Напоминание

«Активизация слуховых навыков – важнейшая часть вокально-интонационной работы в детском хоре»


Автор: Золотухина Светлана Владимировна
Должность: преподаватель хора и сольфеджио
Учебное заведение: МБУ ДО СДШИ "Балтика"
Населённый пункт: г. Сосновый Бор, Ленинградская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Активизация слуховых навыков – важнейшая часть вокально-интонационной работы в детском хоре»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

«Сосновоборская детская школа искусств «Балтика»»

Методическая разработка урока

«Активизация слуховых навыков – важнейшая

часть вокально-интонационной работы в детском хоре»

(по предмету «Хоровое пение»)

Автор: Золотухина Светлана Владимировна преподаватель

хорового отделения МБУ ДО СДШИ «Балтика»

г. Сосновый Бор

2022 г.

Введение

Главное в нашей профессии – вызвать у детей интерес к музыке, интерес к

самовыражению через музыку, в том числе, через хоровое пение, создать

атмосферу радости, дать понять ребенку, что он успешен независимо от его

музыкальных данных.

Цель данной разработки:

Систематизировать накопленный опыт работы и обеспечить

хормейстеров методическим материалом, который необходим в

повседневной работе.

Задачи разработки:

Помочь хормейстерам найти правильные методы и приемы работы для

активизации слуховых навыков у детей.

Мотивировать учащихся на занятия хоровым пением.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы на занятии.

Для того, чтобы музыкальное воспитание было успешными дети хорошо

усваивали полученные знания, необходимо искать новые пути и формы

работы, добиваться, чтобы урок проходил на эмоциональном подъеме.

Хормейстер должен заботиться о развитии не только музыкальных

способностей у детей, но и о развитии первоначальных вокально-

интонационных навыков и прежде всего слуховых. Развитие слуховых

навыков требует систематического подхода. Нам никогда не добиться

желаемых результатов в звучании хора без постоянной, систематической

работы, которая способствует развитию у детей музыкального слуха, памяти,

чувства ритма, помогает развитию ладового слуха.

Вокально-хоровая работа тесно связана с развитием музыкального слуха

и ритма. Звукоизвлечение никогда не будет интонационно чистым без

слухового контроля. Чем строже этот контроль, тем чище интонация.

Звукоизвлечение и слух не могут существовать отдельно, они находятся в

тесной взаимосвязи. Поэтому необходимо постоянно обращать внимание

детей на неточности интонирования.

Основой интонационно-слухового воспитания детей является ладовое

воспитание. Очень важно уделять внимание пению по нотам – зрительное

восприятие, осознанное интонирование. При работе с детьми над ладовым

воспитанием очень хорошо использовать ручные знаки, закрепленными за

определенными ступенями лада (как это принято в системе относительной

сольмизации), графическое изображение соотношения между ступенями (по

методу болгарской «столбицы»), или пять пальцев руки, заменяющих нотный

стан. Наглядность и эмоциональность – важнейшие принципы в развитии

музыкального слуха.

Говоря о чистом интонировании нельзя не остановиться на значении

вокального и внутреннего слуха. Как утверждают многие специалисты,

больше всего в вокальной работе хормейстеров страдает работа над

дыханием и качеством звука. В связи с этим, хормейстеру необходимо

с первых уроков приучить детей контролировать качество вокального

звука, развивать у детей вокальный слух. Этого можно достичь путем

заострения внимания на правильном и неправильном вокальном

интонировании путем показа зависимости чистоты интонации от

формирования гласных. И большое значение здесь имеет качество показа

самого хормейстера, как голосового, так и дирижерского. Значительно чище

интонировать поможет чувство ребенка к качеству звука, поэтому очень

важно учить детей определять качество звука на слух: звук легкий,

чистый, зажатый, крикливый.

Что касается внутреннего слуха, то без него невозможна никакая

активная хоровая работа. Поэтому необходимо постоянно включать в работу

упражнения на тренировку внутреннего слуха. Здесь хорошо использовать

форму игры «Светофор», «Круг», пение по цепочке и т.д. Очень важно

научить детей сначала услышать звук внутри, а потом воспроизвести его, а

не наоборот.

Хорошо развивает внутренний слух пение без сопровождения.

Желательно всю певческую работу проводить без инструмента. Именно

пение без сопровождения повышает качество слухового внимания к чистоте

интонации, к ансамблевому, гармоническому равновесию. Пение без

сопровождения заставляет детей постоянно контролировать себя и

прислушиваться к окружающим голосам. Такому пению надо уделять

особое внимание, т.к. и музыкальный слух, и чувство ритма, и вокально-

хоровые навыки развиваются гораздо быстрее, чем при поддержке

инструмента.

Хороший музыкальный слух обеспечивает навык чистого интонирования.

