Автор: Казакова Екатерина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №19 г.Пензы «Катюша»
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Дошкольное образование: эффективные методики
Тема: РОЛЬ СКАЗКИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
Казакова Екатерина Васильевна
воспитатель
МБДОУ Детский сад № 19 «Катюша» г. Пензы
«РОЛЬ СКАЗКИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ»
«Чтение сказок – тропинка, по которой,
умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
/В.А.Сухомлинский./
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного
отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие
человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,
ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и
мыслям человека. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы
воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом
особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного
общества.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только
как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом
средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного
воспитания детей.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого
мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота
и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам
детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом
значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
В сказке всё возможно. Стоит только захотеть. Без сказки у ребенка нет
мечтания о той самой волшебной стране, где сбываются все желания. Сказка
преподносит шанс ребенку пофантазировать. Кто есть я? Кем я хочу себя
видеть? Что бы я сделал, если бы я обладал волшебством? И поэтому дети
любят сказки, и в своих фантазиях представляют себя в роли добрых
волшебников, великанов, фей волшебниц и т.д.
Важная задача взрослого - направить ту самую фантазию ребёнка в нужное
положительное русло, так как в отрицательное направиться ему совсем не
сложно.
Большинство русских народных сказок передают ребёнку убеждённость что,
добро всегда побеждает зло. Именно через сказку дети знакомятся с такими
человеческими ценностями как «добро и зло», «что такое хорошо и что такое
плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве,
смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных
и духовных ценностей. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар
переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.
Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего
возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам. Уже с младшего
дошкольного возраста надлежит продемонстрировать малышу нравственную
сущность каждого содеянного поступка [4]. А что как ни сказка и контакт со
сказкой может помочь в реализации этой задачи?
Методы и приёмы ознакомления со сказкой:
-Беседа по сказке.
В ходе беседы по содержанию сказки мы реализуем конкретную цель,
а именно воспитание духовно-нравственных качеств ребёнка. К таким
качествам личности относятся доброта, сострадание, желание прийти на
помощь, вежливое отношение к родителям, уважение к старшим, смелость,
храбрость, смекалка и прочее.
- Драматизация по сказке.
В ней ребенок исполняет роль сказочного персонажа. Драматизация
содействует воспитанию таких черт характера ребёнка, как артистичность,
уверенность в своих силах и даже смелость. В таких случаях ребёнок-
дошкольник исполняет роль сказочного персонажа, также возможна и роль
рассказчика. У детей роль рассказчика-ведущего вызывает чувство гордости
и ответственности.
- Творческие задания.
Это рисование, аппликации, лепка, а также прослушивание музыкальных
произведений. Использование различных форм работы со сказкой создают
живой интерес к сказке, что благотворно сказывается на формировании
личностных качества дошкольника. Творческие задания
могут быть как
индивидуальными, так и коллективными [3].
- Дидактические игры на материале знакомых сказок
Как
пример,
такими
дидактическими
играми
могут
служить
игры «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери
картинку», пазлы, мозаику и другие.
Необходимо отметить, что такие игры сопровождаются беседой по
обсуждению героев сказок, их поведения. Вся беседа проходит непринуждённо,
что делает ребёнка открытым для общения с взрослым.
С помощью сказки мы воспитываем у детей:
Волю — сложное и многогранное качество личности.
Веру в себя — умение противостоять неудачам.
Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно
в критических ситуациях.
Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному
труду.
Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.
Целеустремлённость —
умение
определять
цель
и
настойчиво
добиваться её достижения.
Доброту и честность.
С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:
умение слушать;
умение сравнивать, сопоставлять;
умение мыслить словами;
связную речь;
мышление, внимание, память;
воображение;
эстетические чувства.
В
каких
частях
образовательного
процесса
осуществляется
работа
со сказкой?
В ходе непосредственно образовательной деятельности;
В режимных моментах;
В процессе совместной деятельности педагога с детьми;
При организации самостоятельной детской деятельности.
Инновационные методы работы со сказкой.
Сказкотерапия
-
это
целенаправленное
использование
сказок
в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.
Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто
пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета.
Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные
приключения и превращения, встречаться со сказочными существами.
Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими
сильными сторонами, в "расширении" его поля сознания и поведения, в поиске
нестандартных,
оптимальных
выходов
из
различных
ситуаций,
обмене
жизненным опытом. Этот метод развивает творческие способности и умение
слушать себя и других, учить принимать и создавать новое [3].
В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем дополнительно
решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания
или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или
развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др.
Типология сказок в свете сказкотерапии:
-Художественные сказки - народные и авторские.
-Дидактические сказки - это сказки, которые придумывают сами педагоги для
создания положительной мотивации к учебному процессу.
-Психокоррекционные
сказки
-
это
сказки,
сочиняемые
педагогами
и
родителями,
психологами.
В
них
отражаются
проблемы
ребенка:
эмоциональные и поведенческие затруднения, проблемы во взаимоотношениях,
тревоги, обиды, страхи и др.
-Психотерапевтические сказки - это сказки, которые в полном смысле лечат
душу. За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения
о философских понятиях "любовь", "добро", "гордыня"
-Медитативные
сказки
рассказываются
под
специальную
музыку,
способствующему расслаблению.
Методы работы по сказкотерапии.
Особенности рассказывания сказок.
