Напоминание

"Обогащение социального опыта детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру."


Автор: Панова Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 36 " Рябинка"
Населённый пункт: г. Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Обогащение социального опыта детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обогащение социального опыта детей старшего дошкольного возраста

через сюжетно-ролевую игру.

Игровая

деятельность

в

старшем

дошкольном

возрасте

еще

более

усложняется.

У

детей

в

этом

возрасте

должно

быть

развито

умение

объединяться

в

игру,

договариваться

о

последовательности

совместных

действий,

отображать

характерные

черты

игрового

образа.

Содержанием

детских

игр

становятся

не

только

режимные

моменты,

но

и

различные

праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с

общественной тематикой.

Появление коллективной игры в старшем дошкольном возрасте создает

возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания,

так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная

закономерность:

от

игр

на

бытовые

темы

(примерно

50-70%

творческих

ролевых игр детей младшего возраста составляют именно эти игры) к играм с

трудовым,

производственным

сюжетом,

а

затем

к

играм,

в

которых

отображаются различные общественные события и явления.

Развивается

и

содержание

игры.

В

играх

старших

детей

наряду

с

действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения,

поступки. Мама проявляет заботу о дочке, причем не только кормит, купает,

одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач

не

только

делает

уколы,

ставит

градусник,

но

и

заботливо

уговаривает,

успокаивает больную. Изменение тематики игр и их содержания связано с

расширением их источников. Игры старших дошкольников определяются в

основном

теми

впечатлениями,

которые

получают

дети

в

процессе

непосредственного общения с окружающим. Постепенно в играх старшего

дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт:

знании, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей, родителей).

Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те

события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они

наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни).

Расширение

тематики

игр,

углубление

их

содержания

приводят

к

изменению формы и структуры игры. По мере развития содержания игры в ее

структуре выделяется подготовительный период.

Первоначально в подготовительный период дети только договариваются о

теме игры («Во что будем играть?»), иногда распределяют роли. Постепенно

в

процессе

договоренности

дети

начинают

намечать

(обсуждать)

общую

линию развития сюжета игры («Сначала покормим детей, погуляем, а потом

будет праздник»). Это уже элементарное планирование. Оно способствует

более полному развертыванию содержания игры и установлении правильных

отношений в игре. Потребность в сговоре появляется в связи с развитием

игры.

У

малышей

такой

потребности

еще

нет.

Богатство

жизненных

впечатлений старших детей, многогранность отражаемых в играх событий

требуют

предварительной

договоренности.

У

детей

возрастает

и

требовательность к качеству выполняемых ролей. Сговариваясь, дети могут

обсудить и распределение ролей, исходя из интересов всех играющих. Сговор

требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга,

поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют

вместе.

Во

многих

случаях

в

подготовительный

период

дети

готовят

игровую

обстановку

(подбирают

игрушки,

делают

недостающие,

сооружают

постройки и т.д.). эти умения формируются под руководством воспитателя.

С возрастом увеличивается и количество участников игры. В играх детей

младших групп участвуют 2-3 ребенка, у старших - 3-7 и больше.

Для

развития

игры

характерно

изменение

требований,

которые

дети

предъявляют

к

игрушке.

Младшего

дошкольника

привлекает

в

игрушке

возможность воспроизведения тех действий, которые составляют основное

содержание

игры.

Игрушка

может

быть

обобщенной,

и

наделена

лишь

некоторыми яркими чертами, позволяющими определить назначение ее и

возможности действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они

предъявляют

требований

к

соответствию

игрушки

игровому

замыслу.

Старший

дошкольник

предпочитает

более

сложную

и г ру ш ку,

приближающуюся к модели предмета.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная

игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики,

содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.

Итак,

на

протяжении

дошкольного

детства

происходит

развитие

и

усложнение сюжетно-ролевых игр.



В раздел образования