Напоминание

«Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»


Автор: Здоровенко Лидия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 9
Населённый пункт: Краснодарский край, ст. Стародеревянковская
Наименование материала: Методический материал
Тема: «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Роль фольклора в развитии речи детей

раннего возраста»

ПЛАН

I. Роль воспитателя в чтении потешек,

рассказывании сказок детям раннего возраста.

П. 1. Подбор материала к ознакомлению с

потешкой, стихотворением, сказкой.

2.

Влияние потешки на развитие детей раннего

возраста.

3.

Значение сказки в формировании

нравственного воспитания у малышей.

4.

Единство во взглядах - ключ к

взаимопониманию.

III. Значение малых фольклорных жанров

работе с детьми раннего возраста.

Программа воспитания в детском саду уже с третьего года жизни

рекомендует чтение детям стихотворений, потешек, песенок, рассказывание

сказок.

Для своевременного развития речи необходимо широко применять

художественное слово, особенно произведения народного творчества.

Используя

стихотворные

тексты,

воспитатель

учит

проговаривать

звукосочетания, слова, производить действия по подражанию.

Слушая

стихотворение,

потешку,

сказку,

ребенок

становится

способным не только почувствовать их ритм, уловить рифму, но и понять их

несложное

содержание,

а

также

повторять

слова,

звукосочетания,

воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Воспитатель развивает у детей слуховое восприятие, совершенствует

способность

понимать

то,

что

читается,

побуждать

их

подражать

звукосочетаниям и словам текста, содействуя таким путем развитию их

собственной речи.

Существует много прекрасных колыбельных песенок, потешек,

которые предназначены именно для маленьких.

Произведения писателей и поэтов России также использую в целях

воспитания. Перед воспитателем стоит задача развития у детей способности

сосредоточиться на слушании художественного текста, понимать его

содержание. Только, овладевая этими способностями, дети в состоянии

повторять слова текста, воспроизводить игровые действия.

В течение двух лет я проводила наблюдения за детьми.

Дети пришли в детский сад с 2-х лет в I младшую группу. Они плохо

разговаривали. На занятиях очень трудно было активизировать речь детей.

Передо мной встала проблема, как детей вовлечь в разговорную речь. И вот

здесь мне помогло чтение потешек, прибауток, рассказывание сказок.

Стихи, колыбельные песенки, потешки я старалась читать детям плавно,

напевно. Ведь это и представляет ту ценную звуковую и речевую среду,

которая благоприятствует освоению языка. Я старалась, чтобы речь моя была

ласковая, этим я как бы выражала свою любовь, нежность, заботу о

малышах.

Например:

Наша Маша маленькая

На ней шубка аленькая

Опушка бобровая

Маша чернобровая.

Ласковый говорок вызывал у детей удовольствие, обогащал чувства

ребенка пониманием добра, ласки, тепла.

Сначала я побуждала детей подговаривать слова, фразы потешек.

Старалась заинтересовать их красочными картинками, яркими игрушками.

Давала возможность рассмотреть картинки, поиграть с игрушками. Затем

читала потешку или стихотворение. Дети слушали с большим интересом. С

таким удовольствием дети слушали потешку "Ладушки-ладушки" Они

охотно с радостью выполняли движения соответственно тексту (хлопали в

ладоши и т.д.).

Слушая потешку "Сорока-сорока", дети включались в игровые

действия

"водили

пальчиком",

пытались

повторять

отдельные

звукосочетания. Очень нравится детям слушать потешку "Пальчик-

мальчик".

Эту потешку я читала ритмично, напевно, выделяла интонационно

вопрос и ответы. К этой потешке я изготовила перчаточный театр.

Желающим детям надевала на ручку перчатку, дети двигали пальчиками и

повторяли слова потешки. Потешки старалась читать детям как можно чаще

(в утренние часы, на прогулке, во время умывания), индивидуально и с

группой детей.

^

Первый раз в I

младшей группе чтение потешки проводила

индивидуально с каждым ребенком. Повторяла потешку, играя пальчиками

детей.

