Напоминание

«Народная культура, как начало, порождающее личность»


Авторы: Михайлова Светлана Павловна, Светлана Павловна Михайлова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Первомайское структурное подразделение МКУ ДО "ДШИ" с Приютное
Населённый пункт: Республика Калмыкия Приютненский район п Первомайский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Народная культура, как начало, порождающее личность»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПЕРВОМАЙСКОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МКУ ДО «ДШИ» С. ПРИЮТНОЕ

Конкурс методических разработок педагогов, реализующих

дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.

Номинация: методическая разработка занятия для учащихся

Направленность: художественная

Методическая разработка занятия для учащихся

По классу калмыцких народных инструментов «Домбра»

«Народная культура, как начало порождающее личность»

«Освоение приемов игры «вибрато», «двойное пиццикато», на основе

разучивания нового музыкального произведения

«Сиврин дун»

в обработке Эдуарда Басанова

Разработала: Педагог дополнительного

образования МКУ ДО «ДШИ»

п Первомайский

Михай

лова Светлана Павловна

п. Первомайский 2024 г.

Пояснительная записка

Занятие разработано в рамках дополнительной общеразвивающей программы

«Домбра», Первомайском структурном подразделении МКУ ДО «ДШИ» с.

Приютного . Программа рассчитана на 4 года обучения.

Форма организации данного занятия – индивидуальное. Возраст детей 7-17

лет. Продолжительность занятия – 40 минут.

По своей дидактической направленности – это занятие формирования новых

знаний, умений и первичной отработки их.

Актуальность методической разработки заключается в раскрытии

индивидуальных творческих способностей и способствует положительной

самооценки учащегося.

Цель занятия: Развитие и закрепление навыков игры на инструменте.

Первичное освоение приемов игры «вибрато», «двойное пиццикато».

Тема занятия «Освоение приемов игры «вибрато», «двойное пиццикато», на

основе разучивания нового музыкального произведения «Сиврин дун» в

обработке Эдуарда Басанова»

В ходе занятия

Разучить новое музыкальное произведение, в процессе чего,

обеспечить усвоение обучающимися техники выполнения новых

приемов игры, понять их назначение.

Совершенствовать музыкальные исполнительские способности,

отрабатывая определенные умения и навыки игры на инструменте,

позволяющие исполнять музыкальные произведения в соответствии с

необходимым уровнем музыкальной грамотности и народными

традициями.

Формировать внимательное отношение к звукоизвлечению и

исполнительскому процессу.

Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к культуре

своего народа, к народным мелодиями песням.

Используемые технологии и методы обучения

- словесные методы

- наглядные методы

- информационно-рецептивный

- репродуктивный метод

- практический метод

- личностно-ориентированная технология (учет способностей и

возможностей ученика)

- здоровьесберегающая технология

Оборудование: фортепиано, домбра, ноутбук, аудио и видео

материалы. Сборники калмыцких мелодий в обработке Э.Э.Басанова.

Этапы занятия:

* этап организационный

* этап организации имеющихся знаний

* этап работы по новой теме

* этап первичного закрепления

* этап обобщения

* итоговый этап

Ожидаемые результаты: Учащийся познакомится с новыми

приемами игры на инструменте, помогающими в преодолении

технических трудностей.

План урока:

-Организационный момент (2мин)

-Подготовка игрового аппарата. Разыгрывание (гамма, упражнения) (5 мин)

-Прослушивание и показ (7 мин)

- Разбор нового материала (15 мин)

- Закрепление нового материала (8 мин)

- Подведение итогов. (3 мин)

Ход урока:

Организационный момент:

1.Приветствие.

2.Посадка с инструментом: на край стула, ноги чуть шире плеч, левая нога

чуть выдвинута вперед.

3.Подготовка дидактических материалов.

Педагог: Сегодняшнее занятие мы посвятим разучиванию калмыцкой

народной песни «Сиврин дун». С чего мы начинаем наше занятие?

Учащийся: С разыгрывания

Педагог: Для чего нам надо разыгрываться?

Учащийся: Для того, чтобы подготовить исполнительский аппарат для игры.

Педагог: Правильно! Разыгрывание занимает важное место в обучении игры

на любом инструменте. Ну а теперь, покажем какие мы используем

упражнения.

Учащийся выполняет упражнение. Педагог следит за правильностью

исполнения. Игра гаммы D-dur (ре-мажор) различными приемами игры

(бряцание, одинарное пиццикато).

