Напоминание

«Формирование ритмических навыков и движений у детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Сорокина Марина Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 20"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Формирование ритмических навыков и движений у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование ритмических навыков и движений

у детей старшего дошкольного возраста»

Методическая разработка

Сорокиной Марины Александровны

инструктора по физической культуре

МДОУ «Детский сад № 20»

Ярославль

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………4

ГЛАВА I.

Анализ используемых программ в образовательной области «Физическая

культура» по формированию ритмических навыков и движений у детей

старшего дошкольного возраста……………………………………………...6

1.1. Сравнение образовательных программ по формированию

ритмических навыков и движений: Н.А. Фоминой «Сюжетно-ролевая

ритмическая

гимнастика»

и

А.И.

Бурениной

«Ритмическая

мозаика»……………………………………………………………… …….…6

1.2.

Два

направления

современной

системы

ритмической

гимнастики………………………………………………………………. .….. 7

1.3.

Ритм

-

как

составляющая

ритмической

гимнастики

……………………………………………………………………………….….7

1.4.Основа ритмической гимнастики …………………………………….8

1.5. Задачи образовательной программы Н.А. Фоминой «Сюжетно-

ролевая ритмическая гимнастика»……………………………………..…… 8

1.6. Задачи образовательной программы А.И. Бурениной «Ритмическая

мозаика»…………………………………………………………………….....9

1.6.1.Отличительные

особенности

данной

образовательной

программы……………………………………………………………..…... 11

ГЛАВА II.

Система работы по формированию ритмических навыков и движений

у детей старшего дошкольного возраста…………….……...........................12

2.1.Планирование работы………………………………………..………....12

2.2.Использование спортивного инвентаря и предметов нестандартного

оборудования……………………………………............................................ 13

2.3.Особенности

музыкального

сопровождения

в

работе

по

формированию ритмических навыков и движений………………………...16

2.4.Требование к подбору движений……………………………..…......18

2.5. Критерии определения доступности музыкально - ритмических

движений ……………………………………………………………….........20

2.6. Взаимосвязь в работе ДОУ и инструктора по формированию

ритмических навыков и движений у детей старшего дошкольного

возраста…………………………………………………………….……..…. 21

2.7. Работа с семьей по формированию ритмических навыков и

движений у детей старшего дошкольного возраста……………..…………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...……………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….….…29

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….….......31

«Возможно, самое лучшее,

самое совершенное и радостное,

что есть в жизни – это свободное движение

под музыку.

И научиться этому можно у ребенка»

А.И. Буренина

ВВЕДЕНИЕ

Социальные перемены, происшедшие в нашем обществе в

последнее десятилетие, создали предпосылки для широких

экспериментов в дошкольных учреждениях.

«Положение о дошкольном учреждении» представляет возможность

работникам системы образования самим выбирать программу воспитания

и

обучения

дошкольников.

Иметь

собственную

модель

здоровье-

сбережения, ориентируясь на оздоровительные мероприятия посредством

двигательной активности.

По мнению авторов, обследование двигательной деятельности детей

в дошкольных учреждениях обычно проводится без учёта их природных

наклонностей и способностей. И, как следствие такого обследования, всех

детей обучают по одной программе с едиными требованиями по уровню её

освоения. Бывает так: ребенок во всех видах двигательной деятельности

показал слабую подготовку, но он гибок, пластичен, обладает чувством

ритма – это задатки у него от природы и их следует развивать как

ключевое звено в цели других необходимых дошкольнику физических

качеств. Таков принципиальный подход в физическом воспитании

дошкольников авторов программы «Старт», по которой работает наш

детский сад.

Дети дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны

и эмоциональны, а занятия ритмикой помогают им реализовать себя,

активизируют интерес и внимание к движениям под музыку.

Возможно, моя работа и педагогический опыт помогут молодым

специалистам чаще использовать в работе образовательные программы по

формированию ритмических навыков и движений.

Задача

специалиста

направлена на

достижение

целей

формирования у детей интереса и ценного отношения к занятиям

физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение

следующих задач:

-

развитие

физических

качеств

(скоростных,

силовых,

гибкости,

выносливости и координации);

- накопление

и обогащение двигательного опыта детей (овладение

основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности

и физическом совершенствовании.

Цель

моей методической разработки показать результаты,

подтверждающие значимость ритмических навыков и движений,

в образовательной области «Физическая культура» у детей старшего

дошкольного возраста.

Задачи:

Провести

анализ

используемых

программ

в

образовательной

области «Физическая культура» по формированию ритмических

навыков и движений.

Представить

систему

работы

по

формированию

ритмических

навыков и движения у детей старшего дошкольного возраста.

Показать взаимодействие специалистов в ДОУ по формированию

ритмических навыков и движений у детей старшего дошкольного

возраста.

Отразить работу с семьей формированию ритмических навыков

и движений у детей старшего дошкольного возраста.

ГЛАВА I. Анализ используемых программ в образовательной

области «Физическая культура» по формированию ритмических

навыков

и движений у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Сравнение образовательных программ по формированию

ритмических навыков и движений: Н.А. Фоминой «Сюжетно – ролевая

ритмическая гимнастика» и А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

Целью непосредственно образовательной деятельности в области

«Физическая культура» является формирования у детей интереса и ценного

отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое

развитие через решение следующих специфических задач: развитие

физических качеств; накопление и обогащение двигательного опыта детей;

формирование у воспитанников потребности двигательной активности

и физическом совершенствование.

Образовательную

область

«Физическая

культура»

необходимо

рассматривать в единстве трех ее составляющих содержание компонентов

телесного, интеллектуального и духовно – мировоззренческого.

Телесный компонент предполагает развитие и коррекцию физических

кондиций

ребенка:

гармоничное

движение

тела,

функциональных

возможностей организма, физических качеств (выносливости, координации,

силы, быстроты, гибкости).

Интеллектуальный

направлен

на

развитие

познавательных

процессов

средствами

специально

организованных

физических

упражнений; овладение элементарными знаниями: техники выполнения

различных движений, анатомического строения человека, правил гигиены,

закаливания, сохранение и укрепление здоровья; создание разносторонней

базы

двигательных

навыков;

знакомство

с

различными

видами

физкультурно – спортивной деятельности, правилами соревнований, с

физкультурно – оздоровительными методиками.

Духовно

мировоззренческий

компонент

предполагает

целенаправленное формирование у детей навыков здорового образа

жизни, желание и потребности в систематических занятиях физическими

упражнениями,

закаливающих

процедурах

для

дальнейшей

самореализации в образовательной, спортивной, трудовой деятельности и

социальной адаптации.

Самоценность дошкольного периода жизни человека (по актуальной

теории А.В. Запорожца) лежит в основе концепции воспитательно –

образовательной системы. При этом отмечается диспропорция между

увеличением

умственной

нагрузки

и

недостаточной

двигательной

активностью.