Но есть такие потешки, которые читала с некоторой строгой

интонацией. Например, "Баю-бай". Такие строгие интонации слышатся и в

потешке "Сорока-белобока", которая отчитывает птенца.

Для рассказывания потешек, песенок, стихотворений подбирала яркие

красочные картинки, которые могли заинтересовать детей. Для чтения

многих потешек, стихов, приготовила вырезанные или нарисованные

картинки, которые показывала на фланелеграфе. Например, "Катя-Катя",

"Киса-киса", "Наши уточки с утра", "Вот и люди спят", "Водичка-водичка" и

многие другие рассказываю, сопровождая показом на фланелеграфе

фигурок. Дети с большим интересом и радостью наблюдали за ними.

Наблюдение за "живыми" картинками активизировало речь детей. Они

повторяли звукосочетания и фразы. В I младшей группе дети называли

показ на фланелеграфе "мультиками". Они часто просили : "Покажите нам

мультики". В таком случае они охотно повторяли потешки, стихотворения. С

большим интересом дети слушали стихотворения, потешки, песенки с

рассматриванием цветных иллюстраций в книге. Часто дети приносили из

дома

свои

книжки

и

просили

почитать

всем

детям.

С

группой

заинтересованных детей я рассматривала картинки, читала им эту книгу.

Уже с I

младшей группы приучала детей относиться книгам

бережно, любить их, слушать внимательно чтение.

Раньше, когда на занятии по развитию речи применяли меньше

наглядности, было гораздо труднее вовлечь детей в разговорную речь. Чем

больше наглядного материала (ярких красивых игрушек, красочных

картинок, различного дидактического материала), тем легче побуждать

детей повторять фразы, звукосочетания. Наглядность активизирует речь

ребенка.

Многие занятия по развитию речи я проводила комплексные. Здесь и чтение

потешки, и дидактическая игра, подвижная или звуковая игра. Например,

когда я первый раз знакомила детей с потешкой "Баю бай", я показывала

красивую пушистую собаку, куклу Таню, которая спит в кроватке. Здесь

детям давалась возможность проявить свои эмоциональные чувства -

поругать собачку, пожалеть Таню.

Или, например, чтение потешки "Киска-киска" также проводила

комплексно с дидактической игрой. На дорожке сидит красивая пушистая

киска, идет кукла-деточка, дети грозят пальчиком:

Киска-киска, киска брысь,

На дорожку не садись,

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Здесь же проводилось звукоподражание кис-кис, дети звали киску. Во

время звукоподражания закрепляется звукосочетание -ки-.

Для рассказывания потешки "Травка-муравка", я подбирала яркие

красивые игрушки - птичку-синичку, зайку, мышку, и соответственно -

птичке - зернышки, зайке - капусту, мышке - хлебную корку, ну а детям -

молоко в кувшине. Когда проводилась такая дидактическая игра, дети

гораздо быстрее запоминали потешку. У них появлялась как бы зрительная

память.

Часто

чтение

потешки

я

сопровождала

показом

одного

соответствующего персонажа -игрушки. Например, "Петушок-петушок" -

сопровождаю показом красочного петушка, разговариваю с ним ласковым,

доброжелательным тоном, в конце немного пожурив петушка, "Что ты рано

встаешь, голосисто поешь, деткам спать не даешь!". Я заметила, что в одних

случаях чтение потешки активизирует малыша, в других напевные стихи или

колыбельные песенки успокаивают его, заставляют прислушиваться к моей

ласковой, спокойной интонации.

Пошел котик в лесок,

Нашел котик поясок.

Нарядился, воротился,

Стал он люлечку качать,

Баю-бай, бай-бай.

Детям очень нравится слушать потешки, где произносится их имя.

