Автор: Панова Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 36 " Рябинка"
Населённый пункт: г. Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Обогащение социального опыта детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру."
Раздел: дошкольное образование
Обогащение социального опыта детей старшего дошкольного возраста
через сюжетно-ролевую игру.
Игровая
деятельность
в
старшем
дошкольном
возрасте
еще
более
усложняется.
У
детей
в
этом
возрасте
должно
быть
развито
умение
объединяться
в
игру,
договариваться
о
последовательности
совместных
действий,
отображать
характерные
черты
игрового
образа.
Содержанием
детских
игр
становятся
не
только
режимные
моменты,
но
и
различные
праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с
общественной тематикой.
Появление коллективной игры в старшем дошкольном возрасте создает
возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания,
так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная
закономерность:
от
игр
на
бытовые
темы
(примерно
50-70%
творческих
ролевых игр детей младшего возраста составляют именно эти игры) к играм с
трудовым,
производственным
сюжетом,
а
затем
к
играм,
в
которых
отображаются различные общественные события и явления.
Развивается
и
содержание
игры.
В
играх
старших
детей
наряду
с
действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения,
поступки. Мама проявляет заботу о дочке, причем не только кормит, купает,
одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач
не
только
делает
уколы,
ставит
градусник,
но
и
заботливо
уговаривает,
успокаивает больную. Изменение тематики игр и их содержания связано с
расширением их источников. Игры старших дошкольников определяются в
основном
теми
впечатлениями,
которые
получают
дети
в
процессе
непосредственного общения с окружающим. Постепенно в играх старшего
дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт:
знании, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей, родителей).
Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те
события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они
наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни).
Расширение
тематики
игр,
углубление
их
содержания
приводят
к
изменению формы и структуры игры. По мере развития содержания игры в ее
структуре выделяется подготовительный период.
Первоначально в подготовительный период дети только договариваются о
теме игры («Во что будем играть?»), иногда распределяют роли. Постепенно
в
процессе
договоренности
дети
начинают
намечать
(обсуждать)
общую
линию развития сюжета игры («Сначала покормим детей, погуляем, а потом
будет праздник»). Это уже элементарное планирование. Оно способствует
более полному развертыванию содержания игры и установлении правильных
отношений в игре. Потребность в сговоре появляется в связи с развитием
игры.
У
малышей
такой
потребности
еще
нет.
Богатство
жизненных
впечатлений старших детей, многогранность отражаемых в играх событий
требуют
предварительной
договоренности.
У
детей
возрастает
и
требовательность к качеству выполняемых ролей. Сговариваясь, дети могут
обсудить и распределение ролей, исходя из интересов всех играющих. Сговор
требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга,
поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют
вместе.
Во
многих
случаях
в
подготовительный
период
дети
готовят
игровую
обстановку
(подбирают
игрушки,
делают
недостающие,
сооружают
постройки и т.д.). эти умения формируются под руководством воспитателя.
С возрастом увеличивается и количество участников игры. В играх детей
младших групп участвуют 2-3 ребенка, у старших - 3-7 и больше.
Для
развития
игры
характерно
изменение
требований,
которые
дети
предъявляют
к
игрушке.
Младшего
дошкольника
привлекает
в
игрушке
возможность воспроизведения тех действий, которые составляют основное
содержание
игры.
Игрушка
может
быть
обобщенной,
и
наделена
лишь
некоторыми яркими чертами, позволяющими определить назначение ее и
возможности действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они
предъявляют
требований
к
соответствию
игрушки
игровому
замыслу.
Старший
дошкольник
предпочитает
более
сложную
и г ру ш ку,
приближающуюся к модели предмета.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная
игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики,
содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.
Итак,
на
протяжении
дошкольного
детства
происходит
развитие
и
усложнение сюжетно-ролевых игр.