Автор: Москвина Ольга Ильинична
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12 "Ромашка"
Населённый пункт: г.Вологда
Наименование материала: статья
Тема: Роль старшего воспитателя в педагогическом коллективе ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Роль старшего воспитателя в деятельности педагогического коллектива ДОУ
Старший воспитатель ДОУ – кто он? Какими профессиональными качествами
должен обладать и какую роль играет в воспитательно-образовательном процессе
детского сада?
К старшему воспитателю всегда предъявлялись высокие требования: он должен
уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости
активно включаться в образовательный процесс, грамотно организовать методическую
работу в ДОУ. В его обязанности входит планирование, организация и контроль
образовательного процесса как процесса развития, воспитания и обучения, координация
деятельности всех специалистов дошкольного учреждения и создание воспитательно-
образовательного
пространства
детского
сада,
в
которое
входят
эмоционально-
рефлексивный,
культурно-коммуникативный,
духовно-нравственный,
здоровьесберегающий и спортивно-оздоровительный, практически-действенный, опытно-
экспериментальный и интеллектуально-познавательный компоненты. Они определяют
специфику планирования работы с детьми, педагогами и родителями, специфику
реализации программы развития и образовательной программы детского сада.
Работа старшего воспитателя разнонаправленная: это и взаимодействие с
педагогами, и организация образовательного процесса с детьми, и взаимосвязь с
семьями воспитанников ДОУ. Но эти направления не могут быть изолированы друг
от друга. Только сохраняя тесную связь этих компонентов можно выстроить
эффективное управление процессом воспитания и обучения в ДОУ.
Главная задача старшего воспитателя грамотно построить такую систему работы с
педагогическими кадрами,
которая приведет к повышению уровня воспитательно-
образовательной работы ДОУ в целом и сплочению коллектива педагогов в частности.
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам. Педагог 21 века –
кто он? Это:
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному,
профессиональному, общекультурному, интеллигентному и физическому совершенству.
2. Профессионал, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и
технологии обучения и воспитания для реализации поставленных целей и задач.
3. Специалист, обладающий высокой степенью профессиональной компетентности,
постоянно
совершенствующийся,
заниматься
самообразованием,
обладающий
многогранностью интересов.
4.Мастер своего дела, способный организовать рефлексивную деятельность.
Не для кого не секрет, что ведущая роль при организации эффективного
воспитательно-образовательного процесса в детском саду отводится методической
работе. Старший воспитатель постоянно должен нацеливать педагогов на организацию
работы с детьми на основе современных технологий и новых программ, быть творцом
педагогического процесса. И только изучение деятельности и личности воспитателя –
поможет
повышению
качества
и
эффективности
методической
работы.
Помочь
воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только
при условии дальнейшего совершенствования профессиональных качеств, поощрения
инициативы педагогов и ориентации на их реальные возможности.
Поэтому важно уметь находить подход и индивидуальные варианты методической
работы в соответствии с уровнем педагогического мастерства каждого воспитателя.
Все мы разные, и к каждому нужно подобрать свой «заветный ключик». Например,
в методической работе с воспитателями интуитивного уровня нужно ориентироваться
на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на
овладение
теоретическими
знаниями,
через
обучающие
семинары,
консультации,
открытые занятия, изучение опыта педагогов ДОУ. В первую очередь, для таких
воспитателей проводятся мастер- классы и выставки дидактических игр и пособий,
изготовленных более опытными педагогами. В результате у педагогов развивается
потребность
в
самообразовании,
повышается
уровень
теоретической
подготовки.
Цели
методической
работы
с
воспитателями
поискового
уровня
следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической
техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Поэтому важно
привлекать педагогов к участию в работе творческих групп, к процессу решения
поисковых задач. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует
повышению
их
профессионально-деловой
активности.
Методическую работу с воспитателями мастерами необходимо строить на
принципах стимулирования их творчества.
И не так уж важно, какими именно формами организации воспитательно-
образовательной деятельности владеют педагоги, главное чтобы эта форма была грамотна
по
содержанию
и
методам,
а
также
реализации
таких
важных
функций,
как
информационная, ориентирующая и развивающая.
Старшему воспитателю необходимо найти и применять в своей деятельности
такие
интерактивные
методы,
которые
позволили
бы
организовать
процесс
взаимодействия
таким
образом,
когда
практически
все
участники
оказываются
вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и
рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная
деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый
индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями,
способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот
процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность
получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму
педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и
сотрудничества.
При выборе методов и форм работы необходимо стараться учитывать интересы и
пожелания воспитателей. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как
учеников, а когда с ними советуются и выстраивают диалог на равных. Поэтому такие
интерактивные формы методической работы, как семинары-практикумы, групповые
дискуссии, мозговая атака, деловая игра дают наибольший результат. Например, важно и
нужно говорить о том, что есть проблема, для решения которой необходима помощь, и
предлагать подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой
задачи необходимо доводить ее до логического конца. Результатом данной работы является
подведение итога, разработка рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При
этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный,
коллективный.
Каждый педагог нуждается в поддержке, одобрении, помощи в трудную минуту,
человеческом отношении. И только позитивный настрой старшего воспитателя, желание
понять и помочь позволят добиться положительной динамики в педагогической
деятельности коллектива на благо дошколятам.
Список использованной литературы:
1.Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога //
Педагогика. – 2003. – №10. – с. 51-55.
2.Кучугурова
Н.
Д. Формирование
профессиональной
компетентности будущего
специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. – М.,
2000. – с. 360-362.
3.Подласый И. П. Педагогика., 2013.
4.Терещенко В. Глушков В. М., Дебров Г. И. Беседы об управлении.М., 1974.
5.Сертакова М.В. «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образования
учреждение с семьёй» ООО «ИЗДАТЕЛЬСВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.
6.Хохлова, О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О. А.
Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3. - с. 4.
7.Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной
парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 2. – с. 58-64