Напоминание

"Обозначение безударного гласного на письме" 1 класс


Автор: Родионова Наталия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №112
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: технологическая карта открытого урока по русскому языку
Тема: "Обозначение безударного гласного на письме" 1 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет: Русский язык

Класс: 1 «Б»

Тема урока: Обозначение безударного гласного на письме

Цель урока: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения

ударного и безударного гласного звука.

Задачи:

-Образовательная:

Учить распознавать ударные и безударные гласные звуки в слове;

Учить различать проверочное и проверяемое слово;

-Развивающая:

Развивать умение находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным и объяснить их правописание, речь, память учащихся

-Воспитывающая:

Воспитывать желание узнавать новое о ударных и безударных на основе материала

Тип урока: сообщение новых знаний

Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, презентация, проектор, карточки обратной связи

Ход урока:

Этап урока,

Цель этапа,

Время.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организаци-

онный мо-

мент

(2 мин)

Цель: на-

строить уча-

щихся на ра-

боту

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зо-

вут Виктория Владимировна. Сегодня

урок русского языка у вас проведу я.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Откройте свои рабочие тетради. Отступи-

те две строчки вниз. Посередине запиши-

те число, Классная работа.

Седьмое апреля

Классная работа

(работа над орфограммами в записи)

Приветствуют учителя и настраиваются на ра-

боту.

Открывают тетради.

Отступают 2 строчки вниз.

Посередине строки записывают число, на сле-

дующей словосочетание:

Классная работа.

Регулятивные УУД:

Актуализа-

ция знаний

(5 мин)

Цель: прове-

рить ранее

полученные

знания уча-

щихся

Наблюдение

над язы-

ковым мате-

Минутка чистописания. (Словарная рабо-

та)

- Ребята, отгадайте загадки, которые я

сегодня вам подготовила. Запишите сло-

ва – отгадки к себе в тетрадь. Подчеркни-

те в них буквы, которыми обозначены

гласные звуки.

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Прописывают буквы, словосочетания

Сосна

Познавательные

УУД

риалом

Самоопреде-

ление к дея-

тельности

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

К какой тематической группе можно от-

нести эти

слова?

Написание, каких слов вызвало сомне-

ние?

Запись слова сосна на доске.

Ребята, сейчас мы с вами поработаем над

обозначением ударения на письме.

Отгадайте загадку.

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

-Сегодня на уроке нам предстоит

берёзы

дуб

липа

деревья

Сосна

Сова

разобраться в том, как обозначить буквой

безударный гласный звук.

Новая тема.

Работа по

учебнику.

(15 мин)

Цель: дать

первичные

знания по

новому мате-

риалу

Беседа о без-

ударных

гласных

– Измените, слово так, чтобы оно

обозначало несколько предметов.

– Запишите слово, поставьте ударение. А

рядом запишите слово сова.

Запись на доске: совы — сова, ставит

ударение.

– Сравните первый слог в слове совы и

первый звук в слове сова.

– Одинаковые гласные звуки в этих сло-

вах?

– Какой буквой обозначены на письме

эти звуки?

– Какой можно сделать вывод?

Безударные гласные в словах произно-

сятся неотчётливо. Для проверки слово

надо поставить под ударение.

Безударные гласные в словах произно-

сятся неотчётливо. Для проверки слово

надо поставить под ударение.

В ударном слоге гласный произносится в

2-2,5 раза длиннее, чем любой другой

звук в этом слове, с большей силой и бо-

лее отчётливо (он как бы больше осталь-

ных). Если представить себе, что слово

— это поезд, то безударные слоги — это

маленькие вагончики, а ударный —

большой длинный вагон.

Хорошо живётся ударным гласным: все

их отчётливо слышат, видят и правильно

Совы

Разные, в слове совы — звук [о], а в слове

сова - звук [а]

Одной и той же буквой о

В ударном и безударном слогах одних и тех

же слов пишутся одинаковые гласные

Личностные УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Работа с

учебником

пишут.

А как быть бедняжкам безударным? Они

очень обижены.

Помогите им, друзья, ставьте их под уда-

рение, и бывшие безударные в благодар-

ность так отчётливо зазвучат, что пра-

вильно написать их уже не составит

большого труда. Только не забудьте: при

этом нужно изменить слово, а не просто

поставить ударение на безударную глас-

ную.

Для того чтобы вам было легче опреде-

лить на какую букву падает ударение

нужно запомнить правило.

