Автор: Золотухина Светлана Владимировна
Должность: преподаватель хора и сольфеджио
Учебное заведение: МБУ ДО СДШИ "Балтика"
Населённый пункт: г. Сосновый Бор, Ленинградская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Активизация слуховых навыков – важнейшая часть вокально-интонационной работы в детском хоре»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Сосновоборская детская школа искусств «Балтика»»
Методическая разработка урока
«Активизация слуховых навыков – важнейшая
часть вокально-интонационной работы в детском хоре»
(по предмету «Хоровое пение»)
Автор: Золотухина Светлана Владимировна преподаватель
хорового отделения МБУ ДО СДШИ «Балтика»
г. Сосновый Бор
2022 г.
Введение
Главное в нашей профессии – вызвать у детей интерес к музыке, интерес к
самовыражению через музыку, в том числе, через хоровое пение, создать
атмосферу радости, дать понять ребенку, что он успешен независимо от его
музыкальных данных.
Цель данной разработки:
Систематизировать накопленный опыт работы и обеспечить
хормейстеров методическим материалом, который необходим в
повседневной работе.
Задачи разработки:
Помочь хормейстерам найти правильные методы и приемы работы для
активизации слуховых навыков у детей.
Мотивировать учащихся на занятия хоровым пением.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы на занятии.
Для того, чтобы музыкальное воспитание было успешными дети хорошо
усваивали полученные знания, необходимо искать новые пути и формы
работы, добиваться, чтобы урок проходил на эмоциональном подъеме.
Хормейстер должен заботиться о развитии не только музыкальных
способностей у детей, но и о развитии первоначальных вокально-
интонационных навыков и прежде всего слуховых. Развитие слуховых
навыков требует систематического подхода. Нам никогда не добиться
желаемых результатов в звучании хора без постоянной, систематической
работы, которая способствует развитию у детей музыкального слуха, памяти,
чувства ритма, помогает развитию ладового слуха.
Вокально-хоровая работа тесно связана с развитием музыкального слуха
и ритма. Звукоизвлечение никогда не будет интонационно чистым без
слухового контроля. Чем строже этот контроль, тем чище интонация.
Звукоизвлечение и слух не могут существовать отдельно, они находятся в
тесной взаимосвязи. Поэтому необходимо постоянно обращать внимание
детей на неточности интонирования.
Основой интонационно-слухового воспитания детей является ладовое
воспитание. Очень важно уделять внимание пению по нотам – зрительное
восприятие, осознанное интонирование. При работе с детьми над ладовым
воспитанием очень хорошо использовать ручные знаки, закрепленными за
определенными ступенями лада (как это принято в системе относительной
сольмизации), графическое изображение соотношения между ступенями (по
методу болгарской «столбицы»), или пять пальцев руки, заменяющих нотный
стан. Наглядность и эмоциональность – важнейшие принципы в развитии
музыкального слуха.
Говоря о чистом интонировании нельзя не остановиться на значении
вокального и внутреннего слуха. Как утверждают многие специалисты,
больше всего в вокальной работе хормейстеров страдает работа над
дыханием и качеством звука. В связи с этим, хормейстеру необходимо
с первых уроков приучить детей контролировать качество вокального
звука, развивать у детей вокальный слух. Этого можно достичь путем
заострения внимания на правильном и неправильном вокальном
интонировании путем показа зависимости чистоты интонации от
формирования гласных. И большое значение здесь имеет качество показа
самого хормейстера, как голосового, так и дирижерского. Значительно чище
интонировать поможет чувство ребенка к качеству звука, поэтому очень
важно учить детей определять качество звука на слух: звук легкий,
чистый, зажатый, крикливый.
Что касается внутреннего слуха, то без него невозможна никакая
активная хоровая работа. Поэтому необходимо постоянно включать в работу
упражнения на тренировку внутреннего слуха. Здесь хорошо использовать
форму игры «Светофор», «Круг», пение по цепочке и т.д. Очень важно
научить детей сначала услышать звук внутри, а потом воспроизвести его, а
не наоборот.
Хорошо развивает внутренний слух пение без сопровождения.
Желательно всю певческую работу проводить без инструмента. Именно
пение без сопровождения повышает качество слухового внимания к чистоте
интонации, к ансамблевому, гармоническому равновесию. Пение без
сопровождения заставляет детей постоянно контролировать себя и
прислушиваться к окружающим голосам. Такому пению надо уделять
особое внимание, т.к. и музыкальный слух, и чувство ритма, и вокально-
хоровые навыки развиваются гораздо быстрее, чем при поддержке
инструмента.
Хороший музыкальный слух обеспечивает навык чистого интонирования.
Но что делать, если сегодня нам приходится работать с детьми, большинство
из которых не имеют музыкальных способностей, у которых отсутствует
чистота интонации и четкая ритмическая организация? Все это требует от
хормейстера постоянного поиска новых путей в обучении. Преподавателю
необходимо владеть различными методами и педагогическими приемами
воздействия на детей с целью активизации их слухового внимания, без
которого никакая работа не принесет желаемого результата.