Например, в потешке "Пошел котик на Торжок" - "Самому ли съесть или

Бореньке (Коленьке, Оленьке съесть). "Маша-маленькая" - произносится

вместо Маши имя ребенка "Наша Оля маленькая" и т.д. "Катя-Катя

маленькая - Катя удаленькая, пройди Катя по дороженьке, топни Катя

ноженькой" (вставляла имя детей Лена, Лера, Юля). Дети просили еще и еще

рассказывать, пока всех девочек не назвала.

Заучивание стихотворений, потешек у нас проходит как бы в 3 этапа.

I этап - это знакомство с потешкой или стихотворением, сопровождается

показом ярких, красивых игрушек. На первом занятии потешку повторяю

много

раз,

побуждая

детей

подговаривать

отдельные

фразы,

словосочетания.

II этап – это повторение потешки, сопровождается показом на фланелеграфе

или рассматриванием цветных иллюстраций в книге. Здесь уже побуждаю

детей повторять знакомую потешку вместе со мной, повторять предложения.

III этап - это индивидуальная работа с детьми вне занятий, во время

прогулок, утром и вечером. Планирую повторить с ребенком ту или иную

потешку, которую ребенок плохо усвоил.

Есть такие дети с хорошей памятью, что запоминают потешку еще на первом

занятии (это Андрюша 3., Лена Д., Леша М., Дима Н.) Таких детей я всегда

старалась поощрять. Большинство детей в моей группе знают потешки по

программе. Очень важна эмоциональная установка на предстоящее занятие.

Это помогло мне включать малыша в активную работу. Например, сегодня я

прочту вам очень интересное стихотворение о калачах, баранках, птицах, -

сообщаю детям, готовя фланелеграф и картинки. Дети интересуются: "Где

птицы? - "Покажу". При этом поощряю детей, пытающихся помочь мне

принести фланелеграф, стул, игрушки и т.д.

Разрешаю детям потрогать

игрушки, напоминаю, что их уносить нельзя. Часто для показа подбираю

заводные игрушки. Дети быстро привыкают к тому, что игрушка,

выставленная на стол или полку, будет участницей занятия. Они с интересом

рассматривают

ее,

обмениваются

впечатлениями,

расспрашивают

воспитателя.

С детьми раннего возраста занятия всегда провожу в игровой форме,

ненавязчиво для них и в то же время стараюсь выполнить программные

задачи, запланированные на занятии. У детей третьего года жизни яркие

красивые

предметы

и

картинки

вызывают

желание

подольше

их

рассматривать. Поэтому, стараюсь, чтобы демонстрационный материал был

в хорошем состоянии, со вкусом оформлен и привлекателен для детей.

Для детей этого возраста огромное значение имеет речь воспитателя.

Стараюсь с детьми говорить четко, выразительно, и главное, неторопливо.

Чтобы повысить эффективность обучения применяю такие условия:

1.

Показ действий с игровыми заданиями. Например, паровоз - у-у-у

предлагаю

поиграть

в

заводные

паровозики,

предлагаю

выполнить

имитационные движения - как едет паровоз - чук- чук-чук.

2.

Сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными. Обычно один

хоровой ответ сочетаю с тремя-четырьмя индивидуальными. Таким образом,

вовлекаю в работу всех детей. А так же выясняю для себя, с кем надо

проводить индивидуальную работу.

3.

Использование разнообразных наглядных пособий (предметы, игрушки,

картинки, фигурки настольного театра и т.д.).

Рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую

активность. -

4. Использование разнообразных заданий. Например, разрешаю ребенку

подойти ко мне, чтобы вместе что-то рассмотреть, заглянуть под стул, найти,

куда спряталась кисонька-мурысонька, изобразить бодающихся козликов,

клюющих цыплят и т.д. Или например, "подуть на горячие оладушки, съесть

их" , "испечь оладушки", "поймать снежинку на ладошку и сдуть ее". Я

считаю, что выполнение таких заданий очень важно, дети учатся игровым

действиям. Игру и обучение стараюсь сочетать так, чтобы одно не мешало

другому, а наоборот помогало. При этом стараюсь быть эмоциональной,

объясняю детям, разговаривая с ними бодро, весело, ласково и этим

вызываю положительные эмоции.

