Авторы: Тесленко Наталья Юрьевна, Наталья Юрьевна Тесленко
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: СПб ГБУДО «Царскосельская гимназия искусств им. Анны Андреевны Ахматовой (детская школа искусств)».
Населённый пункт: город Пушкин, город Санкт-Петербург
Наименование материала: доклад
Тема: Развитие творческих способностей учащегося на уроках фортепиано
Раздел: дополнительное образование
Развитие творческих способностей учащегося на уроках фортепиано
Тесленко Наталья Юрьевна, преподаватель фортепиано,
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Царскосельская гимназия искусств имени
Анны Андреевны Ахматовой (детская школа искусств)».
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, то
есть почву, на которой растут и процветают таланты»
Г.Г.Нейгауз.[5]
Музыкальное образование и развитие творческих способностей учащихся приобрело
исключительную важность в настоящее время на фоне потребительского восприятия музыки.
Перед педагогом стоит непростая задача - организовать взаимодействие с ребенком, так, чтобы
уроки музыки стали предметом радости общения с музыкой, инструментом, новым и чудесным
миром звуков.
Учитель, наблюдая каждого ученика, понимая его желания и стремления, выстраива-
ет систему занятий, индивидуальную и неповторимую для каждого своего воспитанника. Основ-
ная цель этих занятий – воспитание души ребенка, подлинной музыкальности, отзывчивости ко
всем проявлениям красоты, звучащей и безмолвной. Важно зажечь в ребенке интерес к музыке,
создавать на уроках атмосферу творчества и непринужденности.
Занятие музыкой способствует не только воспитанию творческого мировосприятия и сознания,
но и воли, целеустремленности, трудолюбия, усидчивости, инициативы, самостоятельности,
умению отличать главное от второстепенного и многие другие качества, столь важные в любой
профессиональной деятельности.
Общаясь с ребенком, необходимо опираться на его сильные стороны, не подчеркивать его про-
махи, а показывать временный характер неудач, вносить в отношения с учеником оптимизм и
юмор. Важно поддерживать детский интерес к музыкальным занятиям всеми доступными
способами. Дети, начинающие заниматься на фортепиано часто отличаются активной любозна-
тельностью. Эту любознательность поддержат игровые формы работы с учеником.
Игра поможет сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскроет
способности детей, активизирует их творческие наклонности. Необходимо предоставлять уче-
нику больше самостоятельности. Важно так выстроить игру, чтобы в ходе ее ребенок сам ставил
перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал. Двигаясь, от простого к слож-
ному, ребенок учится видеть, слушать, пробовать, сравнивать, творить.
Можно привести слова К. Орфа: « Собственное детское творчество, пусть самое
простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль,
пусть самая наивная – вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает че-
ловечность, стимулирует развитие созидательных способностей». [6]
1
Об этом же высказывалась И.Э. Сафарова: «Урок своего рода музыкальное действо, непрерыв-
но, плавно, развертывающееся во времени. Каких – либо подробных, словесных объяснений не
требуется, минимум слов, каждое слово несет музыкально – смысловую нагрузку. Речь педагога
– это тоже музыка. При удачной атмосфере урока, дети понимают педагога без слов. Играет
роль жест, взгляд, мимика. Все это требует определенного педагогического мастерства, которое
нарабатывается в практике, в постоянном общении с детьми». [6]
На сегодняшний день мастерство педагога фортепиано определяется не возрастом, а
личностной и профессиональной индивидуальностью. Современный педагог, обладающий раз-
носторонними знаниями в области педагогической технологии, собственным примером, любо-
знательностью и энтузиазмом, успешно справится с нелегкой задачей приобщения ребенка к
музыкальному творчеству.
В наши дни особенно важно разжечь у ребенка огонек влюбленности в серьезную музыку, и не-
престанно раздувать этот огонек. Значительнейшая доля успеха музыкального воспитания нахо-
дится в зависимости от личности педагога – от его увлеченности музыкой, отзывчивости на кра-
соту, проницательного внимания к тому, что таится в глубине вещей, а не на их поверхности, от
его воли и добросовестности. «Воспитательная сила изливается только из живого источника че-
ловеческой личности», говорил К.Ушинский.[7] Б.А-
сафьев, говоря о музыке, сказал еще выразительнее: «Только тот, кто поистине одержим сти-
хией искусства и насыщен им, имеет право развивать восприятие искусства в других».[1] Ко-
нечно, влюбленность в музыку невозможно воспитать ни нажимом, ни навязыванием своей
точки зрения, или своих переживаний, невозможно в «лоб» заставить своего воспитанника вос-
хищаться музыкой и переживать ее. Умную педагогическую работу отличают преимущественно
окольные пути, и конечно постоянство усилий.
