Автор: Орлова Елена Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№494
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Математические игры для детей 6-7 лет"
Раздел: дошкольное образование
Математические игры
Название игр
Задачи
Сентябрь
3
Д.и. «Заколдуй(расколдуй)
объект» (Триз-технология)
Д.и. «Треугольники)
(палочки Кюизенера)
Закреплять название геометрических форм, цвета,
счет. Развивать мышление, воображение, речь.
Закрепить умение детей составлять треугольники
из палочек разной длины. Упражнять в счете в
пределах 10. Закрепить умение различать
количественный и порядковый счет, отвечать на
вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить
ориентироваться в пространстве («слева»,
«справа», «перед», «за»).
4
Д.и. «Считай дальше»
Д.и. «Раздели блоки»
(блоки Дьенеша)
Упражнять в прямом и обратном счете от любого
числа до 10.
Закрепить умение разбивать множество по трем
совместным свойствам, производит логические
операции «не», «и», «или». Развивать мышление.
5
Д.и. «Волшебные веревочки»
(миниларчики)
Д.и. «Расставь знаки»
Закрепление знания об образе цифр, упражнять в
их различении; развивать мелкую моторику рук.
Продолжать учить понимать количественные
отношения между числами в пределах 10,
пользоваться знаками «>», «о>, «=»; развивать
внимание.
6
Игра «Число 3»
(палочки Кюизенера)
Д.и. «кто где живет?»
(блоки Дьенеша)
Д.и. «Стань тройками»
Познакомить детей с образованием числа 3 и
соответствующей цифрой; учить называть по
порядку числительные от 1 до 3; упражнять в
ориентировке в пространстве.
Учить размещать объекты в заданной позиции на
плоскости листа: вверху, внизу, посередине,
слева, справа.
Словесно обозначать месторасположение
объектов на плоскости листа и направления
пространства.
Развивать умение выделять углы на листе бумаги
Учить выполнять задание под диктовку.
Закрепить умение находить «соседей» заданного
числа; развивать внимание, быстроту реакции.
7
Д.и. «Чем был - чем стал»
(Триз-технология)
Д.и. «Разложи по порядку»
Упражнять в увеличении или уменьшении чисел.
Упражнять в сравнении предметов по длине и
ширине.
8
Д.и. «Найди фигуры»
(Триз-технология)
Д.и. «Составь неделю»
Д.и. «Сочиняем задачи»
(Триз-технология)
Развивать у детей геометрическую зоркость,
закрепить умение определять из каких фигур
состоит предмет.
Закреплять умение последовательно называть дни
недели.
Закрепить умение составлять и решать
арифметические задачи.
Октябрь
9
Д.и. «Какое число рядом»
Игровое упражнение
«Фруктовый пирог»
Упражнять детей в определении последующего и
предыдущего числа к названному
.
Уточнить приемы деления круга на 2 – 4 и
8 равных частей, учить понимать
соотношение целого и частей, называть и
показывать их (половина, одна вторая, одна
четвертая, одна восьмая и т.д.)
10
Игровое упражнение «Раздели
квадрат и покажи его части»
Д.и. «Какой по порядку?»
Д.и. «Мы делили апельсин…»
(геоконт малыш, цветные
резинки.
Воскобовича)
Закрепить с детьми деление квадрата на две,
четыре равные части разными способами.
Закрепить умение называть части и сравнивать
целое и часть.
Закрепление порядкового счета
Уметь анализировать, вычленять формы
составляемого предмета на части, искать способы
соединения одной части с другой, развитие у
детей логическое мышление.
11
Д.и «Линии и точки»
Д.и. «Собери ромашку»
Д.и. «Вставь пропущенные
знаки»
Игра «Без конца, без края.»
Развивать умение ориентироваться на листе
бумаги в клетку.
Развивать внимание, мыслительные операции,
воображение.
Закрепить состав чисел 1-7.
Тренировать умение выделять свойства
предметов, сравнивать предметы по свойствам.
Закрепить представления о прямой, о
бесконечной линии.
12
Игра «Да – нет - ка»
(с цифрами)
(Триз-технология)
Игра «Солнце»
Обучение мыслительному действию; закрепить
умение считать в пределах 10; упражнять в
сравнении смежных чисел в пределах 10.
Закрепить умение чертить прямую линию по
линейки. Закрепить представление о луче.
13
Д.и. «Волшебные веревочки»
Игры по Воскабовичу
Д.и. «Угадай, где стоит»
Закрепить знания детей об линиях, упражнять в
их различиях; развивать мелкую моторику рук.
