Автор: Лебедева Светлана Георгиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ- детский сад № 31
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников
Тема: Проект в подготовительной группе по теме: «Русские валенки»
Раздел: дошкольное образование
Познавательно-исследовательская деятельность детей
Проект по познавательному развитию в подготовительной группе
по теме: «Русские валенки»
Воспитатель: Лебедева С.Г.
Реализация проекта «Русские валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в
сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и
родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд,
совместная работа сближает детей и взрослых, делают их общение более плодотворным,
интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом,
посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы
передать ребѐнку свои знания связанные с истоками народного творчества.
Тип проекта: краткосрочный, групповой.
Участники проекта: воспитанники и воспитатели старшей группы, родители воспитанников.
Цель проекта:
Приобщать детей к ценностям семейных и национальных традиций русского народа, формировать
у детей знания о народной культуре.
Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.
Задачи проекта:
- развивать интерес детей к народному быту;
- познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;
- формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой
деятельности.
Время реализации проекта: с 12 февраля по 23 февраля 2024 года
Актуальность проекта:
Проанализировав уровень знаний детей о ремѐслах русского народа, я пришла к выводу, что он
недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект
«Русские валенки», который знакомит детей с историей одного из самых распространѐнных
промыслов - катания валенок.
Ожидаемые результаты:
У детей будут сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах,
необходимых для изготовления валенка.
У дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
Родители
активно
включены
в
совместную
с
детьми
познавательно-исследовательскую
деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Формы реализации проекта:
- Тематические беседы по ознакомлению с окружающим.
- Создание в группе экспозиции, посвящѐнной истории русского валенка.
- НОД по изобразительной деятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).
- Изготовление совместно с детьми книжки про валенки.
Презентация проекта: Совместное развлечение для детей подготовительной группы и родителей
«Русские валенки».
Творческая выставка макетов валенок: «Валенки, валенки, ой, да не подшиты стареньки…»
Этапы реализации проекта:
1-й этап: подготовительный – определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта,
сбор информации, материала, иллюстраций по теме проекта.
2-й этап: организационный – создание экспозиции в группе, разработка содержания бесед, занятий
с детьми, создание презентации, сценария развлечения.
3-й этап: формирующий – проведение бесед, занятий с детьми и родителями, организация
совместного развлечения.
4-й этап: итоговый – анализ полученных результатов, обобщение опыта.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ
Образовательные области
Социально-коммуникативное развитие
Рассказы родителей, родственников и детей: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши
бабушки и дедушки», «Где на Ярославской земле катают валенки?».
Составление детьми рассказов: «Какая зимняя обувь у Деда Мороза?», «Валенки, да валенки,
носит дед удаленький…».
Дидактические игры: «Что лишнее?» «Третий лишний», «Скажи, какой?» «Скажи наоборот».
Упражнение: «Подскажи словечко».
Познавательное развитие
Тематические беседы по ознакомлению с историей русского валенка.
Рассматривание разных видов валенок.
Создание экспозиции, посвященной истории русского валенка.
Оформление альбома «Русский валенок».
Решение проблемной задачи: «Как можно использовать валенки не по назначению?»
Речевое развитие
Отгадывание загадок про валенки.
Разучивание стихов, потешек, поговорок про валенки.
Чтение художественной литературы: - М. Пришвин «Дедушкин валенок», - С. Гришунин
«Дедушкины валенки», - В. Новиков. Сказка «Тѐплые валенки». «Валенок- бываленок»
Художественно-эстетическое развитие НОД по изо деятельности: Аппликация с использованием
техники пластинографии.
Декоративное рисование «Украшение валенка».
Разучивание частушек про валенки;
Творческие работы по украшению валенок детьми.
Прослушивание
аудиозаписи
русской
народной
песни
«Валенки»
в
исполнении
Лидии
Руслановой.
Хороводная игра «Зимушка – зима» Л. Олифировой, песня «Саночки», муз. Филиппенко. .
Физическое развитие
Подвижные игры и эстафеты: «На прогулку мы собрались», «Хоккей валенком», «Обеги ѐлочку»,
«Богатыри», «Прыжки через скакалку».
Работа с родителями:
Беседа о важности совместной деятельности родителей с ребѐнком .Чтение художественной
литературы.
Оценка результативности работы над проектом.
Народная культура – важнейшее средство приобщения ребѐнка к общечеловеческим духовным
ценностям через собственный внутренний опыт и личное эмоциональное переживание,
ненавязчиво вводит его в контекст культуры человеческих отношений.
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности.
Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в
освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной
русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах,
инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал
себя в роли модельера, украсил свои валенки.
Чтение художественной литературы, исполнение хоровода, способствовали глубже почувствовать
народный быт. В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех
участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Хотелось бы верить, что приобретѐнные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого
участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении
дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.