Напоминание

ГИМНАСТИКА РУК В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ИГРЕ


Автор: Сагирова Лия Ирфановна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №5"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Методическая работа
Тема: ГИМНАСТИКА РУК В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ИГРЕ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГИМНАСТИКА РУК В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ИГРЕ

Сагирова Лия Ирфановна

МБУДО «Детская школа искусств» г. Казань

«Ребёнок не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку.

Необходимо оживить звуки. Самое главное, чтобы с первого занятия ребёнок искал в звуках

образ, настроение».

(Т.Смирнова)

Упражнения для рук музыканты использовали с давних времен.

Куперен, еще в XVIIв., в своей книге «Искусство игры на клавесине» писал:

«Те, кто начинал поздно, или же кого плохо обучили, должны сделать свои

пальцы упругими, прежде чем садиться за чембало»[1,218].Ф. Лист применял

гимнастику рук. Скрипач Тонасси давал гимнастические упражнения своим

ученикам для преодоления технических трудностей в их игре.

Гимнастика рук в качестве дополнительного средства и обручения

фортепианной игре предлагал Джексон. В 1861г. Он прочел об этом лекцию в

Будапеште. Еще одна работа на эту тему - книга Прентиса «Гимнастика

руки».

Книга Иожефа Гата «Техника фортепианной игры», вышла в 1954г. на

венгерском, немецком, английском языках, затем 1957г. на русском.

Помещенные в книге гимнастические упражнения, прежде всего для

иннервации (проведение нервного возбуждения в различные органы)

движений, кроме того они пригодны в качестве дополнения к регулярной

тренировки, наконец в тех случаях когда нет возможности заниматься за

инструментом (в дороге, во время отдыха), они в какой - то мере заменяют

занятия.

Дополнительная гимнастика необходима потому, что движения при

игре на инструменте не используют всю возможность работы мышц. При

помощи гимнастики мышцы развиваются быстрее.

Для начинающих музыкантов мы выбрали несколько упражнений из

книги и развивая образное мышление придумали с учащимися названия к

некоторым упражнениям

1. «Тыква» - вращение головы.

2. «Воробышек» - подбородком «гладим» грудку.

3. «Пиджак» - надеваем, а затем снимаем плечами пиджак.

4. «Солнце встает» - руками делаем полукруг.

5.

«Маятник» - при наклоне туловищем, руки свободно ходят из

стороны в сторону.

6. «Мельница» - круговое вращение руки вперед, затем назад.

7. «Встреча гостей» - широкий открывающийся жест руками от груди.

8. «Закрываем собой толпу» - руки в стороны, ладони смотрят назад.

9. Учусь на «5» - сгибание и разгибание в локте, выбрасывая пальцы.

10. «Буратино» - свободное падение кистей, локтя, плеча.

11. «Лампочка» - вкручивание и выкручивание лампочки – работают

кисти рук.

12. «Резко открываются глазки у куклы» – из свободного кулачка,

резко выбросить и широко расставить пальцы.

13. Обратное движение «Резко закрываются глазки».

14. Гладим ладошку каждым пальчиком.

15. «Пальчики здороваются и обнимаются» - перекрестить пальчики

в ладони и поочередно похлопывать подушечками друг о друга 2+2,3+3.

Упражнения на столе

1. «Экскаватор» - всеми пальчиками загребаем «песок» под ладонь.

2. «Палец на ниточке» - рука на столе - свободно поднять и опустить

пальчик - ниточка оборвалась.

3. «Крабики» - шагают 1+2; 1+3; 1+4 вбок.

4. «Бабочки» - трель 1-3; 2-4; 3-5; 1-5.Соседние пальцы не желательно.

Упражнения на координацию

1.

Пилить одной рукой, а другой забивать гвозди. Руки меняем.

2.

Одной рукой круговые движения по животу, другой легкое

постукивание по голове. Руки меняем.

3.

Трудное, но полезное упражнение с мячиком в размер ладошки.

Держим в руке мяч, кисть смотрит в пол, затем опускаем мячик и

стараемся его поймать на лету. Хватательное движение сверху.

Упражнение полегче - отпускаем мячик и ловим снизу только

ладонью одной руки.

Упражнения за инструментом

Прежде чем приступить к игре на инструменте, необходимо

организовать его посадку за инструментом. Несколько упражнений,

которые помогут ребенку правильно сидеть за инструментом, ровно

держать спину, оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги.

Упражнения для работы над разными идами техники.

1.

«Летит орел» - взмах руки - половинная нота.

2.

«Летит воробей» - взмах руки - восьмая нота.

3. «Дирижер» - дирижируем под музыку. Замечательное упражнение,

которое дает возможность почувствовать и объединить фразу

Преподаватель играет пьесу П.П. Чайковского «Подснежник».

Ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Первая фраза-

подснежник «растет» - плавная рука плавно поднимается и опускается.

На протяжении всего упражнения кисть висит расслабленная, как цветок

подснежника. Объясните ребенку, что ладошку не следует показывать,

так как подснежник не распускается, как ромашка, еголепесткисобраны и

опущены вниз. Вторая фраза - то же самое левой рукой. Третья фраза -

поднимаются обе руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.

