Автор: Шумарина Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-ДС 21"
Населённый пункт: город Иваново, Ивановская область
Наименование материала: конспект НОД по ФЭМП
Тема: "Путешествие в страну математики"
Раздел: дошкольное образование
НОД по ФЭМП
в старшей группе на тему:
«Путешествие в страну математики».
Программное содержание.
1.Обучающие задачи:
- упражнять в счете в пределах 20, в прямом и обратном счете в пределах 20;
- совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах
20;
- продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на
сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;
- записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;
- продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетке.
2. Развивающие задачи:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности,
внимания;
- развивать смекалку, воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению аргументировать свои высказывания;
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство
коллективизма.
3. Методические приемы:
- игровой
- наглядный (использование иллюстрации);
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы
детей);
- поощрение, анализ занятия.
4. Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами и арифметическими
знаками ( « +», «-» , « =»), наглядный материал для составления задач.
Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами и
арифметическими знаками, тетради в клетку, счетные палочки Геостикс
.
Ход нод
Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами
отправимся
в интересное
путешествие в страну « Математики». Эта страна в которой все дети повторяют и
закрепляют все знания, которые они прошли.
Воспитатель: - Ну что согласны отправиться в эту страну?
Дети: Да!
Воспитатель: Эта страна находится очень далеко и на чем мы с вами туда
отправимся я вам не скажу. Вы сами нарисуете . Присаживаемся за столы и
начинаем … у каждого тетрадь и отмеченная точка, от этой точки начинаем
работать.
Графический диктант
Воспитатель: - Значин на чем отправимся в наше путешествие?
Дети: на машине.
Воспитатель: - Сели все в свои машины и поехали
Я рулю, рулю, рулю
И машина мчится
Поверну куда хочу
И доеду быстро
Воспитатель: -Приехали с вами и первая остановка в городе « Поиграйка»
(Дети встают в кружок и воспитатель бросает мяч ребенку и дает
задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч).
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Назови зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль).
- Назови соседей зимы. (Осень, весна)
- Назови осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Назови весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май)
- Назови соседей весны. (Зима, лето)
- Назови летние месяцы по порядку. (Июнь, июль, август).
- Назови соседей лета. (Весна, осень).
- Назови пропущенный месяц: декабрь, …, февраль. (Январь)
- Назови пропущенный месяц: сентябрь , …, ноябрь. (Октябрь)
- Назови пропущенный месяц: март , апрель, …. (Май)
- Назови все месяцы по порядку: январь... (Дети передают мяч друг другу).
- Скажите, с какого месяца начинается календарный год? (С января).
- А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём).
- Сколько всего месяцев в году? (12)
- Сколько всего времён года? (4)
Воспитатель: Молодцы, вспомнили последовательно времена и месяцы года.
Поехали с вами дальше . Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места.
Вторая остановка в городе « Порешайка»
(На доске картинка для составления задачи)
Воспитатель:-
Посмотрите все на доску и нам нужно составить задачу по
этой картинке. Давай те вспомним . Из чего состоит задача?
Дети: - Условие и вопрос., решение и ответ
Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак
нужно поставить?
Дети: («+»).
Воспитатель: - А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический
знак нужно поставить?
Дети: («-»).
Воспитатель: - Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи?
Дети: 2.
Воспитатель: Посчитайте, сколько птиц сидит на ветке? (7), а сколько летит птичек?
(1).
Воспитатель:
Попробуйте составить задачу по этой картинке.Кто составит нам
задачу ?
Дети: На ветке сидели 7 птиц. К ним прилетела еще одна птичка. Сколько всего
стало птиц?
Воспитатель: - Эта задача на сложение или вычитание?
Дети: - Сложение.
Воспитатель: Выложите решение задачи у себя на столах , а …. Пишет у доски.
Воспитатель: Отвечаем на вопрос задачи.
Дети: На ветке стало 8 птичек.
Воспитатель: - Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.
Воспитатель: - Сколько уток пасутся на лугу? Сколько уток ушли на пруд?
Дети:
На лугу паслись 9 уток. 4 утки ушли поплавать на пруд. Сколько уток
осталось на лугу?
Воспитатель: - Назовите условие задачи.
Дети: -На лугу паслись 9 уток. 4 утки ушли поплавать на пруд.
Воспитатель: - Назовите вопрос.
Дети: - Сколько уток осталось на лугу?
Воспитатель: Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).
…. запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе.
Воспитатель: - Какой же ответ? .
Воспитатель: - Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению
числа, а действие «вычитание» - к его уменьшению.
Физминутка
Раз - подняться, потянуться
Два – согнуться , разогнуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.
Третья остановка город « Веселые числа»
Воспитатель: - Все числа перепутались , надо их разложить по порядку.
(один ребенок у доски , остальные на своих местах)
Воспитатель: - Вспомним порядковый счет от 0 до 10
- Порядковый счет от 10 до 20
- Посчитай от 12 до 7, от 5 до 15, от 5до0, от 8до 3
- Назови соседей числа 5, 10, 15, 9, 7.
- Угадай число, живущее между числами 4 и 6, 9 и 11, 17 и 19
- Какое число меньше 1 или 3, 5 или 8 , 9 или 5
- Назови предыдущее число чисел 5 , 8, 12, 7, 10
- Последующее число чисел 15, 17, 9, 19, 7
Воспитатель: Молодцы справились с заданием.
4 остановка город «Палочек»
Воспитатель: Из набора счетных палочек Геостикс
попробуйте сделать
любую цифру.
Воспитатель: Молодцы ! Вот и подошло к концу наше путешествие . Возвращаемся
в сад. Чем занимались сегодня ? Вам понравилось? А за вашу работу дарю вам
раскраску.