Напоминание

Оригами как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.


Автор: Селина Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №4 "СемьЯ"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Оригами как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Оригами как средство формирования математических представлений

у детей дошкольного возраста.

Селина Ольга Михайловна, воспитатель

первой квалификационной категории

МАДОУ д/с № 4 «СемьЯ»

Особую

актуальность

приобретает

проблема

обучения

элементами

геометрии в дошкольных учреждениях.

Формирование

у детей дошкольного

возраста геометрических представлений имеет огромное значение для сенсорного

и умственного развития детей.

Преобразование пространства и плоскости с помощью техники «Оригами»

состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи,

следовать устным инструкциям воспитателя и удерживать внимание на предмете

работы в течении длительного времени. Оригами способствует активности как

левого, так и правого полушарий мозга, так как требует одновременного контроля

за движениями обеих рук. Связь искусства оригами и науки геометрии

способствовала появлению на свет новой науки -Оригаметрии, которая дает

новый простор в развитии этих наук.

Оригаметрия — это сочетание оригами и геометрии, которое несёт в себе

оригинальность другого подхода к геометрическим задачам.

С помощью оригаметрии появилось возможность показать, что математика

не сухая наука, а красота и гармония. Лист бумаги — это плоскость; согнув его

получается линия пересечения плоскостей. В процессе преобразования плоских и

объёмных

фигур

с

применением

методов

оригами

ребёнок

оперирует

геометрическими

объектами,

усваивает

геометрические

понятия,

экспериментально изучает свойства фигур. Изменение геометрических фигур, их

перемещение мотивирует познавательную деятельность детей. В процессе

складывания фигур оригами детей знакомятся с основными геометрическими

понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит

обогащение

словаря

специальными

терминами.

Дети

смогут

легко

ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части.

Цель работы: знакомство детей дошкольного возраста с элементами

геометрии.

В работе с детьми решила следующие задачи: закрепить знания о

геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; их

элементах (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойствах; понятия и

базовые формы оригами.

Формировать умения видеть геометрические фигуры в формах окружающих

предметов, следовать устным инструкциям, читать пооперационные карты.

Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздать

сложные по форме предметы из отдельных частей по образцу, по описанию,

представлению.

Учить преобразовывать одни фигуры в другие (путём складывания,

разрезания, выкладывания из нескольких частей). Обучение различным приёмам

работы с бумагой.

Развивать

внимание,

память,

логическое

и

абстрактное

мышление,

пространственное воображение, творческие способности и фантазию детей, с

учетом

индивидуальных

особенностей.

воображения,

память,

внимания,

активизация мыслительных процессов;

Воспитывать интерес к искусству оригами.

На первом этапе дети в процессе складывания простейших фигурок

знакомятся с основными геометрическими фигурами квадрат, треугольник,

прямоугольник. Понятиями: точка, прямая, угол, диагональ, вертикальная линия,

горизонтальная линия, проговариваем вместе с детьми.

На этом этапе дети делают плоские фигурки. Это создаёт предпосылки к

творческой деятельности, стимулирует развитие мышления. На этом этапе

ребёнок учится складывать фигурки по образцу.

На втором этапе особое место уделяется работе по схемам складывания.

Различные линии, стрелки указывают на правильный путь работы.

Для закрепления я использую дидактические игры:

«Назови и покажи»,

«Конструкторское бюро»,

«Покажи правильно».

Эти игры помогают детям запомнить условные обозначения оригами и

базовые формы.

Во время непрерывной непосредственной образовательной деятельности по

ФЭМП при помощи оригами с дошкольниками я использую следующие типы

заданий:

- найди и покажи горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;

- дай названия изображениям;

- найди все квадраты;

- найди все треугольники.

По этим заданиям задаю следующие вопросы:

- какие геометрические фигуры ты знаешь?

- какие геометрические фигуры можно увидеть дома, в детском саду, на

улице?

- можно ли геометрических фигур составить какое-либо животное или

птицу?

- можно ли найти животное или птицу, похожих на одну на группу

геометрических фигур?

- из каких геометрических фигур можно составить квадрат, ромб,

прямоугольник, треугольник?

Для закрепления полученных знаний и умений мы делали маски для

театрализации сказки «Теремок», «Заюшкина избушка».

Для

достижения

положительных

результатов

в

развитии

ребёнка

невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада.

Родители-самые

заинтересованные

и

активные

участники

воспитательного

процесса.

Любая

продуктивная

деятельность

воспринимается

родителями

положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к

поделкам, рассказывают родителями о том, как они их делали. Родители детей,

посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами,

многие приобрели книги с образцами поделок.

Провела с родителями семинары-практикум «В стране оригами».

Показала мастер класс «Наши пальчики играют».

Чтобы ознакомить родителей с данной темой мы оформляем папки-

передвижки. В спокойной обстановке родители смогут изучить содержимое папки

и затем вернуть её в детский сад.

Консультации: «Влияние оригами на развитие речи», «Значение оригами

для развития мелкой моторики», «Значение оригами для развития умственных и

творческих способностей детей», «Оригами и психология».

Памятка: «Общие правила при обучении техники оригами»

Немаловажное

значение

имеет

создание

условий

для

развития

конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы

дружбы и доверия — это наличие необходимых материалов и их свободное

пользование, оформление выставок из детских работ.

В группе оборудовали место «Центр

оригами».

- картотеки схем и дидактических игр по оригами;

- сделали по операционные карты на каждую фигурку;

- изготовили схемы базовых форм;

-

подобрали

литературные

произведения

для

инсценирования,

драматизаций, настольного театра.

Вывод: искусство оригами тесно связано с математикой и может стать

хорошей основой для её изучения. Занимаясь оригами можно выйти за границы

стандартной математики и познакомиться на практике с элементами геометрии на

плоскости и в пространстве.



В раздел образования