Автор: Эльвира Павловна Сердюкова
Должность: МАДОУ №2 "Орленок"
Учебное заведение: МАДОУ №2 "Орленок"
Населённый пункт: г-к Анапа
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Животные севера"
Раздел: дошкольное образование
Воспитатели:
Сердюкова Эльвира
Павловна
Проект
«Животные севера»
В подготовительной
группе
Участники проекта:
дети подготовительной группы,
воспитатели, родители, музыкальный
руководитель.
Сроки:
с21по28ноября.
Актуальность проекта:
Дети недостаточно
дифференцируют понятия
животных Севера.
Дети неуверенно используют
обобщающие понятия.
Цель:
Обобщать знания детей о животных Севера.
Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных
холодных стран.
Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей,
родителей, педагогов в ходе реализации экологического проекта
«Животные севера»
Задачи:
Формировать у детей представления о животных севера, закрепить
имеющиеся знания о внешнем виде,
жизни, повадках этих животных;
Познакомить детей с народами, живущими на крайнем Севере.
Обобщать знания детей о животных и птицах севера.
Учить понимать образный смысл загадок.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к
животным севера.
Развивать интерес к жизни животных и птиц севера,
слуховое и зрительное внимание, мышление и речь детей; обогащать их
словарь словами: север, льдина, нырять, морж, ласты, косатик, северная
акула, северный волк. олень лиса, белый медведь. песец, тюлень, пингвины,
тундра.
Литература
Н. Сладков: Во льдах. Птичий базар. Полярной ночью.
Разговоры во льдах. Кто что умеет. В тундре. Молодой
волк. Под снегом.Разговор в тундре. Загадочные истории.
Г. Снегирёв: Пингвиний пляж. К морю. Отважный
пингвиненок. Охотничьи истории (След оленя).
А. Членов. Как Алёша жил на Севере.
Н. Емельянова, В. Челинцова: Окся – труженица.
В. Катаев: Цветик - семицветик.
Энциклопедии про животный мир.
Нанайская сказка: Айога.
Ненецкая сказка: Кукушка.
54
I.
этап : Подготовительный
В совместной беседе с детьми о зиме и ее
приметах спросила у детей: «А где же
почти круглый год зима и все время
холодно?» Так и завязалась наша беседа о
жителях и обитателях холодного севера.
Пришли к решению как можно больше
узнать об этом.
Начав изучать эту тему воспользовались
методом трех вопросов:
Что мы
знаем о
животных
севера?
Олени
едят мох.
Они едят
рыбу и
мясо.
Пингвины
долго дышат
под водой.
У них
теплый мех
и толстая
шкура.
Белые
медведи
плавают на
льдинах.
Киты ростом
с
девятиэтажн
ый дом.
Что хотим узнать?
Илья: все о китах.
Соня: зачем нарвалу длинный нос?
Егор: о северных акулах.
Кирилл: сосут ли лапу северные медведи?
Лера: как плавают дельфины?
Ксюша: живет ли белая сова там, где лето?
Никита: делает ли гагара гнездо?
Арсений: о касатке.
Лиля: почему белые медведи живут на севере?
Рита: почему пингвины ходят неуклюже?
Артем: чем питаются киты?
Тая: почему пингвины не умеют летать?
Алиса: плавает ли морской котик под водой
?
Откуда можно это узнать?
Сходить в музей.
Из компьютера.
Сходить в зоопарк.
Из интернета.
Съездить на северный полюс.
Сходить в цирк.
Посмотреть телевизор.
Почитать книги.
Спросить у старших, у родителей.
Посмотреть худ. фильм, мультфильм.
Купить игрушки и рассмотреть.
Сходить в океанарий.
Посмотреть журналы, энциклопедии.
Купить раскраски.
/Сказка-драматизация.
II этап: практический.
НОД-все виды образовательных областей:
Рассматривание картин, составление описательных рассказов,
составление и отгадывание загадок; составление сказки про
путешествие медвежонка Умки, разучивание стихов, беседы.
Коллективная работа
– аппликация «Северные животные»,
аппликация с элементами нетрадиционной техники «Белый медведь»,
«Пингвиненок Матвей на льдине».
Рисование северных животных; использование раскрасок, штриховок,
трафаретов.
Слушание музыкальных произведений, игры на физкультуре.
2. Игры- настольно- печатные,(домино, лото); дидактические «Кто
чем питается?», «Найди свою маму», «Найди свое жилище», «Собери из
частей целое»; подвижные- «Олени и каюр», «Умка ищет своего друга».
Сказка-драматизация.
Утренняя гимнастика, артикуляционная, пальчиковая,
гимнастика после сна, логоритмика.
III этап: реализация проекта.
Стихи.
1.Может плавать целый день в ледяной воде тюлень!
На холодном льду лежит, и не мерзнет, не дрожит.
2.Этот мишка снежно-белый- самый крупный, самый смелый!
Он всю жизнь живет в снегу. На холодном берегу.
Мы- ваши добрые соседи, мы- белые медведи!
3.Гордится морж усами и острыми клыками.
Он в Арктике живет, где снег вокруг и лед.
Загадки о животных севера.
1.Живет он там, где холода. И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет. Умеет плавать и ныряет.(Белый медведь)
2. Словно царскую корону, носит он в свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый. Любит снежные луга. (Олень)
3.У него большие бивни, ходит ластами во льдах.
Этот зверь довольно сильный, в северных живет морях.
Пальчиковая гимнастика «Животные
севера».
Кто там ест, и кто там пьет? - Удары кулачками.
Кто на севере живет? - Попеременно хлопки ладоши-
Звери необычные, - «Замок»-меняя положение пальцев.
К холоду привычные. - Подушечки пальцев соприкасаются с
Вот песец из норки смотрит,- большим пальцем.