Анализ ситуации на сегодняшний день показывает распространение

заболеваний дыхательной системы, ЦНС, дефекты осанки и другие.

Поэтому

в

настоящем

ведущим

элементом

современной

государственной системы физической культуры является гимнастика.

В ДОУ ее средства и методы находят свое применение во всех звеньях

физкультурного образования.

Активная жизненная позиция у ребенка формируется, когда педагог

подводит его к пониманию, что каждый из нас в ответе не только за свой

дом – планету, но и, в первую очередь, за свое здоровье.

В современных условиях важно обеспечить каждому дошкольнику, не

зависимо от возраста и пола, атмосферу психо – физического комфорта.

Дифференцированный подход позволяет обеспечить индивидуализацию

восприятия и обучения, уважая свободу и достоинство ребенка. А

гендерная педагогика,

предусматривающая учет половых признаков,

предъявляет

требования

к

учету

уровня

нагрузки

и

содержание

двигательных упражнений.

1.2. Два направления современной системы ритмической гимнастики

Современная система гимнастики представляет собой совокупность

различных

видов,

важнейшими

из

которых

в

связи

с

проблемой

оздоровления нации становятся оздоровительные виды гимнастики. Первое

место среди них по праву принадлежит ритмической гимнастике.

В настоящее время можно говорить о двух направлениях в ее развитии.

Одно представляет собой музыкально – педагогическую дисциплину и

называется ритмикой. Цель ее – активизация музыкального восприятия

через движение.

Второе направление ритмической гимнастики прочно заняло свое

место в системе физического воспитания, явившись прародительницей

популярных сегодня современных систем: аэробике, шейпинга и.т.д.,

а также спортивных видов гимнастики – художественной, аэробики и др.

1.3. Ритм – как составляющая ритмической гимнастики

Рассмотрим ритмическую гимнастику по учебному пособию Кенеман

А.В. и Хухлаевой Д.В. «Теория и методика физического воспитания детей

дошкольного возраста» Ведь как составляющая ритмической гимнастики –

есть сам ритм. Он прослеживается в любых упражнениях, да и во всем

окружающем нас мире.

Ритм

– это комплексная (динамика временная) характеристика

движений. Для ритма характерно сочетание акцентированных динамичных

усилий и слабых, пассивных фаз движения. Акцентированная, сильная

часть движений выполняется с наибольшими мышечными напряжениями, а

затем движение продолжается некоторое время по инерции, пассивно

(одновременный толчок обеими лыжными палками и скольжением на двух

ногах). Чем интенсивнее акцентированный период, тем полноценнее

используются пассивные фазы движения.

Ритм может быть правильным (рациональным) и не правильным (не-

рациональным). Своевременное чередование мышечного напряжения

и расслабления является одним из показателей правильности выполнения

физических упражнений,

экономным способом решения двигательной

задачи.

В освоенных движениях двигательный ритм, в обычных условиях

приобретает

устойчивый

характер,

но

при

изменении

условий

изменяется и ритм (передвижение на лыжах по различной местности).

Двигательные

ритмы

формируются

и

регулируются

человеком

сознательно и произвольно.

У каждого человека при выполнении упражнения имеется свой

индивидуальный ритм, но нужно стремиться, чтобы он не выходил за

границы, определяемые рациональной структурой данного движения. Под

влиянием

занятий

физическими

упражнениями

можно

изменить

соотношение длительности активных и пассивных фаз движения.

1.4. Основа ритмической гимнастики.

Основу

ритмической

гимнастики

составляют

физические

и

танцевальные упражнения различной направленности, выполняемые в

согласовании с музыкой, передавая ее ритм, темп, характер с помощью

движений.

Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Она базируется на

огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а

следовательно, и развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим

ритмическая музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают

положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая

работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание заниматься

физическими упражнениями.

1.5. Задачи образовательной программы Н.А. Фоминой

«Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика»

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика решает как общие, так

и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, образовательные,

воспитательные. К частным можно отнести следующие: привлечение

детей к систематическим занятиям; укрепление здоровья; воспитание

правильной

осанки;

профилактика

заболеваний;

повышение

работоспособности;

развитие

основных

физических

качеств;

совершенствование чувства ритма; формирование культуры движений,

интереса и ценного отношения к занятиям физической культурой,

гармоничное физическое развитие, решение следующих специфических

задач:

-

развитие

физических

качеств

(скоростных,

силовых,

гибкости,

выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение

основными движениями);

- формирование у

воспитанников

потребности в

двигательной

активности и физическом совершенствовании.

Решение этих задач направленно на воспитание гармонично развитой

личности.

Каждый автор описывает ритмику по – своему, но основоположником

ритмической гимнастики считают Эмиля Жак Далькроза: «Мы не знаем

более могущественного и более благоприятного средства воздействия на

жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости» Урок

ритмической гимнастики должен приносить детям радость.

Основой формирования программы Фоминой Н.А. «Сюжетно-ролевая

ритмическая гимнастика» стала её ориентация на природную потребность

детей к двигательной активности как источнику развития, игре как

ведущей деятельности, на интерес к музыке и литературе как источникам

радости и познания.

Таким образом, главными компонентами сюжетно-ролевой

ритмической гимнастики являются: движение, музыка, игра и сюжет.

Программа направлена на развитие целостной гармоничной личности

ребенка.

При разработке методики их применения пути усложнения и системы

контроля конечного результата, педагогические технологии, как правило,

становятся

программами

дополнительного

образования,

которые

способствуют обогащению двигательного опыта ребенка, но тем не менее

не

могут

заменить

традиционных

занятий

физической

культурой,

обеспечивающих гармоничное физическое развитие дошкольников.

1.6. Задачи образовательной программы по А.И. Бурениной

«Ритмическая мозаика»

Педагогическая технология «Ритмопластика» основана на разработке

А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

Цель – воспитание у детей любви и интереса к занятиям ритмикой,

потребности движения под музыку.

Задачами являются: свобода самовыражения ребенка посредством

движения под музыку, развитие

творческих способностей,

умений

интерпретировать

музыкальное

произведение в

соответствии с

собственной индивидуальностью.

Особенностью «Ритмической мозаики» является использование в

работе специального репертуара – музыкально-пластических композиций,

каждая из которых имеет понятный детям ярко выраженный игровой

образ.

Сочетание

разнообразных

видов

движений

(танцевальных,

общеразвивающих, имитационных и т.д., исполняемых в различных

исходных

положениях)

способствует

созданию

музыкально-

пластического образа в виде этюда, сюжетного танца или игрового

упражнения.

На физкультурных занятиях ритмические композиции могут

включаться фрагментарно или в комплексе, а также как игра.

Цель программы – развитие ребенка, формирование средствами

музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей,

качеств личности.

«Ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого

лежит

музыка,

а

движения

выражают

музыкальный

образ

и

конкретизируют основные средства музыкальной выразительности».

Задачи этой программы:

1. Развитие музыкальности:

- развитие способности воспринимать музыку, то есть, чувствовать её

настроение и характер, понимать её содержание;

- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха

(мелодичного), гармоничного (тембрового), чувства ритма;

- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса

к искусству звуков;

- развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

- развитие ловкости, точности, координации движений;

- развитие гибкости и пластичности;

- воспитание выносливости, развитие силы;

- формирование правильной осанки, красивой походки;

- развитие умения ориентироваться в пространстве;

- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения

в движениях под музыку:

- развитие творческого воображения и фантазии;

- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной

деятельности, в слове.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции

мимике и пантомимике;

- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;

- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

- восприятие умения сопереживать другим людям и животным;

- воспитание умения вести себя в группе во время движения;

- формирование чувство такта и культурных привычек в процессе

группового общения с детьми и взрослыми.

1.6.1. Отличительные особенности данной программы:

1. Ориентация не только

на развитие детей, но и на

совершенствование

профессионализма

самого

педагога

в

области

ритмопластических

движений,

выявление

индивидуального

стиля

деятельности и в связи с этим коррекция содержания работ.

2. Использование в качестве музыкального сопровождения, как

правило, целостных произведений – в грамзаписи (а не отрывками по 8,16

тактов).

3. Это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней

стороне

обучения

детей

музыкально-ритмическими

движениями

(формирование двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних

процессов, которые являются регулирующей основой движения под

музыку.

Эту программу можно назвать музыкально-ритмическим

психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю,

память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным

также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого

воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под

музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Вместе с тем до настоящего времени недостаточно источников

литературы, посвященных данной проблеме.

Занятия ритмикой должны приносить радость и здоровье. Ритмика

несет в себе и развитие психологически раскрепощенного ребенка через

освоения

своего

собственного

тела,

как

«яркого

музыкального»

инструмента.

Исследования показывают, что дети за учебный год улучшая свои

показатели ритмических упражнений, приобретают и более качественные

навыки основных физических движений.

Во время НОД (непосредственно-образовательной деятельности) на

занятиях

ритмической

гимнастикой

идёт

одновременно

развитие

физических качеств и формирование базы эстетических движений тела и

его звеньев. Эти два момента

настолько связаны между собой, что

отделить их друг от друга очень сложно.

ГЛАВА II. Система работы по формированию ритмических навыков

и движений у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Планирование работы

По мнению авторов, обследование двигательной деятельности детей

в дошкольных учреждениях обычно проводятся без учёта их природных

наклонностей и способностей. И, как следствие такого обследования, всех

детей обучают по одной программе с едиными требованиями по уровню её

освоения. Бывает и так: ребенок во всех видах двигательной деятельности

показал слабую подготовку, но он гибок, пластичен, обладает чувством

ритма – эти задатки у него от природы и их следует развивать как

ключевое звено в цепи других необходимых дошкольнику физических

качеств.

Для реализации такого подхода необходимо выявить способности:

гибкость, пластичность, чувство ритма, чувство равновесия, ловкость,

мышечная сила, скорость, выносливость, прыгучесть, хороший глазомер,

развитый вестибулярный аппарат, развитая координация движении,

чувства ритма каждого ребенка в каком - либо спортивном движении или

определенном виде спорта, с тем чтобы через них развивать и укреплять

чувство удовлетворения от движения, а значит, воспитывать потребность

в занятиях физической культурой, что в конечном счёте и будет

способствовать оздоровлению и закаливанию организма.

Я использую программы по ритмической гимнастике на основных

занятиях по физической культуре, в кружковой работе по развитию

спортивно-танцевальной ритмике, а также и на спортивных праздниках.

Общая продолжительность основных занятий ритмикой от 2-3 лет – 8-10

минут, но время постепенно увеличивается до 20 минут. Упражнения

ритмикой достаточно интенсивны, выполняются под музыку, без больших

пауз отдыха, длительность занятий может быть меньшей.

От 2-3 лет – 10 минут, от 3-5 лет – 15 минут, с 5-7 лет – 20 минут. Все это

примерные ориентировочные данные, так как дети, опираясь на инстинкт,

сами регулируют интенсивность и длительность занятий, выполнения того

или иного упражнения, поэтому разумнее предоставить им свободу.

Разберем продолжительность комплексов на занятиях «Спортивно-

танцевальной ритмики». Дети 5-6 лет – 25-30 минут, 6-7 лет – 30-35 минут.

Основная структура сохраняется – занятие состоит из вводной основной

и заключительной части.

Вводную часть составляют упражнения воздействующие на весь

организм ребенка. Это движения динамического характера: ходьба, бег,

прыжки. Затем следуют общеразвивающие упражнения. Упражнения

простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в

медленном и умеренном темпе, постепенное увеличение темпа.

В начале основной части

упражнения различного характера:

поднимание рук вверх, в стороны, упражнения для мышц шеи. Далее

серия упражнений – нагрузочная. Упражнения интенсивного характера:

различные наклоны, раскачивание туловища, выпады, приседания.

Эти упражнения проходят в быстром темпе. Затем следует серия из

исходных положений лёжа и сидя. Она предназначена для развития

гибкости позвоночника, упражнения мышц спины и брюшного пресса,

мышц ног. Упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так

как требуют наибольшей затраты энергии. Заканчивается основная часть

танцевально-беговой серией упражнений. Проходит в интенсивном темпе,

быстро одно упражнение сменяется другим.

В заключительной части упражнения на расслабление, цель которых –

обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени.

Это упражнения из исходных положений стоя, сидя, лёжа, а также

упражнения, как потряхивания кистями рук, стопами ног, различные

плавные движения руками и ногами из исходных положений лёжа на

спине, на животе, стоя на коленях и т.д.

А также использовании в основной или заключительной части – игры.

Она является основной формой познавательной деятельности детей

дошкольного

возраста,

создает

положительны

эмоциональный

фон

занятий.

Активизирует

мыслительные

процессы

и

двигательные

возможности ребенка.

Позволяет более мягко и гуманно решать

воспитательные и образовательные задачи.

2.2 Использование спортивного инвентаря и предметов

нестандартного оборудования

Разнообразное физкультурное оборудование и пособия являются

составной

частью

общей

предметно-игровой

среды

дошкольного

образовательного учреждения.

Рациональное использование и правильный подход оборудования

способствуют

развитию

двигательной

сферы

детей,

способствуют

формированию базовых умений и навыков, повышению функциональных

возможностей детского организма, развитию двигательных качеств

и способностей, воспитанию интереса к разным видам занятий по

физической культуре.

