Автор: Никитина Татьяна Валерьевна
Должность: Заместитель директора по учебной работе преподаватель фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО ДМШ им.Ю.Д.Кузнецова
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Подготовка учащихся к конкурсам"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ Ю.Д. КУЗНЕЦОВА»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
«ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К КОНКУРСАМ»
ВЫПОЛНИЛА:
НИКИТИНА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ,
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО
(должность)
(место работы)
1
В отношении конкурсов и их постоянно растущей численности существуют
разные
мнения.
Многие
считают,
что
конкурсы
приносят
реальную
пользу,
заключающуюся в общественном признании победителей, в возможности сравнивать
творческие достижения других учеников и преподавателей.
Конкурсы не должны
являться самоцелью. Нужно видеть в них лишь средство к дальнейшему развитию, но
никак не смысл всей работы. Благодаря подготовке и участию в конкурсах, дети не
только становятся ценителями и любителями высокого искусства, но и учатся
исполнительству профессионально, что является основной актуальной задачей новых
образовательных программ предпрофессионального обучения детей.
Любой труд в творчестве должен быть вознагражден. Для учащихся участие в
конкурсах разного уровня является наградой. Возможность проявить свою творческую
индивидуальность стимулирует учащихся на участие в подобных мероприятиях.
Принять участие в конкурсе вполне соответствует естественной детской потребности
соревноваться. Но чтобы победить - надо потрудиться. Поэтому возможность участия в
конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для упорной работы на инструменте.
Положительной стороной фестивалей и конкурсов является выявление новых талантов,
которые до той поры были известны лишь собственному педагогу и небольшому кругу
близких. Выявление и поощрение наиболее одарённых и способных детей, которые
возможно впоследствии продолжат музыкальное образование и изберут музыку своей
профессией, безусловно, является одной из основных задач конкурсов! Но все, же
основной целью городских, региональных и особенно школьных конкурсов, по моему
мнению, является привлечение широкого круга учащихся с различными музыкальными
способностями
Участие в конкурсах, фестивалях и концертах – одна из приоритетных форм
организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития
музыканта, требующая не только настоящего самостоятельного творчества, но и
большой дополнительной работы преподавателей. Но этот метод позволяет сохранить
контингент учеников и является одним из слагаемых результативности и успешности
педагогической деятельности.
Программа
подготовки
к
конкурсным
мероприятиям
складывается
из
нескольких этапов.
1.
Выбор конкурсной программы.
2.
Подготовка конкурсной программы. Разучивание произведений.
3.
Преодоление сценического волнения.
4.
Конкурсное выступление.
5.
Анализ выступления на конкурсе.
6.
Внедрение предыдущего опыта в последующую работу.
Существует огромное количество музыкальных произведений для детей. Их
отличительной особенностью являются конкретность сюжета, простота и живое
поэтическое содержание. Конечно, все музыкальные произведения для детей написаны с
учетом их возрастных возможностей.
2
Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания.
Знакомство
с
произведениями
различного
эмоционального
образовательного
содержания, побуждает ребёнка к сопереживанию. Жанровое богатство музыки помогает
воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные
пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают
переживания детей, их духовный мир. Вот это все и учитывается при выборе и
возможностях каждого ученика в отдельности. В своей работе придерживаюсь, только
классического музыкального репертуара. Полифония И.С. Бах Маленькие прелюдии,
двухголосные и трехголосные инвенции, ХТК первая и вторая часть. Крупная форма
сонаты Й. Гайдна, В.А.Моцарта и Л.В. Бетховена. Инструктивные этюды К. Черни соч.
299 и 740. Пьесы "Детский альбом" П.И. Чайковского, "Юношеский альбом" Р. Шумана,
"Танцы кукол" Д. Шостаковича, "Детская музыка» С. Прокофьева. Лирические пьесы
Э.Грига, Глиэра, С. Рахманинова и Ф. Шопена. При этом многообразии и богатстве
музыки каждому ученику можно найти произведения, которые должным образом
откроют все грани исполнительского таланта ребёнка.
