Автор: Грицай Юлия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 107"
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа с родителями посредством досуговой деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Методическая статья «Семейное чтение. Воспитание будущего читателя»
Мастер класс «Книжка-малышка»
Рекомендации родителям по приобретению литературы:
1) Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их рассматривать. Тут
на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка
Ряба», «Теремок». Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем
чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно
рассматривайте картинки к книжке.
2) На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку
можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З.
Александровой.
3) У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие
связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать
внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие
тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию
стихотворений. В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных
авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных,
с творчеством К. Чуковского.
4) Для детей 5-6 лет среди всех жанров художественной литературы на первом
месте всё чаще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их
можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами
Н. Носова.
5)Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством
красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку
захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять
удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в
произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.
Для того, чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.
Советы для родителей:
• Чаще говорите о ценности книги.
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии
своей семьи.
• Вы - главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал,
значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой.
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины.
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание.
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи.
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
• Чаще устраивайте семейные чтения. Чтение для детей должно стать ежедневной
привычкой, стать необходимостью.
Маленькие хитрости для мотивации большого читателя.
Начиная чтение, всегда акцентируйте внимание ребёнка на названии книги и имени
её автора.
Обращайте внимание детей на бережное обращение с книгой.
Рассматривайте вместе с ребёнком иллюстрации, обсуждайте прочитанное.
Если ваши дети уже умеют читать, не прерывайте традицию совместного чтения
(часто сосредоточившись на складывании букв, ребёнок не понимает смысл
прочитанного).
Обращайте внимание на нравственные понятия: правда и ложь, добро, зло и т. д.
В круг чтения детей 6-7 лет вводите периодику (газеты, журналы).
Организуйте издание собственной книжки («Книжка-малышка»).
Как научить ребёнка беречь книги.
Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
Не читать во время еды.
Не загибать листы, пользоваться закладкой.
Класть книгу только на чистый стол.
Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам.
Толстые книги.
Не бойтесь читать детям большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с
продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также
поддерживает интерес к чтению. Ведь ребёнку очень хочется узнать, что же
произойдёт дальше с любимыми героями.
Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу.
Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
Спросите, понравилось ли произведение, чем. Что нового, интересного он узнал?
Попросите ребёнка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки,
стихотворения.
Как описана природа? Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?
Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.
Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
Чтение перед сном.
Каждый вечер читайте своему ребёнку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут
рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со
временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
Читайте каждый день.
Если ребёнок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем
мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
Игры с книжками.
«Прятки с книжкой»
Покажите ребёнку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку
где – ни будь в комнате. Он с удовольствием отправиться на её поиски, когда
найдёт, наградой ему будет прочтение этой книги.
«Угадай о чём книга»
Дайте ребёнку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он ещё не знает, и
предложите угадать, о чём это произведение.
«Маленькие художники»
После прочтения книги предложите ребёнку стать художником и нарисовать
наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.
«Закончи сказку»
Вы рассказываете ребёнку начало и середину знакомой ему сказки. Ребёнку нужно
самому придумать другое окончание сказки.
«Прыг – ив другую сказку»
Предложите ребёнку сочинить новую сказку про известного ему героя. Что ещё
могло с ним случиться?
Мастер класс «Книжка-малышка»
Дети очень любят, когда мама сочиняет сказку или рассказ про самого ребёнка. А
если записать, зарисовать эту историю в книжку, которую сделал вместе с мамой-
это вообще замечательно!
Согнуть лист:
Надрезать:
Сложить:
Книжка готова!