Напоминание

Разработка и применение дидактических материалов в дополнительном образовании


Автор: Мясникова Галина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования 1 категории
Учебное заведение: МАУДО"ЦВР Подросток"
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: Доклад
Тема: Разработка и применение дидактических материалов в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование





Назад




Разработка и применение дидактических материалов

в дополнительном

образовании

27.02.2024

Мясникова Галина Николаевна

педагог секции «Общественное питание»

Дидактический материал – особый тип учебных пособий, преимущественно

наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или

рисунками, и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных

технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на занятиях

и дома или демонстрируемые педагогом перед всей группой. Использование

дидактического

материала

способствует

активизации

образовательной

деятельности обучающихся, экономии учебного времени.

Человек запоминает 90 % того, что сделал; 50 % того, что увидел; 10 % того, что

услышал. В связи с этим педагогам дополнительного образования для

реализации индивидуального подхода необходимо не только иметь, но и

систематически пополнять свой багаж наглядных пособий, дидактических и

раздаточных материалов.

Цели применения дидактических материалов:

1. Самостоятельное овладение обучающимися материалом и формирование

умений работать с различными источниками информации.

2. Активизация познавательной деятельности обучающихся.

3. Формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый

материал. Схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию

творческого воображения.

4. Тренировка в процессе усвоения учебного материала.

5. Усиление мотивации обучения.

6. Формирование культуры учебной деятельности.

7. Активизация взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций

при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.

Виды дидактического материала:

Наглядные пособия– плоские и объемные изображения предметов, специально

создаваемые с целью обучения. Их принято делить на 2 основные группы:

1.Натуральные- состоящие из природных материалов; К натуральным пособиям

относятся готовые изделия, образцы различного сырья, и т.д.

2.Изобразительные- изображающие предметы средствами искусства и техники.

Изобразительные

наглядные

пособия

классифицируются

по

различным

признакам:

По способам изображения:

- Образные (модели, макеты, муляжи и др.)

- Схематичные или условные (плакаты, схемы, чертежи, таблицы и др.)

По способам восприятия:

- Визуальные (чертежи, схемы, фотографии, диафильмы и др.)

- Аудиотивные (кассеты, диски и др.)

- Аудиовизуальные (видеофильмы, кинофрагменты)

По назначению:

-

Иллюстрации

(красочное

изображение

предмета,

часто

значительно

увеличенное).

-

Инструкции

(плакаты

и

таблицы,

на

которых

в

определенной

последовательности изображены приемы выполнения различных действий).

- Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными

источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями,

электронными ресурсами и т.д.)

- Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления:

сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.

- Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать,

устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

- Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего,

творческого.

- Задания с проблемными вопросами.

- Задания на развитие воображения и творчества.

- Экспериментальные задания.

- Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового

материала и необходимые способы учебной работы

- Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками,

планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.

- Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.

-

Справочные

материалы:

«Лабораторное

оборудование:

приборы,

их

назначение

и

технические

характеристики,

правила

пользования»;

«Измерительные приборы. Правила пользования»; таблицы физических величин

и т.д.

- Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения

задания.

- Указание правил, формул, на основании которых выполняется задание.

- Тесты с возможностью самоконтроля.

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при

разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

- принцип доступности (дидактические материалы подбираются педагогом

согласно достигнутого уровня учащихся);

-

принцип

самостоятельной

деятельности

(работа

с

дидактическими

материалами осуществляется самостоятельно);

- принцип индивидуальной направленности (сложность и вид материалов может

подбираться также индивидуально);

- принципы наглядности и моделирования (поскольку нагляднообразные

компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека,

использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

- принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем

важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и

дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и

умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в

условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их

лучшему закреплению);

- принцип познавательной мотивации;

- принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную

дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки;

находясь в ситуации, отличной от ситуации на занятии, в новых практических

условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно

развивая

при

этом

свою

интеллектуальную,

мотивационную,

волевую,

эмоциональную и другие сферы).

К

демонстрации

наглядных

пособий

предъявляются

следующие

требования:

- Использовать на занятии оптимальное количество наглядных пособий;

- Выставлять пособие по мере надобности, а использованное сразу убирать;

- При показе диапозитивов и таблиц необходимо, чтобы все надписи и детали

были видны каждому воспитаннику;

Сами наглядные пособия должны соответствовать:

- Содержанию материала, целям его изучения и программе;

- Уровню подготовленности учащихся, их возрастным и индивидуальным

особенностям;

-

Научным,

эстетическим,

санитарно-гигиеническим

и

техническим

требованиям.

Этапы разработки дидактических материалов.

Следует указать, что разработка дидактических материалов производится строго

по определенным этапам:

- определение целей обучения на уроке;

- отбор содержания учебного материала и методики его преподавания;

- определение области и цели использования дидактических материалов;

-

разработка

уроков

с

использованием

дидактических

материалов;

проектирование заданий для отобранных уроков;

- выбор адекватного способа представления дидактического материала; выбор

средств, участвующих в разработке;

- разработка дидактических заданий;

- формирование методического аппарата;

- разработка методических рекомендации;

- выработка критерия оценки результатов обучения;

- разработка средств контроля знаний и способов их применения;

- включение дидактического материала в качестве дидактического средства в

образовательный процесс.

Таким

образом

дидактический

материал

является

одним

из

средств

позволяющих достичь необходимого качества подготовки и уровня знаний,

умений и навыков учащихся, формирует предметную компетентность и помогает

педагогу добиться лучшего результата за меньшее количество времени, заметно

повышая эффективность и качество обучения.

Спасибо за внимание !



В раздел образования