Безусловно, составляя учебный репертуар, преподаватель учитывает
требования
программы,
ближайшие,
наиболее
актуальные
задачи
развития
профессиональных качеств своего ученика, его пожелания. Но в репертуаре ученика
необходимо
отметить
те
произведения,
которые
позволят
наилучшим
образом
представить его достижения за отчетный период. Желательно, чтобы эти пьесы
нравились ребёнку, вызывали в нем желание овладеть ими, чтобы на них ярко можно
было проявить его лучшие личные качества. Именно такие произведения дают
возможность исполнителю на любом этапе его обучения услышать импровизационную
свободу, которая является основным показателем художественной и технической
готовности программы.
Для того чтобы ребёнок не чувствовал чрезмерной нервной нагрузки степень
технической и художественной сложности его произведений не должна превышать
исполнительские возможности на данном этапе его развития, но, в то же время, было бы
полезно, чтобы на выполнении этих произведений можно было продемонстрировать его
постепенный профессиональный рост. А это уже зависит от педагогического мастерства
и опыта.
Особенно дети любят коллективное музицирование, совместное выступление на
концерте,
фестивале
или
конкурсе.
И
то
предвкушение
"завтрашней
радости”
усиливается вдвойне. За годы работы имею уже большой опыт в выборе программы
"Фортепианный ансамбль" дуэты, квартеты. Произведения И.Брамса, А.Дворжака
А.Хачатуряна, музыка к балету П.И.Чайковского, В.Гаврилина. Вся это музыка понятна
и любима учащимися и приносит огромное удовольствие от причастности к ней.
Подготовка конкурсной программы. Разучивание произведений.
Что касается подготовки программы, то повышенная ответственность, которая
связана с конкурсной деятельностью требует особого пристального внимания к каждому
из этапов работы ученика над музыкальными произведениями.
В процессе работы над произведением, начиная с его разбора до полного
завершения, я применяю весь комплекс приемов. Причем способы их использования
тесно связаны с точным “прочтением” авторского текста, во всех деталях и служат
3
конечной цели – раскрытию звукового образа. Такой принцип занятий способствует
достижению технической свободы, мастерства.
Работа
над
музыкальным
произведением
начинается
с
предварительного
прослушивания, которое облегчает разбор текста. А разбор произведения с тщательного
разучивания нотного текста в медленном темпе.
Работая над произведением, очень важно привлечь внимание ученика и посвятить
определенное время к заучиванию и запоминанию движения рук, тесно связанных с
точным исполнением указаний, касающихся фразировки, штрихов, артикуляции,
динамики. Сложные места требуют внимания и более тщательной работы. Для того
чтобы трудности стали ясными, прежде всего, нужно определить их специфику и
подобрать соответствующие приемы игры.
С самых первых уроков при работе над музыкальным произведением надо
прививать ученику элементы грамотного музыкального мышления. Обсуждать с ним
строение музыкальной фразы, в которой должна быть своя смысловая вершина и вокруг
которой группируются окружающие звуки, объединяя их в одну музыкальную мысль.
При разучивании музыкального произведения так же важен ритмический
контроль, развивающий чувство единого дыхания, понимания целостности формы.
Достигнув свободы исполнения в среднем темпе, приступаем к работе над звуком,
хотя с первого же момента разбора произведения нужно обращать внимание на его
качество.
В
данный
период
необходимо,
используя
те
или
иные
приемы
звукоизвлечения, добиваться наиболее точного и глубокого воссоздания образного
содержания музыки.
Работа над звуком считается самой тяжелой и кропотливой. Одной из главных
предпосылок достижения качественного звучания является умение вслушиваться в
музыку – с первого до последнего звука, вплоть до его исчезновения. Ученик должен
вникнуть в содержание произведения, воспроизвести артикуляционные и другие
обозначения, глубоко поняв, что хотел выразить композитор в конкретном месте.