Стихи, потешки читаю живо, выразительно, меняя интонацию в

зависимости от их содержания, звонко и четко, имитирую голоса животных,

если они встречаются в тексте, побуждаю детей повторять звукоподражания.

Если же разговаривать с детьми сухо, равнодушно, монотонно,

невыразительно читать веселые, живые, радостные потешки, дети к занятию

будут безразличны, начнут отвлекаться. В таких случаях будет трудно

поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, выполнять

предложения воспитателя. От такого занятия дети не получат никакой

пользы, оно у них вызовет только утомление.

Я поняла, что чтение литературных произведений будет полезно

детям, доставит им радость, удовольствие, если они научились спокойно

сидеть, слушать, если они умеют "подговаривать" звукосочетания и слова,

воспроизводить игровые действия.

Стихи, колыбельные песенки, которые обычно читаются плавно,

напевно, разнообразные потешки оказывают на детей воздействие, близкое

по характеру воздействию музыкальных произведений. Тем самым занятия с

применением художественной литературы помогают осуществить некоторые

задачи музыкального воспитания.

Очень важно применение наглядности в сочетании со словом.

Игрушки, предметы, которые служат на занятии средством наглядности,

стараюсь показать по возможности в действии, движении.

Игрушки выполняют действия, о которых говорится в тексте: "Села птичка

на окошко" А. Барто. Птичка садится, улетает. Чтение потешки "Катя-Катя"

сопровождается показом куклы Кати. Кукла ходит, топает ножкой. Дети с

большим оживлением следили за куклой. Сами пытались повторять все

действия с куклой.

При чтении стихотворения А. Барто "Кто как кричит" на первом

занятии последовательно показывала петушка, курицу, цыпленка, котенка и

т.д. Дети были очень заинтересованы, оживлены, их внимание, эмоции были

направлены преимущественно на игрушки, малыши подражали крику

животных. После чтения стихотворения разрешала детям поиграть с

игрушками.

На последующем занятии читала то же стихотворение, но уже без

показа

игрушек.

Дети

слушали

внимательно,

не

отвлекались,

с

удовольствием повторяли имеющиеся в тексте звукоподражания. Внимание

малышей к тексту объяснялось тем, что при слушании у них возникли уже

знакомые и мысленные образы, и Стихотворение наполнилось содержанием.

Я заметила, что детям больше нравится слушать потешки, сказки с

показом

настольного

театра,

потому

что

фигурками

можно

манипулировать, играть.

Ребенку

третьего

года

жизни

уже

доступен

образный

язык

произведений. Малышам нравятся не только ритм, рифма, игровые приемы

потешек,

сказок.

Его

уже

увлекает

содержание

художественного

произведения, он может дать оценку хорошо это или плохо, провести

сравнение. Произведения художественной литературы учат мыслить детей.

Постепенно подвожу детей к более сложным произведениям.

Литература расширяет представления детей о животных, знание о их

жизни. "Петушок у нас горластый, по утрам кричит он здравствуй!", пользе,

которую они приносят.

Ты коровушка ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком!

Через сказку, стихотворение знакомлю малышей с дикими животными

(заяц, лиса, волк, медведь). После чтения таких произведений дети начали

сочувственно относится к животным, растениям. У детей возникает желание

защищать животных и птиц, помогать им. Эти произведения полезны для

формирования добрых чувств, отзывчивости.

Например, стихотворение Н. Артюховой

Галчонок - хромоножка

Барахтался в пыли,

За ним погналась кошка,

А мы его спасли.

После прослушивания стихотворения дети говорят: "Это мы спасли

галчонка". У нас в группе есть попугай Кешка. Дети охотно ухаживают за

ним. Чувства к животным дети переносят на образные игрушки. После

прослушивания стихотворения А. Барто "Зайка", "Мишка", "Бычок", я

заметила, что дети начали заботливо относиться к своим игрушкам.

