Напоминание

Какие электронные образовательные ресурсы нужны современной школе.


Автор: Черник Татьяна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ РК "КШИФ"
Населённый пункт: г.Керчь
Наименование материала: методическая разаботка
Тема: Какие электронные образовательные ресурсы нужны современной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым

«Керченская школа-интернат с усиленной физической подготовкой»

Доклад

на заседание творческой группы

«Смешанное обучение»

на тему: «Какие электронные образовательные ресурсы нужны

современной школе.»

Выступление подготовила :

Учитель – Черник Т.С.

Современный

учебный

процесс,

протекающий

в

условиях

информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни,

требует существенного расширения арсенала средств обучения; он должен

строиться на основе широкого использования средств информационных и

коммуникационных

технологий

(ИКТ),

в

частности,

электронных

образовательных

ресурсов.Во-первых,

это

делает

обучение

более

привлекательным с точки зрения учеников, предлагая им в школе те же

технологии, которые они применяют для связи и развлечений вне школы и,

тем самым, способствует уменьшению разрыва между обучением в школе и

обучением, которое происходит вне школы. Во-вторых, и это самое главное,

ИКТ

позволяют

реализовать

активно-деятельностное

обучение,

учитывающее

потребности

и

склонности

каждого

обучающегося.

Современное техническое оснащение школ, использование средств ИКТ в

учебном процессе создаёт необходимые условия для широкомасштабного

внедрения прогрессивных педагогических технологий, применение которых

в массовой школе ранее было невозможно.

Что мы знаем про ЭОРы

Согласно

ГОСТ

Р

53620-2009

электронный

образовательный

ресурс(ЭОР) – это образовательный ресурс, представленный в электронно-

цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и

метаданные о них. Электронный образовательный ресурс может включать в

себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его

использования в процессе обучения.

По

характеру

представления

информации

ГОСТ

Р

52657-2006

подразделяет

ЭОР

на

мультимедийные,

программные

продукты,

изобразительные, аудио,

текстовые, электронные аналоги печатных

изданий.

Тем

самым

ЭОР

позиционируется

как

главное

понятие,

находящееся на вершине иерархической системы.

Все

многообразие

ЭОР

условно

можно

подразделить

на

информационные источники и информационные инструменты.

Информационный источник – это обобщающее понятие, описывающее

различные виды информационных объектов. С точки зрения использования

в учебном процессе важно различать простые информационные источники

(звук,

изображение,

текст,

видеоматериалы,

модели)

и

комплексные,

содержащие простые информационные источники, связанные гиперссылками

(например,

мультимедиа

энциклопедии).

Среди

информационных

источников могут быть выделены (по цели создания): общекультурные

информационные

источники

(ресурсы),

существующие

независимо

от

учебного процесса (культурное и историческое наследие, природные объекты

и

явления);

педагогические

информационные

источники

(ресурсы,

разработанные специально для целей учебного процесса).

Информационный

инструмент

учебной

деятельности

это

программныйпродукт, позволяющий учащемуся или учителю производить

активные действия над информационным

источниками (объектами),

создавать их, менять, связывать, передавать и т.д.

Выделив

в

отдельные

категории

общекультурные

источники

и

общепользовательские инструменты, все прочие ЭОР отнесем к категории

педагогических электронных образовательных ресурсов (рис.1).

.

Рис.1. Типология ЭОР

Электронный учебник как мировой тренд

Тенденции развития средств информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ) позволяют уже в ближайшей перспективе рассматривать в

качестве основного клиентского устройства для работы учащегося различные

варианты планшетных компьютеров (например, iPad), устройств для чтения

электронных книг (так называемых «ридеров»), устройств мобильной связи

(смартфонов, КПК) и т.д. Спектр принципиально новых возможностей,

открываемых использованием подобных устройств в сфере образования,

чрезвычайно

широк.

Так,

использование

планшетных

компьютеров

позволяет осуществить переход от классического бумажного учебника к

современному электронному учебнику, включающему мультимедийный и

интерактивный образовательный контент.

Процесс создания и внедрения современных электронных учебников

идет во всем мире; многие страны уже начали использовать электронные

учебники в образовательной практике..

Ряд

мероприятий

по

апробации

электронных

учебников

в

общеобразовательных учрежденияхпровело в 2011–2012 гг. Министерство

образования и науки Российской Федерации.

В общей сложности, в

апробации участвовали 38 школ, 3470 школьников 6–7 классов, более 500

педагогов. В апробации были использованы различные типы современных

мобильных электронных устройств: устройства для чтения электронных книг

(PocketBookPro

9XX,

PlasticLogic

100,

EctacojetBookColor),

школьные

ноутбуки

(IntelClassMatePC),

интернет-планшеты

(EntourageeDGe,

SamsungGalaxyTab). На вышеперечисленные устройства были установлены

электронные копии учебников для 6–7 классов из Федерального перечня

учебников.