Упражнение на постановку руки

1.Поднять руку, как в упражнении «Подснежник», и, расслабив, бросить

на колени.

2.То же, но кисть собрана и пальцы поджаты (расслабленный кулачок).

3.То же, но рука падает на подушечки пальцев.

4.То же, но рука падает на третий палец, сначала на колени, потом на

стол

или

крышку

инструмента,

затем

на

клавишу.

Упражнение

выполняется поочередно всеми пальцами. Для начала 1 и 5 пальцы

«падают» одновременно. Добившись устойчивости кисти, предлагаем

сыграть каждым пальцем отдельно.

5. «Мячик»,

или «Отдай мне руку»

Рука ребенка должна быть

полностью расслабленна, чтобы преподаватель мог подбрасывать и

ловить ее как мячик.

Упражнения выполняются сначала сидя за столом, через 2-3 дня - за

инструментом. Необходимо посадить ребенка за стол так же, как за

инструмент.

Затем приступайте к более сложным упражнениям, развивающим

координацию движений, цепкость и свободу рук, глубину взятия звука,

глубокое легато.

1.

(вертикальное). Ребенок поочередно поднимает и опускает руки.

Сравните с движениями двух лифтов в доме. Усложняйте упражнение

в следующем порядке: руки опускаются на расслабленные кулачки,

затем на все пальцы.

2.

(горизонтальное). «Машинка»Ребенок водит маленькую игрушечную

машинку то влево, то вправо (передний ход, задний ход). Следите,

чтобы впереди шел кистевой сустав и вел за собой пальцы, держащие

игрушку.

3.

Разделите стол на две части (дорога для левой руки, дорога для

правой). До линии машинку следует вести левой рукой, затем плавно

перехватить правой и вести по второй половине стола, выполнить

движения.

4.

«Марширующие гномы»

Пальцы «шагают», как гномы шагают

ножками. Работают 2 и 3 пальцы, 2 и 4, 3 и 1,-2 и 1, 2 и 5, 3 и 5, 1 и 5,

4 и 3.Расскажите историю о забавных гномах, которые шагают

ножками,

сидя

на

стульчиках.

Предложите

ребенку

тоже

так

попробовать. Обратите внимание на движения его тела: ноги шагают,

колени согнуты, а сидит он спокойно, не подпрыгивая. Теперь

ученику понятно, что кисть остается в спокойном состоянии, а

двигаются только согнутые пальцы.

5.

«Паучок», или «Краб» «Шагают» все пальцы. Преподаватель, а дома

мама дает команду какими пальцами «шагать». Причем следует

называть разные пальцы для левой и правой руки.Например, одновре -

менно «шагают» в левой руке 5 и 1, в правой руке 2 и 4 пальцы, или в

левой руке 3 и 1 в правой 3 и 5. Так ребенок быстро запомнит номера

пальцев.

6.

«Паучки пошли в поход» Расскажите, как паучок несет тяжелый

рюкзак и, пройдя пятью лапками (все пальцы подряд), осторожно

отдает второму

паучку. Так они и ходят, передавая, друг другу «тяжесть». Ребенок

переносит «тяжесть» из пальца в палец, из руки в руку.

На упражнениях без инструмента учащиеся быстрее почувствуют

равномерную

пальцевую

работу.

Движения,

необходимые

для

пианистического воплощения музыкальной мысли, можно развивать не

только за роялем. Если начать занятия сразу за инструментом, могут

появиться

неправильные

ощущения

и

движения,

ибо

задачи

для

начинающего слишком разносторонние. Всему, чему только можно,

(объединение руки, движения пальцев), следует научить еще до игры на

инструменте,

это

значительно

облегчает

первые

попытки

игры

начинающего пианиста.

Каждое представленное в методическом сообщении упражнение

наделено

конкретным

названием,

что

определяет

задание

и

способ

исполнения.

То

есть,

предлагаемый

образ

или

действие

становятся

источником, стимулом необходимых ассоциативных движений рук и

пальцев. Таким образом, в мир звуков ребёнок попадает естественным для

него путём - через игру, через собственную фантазию и воображение.

Указанный комплекс упражнений не является полным,многие способы

рождаются в процессе педагогической работы и полностью связаны с

индивидуальностью юного музыканта.

Музыкальная

педагогика

-

искусство,

требующее

от

людей,

посвятивших себя этой профессии громадной любви и безграничного

интереса к своему делу.

И

спользованная литература:

Гат Й., Техника фортепианной игры /Й.Гат. Музыка. Москва. 1967, С.244

Емельянова Г. «Упражнения - трансформеры» для начинающих пианистов. /

Г.Емельянова. (Фортепиано/Учебное пособие) Феникс, Ростов на Дону, 2009, С.88

Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано /

К.А.Мартинсен. - Методическое пособие. - М.: Музыка, 1977.С.127

Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. / Е.М.Тимакин. - Методическое пособие. М.:

Советский композитор, 1989. С.143



В раздел образования