Автор: Наталья Сергеевна Поплавская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17 "Светлячок"
Населённый пункт: г. Клинцы, Брянская обл.
Наименование материала: Консультация- практикум
Тема: «Социальные акции- одна из форм технологий эффективной социализации для детей старшего дошкольного возраста в экологическом воспитании»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 17 «Светлячок»
г.Клинцы Брянской области
Консультация- практикум
на тему:
«Социальные акции- одна из форм
технологий эффективной социализации для
детей старшего дошкольного возраста в
экологическом воспитании»
Подготовил:
воспитатель Поплавская Н.С.
Клинцы 2021г
Современное общество испытывает потребность в самостоятельной активной личности с
ярко выраженными индивидуальными качествами, способной решать и преодолевать как
личные проблемы, так и проблемы общества. Успешность жизнедеятельности человека, в
интенсивно меняющемся мире, зависит от умений найти оригинальные, неожиданные
решения в соответствии с возникшей ситуацией.
В своей педагогической деятельности я применяю разные современные инновационные
технологии, а по социально-коммуникативному направлению использую технологии,
которые предлагает Наталья Петровна Гришаева:
- технология «Проблемная педагогическая ситуация»
- технология «Ежедневный рефлексивный круг»
- технология «Социальная акция»
Именно «Социальная акция» призвана напомнить всем, что самое главное в жизни – это
хорошие отношения между людьми, ведь на свете так много вещей, без которых человеку
действительно невозможно прожить: дружба, сострадание, любовь, уважение. Технология
«Социальная акция» направлена на консолидацию усилий педагогов и родителей по
развитию гражданской позиции у детей, начиная с дошкольного возраста. Она является
тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизни
детского сада и школы. «Социальная акция» есть современный способ привлечь и
объединить всех участников образовательного процесса.
«Социальная акция» проводиться ежемесячно. Она напрямую связана с «Ситуацией
месяца» тематически и методически, т.к. позволяет в полной мере развивать
саморегуляцию и самоопределение как у детей, так и у взрослых в процессе ее
проведения.
Ежемесячное проведение «Социальной акции» показало, что каждая последующая акция
привлекает все большее число родителей. Но это происходит лишь при условии
правильной организации:
Соблюдения принципа добровольности, проявления заинтересованности самих педагогов,
доступности детям ее смысла. Акция должна быть доведена до практического конца , а
дети, родители, педагоги должны получить удовлетворение от ее проведения.
Каждая акция начинается с информирования детей и родителей о целях, этапах и времени
ее проведения. Дети информируются на «ежедневных рефлексивных кругах, где они
могут обсудить степень своего участия в данном мероприятии, его задачи, планировать
свои действия и действия своих родителей в осуществлении этого проекта. Родителям
предлагается информационный бюллетень по Ситуации месяца, проводятся
индивидуальные консультации с педагогами, проводится опрос родителей по поводу их
участия в «Социальной акции».
Нами был разработан план проведения социальных акций на весь учебный год 2020-2021.
В сентябре- Мы занимались изучением и анализом методической литературы и
электронных ресурсов по данной теме, составление перспективного плана работы.
В октябре- изучением технологий эффективной социализации Н. П. Гришаевой
«Социальные акции». Информирование родителей о работе воспитателя с детьми над
технологией эффективной социализации «Социальные акции».
В ноябре- В нашей группе состоялась первая акция «Покормите птиц зимой».
Цель акции – привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить
для них период зимовки, а также повысить уровень экологической активности населения.
Зима для птиц –самое трудное время года: много пернатых погибает от холода и голода.
Птицы прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы должны помочь пережить зиму
пернатым друзьям.
Такая работа способствует развитию познавательной активности, нравственного
самосознания ребёнка средствами экологического образования, и являются прекрасной
возможностью проявить сочувствие и доброту. А привлечение родителей способствует
укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых семейных традиций,
вызывает у детей чувство гордости за себя и свою семью.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и является
значимой в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и
наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные
особенности внешнего вида, поведения. Учатся заботиться о пернатых, испытывают
радость от осознания того, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
На прогулке вместе с детьми наблюдали за птицами. Играли в дидактические игры,
словесные игры «Какая птица?», «Кто как кричит?» . Нарисовали плакат «Чем кормить
зимующих птиц?»
В рамках реализации акции родители с детьми изготовили из бросового материала
кормушки для птиц. У каждого они получились разные, но сделаны с душой, с теплом.
Эти кормушки были развешаны на нашем участке и организована регулярная
подкормка птиц.
В декабре- Проведение акции «Зеленая елочка- живая иголочка».
Главной целью акции – является сохранение зелёных насаждений.
