Напоминание

РОЛЬ СКАЗКИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Казакова Екатерина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №19 г.Пензы «Катюша»
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Дошкольное образование: эффективные методики
Тема: РОЛЬ СКАЗКИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Казакова Екатерина Васильевна

воспитатель

МБДОУ Детский сад № 19 «Катюша» г. Пензы

«РОЛЬ СКАЗКИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ»

«Чтение сказок – тропинка, по которой,

умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

/В.А.Сухомлинский./

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного

отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие

человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,

ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и

мыслям человека. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы

воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом

особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного

общества.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только

как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом

средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного

воспитания детей.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого

мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота

и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам

детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом

значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

В сказке всё возможно. Стоит только захотеть. Без сказки у ребенка нет

мечтания о той самой волшебной стране, где сбываются все желания. Сказка

преподносит шанс ребенку пофантазировать. Кто есть я? Кем я хочу себя

видеть? Что бы я сделал, если бы я обладал волшебством? И поэтому дети

любят сказки, и в своих фантазиях представляют себя в роли добрых

волшебников, великанов, фей волшебниц и т.д.

Важная задача взрослого - направить ту самую фантазию ребёнка в нужное

положительное русло, так как в отрицательное направиться ему совсем не

сложно.

Большинство русских народных сказок передают ребёнку убеждённость что,

добро всегда побеждает зло. Именно через сказку дети знакомятся с такими

человеческими ценностями как «добро и зло», «что такое хорошо и что такое

плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве,

смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных

и духовных ценностей. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар

переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.

Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего

возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам. Уже с младшего

дошкольного возраста надлежит продемонстрировать малышу нравственную

сущность каждого содеянного поступка [4]. А что как ни сказка и контакт со

сказкой может помочь в реализации этой задачи?

Методы и приёмы ознакомления со сказкой:

-Беседа по сказке.

В ходе беседы по содержанию сказки мы реализуем конкретную цель,

а именно воспитание духовно-нравственных качеств ребёнка. К таким

качествам личности относятся доброта, сострадание, желание прийти на

помощь, вежливое отношение к родителям, уважение к старшим, смелость,

храбрость, смекалка и прочее.

- Драматизация по сказке.

В ней ребенок исполняет роль сказочного персонажа. Драматизация

содействует воспитанию таких черт характера ребёнка, как артистичность,

уверенность в своих силах и даже смелость. В таких случаях ребёнок-

дошкольник исполняет роль сказочного персонажа, также возможна и роль

рассказчика. У детей роль рассказчика-ведущего вызывает чувство гордости

и ответственности.

- Творческие задания.

Это рисование, аппликации, лепка, а также прослушивание музыкальных

произведений. Использование различных форм работы со сказкой создают

живой интерес к сказке, что благотворно сказывается на формировании

личностных качества дошкольника. Творческие задания

могут быть как

индивидуальными, так и коллективными [3].

- Дидактические игры на материале знакомых сказок

Как

пример,

такими

дидактическими

играми

могут

служить

игры «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери

картинку», пазлы, мозаику и другие.

Необходимо отметить, что такие игры сопровождаются беседой по

обсуждению героев сказок, их поведения. Вся беседа проходит непринуждённо,

что делает ребёнка открытым для общения с взрослым.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

Волю — сложное и многогранное качество личности.

Веру в себя — умение противостоять неудачам.

Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно

в критических ситуациях.

Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному

труду.

Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.

Целеустремлённость

умение

определять

цель

и

настойчиво

добиваться её достижения.

Доброту и честность.

С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:

умение слушать;

умение сравнивать, сопоставлять;

умение мыслить словами;

связную речь;

мышление, внимание, память;

воображение;

эстетические чувства.

В

каких

частях

образовательного

процесса

осуществляется

работа

со сказкой?

В ходе непосредственно образовательной деятельности;

В режимных моментах;

В процессе совместной деятельности педагога с детьми;

При организации самостоятельной детской деятельности.

Инновационные методы работы со сказкой.

Сказкотерапия

-

это

целенаправленное

использование

сказок

в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто

пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета.

Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные

приключения и превращения, встречаться со сказочными существами.

Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими

сильными сторонами, в "расширении" его поля сознания и поведения, в поиске

нестандартных,

оптимальных

выходов

из

различных

ситуаций,

обмене

жизненным опытом. Этот метод развивает творческие способности и умение

слушать себя и других, учить принимать и создавать новое [3].

В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем дополнительно

решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания

или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или

развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др.

Типология сказок в свете сказкотерапии:

-Художественные сказки - народные и авторские.

-Дидактические сказки - это сказки, которые придумывают сами педагоги для

создания положительной мотивации к учебному процессу.

-Психокоррекционные

сказки

-

это

сказки,

сочиняемые

педагогами

и

родителями,

психологами.

В

них

отражаются

проблемы

ребенка:

эмоциональные и поведенческие затруднения, проблемы во взаимоотношениях,

тревоги, обиды, страхи и др.

-Психотерапевтические сказки - это сказки, которые в полном смысле лечат

душу. За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения

о философских понятиях "любовь", "добро", "гордыня"

-Медитативные

сказки

рассказываются

под

специальную

музыку,

способствующему расслаблению.

Методы работы по сказкотерапии.

Особенности рассказывания сказок.