Работая, с учеником над музыкальным произведением, в одном случае педагог
прибегнет к анализу, логике, методу «наблюдения искусства», укажет своему питомцу путь по-
степенного художественного творения. В другом случае обратит внимание ученика к неторо-
пливому, спокойному и сосредоточенному вслушиванию. В третьем случае педагог, обладаю-
щий даром образно говорить о музыке, прибегнет к сопоставлению разных произведений. В
четвертом случае постарается вдохновить своего воспитанника собственным исполнением
произведения, дирижированием, подпеванием. В других случаях импровизационно найдет
именно то, что нужно ученику в данной ситуации.
Педагогу музыканту не следует терять важнейший ориентир в своей работе – учить творческому
исполнению, а не только выполнению задания. А без этого понимания трудно влюбить своего
ученика в музыку. Известный музыкальный педагог Л.Баренбойм, говоря о роли педагога в му-
зыкальном воспитании ученика, вспоминает слова К.Станиславского: - «Система творческого
воспитания предъявляет к личности педагога, его знаниям, умению, кругозору и поведению
огромные требования. Педагог не только обучает основам искусства, но, воспитывая «душев-
ный аппарат», становиться художественным и этическим руководителем ученика. Он обязан
научить своего воспитанника слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать и делать отбор,
понимать смысл наблюдаемых явлений. Чтобы жить для искусства, нужен беспредельно широ-
кий кругозор, желание и умение вникать в смысл окружающей жизни, напрягать свой ум, по-
полняя его недостающими знаниями, вести содержательную, интересную, разнообразную, вол-
2
нующую и возвышающую жизнь».[2] Обучение маленького пианиста должно быть основано на
самых возвышенных впечатлениях от музыки и других видов искусств. Необходимо целенаправ-
ленно питать культуру ребенка, его духовность.
Урок по фортепиано является основной формой организации индивидуального обу-
чения и воспитания учащегося. Построение любого урока начинается с четкого определения его
конечной цели, выбора средств ее достижения, способов работы для решения поставленных за-
дач. К современному уроку в ДШИ предъявляются высокие требования: дидактические, психо-
логические, по структуре проведения урока:- эмоциональная окраска урока, творческая и благо-
приятная атмосфера, пробуждающая интерес и инициативу ученика, оптимальные темп и ритм
урока, завершенность поставленных целей.
Чуткий и грамотный педагог выстраивает воспитательный процесс в атмосфере до-
брожелательности, с учетом особенностей психики ребенка. Преподаватель фортепиано, обла-
дая сам высокой культурой общения, тонкой интуицией, должен находить индивидуальный
подход к каждому ребенку, слова и методы воздействия.
Выдающийся музыкальный педагог А.Д. Артоболевская убеждала окружающих ее педагогов -
музыкантов быть предельно терпеливыми, к своим ученикам, чтобы не отпугнуть ребенка, го-
воря, что доброта – самый великий и тяжкий труд, быть всегда добрым - гигантский труд, из-
вестный человечеству.
Следует помнить, что ребенок, обучающийся игре на фортепиано, испытывает по-
вышенную нагрузку на нервную систему. Все формы обучения, включая систематические до-
машние занятия, заучивание произведений наизусть, выступления на концертах и экзаменах
требуют многих усилий и нервного напряжения ученика. Поэтому мудрый педагог выстраивает
свои отношения с воспитанником гармонично, доброжелательно, всегда поощряя и поддержи-
вая его, отмечая все, даже самые незначительные успехи, удачные моменты и достижения в его
работе и выступлениях.
В процессе обучения и воспитания важно развить в ученике такие личностные каче-
ства как воля, внимание, самостоятельность и критичность мышления, целенаправленность и
систематичность в работе. Если ученик с интересом и инициативой работает на уроке, чувствует
себя соучастником процесса и ощущает творческую радость, то его включенность и активность
оказывают благоприятное воздействие на формирование его волевых качеств. Педагогу важно с
первых уроков умело распределять и концентрировать внимание ученика. Необходимо разви-
вать в ученике самостоятельность мышления. Разбор и анализ разучиваемых произведений,
развитие слухового внимания, прослушивание и выбор понравившейся музыки, широкое ис-
пользование технического оснащения, интернет - ресурсов, аудио, видеозаписей исполнения
классической музыки формирует самостоятельность и стимулирует собственное отношение к
музыке и исполнению.
