Автор: Зеленковская Маргарита Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО СДШИ "Балтика"
Населённый пункт: Город Сосновый Бор Ленинградская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Особенности работы концертмейстера-педагога в классе духовых инструментов Детской школы искусств
Раздел: дополнительное образование
Особенности работы концертмейстера-педагога в классе
духовых инструментов Детской школы искусств
В музыкальном мире есть одна незаменимая для профессиональных музыкантов,
но часто незаметная для любителей специальность – концертмейстер.
Вокалисты, духовики, струнники, хоровые коллективы не обходятся без поддержки
фортепианной партии. Концертмейстер необходим на каждом этапе работы музыкантов -
от выбора программы и разбора произведения до итога проделанного пути – выступления
на сцене. Особенно важна и ответственна роль концертмейстера при работе с учениками
детских музыкальных школ и школ искусств. Кроме выполнения учебных задач (разбора
нотного текста, исполнения музыкальных произведений в ансамбле, выступления на
сцене) необходимо отметить просветительскую роль деятельности пианиста-
концертмейстера. Совместно с педагогом он приобщает ребенка к удивительному миру
искусства, не ограничиваясь рамками музыкальной сферы, но раскрывая и постигая
мировое литературное, художественное наследие.
Какие же навыки и умения необходимы для успешной концертмейстерской
деятельности? Какие задачи нужно выполнять в работе с учениками? В чем сложности и
особенности занятий с духовиками? Прежде всего, считаю необходимым обратиться к
значению слова «концертмейстер». Большой Энциклопедический словарь дает нам такой
ответ:
«КОНЦЕРТМЕЙСТЕР» (нем. «Konzertmeister») –
1) музыкант, возглавляющий одну из струнных групп симфонического или оперного
оркестра.
2) Пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий
им в концертах.
«АККОМПАНИАТОР» (от франц. «Akkompagner» - сопровождать) - музыкант,
играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде.
В этом смысле понятия концертмейстер и аккомпаниатор связаны очень тесно
связаны, но не тождественны. Концертмейстерское искусство не ограничивается рамками
аккомпанирования. Аккомпаниаторские навыки являются лишь частью деятельности
профессионального концертмейстера.
Важа Чачава, грузинский и российский пианист, педагог и выдающийся
концертмейстер, в одной из своих статей пишет: «Концертмейстер-пианист – это и солист,
и равноправный партнер, и аккомпаниатор. Это триединство и составляет суть
концертмейстерского искусства».
Для учеников пианист становится музыкальным наставником вместе с педагогом.
Поэтому деятельность концертмейстера не ограничивается успешным выступлением на
сцене. Она многопланова и заключает в себе, не только творческую, но и педагогическую
направленность. Этот вид деятельности раскрывается, прежде всего, в разучивании с
учениками нового репертуара. Чтобы все этапы работы над произведением прошли
наиболее гладко, появляется необходимость использования на занятиях ряда
специфических умений и знаний из области смежных исполнительских и теоретических
дисциплин. Важно применение сведений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии,
истории музыки, анализа музыкальных произведений, инструментальной литературы,
педагогики – в их взаимосвязях.
В занятиях с учениками-солистами необходимо проявление педагогического чутья
и такта.
Итак, концертмейстер – правая рука педагога специального класса, творческий
соратник, наставник, помощник для ученика-солиста. Для успешной и плодотворной
работы пианист должен обладать рядом специфических музыкально-исполнительских
дарований.
Рассмотрим подробнее необходимые для концертмейстера навыки и умения.
1. Хорошие пианистические данные.
Прежде всего, нужно обладать данными солиста: хорошо владеть инструментом, быть
техничным, и, конечно, артистичным. Только с уверенным в себе и профессиональным
концертмейстером ученик чувствует помощь и опору в игре. Помимо этого, следует
выделить следующие исполнительские навыки:
2. Чтение с листа.
Счастлив педагог и концертмейстер, чей класс богат учениками. Но это означает и
обширный, разнообразный репертуар. Так важно подобрать произведение в соответствии
с индивидуальными особенностями ученика: его характера, профессиональными
возможностями, физиологическими данными. Для концертмейстера просто не остается
времени для долгого выучивания программы каждого воспитанника. Хваткость, цепкость,
непрерывность при исполнении произведения без предварительного, даже
фрагментарного проигрывания на инструменте, внимание при этом к фразировке солиста
и ясное представление его партии, выявление характера и стиля, выполнение авторских
указаний, темповых изменений – такова игра профессионального концертмейстера.
Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен
мысленно охватить весь нотный текст. Важно представить себе характер и настроение
музыки, определить основную тональность и темп, обратить внимание на изменения
размера, темпа, тональности, на динамические градации, указанные автором, как в партии
фортепиано, так и в партии солиста. Эффективным методом для овладения навыками
чтения с листа является мысленное прочтение материала. При исполнении произведения
следует предвидеть нотные текст, динамические и темповые обозначения на несколько
тактов вперед, предвосхищать развертывание музыкального повествования,
предугадывать, хотя бы в самых общих чертах, его ближайшие моменты.
Конечно, важно постоянно развивать навык игры с листа. «Лучший способ
научиться быстро читать – это как можно больше читать».
Трудно поспорить с мнением, высказанным в свое время Иосифом Гофманом.
Практический опыт – первейшее условие, главная предпосылка образования любого
навыка.
Игра с листа требует напряженной синтезирующей деятельности. Ф. Брянская
определила последовательность процесса игры с листа как сложную цепь действий,
которые условно представить объединенными в три группы.
Первая группа включает действия, предваряющие собственно игру с листа:
определение по авторским ремаркам характера, темпа; беглый просмотр текста.
Вторая группа действий относится непосредственно к чтению и связана с работой
зрения и слуха: зрительный охват и мысленная дешифровка ритмической и звуковысотной
графики, «опознание» в тексте знакомых элементов.
Действия третьей группы «озвучивают» нотный текст – это сложная
координированная деятельность всего двигательного аппарата. Следует постоянно
работать и развивать все упомянутые группы действий. У профессионального
концертмейстера они доведены до автоматизма.
Музыкант, свободно играющий с листа, видит перед собой конечную цель –
художественное исполнение. Поэтому, многое из того, что предшествует этой цели,
осуществляется помимо его сознания.
Овладение навыками чтения с листа связано с развитием не только
внутреннего слуха, но и музыкального сознания, аналитических способностей.
2
3. Владение навыками игры в ансамбле.
«Аккомпанемент часто договаривает невысказанное солистом», - сказал
Е. Шендерович. Действительно, ансамбль предусматривает слаженность игры солиста и
аккомпаниатора: единство штрихов, динамических оттенков, звуковой баланс между
инструментами. В работе с учениками концертмейстер создает опору и поддержку юным
солистам. Концертмейстер выступает в качестве организатора музыкального процесса и
времени, что роднит его профессию с профессией дирижера. Умение держать в руках
солиста, правильно расставленные звуковые и смысловые акценты в произведении,
выдержанные ауфтакты – такими дирижерскими навыками следует обладать для
успешной ансамблевой игры. Концертмейстер должен быстро и точно поддержать солиста
в его намерениях, создать единую с ним исполнительскую концепцию произведения,
поддержать в кульминациях, но вместе с тем при необходимости быть незаметным и
всегда чутким его помощником.
При игре в ансамбле следует исходить из профессиональных и природных данных
ученика. Выступление на сцене должно стать выигрышным и для одаренного, и для более
слабого воспитанника.
4. Транспонирование.
Важным навыком для концертмейстера класса духовых инструментов является
умение транспонировать произведения в другие тональности. Так, транспонирование
необходимо при переложении произведений для разных инструментов: саксофона-альта,
кларнета, саксофона-сопрано, блокфлейты и т.д. Большинство духовых инструментов
являются транспонирующими, поэтому возникает необходимость в данном навыке.
При исполнении произведения в транспорте наиболее верным является мысленное
воспроизведение пьесы в новой тональности. В процессе игры с листа нет времени для
мысленного перевода каждого звука на тон ниже или выше. Поэтому огромное значение
приобретает умение аккомпаниатора мгновенно определять тип аккорда (трезвучие,
секстаккорд, септаккорд в обращении и т.п.), его разрешение, интервал мелодического
скачка, характер тонального родства и т. д.
5. Знание основ игры на духовых инструментах:
особенности взятия дыхания, артикуляции, нюансировки. При аккомпанировании
духовым инструментам следует быть особенно чутким, чтобы уметь компенсировать, где
это необходимо, темп, настроение, характер.
6. Знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства
и литературы.