Предметы физкультурного и спортивно - игрового оборудования

в дошкольном учреждении необходимо подбирать с учётом возрастных

особенностей детей.

Не менее важно иметь необходимый набор оборудования для

оптимального

обеспечения

организованной

и

самостоятельной

двигательной деятельности детей. Наличие разных видов оборудования и

пособий позволит наиболее рационально применять их в образовательной

области «Физическая культура», а

также наличие и использование

предметов нестандартного оборудования.

Рассмотрим некоторые виды оборудования и варианты их использования.

1. Гимнастическая стенка.

Упражнения на формирование правильной осанки выполняемые под

музыку.

2. Гимнастическая скамейка.

Можно использовать упражнения в равновесии и развития

координации: ходьба прямо, боком, на носках, с перешагиванием разных

предметов и другие общеразвивающие упражнения выполняемые под

музыку.

3. Дуги разных размеров.

Здесь упражнения для разнообразных подлезаний, для прокатывания

мячей и другие упражнения выполняются под музыку.

4. Стойки для прыжков.

Прыжки в высоту с места и с разбега для развития у детей скоростно-

силовых качеств выполняемые под музыку.

5. Физкультурный передвижной уголок.

Для проведения игровых и танцевальных упражнений под музыку,

направленных на развитие внимания, координации движений, быстроты

реакции и ловкости, в котором размещаются мелкие пособия: плоские

обручи разных цветов и размеров, мешочки с грузом, гимнастические

палки, ленты, булавы, кегли разнообразные. Здесь же есть нестандартное

оборудование: «гантели» (бутылочки пластмассовые, засыпанные песком

весом 500 гр.).

6. Модули.

Модули в виде конусов используются для построения разных вариантов

полос

препятствий,

где

дети

выполняют

задания

под

музыку,

направленные

на

развитие

определенных

физических

качеств

и

двигательных способностей.

7. Гимнастические мячи.

С целью коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и

развития

координационных

способностей,

выносливости

следует

использовать мячи размером 45,50,55 см.

8. Фитбольные мячи.

Занятия на больших мечах должны проводиться с небольшой

подгруппой детей (7-10 человек). Продолжительность прыжков на мяче

должна постепенно увеличиваться от 2 до 6 минут, меняя темп музыки,

это связано с большой физической нагрузкой на мелкие мышцы спины. А

так же можно использовать упражнения под музыку с большими мячами

стоя, сидя, лёжа; заканчивая комплекс дыхательными упражнениями под

музыку для реалаксации.

9. Мячи для различных целей.

Можно использовать различные мячи: для дыхательных упражнений,

для развития ловкости и силовых качеств (мячи весом 0,5 и 1 кг), для

метания

в

цель,

для

метания

на

дальность,

для

профилактики

плоскостопия, для прыжков вверх (мяч на резинке), для разных игр и

игровых упражнений выполняемые под музыку. Также использую «мячи в

сетке»

относящиеся

к

предметам

нестандартного

оборудования,

сделанные из цветной бумаги и сетки, в виде мяча среднего размера,

используются, как и мячи для разных целей.

10. «Сухой бассейн».

Относится к нестандартному оборудованию. Сделан из подручных

материалов, обтянут корсетом из ткани, внутри засыпан пластмассовыми

мячами (150 штук). Используется в упражнениях для метания в цель, для

профилактики плоскостопия, для подвижный игр и игровых упражнений

выполняемых под музыку.

11. «Веселые стойки».

Относятся к нестандартному оборудованию. Сделаны из двух обручей,

скреплены друг с другом вертикально, с помощью деревянных стоек.

Упражнения игрового характера, упражнения на меткость, подлелезания

и другие выполняемые под музыку.

В настоящее время существует большое разнообразие физкультурного

и игрового оборудования для детских садов, мы рассмотрим лишь ту

часть, которую я чаще использую в своей работе.

2.3. Особенности музыкального сопровождения в работе по

формированию ритмических навыков и движений

Музыка – это основной компонент ритмики. Музыка создает

положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить

движения, передать выразительно её характер.

Я, считаю, что выбор музыки для занятий ритмикой должен быть

индивидуальный, чтобы дети очень четко слушали ритм. Поэтому,

советуясь с тренерами по детской ритмике, у которых большой опыт в

этом сфере, и я как бывший тренер спортивных бальных танцев уверена,

что предлагать ребенку надо музыку иностранных произведений,

а не то, что нам предлагают программы Н.А. Фоминой использовать

фонограммы русских сказок, детских песен, советских песен эстрадных.

Наши дети отвлекаются на слова, и начинают петь, а основной целью

ритмики является – ритм.

Рассмотрим критерии программы Н.А, Фоминой и А.И. Бурениной по

подбору музыкального сопровождения.

Н.А. Фомина «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика». Основные

требования к подбору музыкальных произведений:

-музыка должна быть доступна восприятию ребенка (детские песни,

музыкальные сказки, эстрадные песни и т.д.);

-запись должна быть чистой;

-целесообразно

использовать

музыкальные

произведения

размерами

2/4,4/4, и 3/4;

-музыкальный темп на протяжении комплекса должен меняться (от

медленного и умеренного до быстрого).

Вторая программа А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

Требования к подбору музыки. С точки зрения доступности музыка

для движения должна быть:

- небольшая по объему (от 1,5 минут для младших, до 3-4 минут для

старших);

- умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для

младших дошкольников и разнообразной (быстрой,

медленной с

ускорениями и замедлениями) для старших;

- 2-х или 3-частой (каждая часть музыки – контрастная по звучанию), с

четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной

по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;

- музыкальный образ, характер настроение музыкального произведения

должен

быть

понятен

детям

(например,

музыка

изобразительного

характера – «дождик», «ветер качает листики», «Зайчик прыгает» и т.д.) –

для малышей и более сложная по художественному образу, построению –

в соответствии с музыкой – для старших.

Подбирая музыку для ритмических композиций, необходимо

стремится к разнообразию стилей и жанров, поэтому важно включать

такие произведения как:

- детские песни современных российских композиторов: Г. Струве,

В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Гладкова и др.

- народные мелодии «Калинка», «Светит месяц», и др.

- эстрадные мелодии ( например, пьесы А. Петрова из кинофильмов,

музыкальные произведения в исполнении оркестра Поля Мориа «Под

музыку Вивальди», «Жаворонок», Фр. Гойи «Сиртаки», «Цыганские

напевы» и др.).

- классические произведения: «В пещере горного духа» Э. Грига,

«Аквариум» К. Сен-Санса, «Менуэт» Л. Боккерини, «Вечерняя серенада»

Р. Шуберта, «Итальянская полька» С. Рахманинова и др.

Обе эти программы

индивидуальны и интересны детям. Но

целесообразней использовать для занятий, не целиком какую – то из этих

двух программ, а лишь части, и составлять или дополнять основную

программу работы детского сада. Это в свою очередь обусловлено тем, что

фонограммы для занятий детской ритмикой очень сложно найти.