Дети

учатся

помогать

друг

другу,

быть

доброжелательными.

Стихотворение М. Ивенсена "Кто поможет". "Кто поможет Вите встать?"

Оленька и Митя, Коля и Нина, Галя и Зина. Все помогут, да? Да! Когда дети

одевались после сна, они старались помогать друг другу, застегнуть

пуговицы, обувь. У них проявлялось чувство взаимопомощи. Дети

понимали, что нельзя быть жадными, они повторяли вместе со мной слова

потешки «Кисонька-мурысонька, не ешь одна» . Произведения писателей и

поэтовРоссии помогают детям понять явления природы. А. Барто "Снег",

Е.Благинин "Солнышко", "Дождик" и др.

Многие стихотворения посвящены теме праздника. Эти стихи

малыши читали на занятиях и утренниках.

Дети третьего года жизни знакомила со стихами А. Барто из цикла

"Игрушки".

Малыши

охотно

рассматривали

иллюстрации

к

этим

произведениям, читали или пересказывали содержание. Поэтому на занятии

я знакомила детей сразу с двумя или тремя стихотворениями этого цикла.

Стихотворение А. Барто "Снег, снег кружится", предлагала детям, как

хороводную игру, заканчивающуюся прятаньем снежинок. Дети очень

полюбили стихотворение А.Бродского "Солнечные зайчики". Прежде, чем его

прочитать, мы с детьми наблюдали за солнечными зайчиками. Дети весело

догоняли солнечных зайчиков. При этом я комментировала им ситуации из

стихотворения "прыг-прыг, по углам", "были, тут и нет их тут", "мы зовем их,

не идут".

Я работала по программе "Радуга", поэтому старалась доставить

детям радостную, беззаботную жизнь в детском саду. Часто пели с детьми

песенки, которые нравились им. Например, песенка "Паровоз", "Флажок",

"Калинка-малинка" - русская народная песня и т.д.

Детям очень нравятся песенки. Они оказались очень музыкальные.

Мы с ними пели песенки про кошечку, заиньку, про собачку, про Машеньку,

маму и много других песен. И что удивительно, дети быстро запоминали

песенки.

Итогом нашей работы были праздники, утренники. Мы приглашали

родителей. Они были очень рады, что их дети знают много стихов и песен.

Осенью мы провели с детьми "Осенний бал", где было много стихов,

песен об осени, дождике.

Очень интересный был новогодний утренник. Здесь дети нарядились в

различные костюмы, читали много стихов о зиме, Новом годе, пели песни,

танцевали. Для детей мы готовили много сюрпризных моментов. Родители

всегда активно помогали готовить праздники.

Незабываемым праздником для родителей, особенно мам и бабушек,

стал весенний праздник, посвященный женскому дню. На утреннике было

много веселья. Пели песни о маме, в стихах дети выражали им свою любовь.

Запоминать праздники детям помогли стихи, песни.

В I младшей группе детей знакомлю с двумя сказками "Курочка - ряба" и

"Репка". Первое знакомство малыша со сказкой происходило, когда я

рассказывала ее всем желающим детям. Я как бы заворожила детей своим

повествованием и дети просили еще рассказать эту сказку. Маленьким детям

легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому воспитатель должен знать

сказку наизусть или близко к тексту. Обычно я рассказывала сказку,

сопровождая рассказ наглядным пособием фигурки настольного театра,

живые картинки, фланелеграф.

Для рассказывания сказки "Репка" я изготовила пальчиковый театр.

Дети с большим интересом слушали сказку, наблюдая за фигурками,

называли персонажей сказки.