Применение всех приемов и способов при изучении произведения способствует
также заучиванию на память. Поскольку учить наизусть следует как можно скорее, то
надо полагаться не только на слухомоторный вид памяти, но и на аналитическую,
зрительную, эмоциональную память.
Задачи заключительного этапа состоят в том, чтобы добиться:
а) умение играть произведение совершенно уверенно, убежденно, убедительно;
б) умение играть произведение в любой обстановке, на любом инструменте, перед
любыми слушателями. Выполнение последней задачи способствует преодолению у
учащихся сценического волнения.
.
Преодоления сценического волнения
Ещё одна из составляющих моей программы для подготовки учеников к
фестивалям и конкурсам является преодоление страха перед выступлением на большой
сцене. Опираясь лишь на свои наблюдения убеждена, что психологическое состояние
ребёнка на прямую зависит от учителя. Если педагог с большим интересом и желанием
готовиться к данному мероприятию, то и ученики испытывают те же эмоции.
Непосредственно
перед
выступлением
наиболее
эффективным
будет
метод
самовнушения, потому что в этот момент любая информация со стороны почти не
4
воспринимается. Принципиальное отличие конкурсной психологической подготовки от
настройки перед концертным выступлением в том, что она должна не успокоить, а,
наоборот, вызвать максимальную активность, создать "боевой настрой", желание играть
и стремление победить, с учетом распределения сил и энергии на все туры конкурса.
С учеником необходимо неоднократно отрепетировать выход на сцену и уход из
нее. Наиболее приемлемые здесь энергия и выдержка, чувство достоинства и
скромность. Не нужно долго искать удобную посадку, растирать руки, тщетно двигаться,
оглядывать зал - все это необходимо делать быстро, не проявляя излишнего волнения.
Чтобы процесс с подготовки к конкурсу был плодотворным, а само участие -
успешным, педагог и ученик должны иметь определенные личные и профессиональные
качества. Их взаимодействие должно основываться на педагогике сотрудничества,
которая предусматривает в меру демократические отношения доверия. Кроме того,
необходима поддержка со стороны родных конкурсанта, иногда чрезмерное волнение
близких, бывает существенной помехой на пути к стабильному выступлению на
конкурсе.
Конкурсное выступление.
Методические рекомендации о поведении в день выступления довольно
однотипные. Необходимо беречь нервно психическую энергию, много не читать, не
разговаривать,
не
смотреть
телевизор.
Играть
рекомендуется
немного,
причем
произведения концертной программы проигрывать в медленных темпах, эмоционально
сдержанно. Известно, что в день концерта полезно не столько играть, сколько
обдумывать произведения с нотами в руках. Наконец, полезно, играть примеры
инструктивных материалов, а также произведения, которые хорошо были изучены и уже
успешно сыграны когда-то в концерте. Такое восстановление ранее достигнутой
координации элементов игры плодотворно влияет на выполнение новой программы.
В артистической комнате не рекомендуется вести бессмысленные разговоры.
Также не нужно молча ходить по комнате. Лучше сидеть спокойно в удобной позе, при
расслабленной мускулатуры, необходимо научить этому заранее. При необходимости
"разыгрывания рук" возможно играть гаммы, этюды, либо в медленном темпе отдельные
эпизоды концертных произведений. Но наиболее полезно без инструмента перебирать в
памяти разные эпизоды программы. При этом такой осмотр не должен превращаться в
"поиск слабых звеньев".
Очень важным моментом, который предшествует выходу на сцене появляется
вхождение в образ. Хотя в день концерта учащийся и так мысленно живет в образах
своей концертной программы, но перед началом выступления необходимо умение
вызвать особенно творческий подъём и эмоционально приподнятое настроение. Это
достигается путем воспоминания наиболее эмоционально напряженных и ярких
эпизодов произведений, характерных деталей музыки.