Закрепить умение ориентировать в пространстве
при помощи плана.
14
Д.и. «Собери фигуру»
«Квадрат Воскобовича»
(четырёхцветный)
Игра «Сделай фигуру»
Развитие интеллектуально-творческого
мышления. Обобщать представление о понятии
«многоугольник». Развивать умение
трансформировать квадрат бесчисленное
количество раз, развивать фантазию,
воображение.
Воспитывать уверенность в своих силах.
Закреплять умение детей составлять
геометрические фигуры из палочек; названия
геометрических фигур (треугольник, ромб,
прямоугольник, многоугольник,
четырехугольник); различать количественный и
порядковый счет, правильно отвечать на вопросы:
Д.и. «Геометрическая пицца»
Игры с палочками Кюизенера
сколько, который по счету?
Развивать способность составлять композиции из
геометрических фигур по описанию и
собственному замыслу; развивать
инициативность, умение ориентироваться на
плоскости; закрепить знание геометрических
фигур (треугольник, круг, квадрат, овал,
прямоугольник, многоугольник).
Закрепить представления о геометрических
фигурах, и их признаках. Тренировать умение
выделять и называть ломанную линию, отрезок.
15
Игра «Число 4»
Д.и. «Считай дальше»
Закрепить с детьми с образованием числа четыре
и цифрой четыре; совершенствовать умение
считать в пределах четырех; закреплять умение
различать количественный счет от порядкового.
Закреплять количественный и порядковый счет
(от 1 до 10).
16
Д.и. «Математическое домино»
Д.и. «Соотношение числа и
количества предметов»
Совершенствовать знания о составе изученных
чисел. Формировать умение представлять числа в
виде суммы двух слагаемых (на основе игры
домино).
Учить устанавливать соответствие между числом
и количеством предметов; закреплять умение
считать предметы
Ноябрь
17
Д.и. «Разложи фигуры»
Д.и. «Божьи коровки»
Д.и. «Разноцветные фигуры»
(матрица)
Формировать представления об основных цветах
и о геометрических фигурах, развивать
зрительное восприятие, мыслительные операции,
внимание.
Продолжать учить соотносить цифру с числом.
Закрепить знания об образовании чисел в
пределах от 2 до 5 и раскладывать их на два
меньших.
Формировать представления об основных цветах
и о геометрических фигурах, развивать
зрительное восприятие, мыслительные операции,
внимание.
18
Д.и. «Домики»
Д. и. «Веселые фигуры»
(блоки Дьенеша)
Д/и "Разложи по коробочкам".
Продолжать учить соотносить цифру с числом.
Закрепить знания об образовании чисел в
пределах от 5 до 10 и раскладывать их на два
меньших.
Развивать умение ориентироваться на листе
бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в
середине, в углу). Расселить геометрические
фигуры.
Закрепление знаний детей об основных качествах
предметов (лёгкий - тяжёлый).
19
Д.и. «Составим поезд»
Д.и. «Кто быстрее подберет
коробки»
Д.и. «Чем отличаются
полоски?» (палочки Кюизенера)
Д.и. «Дорога к дому»
Закрепить с детьми приём образования чисел
путём прибавления единицы к предыдущему
числу и вычитания единицы из последующего
числа.
Учить сопоставлять предметы по длине, ширине,
высоте.
Учить в сопоставлении 10 предметов по длине
используя условную мерку
Закреплять умение детей измерять с помощью
условной мерки; ориентироваться в пространстве
на ограниченной площади
20
Д.и. «Только семь»
Д.и. «Семь гномов»
Д.и. «Сбежавшие числа»
Закрепить знание образования числа 7, навык
счета в пределах 7, умение считать с помощью
различных анализаторов.
Закрепить умение составлять число 7 разными
способами.
Закрепить представления о числовом отрезке в
практической деятельности.
21
Д.и. «Отвечай быстро»
Д.и. «Поход в кинотеатр»
Д.и. «Волшебный отрезок»
Упражнять детей в счетной деятельности, умении
называть следующее и предыдущее числа,
«соседей» числа; учить увеличивать и уменьшать
число на 1.
Упражнять в порядковом счете в пределах 8.
Закрепить представление о способе сложения и
вычитания путем присчитывания и отсчитывания
единицы на числовом отрезке. Закрепить
пространственные представления (вправо,влево)
22
Д,и. «Назови «соседей» числа»
Д.и. «Расскажи про свой узор»
Учить называть предыдущее и последующее
число для каждого числа натурального ряда в
пределах 9.
