Автор: Панченко Анна Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Умка"
Населённый пункт: г. Надым
Наименование материала: Технологическая карта НОД. Речевое развитие.
Тема: «Ознакомление с предложением»
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта НОД
ФИО
Панченко Анна Павловна 08.02.2024 г
Образовательная область
Речевое развитие
Возраст детей, группа
5-6 лет, старшая группа «Умнички»
Тема НОД
«Ознакомление с предложением»
Цель
Формирование коммуникативной компетенции воспитанников 5-6 лет
Детская цель
«Помочь Незнайке выполнить задания»
Задачи
*
Дать представление о последовательности слов речи; ввести термин «предложение»;
учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять
умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку.
*
Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме.
*
развивать самостоятельность, инициативу.
*
воспитывать умение внимательно слушать и выполнять задание;
*
продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения; формировать чувства
товарищества.
Материал и оборудование
Смарт доска, схемы с изображением предложения 10 шт. Игра «Живые слова». Тетрадка,
флешка. Игра "Найди звук", на интерактивной доске. Персонаж Незнайка. (ребенок)
Предполагаемый результат
Познакомить детей со схемой предложения. Ввести термин «предложение».
Этапы технологии
«Ситуация»
Деятельность воспитателя
Методы,
приемы
Деятельность воспитанника
Предпосылки
учебной
деятельности
Контроль
результатов
деятельности
Этапные задачи: создать эмоциональный настрой детей, мотивировать детей на включение в проблемную ситуацию.
I. Введение в
ситуацию
Доброе утро!
Давайте с вами поздороваемся, но делать
это мы будем необычным способом.
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы скажем
ртом! «Здравствуйте»!
Станет радостно кругом.
Появляется Незнайка грустный
здравствуйте ребята. Я сегодня
собирался в школу и вспомнил, что
забыл выполнить, задания, которые мне
задала учительница.
Что же мне делать? Помогите мне,
Наглядный,
словесный
Дети выполняют действия с
воспитателем.
Личностные,
коммуникативные
Мотивация
детей
Рассуждение
детей
пожалуйста! (говорит Незнайка)
Здравствуй Незнайка.
Ребята вы хотите помочь?
А сможете?
Да, сможем!
Этапные задачи: сформировать и зафиксировать «детскую» цель «Помочь Незнайке выполнить задание»
II. Актуализация
знаний
Ну, Незнайка давай показывай свои
задания (показывает в тетрадку
воспитателю). Будем помогать тебе.
Смотрю в тетрадь, Незнайка, а первое
задание — это же игра?
Задание 1. Игра называется «Живые
слова». Приглашаю по желанию 3 детей
каждому ребенку, даю слово. В игре
словами будете вы сами. А слова у нас
будут такие (Земля покрыта снегом).
Теперь Расул, Незнайка и Марьяна не
обычные дети, а дети «слова». Я слово
загадала (Земля покрыта снегом), (Маша
кушает кашу). Ты Расул «Земля», ты
Незнайка «покрыта», ты Марьяна
«снегом». Запомнили? Повторите...
Когда я хлопну в ладоши, вы разойдётесь
и поменяетесь местами, и прочтете слово
заново. Поменялись, что получилось?
Какое слово? (Покрыта земля снегом).
Меняемся несколько раз.
Молодцы вы хорошо справились с
заданием ребята.
Незнайка говорит. А еще не всё ребята,
есть еще одно задание оно на флешке.
Наглядный,
словесный,
практический
Дети играют в игру «Живые
слова»
Познавательные,
регулятивные
Добиваться
чётких ответов,
умение
отстаивать
свою точку
зрения.
Этапные задачи: актуализировать знания детей о новом знании знакомство с предложением
III Затруднение в
ситуации
Задание 2. Незнайка подает флешку на 2
задание (на экране) «Составь
предложение по схеме». На экране
появляется схема предложения.
Вот это задание!?
Ребята, что это такое?
Словесный
вопросы,
рассуждения,
ответы
Ответы детей(докажите)
Познавательные
Пред
положения
детей.
Как мы это узнаем?
-Что нужно сделать, если чего-то не
знаешь, но очень хочешь узнать?
Показываю схему предложения на
экране и объясняю.
Дети спрашивают у взрослого
(воспитателя)
Этапные задачи: пополнить и расширить знания детей о предложении и правильно составлять схемы.
IV Открытие нового
знания или способа
действий
Ребята, слушайте внимательно!
Все предложения состоят из слов.
Уголок показывает, что первое слово
пишется с большой буквы.
Все слова в предложении пишутся
раздельно. И обозначаются линиями.
Между линиями есть расстояние, оно
обозначает паузу (пробел) между
словами.
В конце предложения ставиться точка.
Это предложение состоит из двух слов.
(На смарт доске схема)
Я составила по этой схеме такое
предложение (Миша кушает).
А также можно придумать предложение
не только из двух слов, трех слов и
больше.
Словесный
наглядный,
работа по
смарт доске
Знакомство с предложением.
Добиваться чётких и полных
ответов.
Коммуникативные,
личностные,
познавательные
Этапные задачи: Умение составлять предложения по схеме. Развивать моторику рук, внимание, память.
V Введение новых
знаний в систему
знаний
Задание 3. Ребята. А Вы хотите
придумать свои предложения?
Приглашаю детей и Незнайку к столам,
где находятся схемы предложения.
Детям предлагается составить по схеме
свои предложения. И ты Незнайка
проходи тоже придумай предложение
(выбирай).
Молодцы ребята столько предложений
составили.
Присаживайтесь на стульчики.
Наглядный
словесный,
физминутка.
Дети составляют самостоятельно
по схеме предложение.
Коммуникативные,
личностные
Дети выполняют
задание
самостоятельно, а
затем сравнивают
свои результаты.
Наблюдение за
процессом
соблюдение
правил,
выполнение
заданий
Задание 4. Игра «Найди звук» на
интерактивной доске.
Ну что Незнайка ты устал? (да)
А сейчас давайте встанем и разомнемся с
вами ребята.
Наш Незнайка потянулся, (руки поднять
через стороны вверх, потянуться,
поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса
вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в
стороны)
Знания, видно, не нашел. (повороты
вправо и влево)
Чтобы знания найти,
Нужно, на носочки встать прямо в школу
побежать (бег на месте).
Незнайка, ты понял, как выполнять эти
задания? (Да)
Незнайка ну, ребята спасибо Вам за
помощь собирает тетрадку. (флешку)
Дети встают в круг и выполняют
физминутку.
Ребята
выполняют
движение
в
соответствии с
текстом.
Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии; фиксирование детьми по достижению своей цели в помощи Незнайке при выполнении задания.
VI Осмысление
(итог)
Незнайка, скажи помогли мы тебе
выполнить задание?
А какое самое трудное было задание для
Незнайки?
А смогли вы составить по схеме
предложение?
А из чего состоит предложение?
Спросить у детей научились ли они
составлять предложения.
Незнайка уходит и благодарит за помощь
с выполнением задания.
Словесный
Ответы и рассуждение детей.
(по схеме)
(предложение состоит из слов и
знаков)
Коммуникативные,
познавательный
Ребята
оценивают
свои действия.
Высказывают
свое мнение