Для этого необходимо дать детям знания, что ель – это живой организм леса. Вырубая
ели, мы наносим вред не только природе, но и всему человечеству. Если мы хотим, чтобы
наши дети дышали чистым воздухом, то надо постараться отказаться от лесной
красавицы. Искусственная елочка – хорошая альтернатива натуральным елям, да и
использовать её можно несколько лет подряд.
Вместе с детьми нарисовали плакат с призывом «Не руби елочку!». Рассматривали еловые
веточки и шишки. Просматривали видео- презентации «С кем дружит ель?»
Интервьюирование родителей «С какой елочкой вы встретите Новый год?». Читали
различные сказки и стихотворения о елочке, прослушивали музыкальные произведения.
Для родителей изготовили листовки «Сохраним Елочку», раздали памятки «Не рубите
елочку». В группу внесли искусственную елочку и нарядили ее к Новому году.
В январе занималась разработкой плана мероприятий на следующие месяца. Поиск
материала, оборудования для новых акций.
Февраль- Акция «Берегите воду».
Проведенная акция была направлена на
формирование активной жизненной позиции, она помогла убедить детей, что от каждого
человека, в том числе и непосредственно от них, зависит состояние окружающей нас
природы.
Совместно с родителями изготовили и оформили альбом «Сбережем каждую капельку».
Выпуск экологической листовки «Давайте беречь воду».
Благодаря проведенной акции удалось привлечь внимание детей к проблемам загрязнения
водоемов. Воспитанники нашего детского сада научились бережно относиться к воде и
экономить ее ежедневно как в детском саду, так и дома. А самое главное – это осознание
дошкольниками того, что каждый несет ответственность за сохранение окружающей
среды.
Март- Акция «Подарим книжке вторую жизнь – спасем одно дерево»
Целью данной акции являлось формирование активной позиции детей в области охраны
окружающей среды, бережного отношения к природе, сохранения ее богатства,
воспитание бережного отношения к деревьям.
В ходе акции воспитанникам была показана презентация «Производство бумаги и
картона». Дети узнали о том, как и откуда появляется бумага, в каких сферах
деятельности используются. Совместно с воспитанниками было проведено
экспериментирование «Сравнение свойств разных видов бумаги и картона». Так же дети
познакомились с разными видами бумаги и картона, в ходе самостоятельного
исследования свойств бумаги дети пришли к выводу, что изделия из бумаги и картона
требуют бережного к себе отношения.
В завершении акции с воспитанниками была организована мастерская по ремонту книг,
где «лечили» старые книжки: подклеивали странички, делали красивые переплеты.
Проведение такой акции способствует бережному отношению к книге, потому что любовь
к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они
видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны
взрослых.
В Апреле- прошла экологическая акция «Каждому певцу – по дворцу!».
Цель акции: воспитание бережного и внимательного отношения к природе и любви к
родному краю; привлечение внимания к экологическим проблемам.
Мы, педагоги, были приятно удивлены умелыми руками наших пап, которые смастерили
разнообразные скворечники. Они были изготовлены из дерева.
А в каком восторге были наши дети, когда с гордостью приносили в группу «птичьи
домики», сделанные заботливыми руками родителей. Скворечники с помощью родителей
развесили на участке детского сада.
Эта акция была приурочена к 1 апреля Всемирному Дню птиц. Надеемся, что птицы с
удовольствием поселятся в скворечниках и выведут там птенцов.
Прививать любовь к чистоте и порядку в городе, на улице, около дома, в парке, везде, где
мы есть необходимо с самых ранних лет. Поэтому мы с ребятами провели
акцию «Чистый город». Акция состоялась в мае месяце. Мы с ребятами рассматривали
иллюстрации экологического содержания, просматривали фильмы экологической
направленности, беседовали с детьми, познакомились с глобусом, читали стихи и
рассказы о природе. Совместно с родителями распространили листовки «Мы за чистый
город». Родители с ребятами провели субботник возле своего дома. Вместе с ребятами
посадили цветы на клумбах на нашем участке.
В результате дети овладели нормами и
правилами поведения в быту, в природе, общественных местах от которой зависит
чистота и благоустройство нашего города , а также их жизнь и здоровье. Прочные знания
и умения детей и взрослых принесли посильную пользу своему городу в
благоустройстве и создании красивой природной среды.
Таким образом, организация и проведение акций, на мой взгляд, помогает в наше время
сплотить людей разных поколений, учит детей проявлять активность, толерантность и
быть активными участниками в общественной жизни.
Мой опыт показывает, что социальные акции являются одним из эффективных средств
социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Безусловно, такая
работа подтверждает правомерность использования технологии «социальная акция» как
одной из эффективных средств ранней социализации детей дошкольного возраста. У
детей появляются зачатки формирования активной жизненной позиции, адекватного
представления о взаимосвязях в системе «человек-окружающий мир».