Если буква гласная

Вызвала сомнение –

Ты немедленно её

Ставь под ударение! (слайд)

Откройте учебник на с. 63 Для того, что-

бы нам выполнить упражнение, мы обра-

тимся к правилу.

Первичное чтение учителем

Чтение правила на слайде

Формирова-

ние навыков

Упр. 1 на с. 63

Первичное чтение упражнения учителем

- В этом упражнение нам с вами нужно

списать первое предложение. Обозначить

ударение в словах.

Прочитайте первое предложение.

Один ученик записывает у доски.

Запишите это предложение в тетрадь.

Проверка с доской.

Чтение первого предложения

Записывают предложение в тетрадь один у

доски, обозначают ударение.

Физминутка

(2 мин)

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдемся по дорожке

Голову тяну к плечу

Шею я размять хочу.

Наклонюсь – разок-другой

Покачаю головой.

Пальцы ставим мы к плечам

Руки буду я вращать

Круг назад, другой – вперед

А потом наоборот.

Хорошо чуть-чуть размяться

Снова сядем заниматься.

Регулятивные УУД

Основная

часть. Про-

должение.

Работа по

учебнику.

(15 мин).

Следующее упражнение 3 с комментиро-

ванием при выполнении.

На доске слова: моря, нора, гора, вода,

море, воды, горы, норы

- Прочитайте слова

- Работать вы будете в парах. Распреде-

лите слова в два столбика, обозначьте

ударение.

Выполнение упражнения с комментировани-

ем: На дворе трава, на траве дрова.

На дворе – проверочное слово двор, трава –

проверочное слово травы, дрова - провероч-

ное слово двор

Ученик читает слова

Распределить слова на 2 столбика

Распределяют слова на 2 столбика:

Море – моря

Нора – норы

Личностные УУД

Коммуникативные

УУД

Познавательные

УУД

Закрепление

Выполним упражнение 7 у доски с ком-

ментированием.

К доске пойдет…

Каждому ученику выдается карточка с

заданием

Вставь недостающую букву, обозначь

ударение. Спиши слова парами в два

столбика

Кто справился

с заданием,

руку на локо-

ток.

Проверка с

доской.

Покажите зеленую карточку, кто не допу-

стил не одной ошибки.

Покажите желтую карточку, кто допу-

стил 1-2 ошибки.

Гора – горы

Вода – воды

Учащийся выполняет упражнение у доски

Глаз – глаза, столы – стол, листы – лист,

слоны – слон, врачи – врач.

Итог урока.

(2 мин)

Цель: про-

анализиро-

вать и оце-

нить успеш-

ность дости-

-Над какой темой мы сегодня работали?

- Какие задания вам показались трудны-

ми?

Почему?

Обозначение безударных гласных на письме

Отвечают

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Сл…ны

Лисы

Л..са

Нос

Н…сы

Слон

Р…ды

Стрелы

Стр…ла

ряд

жения цели.

Рефлексия.

(1 мин)

Открытость

учащихся в

осмыслении

своих дей-

ствий и

самооценке.

У каждого из вас на столе лежит конверт

с карточками. Достаньте карточки.

У вас в руках три карточки: красная, жел-

тая и зеленая. Покажите карточку:

«Зелёную» - если у вас на уроке все с лег-

костью получалось и не возникало за-

труднений во время работы;

«Желтую» - если у вас на уроке все полу-

чалось, но возникли небольшие вопросы;

«Красную» - если вам сегодня на уроке

было трудно и возникли вопросы.

Достают из конверта карточки.

Показывают карточки.

Личностные УУД

Вставь недостающую букву, обозначь ударение.

Спиши слова парами в два столбика

Вставь недостающую букву, обозначь ударение.

Спиши слова парами в два столбика

Вставь недостающую букву, обозначь ударение.

Спиши слова парами в два столбика

Вставь недостающую букву, обозначь ударение.

Спиши слова парами в два столбика

Сл…ны

Лисы

Л..са

Нос

Н…сы

Слон

Р…ды

Стрелы

Стр…ла

Ряд

Сл…ны

Лисы

Л..са

Нос

Н…сы

Слон

Р…ды

Стрелы

Стр…ла

Ряд

Сл…ны

Лисы

Л..са

Нос

Н…сы

Слон

Р…ды

Стрелы

Стр…ла

Ряд

Сл…ны

Лисы

Л..са

Нос

Н…сы

Слон

Р…ды

Стрелы

Стр…ла

Ряд



В раздел образования