.
Анализ выступления на конкурсе
Благодаря подготовке к конкурсу и участию в нём, дети даже со средними
данными при упорной подготовке, целеустремлённости и грамотной педагогической
работе, могут добиться успехов, раскрыться и показать себя с самой лучшей стороны.
Даже если ученик и не занимает призового места, но выступает достойно и выполняет
поставленные мой задачи, он обязательно заслуживает похвалы. Это повышает
5
самооценку ученика и заставляет добиваться ещё лучших результатов. После окончания
конкурса у таких детей часто появляется большое желание заниматься на инструменте и
наблюдается значительный прогресс, а иногда именно участие в конкурсе оказывается
решающим моментом для выбора в дальнейшем профессии музыканта!
Естественно конкурсы не должны являться самоцелью. Нужно видеть в них лишь
средство к дальнейшему развитию, но никак не смысл всей работы.
Заинтересовав
предстоящей работой, создается ситуация "завтрашней радости”. Развитие творческих
возможностей учащихся стимулируется не только посредством интересного материала,
но и убежденностью педагога в потенциальном творческом даре ребенка. В атмосфере
доброжелательности и сопереживания, уважения к личности ученик легко воспринимает
любые задачи. Самое главное не забывать о поддержании веры ученика в собственные
силы.
Конкурсы для детей обладают ещё одним существенным преимуществом - они
представляют собой школу и прежде всего школу для педагогов. Каждый конкурс - не
только смотр, где сравниваются результаты, но одновременно и дискуссионная школа.
Ещё можно отметить, что конкурсы для детей, в общем, чрезвычайно полезны. Они
помогают открывать таланты, являются поучительной и ненавязчивой практической
школой для преподавателей, развивают стремление детей к соревнованию, расширяют
репертуар
учащихся,
укрепляют
их
сценическую
выносливость
и
становятся
праздничными кульминациями в жизни музыкальных школ!
Современные дети очень мало занимаются по разным причинам: большая
загруженность в школе, лень, плохая организация домашних занятий и т.д. Участие же в
конкурсе ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться
силами с другими в дружеском состязании и постараться победить, а для этого
необходимо найти силы, время и, конечно, побороть свою лень!
Каждый
ребёнок
хочет
быть
услышанным,
увиденным,
оцененным
и
признанным! Грамоты, дипломы, благодарности, сувениры – это все знаки отличия от
других, знаки выделения из толпы, знаки уважения и признания. Не надо скупиться на
награды учащимся и их родителям.
У конкурсов есть не только сторонники, но и противники, которые указывают на
чрезмерную
нервную
нагрузку,
которую
испытывают
участники
конкурсов,
на
существующую необъективность членов жюри. При этом обе стороны, несомненно,
правы: природа конкурсов действительно противоречива.
Сценическое волнение
проявляется в различных видах и формах. Оно может обнаруживаться в виде страха,
панического состояния; может трансформироваться в подавленное расположение духа,
апатию, безволие, неверие в свои силы и т.д. В других случаях, напротив, волнение
вызывает
в
человеке
празднично-приподнятые,
возбужденно-радостные
чувства.
Нередки также резкие смены-перепады душевных состояний, сложные сочетания и
контрасты эмоциональных красок. \Волнуются практически все люди, выходящие «на
публику», но одни располагают достаточными волевыми ресурсами для решения
поставленных задач, другие же, по причине слабой, не- натренированной воли теряются
и
терпят
неудачу.
Работать
над
закалкой
воли
необходимо
с
такой
же
последовательностью и настойчивостью, с которыми ведется работа над развитием
технических умений и навыков, убеждены опытные мастера. Неудачи и срывы на
6
эстраде зачастую происходят не столько от недостатка «исполнительской техники»,
сколько от недостатка «исполнительской воли», по утверждению известного пианиста
Г.Р. Гинзбурга.