Умение активизировать внимание учащихся и воздействовать на их
сознание во время занятий, является одним из главных показателей
педагогического мастерства руководителя хора. Поэтому, чтобы
активизировать слуховые навыки учащихся, добиться точного
интонирования, необходимо целенаправленно готовиться к каждому
занятию. Важно постоянно уделять внимание пению по нотам, что
способствует осознанности интонирования. Интонационно-слуховые
упражнения руководитель должен подбирать и давать в системе, от простого
к сложному. Ведь между попытками что-то исполнить качественно и
спонтанным пропеванием мелодии лежит полоса длительных упражнений,
правильно подобранных и спланированных. И только после того, как
первые трудности сознательно выполняемых певческих задач преодолены
путем их повторения, можно и нужно добиваться того, чтобы они
выполнялись автоматически, без участия сознания. Это и будет являться
результатом развития певческих и слуховых навыков, основой чистого и
красивого пения.
Развитие певческих и слуховых навыков глубоко взаимосвязано
с развитием мышления у детей, с развитием памяти, внимания. Все это
в свою очередь создает возможность дальнейшего усвоения знаний
учащимися в процессе обучения.
Ход урока:
I. Распевание. (См.нотные примеры в приложении)
1. Пение одного звука «ю», переход в «ра-рэ-ри-ро-ру». Упражнение на
выработку унисона, правильное формирование гласных.
2. Выработка умения петь легато. Ровное звуковедение.
3. Нисходящее движение. Выработка умения точно слышать последний
звук – тонику. Умение петь различными штрихами.
4. Пение легато, точное интонирование ч.5 вверх и ч.5 вниз, слышание
тоники.
5. Упражнение на выработку мелкой техники, четкого, активного дыхания.
6. Упражнение на активизацию дыхания («сброс дыхания»).
7. Двухголосные упражнения на закрепление интервалов. Активизация
слуха («слышу – пою»).
8. Упражнение на выработку цепного дыхания
.
9. Упражнение на формирование подвижного артикуляционного аппарата,
Четкость произношения, активность диафрагмы.
II. Хоровое сольфеджио.
1. Воспитание ладового слуха. Пение ступеней и коротких мелодических
оборотов в F-dur за игрой учителя. Игра «Эхо».
2. Игра «Переводчик». Выработка умения слышать тонику. Преподаватель
показывает по руке («нотный стан») ноты в F-dur, дети поют, «переводят»
ноты в ступени, допевая их до тоники.
3. Пение секвенций сольфеджио в унисон. Вслух и про себя, вместе и по
одному. Формирование внутреннего слуха, концентрация внимания.
4. Пение секвенций на два голоса. Вслух и про себя. Выработка чистоты
интонирования, умения слышать свой голос в общем звучании,
формирование чувства ансамбля.
5. Пение интервальных цепочек. Формирование точной интонации,
формирование ладового чувства.
6. Пение гаммы C-dur, D-dur вверх и вниз каноном на 2(3) голоса.
III. Пение канонов.
1. Узнать песню «В сыром бору тропина» по прохлопываемому
преподавателем ритму.
- спеть сольфеджио вместе в унисон;
- спеть про себя (вслух петь только устойчивые ступени,
неустойчивые ступени);
- спеть, используя игру «Живые нотки
»;
- прохлопать ритмический канон с обязательной артикуляцией;
- спеть каноном;
2. Узнать песню «Приди, весна» по руке («нотный стан») преподавателя.
- дети поют сольфеджио про себя по руке преподавателя
- спеть, используя игру «Живые нотки»
- спеть, добавляя ритм: нога - ТА-пауза
руки – пауза-ТЕ-ТЕ
IV. Пение вокализа Дж.Конконе Es-dur. Пение сольфеджио и на
определенный слог.
V. Исполнение произведения А.Гречанинова «Призыв весны».
Используемая литература:
1. Г.П.Стулова – Теория и практика работы с детским хором. М.,2002 г.
2. Г.П.Стулова – Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.,
1992 г.
3. Н.Добровольская – Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М.,
1987 г.
3. Г.В.Курина – Хоровое сольфеджио Интенсивный курс. СПб., 2015 г.
4. И.В.Роганова – Современный хормейстер. Собрание статей. Развитие
традиций. Новые тенденции. Опыт работы. СПб., 2013 г.
5. Б.С.Рачина – Технологии и методика обучения музыке в школе. СПб.,
2010 г.
6. Н.В.Аверина – Из опыта работы с младшим хором в Детской хоровой
школе «Весна». М., 2005 г.
7. Думченко А.Ю. – Двухголосие. Детский хор. Начальный этап обучения.
СПб., 2015 г.
Приложение