Независимо от типа используемых мобильных устройств в процессе

апробации обнаружились серьёзные проблемы, связанные с особенностями

верстки .Это затрудняет работу учащихся с образовательным контентом,

снижает скорость выполнения ими учебных заданий. В результате, вёрстка,

используемая при создании бумажных учебников, становится в ряде случаев

неприменимой

при

использовании

мобильных

устройств

в

качестве

носителей соответствующего образовательного контента. Определённые

трудности возникали у школьников и при работе на планшетных устройствах

с созданными ранее электронными образовательными ресурсами, которые

были ориентированы на персональные компьютеры и использование

манипуляторов («мышь», «трекбол» и др.)

Таким

образом,

результаты

проведенной

апробации

подтвердили

необходимость

целенаправленной

разработки

электронного

образовательного контента, учитывающего особенности его воспроизведения

на современных мобильных устройствах.

Инвариантные требования к электронному образовательному

контенту

Итак, чтобы мы не использовали в учебном процессе (отдельные ЭОР,

электронные приложения к учебникам, электронные учебники или иные

электронные учебные издания),

их основой является образовательный

контент – структурируемое предметное содержание,

используемое в

образовательном процессе.

Рис.3.Основные компоненты электронного контента

Представим общие требования к образовательному контенту.

1. Образовательный

контент

должен

быть

мультимедийным

и

интерактивным.

2. Типовыми

компонентами

мультимедийного

контента

являются:

символьная

информация

(текст,

гипертекст,

формулы);

статический

реалистический и синтезированный визуальный ряд (фотографии,

2D-

фотопанорамы,

микрофотографии,

макросъемка,

схемы,

диаграммы,

графики,

учебные

рисунки

и

др.);

динамический

реалистический

и

синтезированный

визуальный

ряд

(видеоопыты,

видеоэкскурсии,

3D-

фотопанорама с приближением/удалением, 2D-анимация; наложение и

морфинг объектов; анимация, созданная по 3D-объектам, виртуальные

трехмерные модели объектов и пр.); звуковой ряд (аудиофрагменты).

3. Объекты и процессы, основные свойства которых проявляются в

динамике, целесообразно иллюстрировать динамическим видеорядом.

4. Объекты

сложной

структуры

целесообразно

иллюстрировать

с

помощью объемных моделей и иных объектов виртуальной реальности.

5. При

изучении

сложных

связей

между

явлениями

и

процессами(например, в предметах естественнонаучной области содержания

образования) целесообразно использовать интерактивные параметрические

модели, изменяемые параметры которых отражаются в результатах работы

модели, обеспечивая визуализацию явления или процесса.

6. Звуковой ряд может использоваться для представления звуковых

объектов (звуки природы, технических устройств; музыка, речь и проч.),

дублирования текстовых описаний.

7. Образовательный контент может включать как все представленные

выше компоненты, так и их часть. Выбор конкретных решений для

представления образовательного контента должен осуществляться с учетом

специфики ступени образования и предметной области (предмета) и быть

педагогически целесообразным: каждая из используемых компонент должна

вносить новое качество в изложение материала; если изложение материала

без

использования

этой

конкретной

компоненты

не

теряет

ничего

существенного – ее не нужно использовать. При этом рабочее пространство

не должно быть перегружено информацией и декоративными элементами,

отвлекающими внимание учащегося от изучаемого материала.

8. Уровень интерактивности тех или иных компонент контента должен

определяться

возрастными

особенностями

обучающихсяи

спецификой

предметной области, бытьпедагогически целесообразным.

Данные требования имеют инвариантный характер, они не зависят

специфики предметной области (предмета) и ступени образования.

Тем не менее, для повышения эффективности современного учебного

процесса представляется важным выделить специфические требования к

образовательному контенту, разрабатываемому для конкретных предметных

областей.

Эффективность и востребованность ЭОР

Очевидно, использование ЭОР можно считать эффективным, если их

применение обеспечивает:

сокращение времени, затрачиваемого учителем на подготовку к уроку;

сокращение рутинных операций на всех этапах урока, в том числе

сокращение времени на обработку результатов контроля;

повышение объективности контроля за счёт его автоматизации;

повышение интереса учащихся к образовательному процессу;

возможность построения индивидуальных образовательных траекторий

с целью реализации образовательных запросов учащихся;

повышение уровня обученности и качества знаний;

достижение современных образовательных результатов, в том числе

формирование

навыков

самостоятельной

работы,

исследовательской

деятельности, информационной культуры и т.д.

Тем не менее, на практике востребованными оказываются те ЭОР,

которые:

наиболее полно соответствуют образовательному стандарту, учебной

программе, используемому учебнику;

легко «встраиваются» в классно-урочную систему;

могут воспроизводиться с помощью средств ИКТ со «средними»

характеристиками;

просты в использовании и требуют от учителя минимальных усилий по

овладению приёмами работы с ними;

имеют доступное и развёрнутое методическое сопровождение;

сокращают время, затрачиваемое учителем на подготовку к уроку;

сокращают продолжительность рутинных действий учителя на всех

этапах урока;

обеспечивают самостоятельную работу учащихся по освоению нового /

повторению изученного материала.

Как

видно,

эти

перечни

не

являются

рядоположенными:

ЭОР,

востребованные

на

практике,

не

всегда

обеспечивают

повышение

эффективности учебного процесса и практически всегда требуют от учителя

дополнительных временных затрат.



В раздел образования