Важной стороной самостоятельности мышления ученика является критичность в
оценке своего труда. Педагогу необходимо развивать в ученике точность выполнения задания,
понимание текущей задачи и способов ее выполнения, умение формулировать проблемы и
предлагать пути их решения. То есть воспитывать исследовательскую культуру ученика.
3
Выдающийся педагог и музыкант русской пианистической школы Г.Г.Нейгауз писал:
«Считаю, что одна из главных задач педагога - сделать как можно скорее и основательнее так,
чтобы быть ненужным ученику, вовремя сойти со сцены, то есть привить ему ту самостоятель-
ность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называ-
ются зрелостью».[5]
Целью педагога фортепиано является развитие личности учащегося, его творческих
способностей в информационном, коммуникативном и артистическом направлении. В моем ра-
бочем плане большое место занимают организация концертов класса на различных городских
площадках, в детских садах, библиотеках, социальных домах. Ученики моего фортепианного
класса всегда активно участвуют во всех конкурсах, фестивалях, открытых уроках, организуемых
ДШИ. Самые талантливые ученики участвуют во всероссийских и международных конкурсах.
Педагог фортепиано - сам активный участник педагогических концертов, а также сольных тема-
тических концертов. Такая обширная совместная деятельность педагога и учеников класса фор-
тепиано является очень важной и ценной в воспитании и развитии личности ребенка.
Грамотный педагог с первых – же занятий с ребенком приобщает и его роди-
телей к этому процессу. Он проводит с ними беседы о важности их участия в организации само-
подготовки, чтобы занятия дома проходили спокойно и систематически. «Хорошие родители
важнее хороших педагогов»,- говорил выдающийся пианист и педагог Г.Г.Нейгауз, имея в виду,
что самые лучшие учителя будут бессильны, если родители равнодушны к искусству и эстетиче-
скому воспитанию своих детей. [5].
Роль родителей – главных воспитателей своего ребенка очень велика. Трудолюбие, внимание,
умственные способности, терпение, ответственность родители должны развивать в своем ре-
бенке еще в дошкольном возрасте. Важно, чтобы взрослые, приведя ребенка в фортепианный
класс, не заканчивали на этом свое участие, а были активно включены в творческий процесс, по-
могали дома организовать ребенка на результативные занятия. Принцип последовательности,
постепенности и систематичности должен пронизывать весь процесс музыкального воспитания
ребенка.
Таким образом, педагог фортепиано совместно с родителями согласованно, в тесном контакте и
взаимопонимании успешно реализуют цель развития и раскрытия лучших качеств и свойств ре-
бенка.
Современный процесс в музыкальном образовании сфокусирован на развитии твор-
ческих способностей учащегося. Обучение игре на фортепиано должно проходить так, чтобы
вместе со знаниями и профессиональными навыками ученик развивал в себе качества творца.
Игра на фортепиано делает личность человека многогранной, развивает его творческие способ-
ности, фантазию и воображение, артистичность, интеллект, самостоятельность, способствует
восприятию высоких образцов классической музыки, тем самым формирует многогранную лич-
ность развитого культурного человека.
Литература:
1.Асафьев Б.В.–Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании–М.-Л.1965.-33 с.
4
2.Баренбойм Л.А.-Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.; Музыка 1969г.288 с.
3.Ляховицкая С.С.-Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся. Сборник
статей: Вопросы фортепианной педагогики под ред. В. Натансона-вып.3 М.; Музыка 1971г-334 с.
4.Музыкальная психология и психотерапия - Научно-методический журнал для музыкантов, психо-
логов и психотерапевтов, вып. 1 – М.2010г.; вып. 2 –М.2010г.
5.Нейгауз Г.Г. - Об искусстве фортепианной игры - М.;Музыка1987г.-240 с.
6.Сафарова И.Э. под ред. С.М. Фроловой. Екатеринбург, 1994 г. С. 7.
7.Ушинский К.Д.- Педагогические сочинения, вып. 6. Т 2, составитель С.Ф.
8.Фирсова Д.Ф.-Великий труд-доброта – М.; Музыка,1991г.-136 с.
9.Цыпин Г.М.- Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано-М.; Музы-
ка.1975г.
5