия

учащихся

и

учителя

с

целью овладения коммуникативным умением;

совершенствование

умения

-

самостоятельное

использование

младшими

школьниками

коммуникативных

умений

в

процессе

общения, выполнения творческого дела.

2. Практическая часть.

2

.

1 Критерии

коммуникативной

грамотности

младших

школьников.

При

оценке

уровня

сформированности

коммуникативных

умений

необходимо

учитывать

возрастные

психологические

особенности

учащихся. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий

младшие школьники приобретут умения учитывать позицию собеседника,

организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и

сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное

содержание и условия деятельности в речи. Для того

чтобы реализовать

новый подход в обучении, необходимо не только подобрать новые методы

11

обучения, научиться сотрудничать, но и иметь в руках учебно-методический

комплект,

помогающий

достичь

высоких

результатов. (Критерии

коммуникативной

грамотности

младших

школьников

приведены

в

Приложении 3).

В

своей

работе

стараюсь

создать

условия

для

продуктивной

коммуникации

между

учениками

и

между

учениками

и

учителем.

Это

является непременным условием как для решения детьми учебных задач,

так и для того, чтобы возможно было определять зону ближайшего развития

каждого ученика и строить работу с ориентацией на неё. Из этого следует,

что

часть

вышеназванных

действий

будет

осуществляться

учащимися

в

условиях

коммуникации,

то

есть

в

процессе

учения

они

будут

контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего

действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные

мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и

позицию и т.п. а это означает, что будут развиваться и коммуникативные

УУД.

2.2 Приёмы формирования коммуникативных УУД.

При формировании коммуникативных универсальных учебных действий

необходимо использовать следующие приёмы:

Давать учащимся время на обдумывание их ответов.

Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их

товарищей.

Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от

ситуации).

Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или

нет.

Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание

высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

12

Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было

выражено непонятно для учеников.

Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Соблюдение

принципов

развивающего

обучения

помогает

созданию

коммуникативных

ситуаций,

т.е.

благоприятных

условий

для

активного

общения. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление,

приближение

учебного

процесса

к

реальным

жизненным

ситуациям,

обращение

к

опыту

ученика.

На

уроках

я

использую

разные

формы

организации

коммуникативного

общения:

работа

в

парах,

групповые,

индивидуально - групповые.

Построение

процесса

обучения

в

системе

развивающего

обучения

стимулирует

ребенка

высказывать

собственное

мнение,

внимательно

относиться к другому мнению, т.е. проявлять диалогичность, толерантность.

Не зря курс обучения грамоте и русскому языку начинается с разделов,

посвящённых общению. Данные разделы в 1-м классе знакомят ребёнка с

понятием

«общение»,

а

в

следующих

классах

рассказывают

об

особенностях и правилах общения. При этом в каждом следующем классе

материал усложняется, у ученика формируется навык отвечать на вопросы,

задавать вопросы, вести диалог и т.п. При этом учителю необходимо чётко

объяснять, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое —

недопустимо.

В учебниках предлагаются задания для выполнения в парах и группах,

что

позволяет

ученикам

использовать

полученные

знания

на

практике,

используются игровые ситуации, выполняя которые, дети учатся правилам

общения. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к.

каждый

ребёнок

имеет

возможность

говорить

с

заинтересованным

собеседником,

высказывать

свою

точку

зрения,

уметь

договариваться

в

атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания,

быть в сотворчестве равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях

13

обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а

групповая

поддержка

вызывает

чувство

защищённости,

и

даже

самые

робкие и тревожные дети преодолевают страх.

В

рабочих

тетрадях

много

заданий,

в

которых

сформулировано

многоуровневое коммуникативное задание: поговорить с членами семьи, с

другом, одноклассниками. Можно привести примеры из многих пособий,

которые

также

позволяют

мне

формировать

коммуникативные

УУД

в

образовательном процессе:

совместное чтение диалога, что позволяет формировать ориентацию

на

партнёра

и

учит

эмоциональному

отношению

к

героям

произведения;

формирование культуры речи (правильность ударения и построения

фразы),

что

позволяет

сформировать

у

ребёнка

представления

о

процессе общения, формах и способах общения.

Герои учебников не только ведут на страницах учебников диалоги и

служат образцами для подражания, но и позволяют ученикам включаться в

диалоги.

Формировать

коммуникативные

умения

работы

в

парах

начинаю

постепенно, поэтапно.

Первый

этап: раздаю

ребятам

листы,

на

которых

надо

сделать

штриховку фигурок. В конце урока провожу рефлексию, в ходе которой

выясняется, что если бы ученики работали в паре, то справились бы с

заданием. У детей возникает потребность работать сплочённо.

