Автор: Мясникова Галина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования 1 категории
Учебное заведение: МАУДО"ЦВР Подросток"
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: Доклад
Тема: Разработка и применение дидактических материалов в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование
Разработка и применение дидактических материалов
в дополнительном
образовании
27.02.2024
Мясникова Галина Николаевна
педагог секции «Общественное питание»
Дидактический материал – особый тип учебных пособий, преимущественно
наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или
рисунками, и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных
технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на занятиях
и дома или демонстрируемые педагогом перед всей группой. Использование
дидактического
материала
способствует
активизации
образовательной
деятельности обучающихся, экономии учебного времени.
Человек запоминает 90 % того, что сделал; 50 % того, что увидел; 10 % того, что
услышал. В связи с этим педагогам дополнительного образования для
реализации индивидуального подхода необходимо не только иметь, но и
систематически пополнять свой багаж наглядных пособий, дидактических и
раздаточных материалов.
Цели применения дидактических материалов:
1. Самостоятельное овладение обучающимися материалом и формирование
умений работать с различными источниками информации.
2. Активизация познавательной деятельности обучающихся.
3. Формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый
материал. Схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию
творческого воображения.
4. Тренировка в процессе усвоения учебного материала.
5. Усиление мотивации обучения.
6. Формирование культуры учебной деятельности.
7. Активизация взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций
при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.
Виды дидактического материала:
Наглядные пособия– плоские и объемные изображения предметов, специально
создаваемые с целью обучения. Их принято делить на 2 основные группы:
1.Натуральные- состоящие из природных материалов; К натуральным пособиям
относятся готовые изделия, образцы различного сырья, и т.д.
2.Изобразительные- изображающие предметы средствами искусства и техники.
Изобразительные
наглядные
пособия
классифицируются
по
различным
признакам:
По способам изображения:
- Образные (модели, макеты, муляжи и др.)
- Схематичные или условные (плакаты, схемы, чертежи, таблицы и др.)
По способам восприятия:
- Визуальные (чертежи, схемы, фотографии, диафильмы и др.)
- Аудиотивные (кассеты, диски и др.)
- Аудиовизуальные (видеофильмы, кинофрагменты)
По назначению:
-
Иллюстрации
(красочное
изображение
предмета,
часто
значительно
увеличенное).
-
Инструкции
(плакаты
и
таблицы,
на
которых
в
определенной
последовательности изображены приемы выполнения различных действий).
- Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными
источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями,
электронными ресурсами и т.д.)
- Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления:
сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
- Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать,
устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
- Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего,
творческого.
- Задания с проблемными вопросами.
- Задания на развитие воображения и творчества.
- Экспериментальные задания.
- Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового
материала и необходимые способы учебной работы
- Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками,
планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.
- Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.
-
Справочные
материалы:
«Лабораторное
оборудование:
приборы,
их
назначение
и
технические
характеристики,
правила
пользования»;
«Измерительные приборы. Правила пользования»; таблицы физических величин
и т.д.
- Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения
задания.
- Указание правил, формул, на основании которых выполняется задание.
- Тесты с возможностью самоконтроля.
В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при
разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:
- принцип доступности (дидактические материалы подбираются педагогом
согласно достигнутого уровня учащихся);
-
принцип
самостоятельной
деятельности
(работа
с
дидактическими
материалами осуществляется самостоятельно);
- принцип индивидуальной направленности (сложность и вид материалов может
подбираться также индивидуально);
- принципы наглядности и моделирования (поскольку нагляднообразные
компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека,
использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);
- принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем
важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и
дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и
умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в
условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их
лучшему закреплению);
- принцип познавательной мотивации;
- принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную
дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки;
находясь в ситуации, отличной от ситуации на занятии, в новых практических
условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно
развивая
при
этом
свою
интеллектуальную,
мотивационную,
волевую,
эмоциональную и другие сферы).
К
демонстрации
наглядных
пособий
предъявляются
следующие
требования:
- Использовать на занятии оптимальное количество наглядных пособий;
- Выставлять пособие по мере надобности, а использованное сразу убирать;
- При показе диапозитивов и таблиц необходимо, чтобы все надписи и детали
были видны каждому воспитаннику;
Сами наглядные пособия должны соответствовать:
- Содержанию материала, целям его изучения и программе;
- Уровню подготовленности учащихся, их возрастным и индивидуальным
особенностям;
-
Научным,
эстетическим,
санитарно-гигиеническим
и
техническим
требованиям.
Этапы разработки дидактических материалов.
Следует указать, что разработка дидактических материалов производится строго
по определенным этапам:
- определение целей обучения на уроке;
- отбор содержания учебного материала и методики его преподавания;
- определение области и цели использования дидактических материалов;
-
разработка
уроков
с
использованием
дидактических
материалов;
проектирование заданий для отобранных уроков;
- выбор адекватного способа представления дидактического материала; выбор
средств, участвующих в разработке;
- разработка дидактических заданий;
- формирование методического аппарата;
- разработка методических рекомендации;
- выработка критерия оценки результатов обучения;
- разработка средств контроля знаний и способов их применения;
- включение дидактического материала в качестве дидактического средства в
образовательный процесс.
Таким
образом
дидактический
материал
является
одним
из
средств
позволяющих достичь необходимого качества подготовки и уровня знаний,
умений и навыков учащихся, формирует предметную компетентность и помогает
педагогу добиться лучшего результата за меньшее количество времени, заметно
повышая эффективность и качество обучения.
Спасибо за внимание !