Обычно на занятии сказку рассказывала дважды. Иногда повторяла и

в третий раз. Я замечала, что это не надоедает детям, потому что я

обеспечивала их активность во время слушания, предлагала выполнить

имитационные движения (просила детей показать, какая большая репка, как

ее

тянут

-потянут),

поощряла

попытки

детей

инсценировать

или

драматизировать отрывок из сказки. Старалась сочетать рассказывание

сказки с показом. При повторном рассказывании использовала эти же

фигурки или показывала сказку на фланелеграфе. Рассматривали цветные

иллюстрации к сказке. А уже на занятии, посвященном повторению сказки,

рассказывала детям, не прибегая к показу. Помогала вспомнить малышам

содержание отдельных фрагментов сказки - дети рассказывают о том, кто

тянул репку, помогала им вспомнить, используя фигурки настольного

театра, появление персонажей сказки.

Сказку "Курочка - ряба" рассказываю с показом кукольного театра.

Персонажи в сказке появлялись по очереди. Дети с огромным интересом

слушали эту сказку, наблюдая за куклами, рассматривали их, называли

персонажей, подражали курочке, как она кудахтала, деду и бабе, как они

плакали. Это помогло детям сочувствовать, сопереживать происходящее в

сказке.

Затем повторяла эту сказку с показом фигурок настольного театра. На

последующих занятиях повторение сказки сопровождала показом на

фланелеграфе или рассматриванием иллюстраций в книге. Детям больше

нравится слушать сказки и повторять с показом настольного театра. Они

сами переставляют фигурки. Это помогает им вспомнить сюжет сказки.

На одном занятии я могу повторять с детьми знакомую сказку, недавно

рассказанную и сказку, с которой малышей знакомила месяц-полтора назад.

Например, "Репка" и "Курочка - ряба". Повторяя сказку, я не обязательно

рассказывала ее целиком. Начинала рассказывать отрывок, а дальше

побуждала детей помогать рассказывать сказку. "Вот уже дед и бабка тянут

репку. Кого же они позовут на помощь? - Внучку -подсказывают дети. - Что-

то нет внучки. Наверное, убежала далеко. Давайте поможем деду и бабке

позвать ее. Дети звали внучку. Или, утешая деда и бабу, плачущих за яичком,

дети восклицали - Не плачь дед, не плачь баба!" У детей возникало

отзывчивое, доброжелательное отношение к персонажам сказки. Они

выражали сочувствие деду и бабе.

В I младшей группе по программе знакомила детей с шестью русскими

народными сказками. Это - "Курочка - ряба", "Репка", "Теремок", "Колобок",

"Козлята и волк","Маша и медведь" . А помимо программы рассказывала

детям очень много сказок. Детям очень нравилось слушать сказки.

Рассказывание также сочетаю с показом (лучше всего показывать фигурки

настольного театра). Действовать с ними наиболее удобнее. Это не занимает

много времени и не нарушает плавность изображения.

Первое знакомство малышей со сказкой происходило, когда я ее

рассказывала всем детям (I и II подгруппы) с показом ковралинографии. Я

изготовила мягкий коврик, сшила объемные красочные персонажи сказок из

мягкой ткани – флис (с липучей лентой с обратной стороны). Дети с

большим интересом слушают сказки с показом ковралинографии. Они

манипулируют фигурками сказочных персонажей. Сами их выставляют на

коврике. Яркие, красочные герои сказок привлекают внимание детей. Я

старалась рассказать сказку так, чтобы дети готовы были слушать ее еще

раз. Повторяла эту сказку через 2-3 дня уже с показом картинок на

фланелеграфе. Здесь дети уже помогали мне рассказывать сказку.

. Эту сказку я рассказывала детям, когда укладывала их спать, или в любое

другое время: утром, вечером, на прогулке. Сказку рассказывала группе

заинтересованных детей, обыгрывали сказку. Например, детям очень

нравилось обыгрывать сказку "Репка". Они становились друг за другом и

"тянули" репку. Затем показывали, какую большую репку вытянули, всех

угощали сладкой репкой. При повторении сказки я старалась вовлекать детей

в

рассказывание

сказки

и

выполнение

действий.

Например,

дети

рассказывают, кто тянул репку, и воспроизводят, выставляя фигурки на

коврике, используя последовательность появления персонажей сказки.