Второй этап: формирование у учащихся умения согласовывать свои

действия

и

вырабатывать

общую

цель

работы.

Работа

строится

по

принципу:

затруднение,

рефлексия,

новая

форма

работы.

Например,

на

уроке

литературного

чтения

ребята

делают

аппликацию

-

изображение

главного героя Незнайки из предложенных деталей по описанию из рассказа

Н.Н.

Носова

«Приключение

Незнайки

и

его

друзей»,

распределив

обязанности, но, не спланировав при этом работу и не представив конечный

14

результат. Поэтому у некоторых в выполненном задании нет соответствия в

цвете, расположении. Учащиеся делают вывод: прежде чем сделать работу,

надо согласовать.

Третий этап: осознание учащимися норм простой коммуникации.

Поэтому

взаимодействие

в

парах

организую

по

типу

простой

коммуникации, где ученики пытаются понять высказывание друг друга.

Таким

образом,

в

сотрудничестве

создаются

комфортные

условия

для

общения

учащихся,

что

позволяет

построить

субъектные

отношения

по

типу: ученик<—>ученик, ученик<—>учитель. Уже к концу первого класса

формируются

определённые

коммуникативные

умения,

формируется

дружный коллектив.

Для

диагностики

коммуникации,

предполагающей

рефлексию

усваиваемого

содержания

образования

и

собственного

развития

как

субъекта деятельности, предлагаю такие виды заданий:

составь задание партнёру;

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению кроссворда;

«отгадай, о ком говорим»;

диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи).

Начиная со второго класса, мы с учениками проводим исследования.

Вместе мы исследовали многозначные слова, составляли «карту слов», дети

с родителями выясняли круг чтения бабушек и дедушек, анализировали

современные детские журналы.

Детьми было предложено создание

журнала «Дельфин». Выбор

названия дети объяснили тем, что класс 2 «Д», а значит, название должно

начинаться с буквы Д. Дельфин - самое умное млекопитающее животное.

Они сами предложили рубрику для журнала: «Эколёнок», «Знайка», «Мир

15

путешествий»,

«Занимательные

головоломки,

ребусы»,

«Проба

пера»,

«Мастерская

поделок

и

рисунков»,

«Праздничные

даты

месяца».

Дети

распределились по рубрикам. Решив, что каждый месяц мы будем собирать

материал

по

рубрикам,

а

в

конце

месяца

будет

презентация

выпуска

журнала. К работе ребят активно подключились их родители. Они помогли

оформить наш журнал.

Заключение.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и

учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

умение

слушать

и

вступать

в

диалог;

участвовать

в

коллективном

обсуждении

проблем;

интегрироваться

в

группу

сверстников

и

строить

продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Каждый

выпускник

начальной

школы

должен

свободно

с

использованием

большого

словарного

запаса

высказываться

на

любую

предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать,

аргументировать. Но как показывает практика, большинство выпускников

начальной

школы

имеют

низкий

уровень

овладения

видами

речевой

деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Поэтому на

каждом уроке особое внимание уделяется формированию коммуникативных

универсальных учебных действий.

Овладение

учащимися

коммуникативными

УУД

имеет

особую

значимость в образовательном процессе.

Во-первых, коммуникативная

компетентность

влияет

на

учебную

успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт,

тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка,

соответственно, ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на

последующей учебной деятельности.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит

благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий

16

язык

с

одноклассниками,

то

испытывает

психологический

комфорт

и

удовлетворённость

ситуацией.

И

напротив,

неумение

контактировать

с

ровесниками

сужает

круг

друзей,

вызывает

ощущения

неприятности,

одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к

сверстникам.

Овладение

учащимися

коммуникативными

УУД

способствует

не

только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими

людьми,

с

объектами

окружающего

мира

и

его

информационными

потоками,

отыскивать,

преобразовывать

и

передавать

информацию,

выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является

ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Литература:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной

школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В.

Бурменская,

И.А.

Володарская

и

др.];

под

ред.

А.Г.

Асмолова.

М.:

Просвещение, 2010.

2.

Но сова,

И.В..

Особенно сти

работы

в

малых

г р у п п а х .

[Текст]//–«Начальная школа плюс до и после», № 6 – 2004.

3.

Савенков

А.И.

Содержание

и

организация

исследовательского

обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2008. – с. 204.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования – М.: Просвещение, 2011.

5.

Якимов

Н.А.

Проектно-исследовательская

деятельность

младших

школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 1. – С. 48-

51.

17



В раздел образования