Дети очень любят слушать и рассказывать сказки. Некоторые сказки они

готовы слушать несколько раз, каждый раз переживая за героев и воспринимая

события сказки, изучая характеры персонажей. Однако, рассказывание сказок

как сказкотерапевтический метод имеет свои особенности.

- Рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от

третьего лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны актерские умения

навыки: "вжиться" в героев сказки и передать их интонации, вовремя делать

паузы и смысловые акценты.

- Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа

детей. Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы

по очереди рассказывает маленький кусочек сказки.

- Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После

того как сказка рассказана, дети придумывают к ней продолжение.

- Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу

(например: "В некотором царстве, в некотором государстве…"), следующий

ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д.

Сочинение сказок.

Каждый из нас, наверное, хотя бы раз в жизни сочинял разные истории,

сказки, байки и прочее. Сначала надо выбрать слово. Это слово может стать

либо темой, либо героем нашей сказки. Закрыть глаза и попробовать

представить себе картинку, в которой присутствовал бы образ выбранного нами

слова. Это начало сказки. А теперь нужно представить, что могло бы нарушить

эту картинку. Это будет конфликт нашей сказки.

Если мы проделаем эти шаги, то будет совсем нетрудно связать увиденные

нами ситуации и сочинить сказку.

Постановка (разыгрывание) сказки.

Многие из нас любят театр. Драматизация хороша сама по себе,

а в рамках сказкотерапии, с заложенной победой добра и сказочной

атмосферой,

она

показывает

себя,

как

один

из

наиболее

успешных

коррекционных и развивающих приемов. Слушая сказку, ребенок проигрывает

ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки.

Таким образом, ему видится целый спектакль. Оживляя "куклу", ребенок

чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на

поведении куклы. Ребенок становится волшебником, заставляет неподвижную

куклу двигаться так, как он считает нужным.

Сказочная имидж-терапия.

В жизни все мы играем различные роли. Смысл сказочной имидж-

терапии - мгновенное преображение. Надевая костюм, человек начинает

чувствовать себя соответственно выбранному образу и нередко открывает

в себе новые способности и творческий потенциал. Для детей свойственно себя

идентифицировать с различными героями [1]. Очень хорошо, если в группе

есть множество костюмов и аксессуаров, чтобы ребенок мог завершить свой

новый образ. Ведь в сказочном образе из скромной простушки на нас может

взглянуть королева; волшебник, который еще не определился - волшебник он

или колдун.

Медитации на сказку.

Под

музыку

рассказывается

медитативная

сказка,

дети находятся

в лежачем или сидячем положении, в расслабленном состоянии. Цель - снять

напряжение, достигнуть эмоционального равновесия.

Условия пространства и времени.

Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии - отдельное,

небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение (комната сказки,

психологической

разгрузки).

Комната

должна

быть

по

возможности

освобождена от лишней мебели, мягкий палас в центре комнаты, подставка для

музыкального центра. Не должно быть лишних предметов, отвлекающих

внимание детей.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей

и средней группах длительность сказкотерапии 15-20 минут. В старшем

дошкольном возрасте продолжительность может достигать 25-30 минут [2].

Регулярность проведения способствует закреплению положительного

эффекта в развитии личности и речи ребенка. Эти занятия с использованием

сказок, предоставляют ребенку возможность самореализации, проявления своей

индивидуальности в разных видах творческой деятельности.

Работа со сказкой по методике ТРИЗ. Варианты и примеры заданий.

«Шкатулка со сказками»

Цель: Развивать речь, мышление, воображение, обогащать словарный запас

детей.

Ход игры: На столе находится коробка с 8-10 любыми игрушками. Воспитатель

предлагает взять любую игрушку из коробки. Надо придумать, кем или чем

будет этот предмет в сказке. После того, как первый играющий сказал

несколько предложений, следующий вынимает другой предмет и продолжает

рассказ. Когда история закончена, предметы собирают вместе и начинают

придумывать

новую

историю.

Важно,

чтобы

каждый

раз

получалась

законченная история, а ребенок в разных ситуациях придумывал разные

варианты действий с одним и тем же объектом.

«Помоги герою»

Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению

малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные

способности.

Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или

придуманной ситуации.

Пример: Железное яичко упало на хвостик мышке и придавило его. Как помочь

мышке?

«Лимерики»

Цель:

учить

детей

решению

сказочных

задач,

моделированию

и инсценированию новых сказок.

Ход игры: сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.

Пример: - первая строка - герой (необходимо выбрать самому ребенку,

- вторая строка – характеристика героя или его действие,

- третья строка - реализация действия,

- четвертая строка - выбор конечного эпитета для героя или свое отношение

к герою.

- Как сделать природное явление необычным (усилить, поменять что-то

местами, перевернуть)

- Придумать дом будущего. Дом волшебника. Дом мечты.

- Придумать насекомое с необычными свойствами.

Список литературы:

1.

Зинкевич- Евстигнеева Т. Г. Мастер сказок: 50 сюжетов в помощь

размышлениям о жизни, людях и себе, практическое пособие. -М.: «Речь»,

2012.- С 15-67.

2. Строгова Н. А. Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного

возраста. – Спб.: «Владос», 2018, -С 112-114.

3. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. -М.: «Сфера», 2018, - С 83.

4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой.- М.: издательство «АСТ», 2000.- С 17-

26.



В раздел образования