Но что делать, если сегодня нам приходится работать с детьми, большинство

из которых не имеют музыкальных способностей, у которых отсутствует

чистота интонации и четкая ритмическая организация? Все это требует от

хормейстера постоянного поиска новых путей в обучении. Преподавателю

необходимо владеть различными методами и педагогическими приемами

воздействия на детей с целью активизации их слухового внимания, без

которого никакая работа не принесет желаемого результата.

Умение активизировать внимание учащихся и воздействовать на их

сознание во время занятий, является одним из главных показателей

педагогического мастерства руководителя хора. Поэтому, чтобы

активизировать слуховые навыки учащихся, добиться точного

интонирования, необходимо целенаправленно готовиться к каждому

занятию. Важно постоянно уделять внимание пению по нотам, что

способствует осознанности интонирования. Интонационно-слуховые

упражнения руководитель должен подбирать и давать в системе, от простого

к сложному. Ведь между попытками что-то исполнить качественно и

спонтанным пропеванием мелодии лежит полоса длительных упражнений,

правильно подобранных и спланированных. И только после того, как

первые трудности сознательно выполняемых певческих задач преодолены

путем их повторения, можно и нужно добиваться того, чтобы они

выполнялись автоматически, без участия сознания. Это и будет являться

результатом развития певческих и слуховых навыков, основой чистого и

красивого пения.

Развитие певческих и слуховых навыков глубоко взаимосвязано

с развитием мышления у детей, с развитием памяти, внимания. Все это

в свою очередь создает возможность дальнейшего усвоения знаний

учащимися в процессе обучения.

Ход урока:

I. Распевание. (См.нотные примеры в приложении)

1. Пение одного звука «ю», переход в «ра-рэ-ри-ро-ру». Упражнение на

выработку унисона, правильное формирование гласных.

2. Выработка умения петь легато. Ровное звуковедение.

3. Нисходящее движение. Выработка умения точно слышать последний

звук – тонику. Умение петь различными штрихами.

4. Пение легато, точное интонирование ч.5 вверх и ч.5 вниз, слышание

тоники.

5. Упражнение на выработку мелкой техники, четкого, активного дыхания.

6. Упражнение на активизацию дыхания («сброс дыхания»).

7. Двухголосные упражнения на закрепление интервалов. Активизация

слуха («слышу – пою»).

8. Упражнение на выработку цепного дыхания

.

9. Упражнение на формирование подвижного артикуляционного аппарата,

Четкость произношения, активность диафрагмы.

II. Хоровое сольфеджио.

1. Воспитание ладового слуха. Пение ступеней и коротких мелодических

оборотов в F-dur за игрой учителя. Игра «Эхо».

2. Игра «Переводчик». Выработка умения слышать тонику. Преподаватель

показывает по руке («нотный стан») ноты в F-dur, дети поют, «переводят»

ноты в ступени, допевая их до тоники.

3. Пение секвенций сольфеджио в унисон. Вслух и про себя, вместе и по

одному. Формирование внутреннего слуха, концентрация внимания.

4. Пение секвенций на два голоса. Вслух и про себя. Выработка чистоты

интонирования, умения слышать свой голос в общем звучании,

формирование чувства ансамбля.

5. Пение интервальных цепочек. Формирование точной интонации,

формирование ладового чувства.

6. Пение гаммы C-dur, D-dur вверх и вниз каноном на 2(3) голоса.

III. Пение канонов.

1. Узнать песню «В сыром бору тропина» по прохлопываемому

преподавателем ритму.

- спеть сольфеджио вместе в унисон;

- спеть про себя (вслух петь только устойчивые ступени,

неустойчивые ступени);

- спеть, используя игру «Живые нотки

»;

- прохлопать ритмический канон с обязательной артикуляцией;

- спеть каноном;

2. Узнать песню «Приди, весна» по руке («нотный стан») преподавателя.

- дети поют сольфеджио про себя по руке преподавателя

- спеть, используя игру «Живые нотки»

- спеть, добавляя ритм: нога - ТА-пауза

руки – пауза-ТЕ-ТЕ

IV. Пение вокализа Дж.Конконе Es-dur. Пение сольфеджио и на

определенный слог.

V. Исполнение произведения А.Гречанинова «Призыв весны».

Используемая литература:

1. Г.П.Стулова – Теория и практика работы с детским хором. М.,2002 г.

2. Г.П.Стулова – Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.,

1992 г.

3. Н.Добровольская – Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М.,

1987 г.

3. Г.В.Курина – Хоровое сольфеджио Интенсивный курс. СПб., 2015 г.

4. И.В.Роганова – Современный хормейстер. Собрание статей. Развитие

традиций. Новые тенденции. Опыт работы. СПб., 2013 г.

5. Б.С.Рачина – Технологии и методика обучения музыке в школе. СПб.,

2010 г.

6. Н.В.Аверина – Из опыта работы с младшим хором в Детской хоровой

школе «Весна». М., 2005 г.

7. Думченко А.Ю. – Двухголосие. Детский хор. Начальный этап обучения.

СПб., 2015 г.

Приложение



В раздел образования