Дети очень любят слушать и рассказывать сказки. Некоторые сказки они
готовы слушать несколько раз, каждый раз переживая за героев и воспринимая
события сказки, изучая характеры персонажей. Однако, рассказывание сказок
как сказкотерапевтический метод имеет свои особенности.
- Рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от
третьего лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны актерские умения
навыки: "вжиться" в героев сказки и передать их интонации, вовремя делать
паузы и смысловые акценты.
- Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа
детей. Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы
по очереди рассказывает маленький кусочек сказки.
- Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После
того как сказка рассказана, дети придумывают к ней продолжение.
- Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу
(например: "В некотором царстве, в некотором государстве…"), следующий
ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д.
Сочинение сказок.
Каждый из нас, наверное, хотя бы раз в жизни сочинял разные истории,
сказки, байки и прочее. Сначала надо выбрать слово. Это слово может стать
либо темой, либо героем нашей сказки. Закрыть глаза и попробовать
представить себе картинку, в которой присутствовал бы образ выбранного нами
слова. Это начало сказки. А теперь нужно представить, что могло бы нарушить
эту картинку. Это будет конфликт нашей сказки.
Если мы проделаем эти шаги, то будет совсем нетрудно связать увиденные
нами ситуации и сочинить сказку.
Постановка (разыгрывание) сказки.
Многие из нас любят театр. Драматизация хороша сама по себе,
а в рамках сказкотерапии, с заложенной победой добра и сказочной
атмосферой,
она
показывает
себя,
как
один
из
наиболее
успешных
коррекционных и развивающих приемов. Слушая сказку, ребенок проигрывает
ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки.
Таким образом, ему видится целый спектакль. Оживляя "куклу", ребенок
чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на
поведении куклы. Ребенок становится волшебником, заставляет неподвижную
куклу двигаться так, как он считает нужным.
Сказочная имидж-терапия.
В жизни все мы играем различные роли. Смысл сказочной имидж-
терапии - мгновенное преображение. Надевая костюм, человек начинает
чувствовать себя соответственно выбранному образу и нередко открывает
в себе новые способности и творческий потенциал. Для детей свойственно себя
идентифицировать с различными героями [1]. Очень хорошо, если в группе
есть множество костюмов и аксессуаров, чтобы ребенок мог завершить свой
новый образ. Ведь в сказочном образе из скромной простушки на нас может
взглянуть королева; волшебник, который еще не определился - волшебник он
или колдун.
Медитации на сказку.
Под
музыку
рассказывается
медитативная
сказка,
дети находятся
в лежачем или сидячем положении, в расслабленном состоянии. Цель - снять
напряжение, достигнуть эмоционального равновесия.
Условия пространства и времени.
Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии - отдельное,
небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение (комната сказки,
психологической
разгрузки).
Комната
должна
быть
по
возможности
освобождена от лишней мебели, мягкий палас в центре комнаты, подставка для
музыкального центра. Не должно быть лишних предметов, отвлекающих
внимание детей.
Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей
и средней группах длительность сказкотерапии 15-20 минут. В старшем
дошкольном возрасте продолжительность может достигать 25-30 минут [2].
Регулярность проведения способствует закреплению положительного
эффекта в развитии личности и речи ребенка. Эти занятия с использованием
сказок, предоставляют ребенку возможность самореализации, проявления своей
индивидуальности в разных видах творческой деятельности.
Работа со сказкой по методике ТРИЗ. Варианты и примеры заданий.
«Шкатулка со сказками»
Цель: Развивать речь, мышление, воображение, обогащать словарный запас
детей.
Ход игры: На столе находится коробка с 8-10 любыми игрушками. Воспитатель
предлагает взять любую игрушку из коробки. Надо придумать, кем или чем
будет этот предмет в сказке. После того, как первый играющий сказал
несколько предложений, следующий вынимает другой предмет и продолжает
рассказ. Когда история закончена, предметы собирают вместе и начинают
придумывать
новую
историю.
Важно,
чтобы
каждый
раз
получалась
законченная история, а ребенок в разных ситуациях придумывал разные
варианты действий с одним и тем же объектом.
«Помоги герою»
Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению
малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные
способности.
Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или
придуманной ситуации.
Пример: Железное яичко упало на хвостик мышке и придавило его. Как помочь
мышке?
«Лимерики»
Цель:
учить
детей
решению
сказочных
задач,
моделированию
и инсценированию новых сказок.
Ход игры: сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.
Пример: - первая строка - герой (необходимо выбрать самому ребенку,
- вторая строка – характеристика героя или его действие,
- третья строка - реализация действия,
- четвертая строка - выбор конечного эпитета для героя или свое отношение
к герою.
- Как сделать природное явление необычным (усилить, поменять что-то
местами, перевернуть)
- Придумать дом будущего. Дом волшебника. Дом мечты.
- Придумать насекомое с необычными свойствами.
Список литературы:
1.
Зинкевич- Евстигнеева Т. Г. Мастер сказок: 50 сюжетов в помощь
размышлениям о жизни, людях и себе, практическое пособие. -М.: «Речь»,
2012.- С 15-67.
2. Строгова Н. А. Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного
возраста. – Спб.: «Владос», 2018, -С 112-114.
3. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. -М.: «Сфера», 2018, - С 83.
4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой.- М.: издательство «АСТ», 2000.- С 17-
26.