Данные знания необходимы для верного отражения стиля и образного строя
произведения.
Работа с учениками класса духовых инструментов.
Работа концертмейстера в классе духовых инструментов является интересной и
имеет ряд особенностей:
Прежде всего – это большое разнообразие инструментов: кларнет, флейта, саксофон,
труба, тромбон и др.
Каждый из инструментов отличается строением, особенностями звукоизвлечения,
спецификой исполнения. Все это необходимо учитывать концертмейстеру в работе с
учениками, играющими на разных инструментах. Особое внимание следует обратить на
ауфтакты, моменты взятия дыхания солистом, точное ощущение темпа. Следует
прорабатывать и оговаривать с учеником такие особенности исполнения, как
распределение дыхания на фразу, места взятия дыхания. При этом необходимо учитывать
3
возможности аппарата солиста. Концертмейстеру не обойтись без умения слышать
каждую деталь партии ученика, соизмеряя звучность фортепиано с возможностями
солирующего инструмента и художественным замыслом исполняемого произведения.
Динамика фортепианного звучания в ансамбле с каждым из инструментов отличается
большей или меньшей плотностью, и насыщенностью.
Профессиональный концертмейстер должен хорошо владеть всеми звуковыми
красками фортепиано, чтобы каждый раз аккомпанируя разным духовым инструментам
учитывать их тембровые особенности.
Концертмейстеру важно помочь воспитаннику почувствовать себя настоящим
солистом. В решении данной задачи помогает грамотно проделанная работа на занятиях.
Так, оговариваются и проучиваются совместно с концертмейстером сложные для юного
солиста места. Необходимо найти корень проблемы. Технические недоработки, слабые
физиологические данные, психологический дискомфорт на занятиях, неудобство при игре
с аккомпанементом – список возможных причин для возникновения трудностей широк.
Найдя причину, следует искать пути решения проблем исполнения на музыкальном
инструменте с учетом индивидуального подхода к ученику.
Большое значение для эффективности классной работы имеет характер общения
концертмейстера и педагога, так как от этого зависит не только музыкальное продвижение
ученика, но и воспитание его как человека. В процессе урока и репетиций педагог нередко
высказывает концертмейстеру пожелания, замечания и т.п. Реакция концертмейстера на
такие замечания имеет важное значение для воспитания ученика. Основной принцип здесь
– заинтересованность концертмейстера, которую должен чувствовать ученик.
Продолжая тему ансамблевого исполнения, для ученика зачастую возникает
сложность при вступлении после партии фортепиано. Маленький солист должен
просчитать, почувствовать, а затем запомнить по слуху трудные вступления в своей
партии. Здесь важно не только качество, но и количество занятий с концертмейстером
Важна психологическая поддержка ученика перед выступлением в качестве
солиста. Концертмейстер наравне с педагогом вырабатывает волевые свойства характера у
воспитанника, воспитывает чувство уверенности в себе, артистизм. Роль концертмейстера
особенно важна на концертных и экзаменационных выступлениях. Спасет ли он слабую
игру ученика, или испортит хорошую – зависит только от концертмейстера. Пианисту
необходимо продумать все организационные детали, включая моменты переворота нот.
Пропущенный во время переворота бас или аккорд, к которому привык ученик в классе,
может вызвать разную реакцию - вплоть до остановки исполнения.
Нужно научить учащегося показывать концертмейстеру ауфтакт, т. е. начало игры
небольшим кивком головы. Это умение не у всех появляется сразу. Иногда пианисту
бывает необходимо самому показать вступление, но делать это надо в порядке
исключения. Ученик, который привык к концертмейстерским показам, отвыкает от
самостоятельности и теряет необходимую для солиста инициативу.
Работа концертмейстера многогранна. Она заключает в себе как творческую, так и
педагогическую деятельность. Специфика работы концертмейстера в классе духовых
инструментов в детской школе искусств, требует от него особого универсализма,
мобильности.
В заключении хочется сказать, концертмейстер должен питать особую,
бескорыстную любовь к своей специальности. Он зачастую остается «в тени», на втором
плане. Но без профессионального концертмейстера не может состояться грамотное,
хорошее исполнение произведения учеником.
Шендерович Евгений Михайлович (р. 26 IV 1918, Ростов-на-Дону) - сов. пианист-
ансамблист, педагог и композитор. Засл. арт. РСФСР (1981).
4