Основная часть урока

Педагог: Хорошо! Теперь мы приступим к разучиванию нового

произведению. Песня «Сиврин дун», музыка и слова народные, она сочинена

на основе реальных событий. Её называют сибирской песней, так как в ней

поется о ссылке.

Сейчас я хотела бы познакомить с различными вариантами исполнения этой

мелодии. Есть разные интерпретации исполнения этой песни. В первую

очередь прослушаем небольшой отрывок в народном исполнении. Также

есть современные обработки в исполнении: всеми известный калмыцкий

композитор А. Манджиев, Заслуженные артистки Калмыкии

В.Ильцаранова, Д. Шалханова , также есть запись в исполнении

Т.Чиктеевой , аккомпанирует скрипичный ансамбль. (Прослушивание

записей). Мы же будем разучивать «Сиврин дун» в обработке Э.Э.Басанова.

Эдуард Эрдниевич Басанов - Заслуженный работник культуры, преподает в

Элистинском Училище искусств с 1975 года по сей день. Он выпустил два

сборника «Домбрин айс» и один сборник «Ансамбли калмыцких домбр»

Разбор произведения: используем сборник «Домбрин айс» обработка Э.

Басанова

Произведение состоит из трех частей, которые играются разными приемами

игры:

- 1-ая часть играется приемом бряцанье. Какие длительности здесь

используются?

Учащийся: Можно прохлопать ритмический рисунок первых четырех

тактов?

Педагог: Давай прохлопаем. Следующие четыре такта ритмический рисунок

повторяется?

Учащийся: Да.

- читка с листа (учащийся медленно читает ноты)

-изучение приема «пиццикато»

(педагог берет инструмент и наглядно показывает прием игры, попутно

объясняя)

Учащийся повторяет. Педагог оценивает, корректирует работу и помогает

справиться с заданием.

-изучение приема игры «двойное пиццикато»

(педагог берет инструмент и наглядно показывает прием игры, попутно

объясняя)

3-ая часть играется приемом двойное пиццикато/pizz(2) – прием извлечения

звука, при котором большой и указательный пальцы правой руки поочередно

цепляют одну струну. Большой палец – при движении кисти сверху вниз, а

указательный – снизу вверх. При исполнении пиццикато кисть правой руки

не должна опираться на корпус домбры. Пальцы остаются практически

неподвижными, а движение кисти совершаются за счет предплечья. Схема

движения руки во время извлечения звука двойным пиццикато такая же, как

и при бряцании. Лишь амплитуда движений меньшая и наклон кисти при

ударе несколько иной, так как звук извлекается ударами не по всем струнам,

а только по одной. Этот прием позволяет играть в достаточном быстром

темпе.

Учащийся повторяет. Педагог оценивает, корректирует работу и помогает

справиться с заданием.

Физминутка: Учащийся встает со стула, кладет инструмент и выполняет ряд

простых физических упражнений

Закрепление нового материала

Педагог: Ну а теперь, давай закрепим все, что мы изучили на этом уроке.

Медленно прочитаем с листа калмыцкую народную песню «Сиврин дун», с

освоенными приемами игры «двойное пиццикато»

Подведение итогов:

Педагог: Как ты оцениваешь сегодняшний урок?

Учащийся: (предполагаемый ответ)

-Мне понравилась песня «Сиврин»в обработке Э.Басанова. Ее можно

исполнить различными приемами игры, такие как «бряцанье», «двойное

пиццикато». Немного сложен для меня был прием «двойное пиццикато»

Педагог: Эти приемы игры, своего рода украшение основной темы, т.е

вариации исполнения мелодии. Вариация на приеме игры, «двойное

пиццикато» - придает грусть, волнение.

Эдуард Эрдниевич написал эти вариации для развития технических навыков.

Домашнее задание: Медленно, без запинок и остановок играть «Сиврин

дун», отработать прием игры «вибрато»,обратить внимание на правильную

постановку правой руки, поработать над одинаковым звукоизвлечением.

Сегодня на уроке мы выполнили поставленную цель, поэтому нашу работу я

оцениваю на отлично.

Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

Сборник калмыцких мелодий в обработке В.В.Карпенко

Сборник для домбры в обработке Савра Катаева

Калмыцкие наигрыши Э.Э.Басанова

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для

студентов высших учебных заведений. М: Издательский центр «Академия»,

2002. – 320с.

Нечепоренко П. Мельников В. Школа игры на балалайке. Издательство

«Музыка» 2004г. Москва



В раздел образования