Современная торговля музыкальными записями не развита в сфере

детской ритмики. Инструктора по физической культуре сталкиваясь с

проблемой расширения фонотеки, для занятий по детской ритмике

отказываются брать её за основу занятий, лишь как дополнение. А

ритмика очень помогает детям познать себя через музыку, а самое главное

через ритм и движение.

Любая музыка – это определенный ритм.

Я, считаю, что на стадии изучения надо использовать зарубежную

музыку, и лишь когда ребенок почувствует темп и ритм, запомнит

движение можно использовать советские музыкальные записи, которые

предлагает автор по своей образовательной программе.

Часто дети во время выполнения упражнений комплекса напевают

мелодии звучащих песен, это целесообразно на стадии закрепления и

повторения комплекса. На стадии повторения, чтобы разнообразить

кругозор ребенка целесообразно использовать советские детские и

эстрадные песни и композиции. Когда дети уверены в своих движениях,

выполняют их четко и ритмично, в заданном темпе напевая слова из

предложенной мелодии, лишь поднимают эмоциональный фон занятий и

улучшают настроение у детей, но лишь на стадии повторения нисколько

не мешает им.

В программе А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» музыка – это

не фон, не просто удобный ритм, а средство приобщения детей

к музыкальному искусству, и от того, какие впечатления ребенок получит

в детстве, во многом зависит его дальнейшее эстетическое развитие.

Кроме того, специальный подбор музыки позволяет интегрировать

различные

задачи

художественного

воспитания

на

занятиях

по

изобразительной

деятельности,

развитию

речи,

обучению

игре

на

инструменте.

Очень большой плюс этой программы, она содержит не только

теоретическую часть, а также 4 части аудиокассет, которые содержат

музыку по данной программе.

Одна

из

особенностей

программы

«Ритмическая мозаика» - это использование фонограммы на занятиях.

Целесообразность грамзаписи диктуется, с одной стороны, задачей

знакомства детей с разнообразным звучанием музыкальных произведений,

используемых на различных музыкальных инструментах, а с другой

стороны

наиболее

частой

практикой

работы

педагогов

без

аккомпаниаторов и необходимостью осуществлять показ в процессе

разучивания движений. На этапе развития способности к пластической

импровизации

эффективнее использовать непосредственное, «живое»

звучание музыки, которое более эмоционально воздействует на слушателя.

В программе праздничных утренников также рекомендуют

использовать преимущественно «живую» музыку, по – возможности,

инструментальный аккомпанемент музыкального руководителя.

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала

требованиям

ритмики,

воспитывала

вкус

ребенка,

обогащала

его

разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала

моторную

реакцию,

была

удобной

для

двигательных

движений.

Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей,

воспитывает у них интерес к музыкальному искусству,

выявляет

индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный

вкус. Поэтому так важен строгий отбор музыкальных произведений для

занятий ритмикой.

2.4. Требования к подбору движений

Ритмика

– это основные и специальные виды физических

упражнений, выполняемых под музыку.

Основными средствами двигательного воздействия является:

- основные виды движения (ходьба, бег, лазание, метание);

- упражнения различных видов гимнастики (основной, спортивной,

художественной, акробатики);

- движения назад, «мост», «стойка на лопатках», «рыбка» и др.);

- элементы современной аэробики (степ, фанк, спортивной и т.д.);

- элементы стретчинга (удержание поз);

- упражнения с предметами и снарядами (с мячом, скакалкой, обручами,

на скамейках и т.д.);

- элементы спортивного танца (диско, рэп, рок-н-ролл);

- элементы хореографии (основные позиции рук и ног);

- элементы шейпинга (упражнения в партере для укрепления мышц спины,

пресса, ног, рук, и др.);

- дыхательные упражнения;

- упражнения коррегирующей гимнастики;

- элементы упражнений жестов и мимики;

- элементы спортивного бального танца (ча-ча-ча, вальс, румба и др.);

- элементы пальчиковой гимнастики.

Перечисленные средства используются в программе Н.А. Фоминой

«Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика».

В своей работе я использую те комплексы ритмических упражнений,

которыми владею сама и могу показать детям в совершенстве. По мере

овладения детьми определенными двигательными навыками, переходим

от более простых видов движений к более сложным.

Считаю, что правильно показать и научить может лишь тот

инструктор, который сам владеет определенным запасом двигательных

навыков. Дети должны осознавать движение через показ в сложных видах

как: элементы спортивного танца; элементы хореографии, элементы

шейпинга и др. Инструктор по физической культуре должен работать, не

только с детьми, но и над собой.

Рассмотрим программу А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», её

требования к подбору движений. В ритмической пластике движения

должны соответствовать музыке, а также быть:

- доступными двигательные возможностям детей (с точки зрения

координации движений, ловкости, точности, пластичности);

- понятными по содержанию игрового образа (например, для младших –

мир

игрушек,

окружающей

природы,

персонажи

популярных

мультфильмов; для старших герои волшебных сказок, переживаниями

различных состояний и т.д.);

- разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные

положения: стоя, сидя, лёжа, на четвереньках, на коленях и пр.;

Характеризуя доступность ритмической композиции в целом,

необходимо проанализировать следующие параметры:

- координационную сложность движений;

- объем движений;

- переключаемость движений;

- интенсивность нагрузки.

Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального

произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является

темп 150-160 акцентов в минуту, которому соответствуют быстрый бег,

прыжки. Нагрузочными также являются подскоки, галопы, прыжки,

приседания, выполняемые в умеренном темпе.

Т. Лисицкая предлагает следующие критерии для подбора

упражнений соответственно темпу музыки:

- быстрый бег – 160 акцентов в минуту;

- подскоки, галоп – 120-150 акцентов в минуту;

- маховые движения – 80-90 акцентов в минуту;

- наклоны – 70 акцентов в минуту;

- повороты, наклоны головы, растягивания – 40-60 акцентов в минуту.

Доступность музыкально – ритмических композиций для детей очень

индивидуальна

и

относительна.

Необходимо

учитывать

все

индивидуальные

характеристики

и

возможности

каждого

ребенка.

Ориентировками для педагога являются средние показатели уровня

развития детей в группе.

Для ритмики используют виды основных движений – это самые

доступные упражнения, с которых можно начинать развивать ритмические

способности. Виды основных движений ходьба – энергичная, радостная,

спокойная, торжественная, мягкая, пружинистая; шаг – танцевальный,

спортивный; бег – легкий, сильный, мягкий, с подскоками; прыжки –

легкие, мягкие, сильные, на одной ноге, двух ногах, со сменой ног;

движения рук – мягкие, резкие, плавные, напряженные и т.д.