Также я предусматривала задания на формирование интонационной

выразительности речи. Например, показать, как курочка утешала деда и

бабку, как ласково разговаривала с колобком лиса, предлагая ему повторить

свою песенку и т.д.

Перед рассказом некоторых сказок вела с детьми предварительную

работу. Например, перед рассказыванием сказки "Колобок" за 1-2 дня до

занятия, рассматривала с детьми иллюстрации к сказке, читала им песенку

колобка, или перед рассказыванием сказки "Козлята и волк", я показывала

детям иллюстрации и характеризовала козлят и волка. Козлята маленькие,

беззащитные, волк большой, страшный, злой. Когда рассказывала сказку,

применяла настольный театр - "Вот в домике козлятки, а вот из-за деревьев

показался страшный серый волк".

Дети с интересом наблюдали за фигурками настольного театра,

персонажами сказки.

Дети очень полюбили сказку "Теремок", звукоподражали животным

(как квакает лягушка, пищит комар и т.д.) Эта сказка учит детей

дружелюбию, взаимовыручке. А услышав сказку "Колобок", дети узнали, что

не надо быть хвастливым.

Эффективность обучения детей и развития речи зависит от согласованности

усилий единства взглядов семьи и детского сада. Поэтому мы все шире

используем новые активные формы сотрудничества педагога с родителями.

Свои отношения с родителями мы строим в форме диалога, в которой

каждый из сторон занимает свою позицию "пристройка рядом".

Мы стараемся дать родителям представление, как по-разному

развиваются дети, предлагаем им обращать на это внимание. Родителям

предоставляем информацию, что дает им определиться, как лучше

воспитывать детей.

Наши родители постоянно интересовались своими детьми, а мы,

воспитатели на группе вели за детьми наблюдение и делали заметки.

Например, сегодня Андрюша рассказал стихотворение, а Катя потешку. Эти

заметки

вызывали

у

родителей

большой

интерес,

помогали

им

в

совершенствовании речевой структуры ребенка.

Рекомендовали родителям учитывать возрастные и психологические

особенности детей данного возраста. Советовали, какую лучше литературу

подбирать для детей третьего года жизни. В проведении праздников

принимали участие не только дети, но и их родители. Это позволяло

взрослым и детям раскрепоститься, учило общаться друг с другом,

повышало эмоциональный настрой и в конечном счете сплачивало семью.

Мы провели с родителями "посиделки". Пригласили бабушек, мам.

Посиделки - один из старейших обычаев. Раньше старшее поколение

передавало свои умения не только в области народного прикладного

искусства, но и фольклорного.

Бабушки

познакомили

нас

и

детей

с

народными

песнями,

прибаутками.

Участие

родителей

в

посиделках

способствовало

установлению тесного сотрудничества с семьей. Это помогает превратить

мир детства в мир волшебства и радости.

Читая стихи, потешки, сказки, мы развиваем слуховое восприятие,

совершенствуем способность понимать то, что читается. С помощью

художественных произведений мы воспитываем у детей добрые чувства.

После ознакомления с произведениями о животных и растениях наши

малыши начинают сознательнее и сочувственнее относиться ко всему

живому. У них возникает желание защищать животных и птиц, помогает им

совершать хорошие поступки.

Произведения

художественной

литературы

знакомят

детей

с

социальными нормами поведения. Наши дети начинают понимать, что

нельзя быть жадными, злыми, грубыми. Образный художественный язык

помогает закреплять знания детей о средствах передвижения человека, роли

транспорта в его жизни.

Стихи, песенки, рассказы помогают получать яркие впечатления от

всенародных

праздников.

Дети

учатся

сопереживать,

коллективно

откликаться на красивое, яркое, красочное.

Они точно передают атмосферу торжества праздников.

Сказки учат наших детей добру, отзывчивости, взаимопомощи, учат их быть

доброжелательными.

Систематически читая детям сказки, мы закладываем основу для воспитания у них

любви к художественному слову.



В раздел образования