Необходимо отметить, что факторы, способствующие усилению или, напротив,
ослаблению сценического волнения учащегося, имеют достаточно разнообразные
предпосылки. Сказывается и то, как построена программа выступления, и какова
сложность исполняемых произведений, особенности времяпрепровождения в преддверии
концерта, и предварительная «обыгранность» программы. Всё это должно учитываться
заранее, уже в ходе подготовки к выступлению. Таким образом, стресс, возникающий в
концертной обстановке, относится к числу планируемых и ожидаемых состояний,
поэтому у большинства опытных учащихся при его появлении моментально включаются
специфические приемы реагирования и адаптации. Подробное рассмотрение структуры
современных
музыкальных
конкурсов
дает
основание
утверждать,
что
их
многогранность и разнообразие дает возможность выбора ученикам любого уровня, что
поможет избежать отрицательных эмоций.
Конкурсы в педагогической деятельности не являются самоцелью. Нужно видеть в
них лишь средство к дальнейшему развитию, но никак не смысл всей работы. В начале
обучения игре на фортепиано перед педагогом еще не оформившаяся личность. Задача
состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для развития всех врожденных
способностей ребенка. Конечной целью этого процесса должно быть воспитание
творческой личности, способной проявить себя в любой сфере деятельности. Нельзя
придавать конкурсам то значение, какое им придают тщеславные взрослые. Нельзя гонять
детей от одного конкурса к другому. И никогда не следует забывать, что участие в
конкурсе - больше, чем какая-либо другая деятельность преподавателя музыки, является
мерилом его воспитательских способностей - не только чисто профессиональных, но,
прежде всего, общечеловеческих. И в этом опять подтверждение того, что детские
конкурсы - не только испытание для детей, но возможно в первую очередь для
преподавателей!
Ни для кого не секрет, что в наше время с талантливыми учениками дело обстоит
не так хорошо как, допустим, 15-20 лет назад. И дело не столько в природной
музыкальной одарённости детей, сколько в отсутствии комплекса: одарённый и
трудоспособный ребёнок - заинтересованные и строгие помощники-родители - и, наконец,
грамотный и не менее одарённый педагог. К сожалению, все три звена этой цепочки,
которые бы работали на 100% - большая редкость. И поэтому будем исходить из того, что
имеем: основная масса учащихся - дети со средними данными. Но и работа с такими
детьми
может
дать
прекрасный
результат,
который
зависит,
прежде
всего,
от
профессиональных качеств педагога
.
В заключение хочется отметить, что конкурсы для детей, в общем, чрезвычайно
полезны. Они помогают открывать таланты, являются поучительной и ненавязчивой
практической школой для преподавателей, развивают стремление детей к соревнованию,
расширяют репертуар учащихся, укрепляют их сценическую выносливость и становятся
праздничными кульминациями в жизни музыкальных школ.
7
1.
СПИСОК ПРИЛАГАЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный
подход. – М., 2002.
2.
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. –
М.,2004.
3.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,2000.
4.
Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении.
5.
Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство
эффективного обучения школьников. М., 2000.
6.
Возрастные возможности усвоения знаний/ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В.
Давыдова. М., 1966.
7.
Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний
и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии.
– 2003. - №5
8.
Гуревич К.М. Индивидуально – психологические особенности школьников. – М.,
1998
9.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986
10.Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая
проблема. Казань, 1999.
11.Конев А.Н. Индивидуально – типологические особенности младших школьников
как основа дифференцированного обучения. М., 1998.
12. Любомудрова И. Методика обучения игре на фортепиано. М.1991
13.Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано.
М. 1987
14.Осколкова Л.А. Индивидуализация учения младших школьников с учётом
особенностей развития их познавательных процессов. Автореф. Канд. Дис.
Челябинск, 1998
15.Перельман Н. В классе рояля. С-П. 1976
16.А. Савшинский. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.1975
17.Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.,1990
18. Фейгин О. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.1986
8