2.5. Критерии определения доступности музыкально-ритмических

движений

Вышеизложенные требования к подбору музыки и движений

определили следующие критерии доступности композиции.

В программе «Ритмическая мозаика» описано три уровня сложности

доступности композиции.

Рассмотрим:

1. Доступность музыкально-игрового образа (понятые и близкие детям

образы

игрушек,

домашних

животных

и

т.д.)

в

соответствии

с

возможностями младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

2. Доступность музыки:

- по объему (продолжительность звучания до 2,5 минут в композициях 1-

го уровня сложности и до 3,5 минут – 3 уровня сложности);

- по темпу (умеренно быстрый – умеренно медленный для 1-го уровня,

быстрый для 2-го и разнообразный с ускорениями и замедлениями для 3-

го уровня сложности);

- по форме (2-3 частная форма с контрастными по звучанию частями для

1-го уровня, с менее контрастными по звучанию частями для 2-го уровня и

сложная по структуре форма – вариации, рондо и т.д. – для 3-го уровня

сложности);

- по характеру ритмического рисунка (от воспроизведения ритмической

пульсации и сильной доли – для 1-го уровня к воспроизведению

несложных ритмических рисунков (ти-ти-та) – для 2-го уровня и к

разнообразным пунктирным и синкопированным ритмам – для 3-го уровня

сложности).

3. Доступность движений:

-по объему (4-5 двигательных элементов для 1-го уровня сложности, 6-8

элементов – для 2-го уровня и многообразие для 3-го уровня);

-по интенсивности (нагрузочности) движений:

1-й уровень – небольшая,

2-й уровень – средняя,

3-й уровень – высокая нагрузка.

-по сложности для использования с точки зрения координации, ловкости,

точности или гибкости, пластичности движений.

Все вышеперечисленные критерии доступности относительны, так как

зависят не только от техники выполнения, но и от характера и темпа

композиции.

Ребенок должен знать и выполнять упражнения или композицию

технически правильно, четко в темпе, заданный музыкой, а самое главное

– индивидуально, так как он чувствует и выражает заданное движение.

Критерии доступности ритмических упражнений очень важны – от

простого к более сложному.

Ребенок должен понимать заданное упражнение, чувствовать его

характер, уметь выразить своё представление об упражнении через

движение под музыку. Лишь после осмысления упражнений, тренировки

технического исполнения приходит красота и грациозность движений.

2.6. Взаимосвязь в работе ДОУ и инструктора по формированию

ритмических навыков и движений у детей

старшего дошкольного возраста

- с медицинским персоналом

Любое физическое упражнение – это нагрузка для организма ребенка.

Ритмика является одним из разделов в моих занятиях и не обходится без

врачебного контроля.

Цель моей работы не только развивать детей физически, но также

следить за их здоровьем и проводить оздоровительные мероприятия.

Можно выделить несколько пунктов взаимодействия моей работы и

медицинского персонала:

1. Я постоянно слежу за состоянием детей на занятиях ритмикой.

2. Дозировку физической нагрузки, характер двигательных

упражнений согласовываю и использую после того, как в начале учебного

года получаю данные врачебного обследования детей (если есть какие –

либо

отклонения

в

здоровье

ребенка,

решаем

с

врачом

нашего

дошкольного учреждения, что рациональней использовать для него

индивидуально).

3. Нагрузку на занятиях проверяем вместе с медицинским персоналом

по внешнему виду детей и изменениях частоты сердечных сокращений

(ЧСС).

4. Нельзя оставлять без внимания жалобы детей, если они не хотят

двигаться (это может быть не проявлением лени, а началом заболевания),

поэтому если возникает такая ситуация, я приглашаю на занятия

медицинский персонал для осмотра таких детей и продолжаю занятия по

результату выявленного диагноза.

5. Необходимо следить за чистотой и гигиеной. Особое внимание

уделить удобству одежды и обуви детей, чтобы избежать травм и ушибов.

Каждый год наших детей осматривает врач – ортопед. Вместе с ним мы

выделяем комплексы определенных упражнений, которые я использую

под музыку, для определенного списка детей – индивидуально. Также

данные о результатах обследования передаю родителям и

воспитателям, о необходимости приобрести ортопедическую обувь или

проводить в домашних условиях определенные комплексы упражнений.

6. Данные о других медицинских осмотрах от специалистов, которые

проходят в течение года, я получаю через медицинский кабинет нашего

детского сада.

Со специалистами:

- музыкальный работник

Проводим в детском саду совместные праздники, обмениваемся

музыкальной

фототекой.

Стараюсь

использовать

физические

и

танцевальные упражнения в своих занятиях чаще, если они не получаются

у детей на музыкальных занятиях, по просьбе музыкального руководителя.

А также проводим занятия ритмикой с использованием «живой» музыки

(фортепьяно) совместно под аккомпанемент музыкального руководителя.

- логопед

Использует в своей работе логоритмическую гимнастику,

физкультминутки

с

использованием

мячей

и

другого

спортивного

инвентаря.

В логоритмическую гимнастику включает разнообразные комплексы

дыхательных упражнений, элементы ритмической гимнастики, игровые

упражнения индивидуального характера («змея» и т.д.), сочетая их с

логопедическими

заданиями.

Они

направлены

на

развитие

артикуляционного аппарата, исправления дефектов речи, а также развитие

мелкой моторики рук, двигательной памяти и координации движений,

взаимосвязанных со словом и музыкой.

Коррекционные упражнения по развитию речи, предлагаемые в

игровой форме широко используются на физкультурных и музыкальных

занятиях, на утренней гимнастике, во время физкультминуток,

в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных

праздниках и досугах. Включение образовательную область «Физическая

культура»

считалок,

поговорок,

пословиц,

загадок

способствует

формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к

разным движениям. В тексте игры может быть заложено содержание

разных двигательных действий.

В объединении работы логопеда и инструктора по физкультуре две

основные задачи:

1. Развитие, формирование и коррекция невербальных функций –

координация движений, чувства темпа и ритма в движении, слухового

внимания и памяти, пространственной ориентировки и др. На практике это

достигается упражнениями на различение звуков, темпа, ритма музыки

(движение под музыку, танцы, марш), занятиями на ориентацию тела в

пространстве, ритмическими и игровыми упражнениями, заданиями на

импровизацию и др.

2. Коррекция дискоординации в движениях рук (в том числе и мелкой

моторики рук), ног, развитие целенаправленных оптико-пространственных

модуляций.

- с воспитателями

Совместная работа инструктора и воспитателя на занятиях помогает

детям

развивать

чувство

самостраховки

и

одновременно

овладеть

техникой выполнения движений, что способствует закреплению умения

владеть своим телом под музыку. Все это помогает решить задачу

обеспечения безопасности жизни детей в движении.

