Автор: Пяткина Надежда Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 3 "Семицветик"
Населённый пункт: с. Идринское
Наименование материала: Создание предметно – развивающей среды в группах по нравственно –патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Тема: Создание предметно – развивающей среды в группах по нравственно –патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ детский сад №3 «Семицветик»
Пяткина Н.П.
Создание
предметно
–
развивающей
среды
в
группах
по
нравственно
–патриотическому
воспитанию
детей
дошкольного возраста.
Создание предметно – развивающей среды в группах по нравственно –
патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста строится так,
чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность
каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Насыщенная предметно – развивающая и образовательная среда становится
основой для организации увлекательной, содержательной жизни и
разностороннего развития каждого ребенка. Важно, чтобы предметная среда
имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке
и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий
ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к
новообразованиям.
Содержание уголка по нравственно-патриотическому воспитанию
Младший дошкольный возраст
Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление с
ближайшим окружением.
1. В уголке размещен материал по социально - нравственному
воспитанию:взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия,
внешний вид – иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;
семья - подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих семью,
членов семьи в отдельности, показывающих взаимоотношения членов семьи
- заботливое отношение, совместные действия, семейный фотоальбом
группы;
дом, в котором ты живешь, - фотографии, иллюстрации разных
архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду,
материалу, назначению;
ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях -
девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся,
занимаются и т. д.;
эмоциональные состояния - тематические папки, иллюстрации, иллюстрации,
показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей,
пиктограммы;
поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры,
книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах,
иллюстрации по типу «Хорошо - плохо», так можно делать, а так нельзя»,
этикет.
2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» (детским садом,
близлежащими улицами, родным городом) – фотоматериалы, иллюстрации,
подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты -
группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен
детский сад. Упор делается на использование макетов.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры –
предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы,
ткани разных видов, ниток, кожи и т. д.; куклы из деревянных чурбаков,
обереги), предметы народного декоративно – прикладного искусства
(матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома,
вышивка, работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах.
4. Художественная литература по фольклору (песни, потешки, сказки и т. д.)
5. Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и
взрослых
Средний дошкольный возраст
Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его
достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам
русской культуры.
1. В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию:
семейные праздники и традиции, «Праздники нашего района»,
художественная литература нравственной тематики.
2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом,
близлежащими улицами, родным городом, его знаменитыми жителями,
достопримечательностями города, его транспортом, архитектурой,
профессиями, характерными для жителей города, представителями
животного и растительного мира. По соседству с материалами о транспорте
родного края целесообразно оформить «Уголок пдд в детском саду». Это
позволит подойти к решению образовательных задач комплексно
Сравнение понятий «город - село». Это могут быть фотоматериалы,
иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные
макеты - группы, детского сада или микрорайона, в котором расположен
детский сад. Могут быть представлены материалы об истории
возникновения города.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры –
предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно -
прикладного искусства, различные макеты (крестьянские избы, комнаты -
горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах,
дидактические игры по теме.
4. Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы,
поговорки и т. д.
5. Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен,
прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещётки и т. д.).
6. Аудио и видеокассеты о природе родного края.
7. Элементы государственной символики – флаг, герб.
8. Элементы областной символики – флаг, герб.
9. Элементы муниципальной символики - флаг, герб города, промышленных
предприятий.
10. Материал для ознакомления с защитниками Отечества - подбор
иллюстраций, тематические папки.
11. Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей
и взрослых.
Старший дошкольный возраст
Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной
страной, государственной символикой, историческим прошлым России,
организации жизни детей по народному календарю.
1. Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему « Герб
моей семьи», «Генеалогическое дерево».
2. Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на
темы: «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука,
образование и культура», «Знаменитые земляки», «В годы Великой
Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «
Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе,
карта города, символика города (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица,
архитектурные сооружения города).
3. Мой край – символика области, карта области, материал, знакомящий
детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты,
промышленность и сельское хозяйство).
4. Родная страна – карта России (хорошо, если это будет детская карта
России, которая содержит необходимый материал. Рассказывающий о
городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты,
главные достопримечательности), природные зоны нашей страны, народы
населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство), символика
(герб, флаг, гимн, портрет президента) различные макеты
(достопримечательности городов, архитектура и т. п.)
5. Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему «Наши
предки». «Богатыри земли русской». «Великая Отечественная война»,
«Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники
воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме:
макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.)
6. Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и
тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы
старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники
и гулянья, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки,
предметы народного декоративно – прикладного искусства, различные
макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
7. Духовно – нравственное воспитание – материал, дающий детям
первоначальное представление о православии (это может быть подборка
иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей,
подбор открыток на тему « Русская икона», макет храма, детская Библия).
8. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания)
9. Великие соотечественники – портреты, художественная литература,
рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.
10. Наша планета земля – глобус, детская карта мира. Художественная
литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни
людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях,
характерных для той или иной страны.
11. Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.
д.