Учить овладевать пространственными
представлениями
23
Д.и. «Фокусник»
Д.и. «Числовая лесенка»
(палочки Кюизенера)
Закрепить представление о результатах действий
сложения и вычитания в практической
деятельности.
Продолжать развивать у детей представление о
последовательности чисел.
24
Д.и. «Добавлялки»
Д.и «Да – нет - ка»
(с цифрами) (Триз-технология)
Закрепить знание о составе числа 10.
Закрепить умение осуществлять зрительно-
мысленный анализ способа расположения цифр;
закреплять умение ориентироваться на плоскости.
Декабрь
25
Д.и. «Поручения»
Д.и. «Расскажи мне про задачу»
Закрепить умение составлять задачи в предметно-
практической деятельности.
Закрепить умение выделять в задаче условие,
вопрос, решение, ответ.
26
Д.и. «Больше, меньше или
Закреплять у детей навык употребления знаков
равно»
Д.и. «Поездка»
«больше», «меньше» и «равно».
Формировать
умение понимать отношения рядом стоящих
чисел (больше, меньше, равно).
Закрепить с детьми умение в сравнении чисел и
определении, какое из чисел больше или меньше.
27
Д.и.«С одним обручем»
(блоки Дьенеша)
П.и. «Встаньте дети, встаньте в
круг»
Д.и. «Сколько до и после»
Закрепляем пространственные представления
«внутри», «снаружи». Развиваем слуховое
восприятия.
Закрепить пространственные представление
(внутри, снаружи), состав числа, тренировать
умение составлять простейшие равенства на
сложение. Закрепить навык умение работать в
команде.
Закрепить представление о прямой и обратной
последовательности числе.
28
Д.и. «Назови число»
Д.и. «Угадайте, какое число
пропущено?»
Д.и. «Цифра заблудилась»
Упражнять в увеличении или уменьшении чисел
на 1.
Закрепить знания и последовательности чисел.
Закрепить представления о числовом отрезке в
практической деятельности.
29
Д.и. «Ходим по лестнице»
(палочки Кюизенера)
Д.и. «Загадки Магнолика»
(игр В. Воскобовича)
Учить детей сравнивать предметы по высоте,
обозначать словами результат сравнения (выше –
ниже); составлять число из единиц в пределах 6;
различать порядковый и количественный счет;
отвечать на вопросы: «Сколько? Которая по
счету?»
Закрепить с детьми знание цифр и чисел
натурального ряда, порядковым и
количественным значением числа; развитие
внимания, памяти, логического мышления,
воображения, речи
30
Д.и. «Сгруппируй фигуры»
(Триз-технология)
(блоки
Дьенеша)
Д.и. «Геоконт»
(игр В. Воскобовича)
Закрепить умение группировать фигуры по
указанным признакам.
Закрепляем представления о структуре
геометрических фигур, их основных признаках.
Развивать умение трансформировать фигуры.
Воспитывать стремление к решению новых задач
познания.
31
Д. и. «Примеров много, ответ
один»
Д.и. «Нарисуй и расскажи»
Закрепить умение записывать и читать примеры
на сложение и вычитание, навыки счета.
Продолжать учить придумывать задачу по
рисунку, закреплять знания о структуре задачи.
32
Д/у «Какой отрезок длиннее»
учить детей старшего дошкольного возраста
сравнивать по длине отрезки на глаз, с помощью
мерки, с помощью линейки; сравнивать по
Д.и. «Стрелки»:
величине круги на глаз, с помощью мерки;
Установить, какой отрезок длиннее: синий или
красный? Проверить предполагаемый результат с
помощью измерения меркой или линейкой.
Январь
33
Д.и. «Числовой коврик»
(палочки Кюизенера)
Игра «Ручеек»
(игр В. Воскобовича)
Закрепляем состав числа семь.
Продолжать учить составлять число из двух
меньших.
34
Н.и. «Маленький покупатель»
С.р. «Магазин игрушек»
Д.и. «Много - мало».
Дать детям элементарные понятия о деньгах, о
купле, продаже; сформировать умение
ориентироваться в цене товаров, осуществлять
покупки; развивать умение «видеть» товар:
материал, цену; развивать самостоятельность в
выборе решения.
Дать возможность детям практически
осуществить процесс купли – продажи; развить
умение «видеть» товар: материал, место
производства, цену (стоимость).
Продолжать формировать умение выбирать товар
на заданную сумму денег.