Совместная работа инструктора и воспитателя направлена на то,

чтобы познакомить детей с движениями, освоение которых требует

длительного времени, а также со способами индивидуальной страховки. К

подобным движениям относится занятия ритмикой.

Свобода в выборе движений развивает фантазию и творчество, как

у детей, так и у взрослых. Это рождает новые элементы движений, из

которых впоследствии выстраиваются оригинальные композиции.

Есть несколько вариантов

взаимодействия

воспитателя с

инструктором в образовательной области «Физическая культура».

1. Инструктор занимается с ослабленными детьми, воспитатель –

с остальными, и наоборот.

2. Инструктор занимается с отстающими в сфере физической

подготовленности детьми. Воспитатель занимается с остальными детьми,

и наоборот.

3. Инструктор занимается с кем-либо из детей индивидуально.

Воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной

деятельности под музыку.

4. Инструктор работает с подгруппами детей, готовя их к творческим

выступлениям. Воспитатель отрабатывает движения с другой подгруппой

заданного комплекса ритмических упражнений.

5. Инструктор занимается с талантливыми детьми. Воспитатель

занимается с остальными детьми.

6. Инструктор и воспитатель занимаются со всей группой, когда

движения освоены всеми и дети показывают друг другу свое творчество,

придумывая всё новые комбинации.

Эти варианты работы можно использовать в зависимости от

конкретной ситуации. Например, в группе многие дети опережают

программу своего возраста, значит с ними целесообразно работать по

программе

максимум,

развивая

самостоятельную

творческую

двигательную деятельность.

2.7. Работа с семьей по формированию ритмических навыков и движений

у детей старшего дошкольного возраста

Создание теплой, дружеской и непринужденной атмосферы игрового

и ритмического общения ребенка и взрослого – одно из основных условий

полноценного

развития

детей.

Следует

предусмотреть

совместную

физкультурно-оздоровительную работу по развитию ритмики детского

сада и семьи.

Родителей необходимо знакомить с разными формами работы по

физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировать

о состоянии здоровья и физическом развитии, а также об уровне

двигательной подготовленности их ребенка, привлекать родителей к

участию в разных совместных физкультурных досугах и праздниках.

Работа по физическому воспитанию детей не была бы настолько

эффективной, если бы не участие и помощь родителей. Родителей часто

приглашаем на открытые занятия спортивно-танцевальной ритмики –

работа

спортивного

кружка,

а

также

на

основные

занятия

с

использованием ритмики. Это дает возможность им проследить за

успехами своих детей, ростом их результатов.

Желающие мамы и папы приходят на рабочие занятия не только

в качестве зрителей, но готовы заниматься, выполнять движения вместе со

своим

ребенком.

Какой

гордостью

пылает

малыш,

как

старается

выполнять движения ещё лучше, чтобы доставить удовольствие себе и

родителям.

В спортивном зале всегда можно посмотреть результаты диагностики

нашей работы с детьми на начало и конец учебного года по ритмике, а

также папка для родителей, где они могут найти комплексы ритмических

упражнений для себя. Стараюсь собирать всю необходимую информацию

по развитию ритмики. Внесла в информационный уголок «11 секретов»

по занятиям ритмикой А.И. Бурениной не только для детей, но и для

родителей. Совместная ритмика родителей и детей, объединяет и радует.

Я рекомендую родителям приобретать музыкальные фонограммы для

самостоятельных домашних занятий.

Каждое физическое упражнение можно превращать в ритмическое

с помощью музыки. Оказывается, дошкольники выступают в этой

ситуации в роли педагогов: учат всех домашних выполнять упражнения

правильно под музыку. Необходимо организовать занятия с детьми таким

образом, чтобы они проходили без принуждения, муштры (например, в

выходные дни). Самое главное – не столько результат деятельности,

отточенность в пляске, сколько сам процесс движения, доставляющий

радость. Действия взрослого направлены на то, чтобы дать возможность

ребенку почувствовать уверенность в собственных силах и побудить его к

творческому самовыражению под музыку.

Родители активно участвуют вместе с детьми во всех игровых

действиях. Приходят на спортивные праздники, проводимые на воздухе, в

спортивной форме всей семьей. После проведения праздников вносят свои

предложения и замечания. Также выносили на родительские собрания

темы для обсуждения, такие как: «Форма моего ребенка – залог здоровья»,

«Веселая ритмика всей семьей» и др.

Родители детей выпускников консультируются по вопросам

оздоровления и закаливания ребенка в летний период с помощью

ритмических

упражнений,

а

также

направленность

спортивных

способностей ребенка. Рекомендую вид спортивной школы или кружка,

где может реализовать себя данный ребенок. Эти рекомендации очень

часто используют родители в более раннем возрасте (5лет), и старше.

Родители для меня опора и поддержка! И от их заинтересованности в

процессе воспитания во многом зависит результат моей работы. Считаю,

что «союз» педагогов детского сада, воспитанников и их родителей может

быть плодотворным и эффективным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С каждым годом появляются новые программы по формированию

ритмических навыков и движений, но я использую

только две

образовательные программы: «Ритмическая мозаика» и «Сюжетно-ролевая

ритмическая

гимнастика»,

которые

имеют

свою

специфическую

педагогическую направленность и используется целиком, то есть их не

желательно

использовать

парциально,

это

вызывает

трудности

у

начинающих

инструкторов

по

физической

культуре.

Поэтому

в

планирование своей работы включаю лишь удобные комплексы и

доступную фонограмму, которые прилагаются к этим программам.

Составляю план работы, исходя из возможностей и возраста детей. Это

очень удобно и интересно детям. Основные движения под музыку – это

основа ритмики.

Сегодня наши дети занимаются физкультурой с удовольствием во

многом благодаря организации занятий в виде ритмики.

Результаты физической

и ритмической диагностики

свидетельствуют о благотворном воздействии этих занятий на организм и

личность детей. В то же время открываются новые перспективы в

использовании ритмики в общепедагогическом процессе.

К сожалению, уровень российской культуры таков, что физическому

воспитанию детей в семье и обществе отводится далеко не первое место. А

ведь именно в дошкольном возрасте необходимо формировать основы

здорового образа жизни и ритмической культуры, прививать интерес

к занятиям спортом, следить за их физическим развитием, закалять

ребенка. Я стараюсь добиваться этого через занятия ритмикой.

Каковы же пути к гармоничному соотношению умственного

и

двигательного

развития

детей

дошкольного

возраста?

Авторы

программы по ритмике приходят к выводу, что их два: количественный и

качественный.

Первый – связан с механическим увеличением времени, отводимого

для активных прогулок, занятий ритмикой и физической культурой,

спортом, подвижными играми – за счет сокращения времени на сидячие

занятия в детском саду и дома.