Белый мишка важно ходит. - Пальчики «шагают».
Ну а морж, как капитан, - Ладони «лодочкой», двигаются
Покоряет океан. - вперед.
Грозный северный олень - Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.
«Кто лишний?»
«Что общего и чем
отличаются»
«Что не так»
«Назови детёнышей
«Исправь предложение»
«Сосчитай до пяти»
«Назови ласково»
«Измени по образцу»
«Закончи предложение»
«Измени по образцу»
«Доскажи словечко»
«Скажи наоборот»
«Вставь пропущенное
слово»
«Какое слово не подходит?»
«Исправь ошибку»
«Исправь ошибку»
«Какое слово от других?»
Речевые игры
СКАЗКА, СОЧИНЕННАЯ ДЕТЬМИ
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ УМКИ ИЛИ УМКА ИЩЕТ ДРУГА».
Однажды медвежонок Умка пошёл гулять и встретил мальчика. Его звали Тёма.
Умка его понюхал и они стали играть. А потом подружились.
Наступила ночь и началось северное сияние. Умка с Тёмой любовались им.
А на утро мальчик уехал в деревню. Умка начал скучать и решил найти Тёму.
Умка подошёл к морю. Он захотел поплыть и встретить там своего друга.
И тут Умка увидел моржа и попросил его, чтобы тот подкатил ему льдину и сделал нужное направление к другому берегу.
До берега Умка добрался хорошо и только чуть-чуть промочил лапы.
Медвежонок пошёл по снегу и тут ему встретился песец.
Умка сказал: «Здравствуй! А ты не знаешь где деревня? Там живёт мой друг Тёма!». Песец ответил: «Вон там за горой!». «Спасибо!»,
-ответил Умка. «Удачно добраться!», - ответил песец.
Потом Умка встретил Оленей: маму и оленёнка. Медвежонок попросил подвезти его до горы, а то он очень устал. И олени сказали: «С
радостью»
Умка сел на спину Оленю они поскакали до горы. Когда они прискакали, Умка сказал: «Спасибо! Встретимся на обратном пути!».
Медвежонок стоял возле горы. Гора была большая и высокая. Когда Умка пытался забраться, то соскальзывал обратно. Мишутка
расстроился и заплакал.
И тут пришли пингвины. Они спросили: «Почему ты плачешь?». «Потому что я не могу забраться на эту гору, а за ней живёт мой
друг Тёма». Тогда пингвины сказали: «Не плачь, мы тебя подтолкнём и у тебя получится». Пингвины подтолкнули Умку, и он забрался
на гору.
Внизу он увидел деревню. Умка решил скатиться с горы вниз. Ему было очень весело и понравилось.
Умка не испугался и пошёл в деревню искать своего друга Тёму.
И когда Умка, наконец-то, встретил Тёму, то от радости закричал: «Ура! Я тебя нашёл!». И они стали веселиться, бегать, играть.
Друзья долго играли, а потом Умку отвезли домой родители Тёмы на упряжке с собаками.
Умка с Тёмой попрощались и договорились встретиться ещё. И жили они долго и хорошо.
Совместная работа родителей и
детей :
o
Энциклопедия «Животные севера».
o
Кроссворд о животных севера.
o
Дидактические игры «Найди свою маму», «Кто
чем питается», «Найди свое жилище».
o
Иллюстрации к сказке «Приключения Умки»,
придуманные детьми.
o
Изготовление атрибутов для драматизации
сказки (персонажей сказки).
Итог проекта:
У детей сформирован познавательный интерес к
жизни людей и животных севера.
Результаты:
Коллективной творческой деятельности детей,
воспитателей, логопеда, родителей в ходе реализации
экологического проекта «Животные севера»:
1.
Драматизация сказки «Путешествие Умки».
2.
Создание книги-сказки «Путешествие Умки».
3.
Игра-ходилка «Умка ищет своего друга».
4.
Кроссворд о северных животных.
5.
Книга- энциклопедия «Животные севера».
Презентация
проекта
«Животные севера»
Для проведения проекта было подобрано много
материала
Дети подготовительного возраста
приготовили сообщения о животных
крайнего севера и составили из них
энциклопедию
Дети старшей группы вместе
с родителями изготовили
дидактические игры и
предложили в них поиграть
всем.
Были предложены дидактические игры
« Кого не стало?», «Назови семью», «Один-много»,
«Найди маму», «Кто что ест?», «Чьи следы?»…
Дети создали
коллективный
коллаж
С увлечением создавали медвежонка Умку на льдине,
любующегося северным сиянием.
Много интересного и увлекательного узнали дети из книг и
энциклопедий
Вместе с пингвиненком ребята
путешествовали на льдине по Северному
Ледовитому океану
Наши любимые раскраски…
Киты , нарвалы,
касатки , акулы…
Нам это все
интересно!!!,
На логоритмике
отправились в путешествие на
север , перепрыгивали с льдины на льдину , рассказали ,
что бывает белым , сделали дыхательную
гимнастику, пальчиковую гимнастику….
Поиграли с
пингвинами в футбол
, покатались с
каюрами на нартах
С УВЛЕЧЕНИЕМ ДЕТИ ИЗГОТОВИЛИ
СВОИМИ РУКАМИ НАСТОЛЬНУЮ ИГРУ-
ХОДИЛКУ «УМКА ИЩЕТ СВОИХ ДРУЗЕЙ»
Совместно с логопедом дети сочинили сказку «Как Умка искал
своего друга». Родители помогли сделать иллюстрации к
сказке. Получилась увлекательная и интересная книга.
Дети вместе с родителями
изготовили шапочки к
придуманной сказке «Как
Умка искал своего друга» и с
большим удовольствием
поиграли.
•
Спасибо за
внимание !