35
Д.и. «Веселый счет»
«Задачи Вини-Пуха»
формировать у ребенка математические
представления-счет до 20, соседи чисел;
Формировать и закреплять порядковый счет в
пределах 20.
Закрепить умение составлять задачи по
картинкам.
36
Д.и. «Хватит ли?».
Д,и. «Сосчитай правильно»
продолжать формировать представление о
равенстве; закрепить у детей видеть равенство и
неравенство групп предметов разного размера,
подвести к понятию, что число не зависит от
величины предмета.
Упражнять в счете предметов по осязанию.
Февраль
37
Д.и. «Назови соседей»
Д.и. «Вчера, сегодня, завтра»
Д.и. «Что было раньше, что
потом»
Упражнять детей в определении последующего и
предыдущего числа к названному.
Закрепление представлений о настоящем,
прошедшем, будущем времени (понятия «вчера»,
«сегодня», «завтра»).
Закрепление представлений о настоящем,
прошедшем, будущем времени.
38
Д.и. «Ведерки»
Д.и. «Аквариумы»
Закрепить представление об объеме, единой мере
измерения объеме -литр. Сформировать опыт
выражения в речи алгоритма действий.
Актуализировать умение использовать для
измерения объема общепринятую мерку_ литр.
Сформировать опят действия по алгоритму,
предварительно проговаривая его основные шаги.
39
Д.и. «Найди свою фигуру»
Кубики Никитина «Сложи
узор».
Закрепить с детьми различать и правильно
называть геометрические фигуры, выбирать
фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.
Развитие мелкой моторики, воображения, речи,
внимания, формирование сенсорных эталонов
цвета, величины и формы, пространственного
ориентирования, комбинаторных способностей.
40
Д.и. «Выложи по цифрам»
Д.и. «Поставь столько, сколько
услышишь»
Закреплять умение детей соотносить число с
цветом. Упражнять в счете, упражнять в
измерении.
Упражнять в счете в пределах 8 на слух.
41
Д.и. «Когда это бывает»
Д.и. «Игра с полосками»
Закрепить знания о частях суток.
Закрепить умение пользоваться словами «до» и
«после».
42
Д.и. «Помоги сосчитать»
Д.и. «Найди парную картинку»
Упражнять в счете до десяти; учить сравнивать
две группы предметов .
Закрепить с детьми умение ориентироваться на
плоскости листа; учить описывать расположение
геометрических фигур на карточках.
43
Д.и. «Встань на свое место»
Д\и «Нарисуй квадрат»
Упражнять в порядковом счете, в счете по
осязанию.
Продолжать развивать представления о
геометрических фигурах и умение зарисовывать
их на листе бумаги в клетку.
44
Игра «Какой по порядку?»
(игр В. Воскобовича)
Д.и. «Карточки-домики»
Закрепление порядкового счета.
Развивать представление о последовательности
числе в пределах 10.
Март
45
Д.и. «Сосчитай и назови»
Д.и. «Заплатка»
Уточнить представление о том, что число не
зависит от формы их расположения.
Закрепить способ сравнения предметов по
размеру путем наложения. Закрепить новое
понятие _»площадь», как свойство предмета.
46
Д.и. «Найди свое место»
Д.и. «Разделим пополам»
Закрепить представление о числе 0, числовом
ряде.
Закрепить умение детей делить целое на 2, 4
части складыванием предмета пополам.
47
Д.и. «12 месяцев»
Д,и. «Времена года»
Закрепить понятие о месяцах.
Закреплять представления о временах года и
месяцах.
48
Д.и. «Мастера»
Д.и. «Строим ворота»
(палочки Кюизенера)
Закрепить способы сравнения предметов по
длине(высоте). Закрепить понятие сантиметр.
Закреплять знания о цветовом и числовом
значении палочек; упражнять в сравнении
предметов по ширине и высоте, в обозначении
словами результата сравнения (шире – уже, выше
– ниже, равные по высоте); в ориентировке в
пространстве; в умении пользоваться словами:
«внутри», «снаружи». Закреплять умение
увеличивать и уменьшать число на один.
49
Д.и. «Лес»
(палочки Кюизенера)
Игра «Слоненок»
(палочки Кюизенера)
Упражнять детей в конструировании деревьев
разных пород из палочек; сравнении предметов
по высоте с помощью условной мерки.
Закреплять умение ориентироваться в
пространстве, пользоваться словами: дальше,
ближе, выше, ниже, слева, справа.