Второй – это поиск качественно новых подходов к организации

процесса физического воспитания в детском саду. Целенаправленное

использование комплексов ритмической гимнастики на занятиях по

развитию речи, математике, письму и т.д. позволит неразрывно решать

задачи интеллектуального, эмоционального, физического и нравственного

порядка. Увеличится время, как на двигательную, так и на познавательную

деятельность. Есть возможность ввести ритмику в повседневный процесс

воспитания в виде ежедневных интегрированных занятий комплексной

направленности, но без специальной подготовки воспитателей процесс не

будет иметь смысла.

Значит, главная задача – повышение квалификации педагогов, их

самообразование.

Большая

нагрузка

ложится

на

инструктора

по

физической культуре, который должен не только проводить основные

физкультурные занятия, но и на первых этапах работы помогать

воспитателям в овладении комплекса или ритмических упражнений в

обучении детей. Поэтому я начала свою работу с основных видов

движения под музыку – с ритмики. Буду усложнять свой педагогический

процесс, вводить более сложные комбинации и комплексы по ритмике,

развивая

вместе

с

этим

физические

возможности

педагогического

коллектива.

Занятие ритмической гимнастикой провожу под музыку с включением

разных

видов

ходьбы,

бега,

прыжков,

танцевальных

движений.

Разучивание движений на этих занятиях не проводиться, так как весь

программный материал должен быть хорошо знаком детям. Все движения

предварительно

разучиваются

с

детьми

без

музыки

во

время

физкультурных и музыкальных занятий. Это всё способствует быстрому

включению в работу физического процесса воспитателей детского сада.

Занятия

ритмикой

способствуют

совершенствованию

координации

движений, улучшению осанки, развитию памяти, внимания, слуха,

творческой

активности

детей,

развивают

музыкально-эстетические

чувства.

«И.П. Павлов указывал, что ритмическая деятельность является

наиболее

легкой

и

выгодной.

Нервная

система

чрезвычайно

приспособлена

для

ответных

реакций

на

закономерную

последовательность внешних воздействий. Происходящие при этом

внутренние

нервные

процессы

обеспечивают

правильные

реакции.

Человек

всегда

может

при

правильном

чередовании

раздражений

предвидеть

(почувствовать)

порядок

их

дальнейшего

следования

аналогично предшествующим.

Ощущение ритмической слаженности собственных движений, то есть

удобство от найденного темпа и объема их, вызывает удовлетворение и

повышает у ребенка эмоциональный и жизненный тонус».

При годовом планировании в образовательной области «Физическая

культура»

особое

внимание

обращаю

на

взаимосвязь

содержания

программного

материала,

опираюсь

на

принцип

повторяемости

и

постепенного усложнения. Используя программу «Старт» по физической

культуре, для детей старшего дошкольного возраста включаю различные

комбинации, предлагаемые А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» и

Н.А.

Фоминой

«Сюжетно-ролевая

ритмическая

гимнастика».

Комбинированная структура делает занятия очень результативными и

интересными – очень нравятся детям, а это главная задача инструктора по

физической культуре в детском саду.

Очень важно, когда дети выражают свою радость от проделанной

работы.

Они не замечают усталости, для них нет преград на пути

овладения сложными упражнениями под музыку. Они уверены в своих

силах, у них всё получается. «Сколько ярчайших эмоций и переживаний

создают музыка и движения – основные помощники, волшебные феи

«Ритмики!», особенно при подготовке к школе: моторно-двигательное

развитие способствует активизации слухового восприятия, формированию

слухового самоконтроля. Реакция на звуковой раздражитель со словесным

подкреплением отражает особенности слухового внимания ребенка.

Поэтому

ритмические

движения

делают

слуховое

развитие

общедоступным, а это важно в дальнейшем при обучении в школе. Опора

на показ – образец совершенствует зрительные ощущения. Не случайно

ритмике

отводится

приоритетное

место

и

в

логопедии:

моторно-

двигательные

способности

пробуждают

функции

речедвигательного

анализатора.

Таким образом, формирование ритмических навыков и ритмических

движений:

- поддерживает психо-эмоциональный фон ребенка,

- создаёт условия для физиологического комфорта,

- удовлетворяет дошкольника в двигательной потребности,

- активизирует восприятие – слуховое, зрительное и речевое.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Буренина А.И. «Ритмическая мозаика»; Санкт-Петербург; 2000.

2.

Вареник Е.Н. «Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7

лет»; Москва; «Творческий Центр», 2006г.

3.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 за 2000г.

4.

«Здоровье

и

физическое

развитие

детей

в

дошкольных

образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации,

Материалы Всероссийского совещания»: Москва., УНОМ и Д,

2001г.

5.

«Здоровьесберегающие

технологии

в

образовательно

воспитательном

процессе»

составители

И.В.

Чупаха,

И.Ю.

Соколова, Москва, Ставрополь: «Инекса»; «Народное образование»,

«Сервисшкола», 2004г.

6.

Казина О.Б. «Лучшие

спортивные

занятия, праздники

и

развлечения в детском саду»; Ярославль, «Академия развития»,

2009г.

7.

Кенеман А.В,. Хухлаева Д.В., «Теория и методика физического

воспитания детей дошкольного возраста», М., «Просвещение»,

1972г.

8.

Михайлова М.А.. Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для

красивого движения»; Ярославль, «Академия развития», 2004г.

9.

Немова Г.В., Малышева А.Н. «Праздники, игры и танцы для

дошкольников», Ярославль, «Академия развития», 2006г.

10.

Нормативные документы: Приказ Министерства образования и

науки РФ от 23 ноября 2009г., № 655 «Об утверждении и введение в

действие

ФГТ

к

структуре

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования»

рег.№16299,

зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2010г.

11. Прищепа С.С.»Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет»,

Москва «Творческий Центр», 2009г.

12. Рунова М.А, «Двигательная активность ребенка в детском саду»,

М., «Мозаика-Синтез», 2000г.

13.

Рунова М.А. «Дифферкнцированные занятия по физической

культуре с детьми 5-7 лет», Москва, «Просвещение», 2006г.

14. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. «Са-фи-дансе» /танцевально-игровая

гимнастика для детей/, Санкт-Петербург, «Детство-Прессс», 2010г.

15. «Сказочный театр физической культуры», составили: Фомина Н.А.,

Зайцева

Г.А.,

Игнатьева

Е.Н.,

Чертекина

С.С.,

Волгоград,

«Учитель», 2003г.

16. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»№ 2,

2011г.

17.

«Спутник руководителя физического воспитания дошкольного

учреждения», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2007г.

18.

«Фитнес-Данс» /лечебно-профилактический танец/, составили:

Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е.. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс»,

2010г.

19.Фомина И.А., «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика», Москва,

«Балаос», 2005г.

20. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. «Физическое развитие и здоровье детей

3-7 лет», /Программа «Старт» Методические рекомендации/ часть I.

Москва, «Владос», 2003г.



В раздел образования