Развивать умение детей создавать образ слоненка,
конструируя его из заданных палочек; сравнивать
предметы по длине, обозначать словами
результат сравнения (длиннее – короче, равные
по длине); ориентироваться в пространстве.
Развивать воображение.
50
Игра «Угощаем тортом»
(палочки Кюизенера)
Игра «Печенье»
(палочки Кюизенера)
Учить детей делить целое на равные части;
показывать и называть части: одна вторая, одна
четвертая, две четверти, половина. Закреплять
понятия: «часть меньше целого», «целое больше
части».
Упражнять детей в измерении с помощью
условной меры. Учить определять, что больше –
часть или целое; показать одну шестую и целое.
51
Д.и. «Задачки тетушки совы»
Д.и. «Геометрическая мозаика»
Закрепить представление о способе фиксации
условия задачи с помощью схемы. Закрепить
представление о вычитании отрезков и чисел,
взаимосвязи между частью и целым.
Закрепить умение анализировать способ
расположения частей, составлять фигуру,
ориентируясь на образец.
52
Д.и. «Веселые соседи»
Игра «Да – нет - ка»
(с цифрами)
Развивать умение группировать предметы по
разным признакам, определять взаимное
расположение предметов; упражнять в сравнении
смежных чисел в пределах 10.
Закрепить умение считать в пределах 10;
упражнять в сравнении смежных чисел в
пределах 10.
Аперель
53
Д.и. «Космический корабль»
Д.и. «В какой сетке больше
мячей»
Составляет композицию с помощью опорных
картинок (схем). Анализирует, абстрагирует.
Следует правилам при выполнении цепочки
действий.
Упражнять в сравнении числе и в определении,
какое из двух смежных чисел больше или меньше
другого. Закрепить воспроизводить множество.
54
Д/и "Угадай-ка".
Д.и. «Кто тяжелее»
Закрепление знаний детей об основных качествах
предметов (лёгкий - тяжёлый).
Закрепить о способе сравнения предметов по
массе с помощью весов.
55
Д.и. «Проверь весы»
Д.и. «Где больше?»
Закрепить представления о способе измерения
массы предметов при помощи весов.
Упражнять в сравнение предметов по массе с
помощью весов.
56
Д,и. «Чудесный мешочек»
Д.и. «Кто больше увидит»
Закреплять умение определять знакомые
объемные геометрические фигуры на основе
осязательно-двигательного обследования,
развивать внимание, память, логическое
мышление.
Закрепление знаний объемных геометрических
фигурах.
57
Д.и. «Определи время»
Д.и. «Успей вовремя»
Закрепить умение детей определять время по
часам.
Продолжать закреплять понятие времени.
58
Д.и. «Тик-так»
Д.и. «Когда это бывает»
Закреплять определять форму предметов и их
частей на примере макета часов. Познакомить с
часами, учить устанавливать время на макете
часов.
Закрепить знания о частях суток.
59
Д,и. «Художники»
Д.и. «Путешествие по клеткам»
Совершенствовать графомоторные навыки
навыки.
Продолжать работу по развитию ориентации на
листе бумаги в клетку; Закреплять умение
проводить прямые линий определённой длины в
заданном направлении; Развивать зрительно-
пространственное восприятие: анализ, синтез;
Улучшать зрительно-моторную координацию
посредством копирования фигур; Работать над
развитием и коррекцией речи: Активизировать
слуховое восприятие, внимание, память.
60
Д.и. «Сочиняем задачи»
Д.и. «Забавный счёт»
Закрепить умение составлять и решать
арифметические задачи.
Развитие внимания, навыков счёта закрепление
знания цифр и чисел.
Май
61
Д.и. «Помоги Малышу Гео
сложить фигуру»
(игры Воскобовича)
Д.и. «Угадай фигуру»
((блоки Дьенеша)
Упражнять в составлении моделей знакомых
геометрических фигур.
Способен кодировать и декодировать
информацию о свойствах, называть их.
62
Д.и. «Составь неделю»
Д.и. «Назови скорей»
Закреплять умение последовательно называть дни
недели.
Совершенствования знаний о днях недели.
63
Д\и «Поможем Элли вернуться
домой»
Закреплять умение ориентироваться в
пространстве с помощью условных обозначений
на плане, определять направление движения
объектов, отражать в речи их пространственное
положение
Закрепить умение овладевать пространственными
Д.и. «Угадай, где стоит»
представлениями.
64
Д\и «На зарядку становись»
Д.и. «Живые числа»
Совершенствовать навыки счета в пределах 20.
Упражнять в прямом и обратном счете в пределах
20.