Напоминание

Развитие творческих способностей учащегося на уроках фортепиано


Автор: Тесленко Наталья Юрьевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: СПб ГБУДО «Царскосельская гимназия искусств им. Анны Андреевны Ахматовой (детская школа искусств)».
Населённый пункт: город Пушкин, город Санкт-Петербург
Наименование материала: доклад
Тема: Развитие творческих способностей учащегося на уроках фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие творческих способностей учащегося на уроках фортепиано

Тесленко Наталья Юрьевна, преподаватель фортепиано,

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Царскосельская гимназия искусств имени

Анны Андреевны Ахматовой (детская школа искусств)».

«Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, то

есть почву, на которой растут и процветают таланты»

Г.Г.Нейгауз.[5]

Музыкальное образование и развитие творческих способностей учащихся приобрело

исключительную важность в настоящее время на фоне потребительского восприятия музыки.

Перед педагогом стоит непростая задача - организовать взаимодействие с ребенком, так, чтобы

уроки музыки стали предметом радости общения с музыкой, инструментом, новым и чудесным

миром звуков.

Учитель, наблюдая каждого ученика, понимая его желания и стремления, выстраива-

ет систему занятий, индивидуальную и неповторимую для каждого своего воспитанника. Основ-

ная цель этих занятий – воспитание души ребенка, подлинной музыкальности, отзывчивости ко

всем проявлениям красоты, звучащей и безмолвной. Важно зажечь в ребенке интерес к музыке,

создавать на уроках атмосферу творчества и непринужденности.

Занятие музыкой способствует не только воспитанию творческого мировосприятия и сознания,

но и воли, целеустремленности, трудолюбия, усидчивости, инициативы, самостоятельности,

умению отличать главное от второстепенного и многие другие качества, столь важные в любой

профессиональной деятельности.

Общаясь с ребенком, необходимо опираться на его сильные стороны, не подчеркивать его про-

махи, а показывать временный характер неудач, вносить в отношения с учеником оптимизм и

юмор. Важно поддерживать детский интерес к музыкальным занятиям всеми доступными

способами. Дети, начинающие заниматься на фортепиано часто отличаются активной любозна-

тельностью. Эту любознательность поддержат игровые формы работы с учеником.

Игра поможет сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскроет

способности детей, активизирует их творческие наклонности. Необходимо предоставлять уче-

нику больше самостоятельности. Важно так выстроить игру, чтобы в ходе ее ребенок сам ставил

перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал. Двигаясь, от простого к слож-

ному, ребенок учится видеть, слушать, пробовать, сравнивать, творить.

Можно привести слова К. Орфа: « Собственное детское творчество, пусть самое

простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль,

пусть самая наивная – вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает че-

ловечность, стимулирует развитие созидательных способностей». [6]

1

Об этом же высказывалась И.Э. Сафарова: «Урок своего рода музыкальное действо, непрерыв-

но, плавно, развертывающееся во времени. Каких – либо подробных, словесных объяснений не

требуется, минимум слов, каждое слово несет музыкально – смысловую нагрузку. Речь педагога

– это тоже музыка. При удачной атмосфере урока, дети понимают педагога без слов. Играет

роль жест, взгляд, мимика. Все это требует определенного педагогического мастерства, которое

нарабатывается в практике, в постоянном общении с детьми». [6]

На сегодняшний день мастерство педагога фортепиано определяется не возрастом, а

личностной и профессиональной индивидуальностью. Современный педагог, обладающий раз-

носторонними знаниями в области педагогической технологии, собственным примером, любо-

знательностью и энтузиазмом, успешно справится с нелегкой задачей приобщения ребенка к

музыкальному творчеству.

В наши дни особенно важно разжечь у ребенка огонек влюбленности в серьезную музыку, и не-

престанно раздувать этот огонек. Значительнейшая доля успеха музыкального воспитания нахо-

дится в зависимости от личности педагога – от его увлеченности музыкой, отзывчивости на кра-

соту, проницательного внимания к тому, что таится в глубине вещей, а не на их поверхности, от

его воли и добросовестности. «Воспитательная сила изливается только из живого источника че-

ловеческой личности», говорил К.Ушинский.[7] Б.А-

сафьев, говоря о музыке, сказал еще выразительнее: «Только тот, кто поистине одержим сти-

хией искусства и насыщен им, имеет право развивать восприятие искусства в других».[1] Ко-

нечно, влюбленность в музыку невозможно воспитать ни нажимом, ни навязыванием своей

точки зрения, или своих переживаний, невозможно в «лоб» заставить своего воспитанника вос-

хищаться музыкой и переживать ее. Умную педагогическую работу отличают преимущественно

окольные пути, и конечно постоянство усилий.

Работая, с учеником над музыкальным произведением, в одном случае педагог

прибегнет к анализу, логике, методу «наблюдения искусства», укажет своему питомцу путь по-

степенного художественного творения. В другом случае обратит внимание ученика к неторо-

пливому, спокойному и сосредоточенному вслушиванию. В третьем случае педагог, обладаю-

щий даром образно говорить о музыке, прибегнет к сопоставлению разных произведений. В

четвертом случае постарается вдохновить своего воспитанника собственным исполнением

произведения, дирижированием, подпеванием. В других случаях импровизационно найдет

именно то, что нужно ученику в данной ситуации.

Педагогу музыканту не следует терять важнейший ориентир в своей работе – учить творческому

исполнению, а не только выполнению задания. А без этого понимания трудно влюбить своего

ученика в музыку. Известный музыкальный педагог Л.Баренбойм, говоря о роли педагога в му-

зыкальном воспитании ученика, вспоминает слова К.Станиславского: - «Система творческого

воспитания предъявляет к личности педагога, его знаниям, умению, кругозору и поведению

огромные требования. Педагог не только обучает основам искусства, но, воспитывая «душев-

ный аппарат», становиться художественным и этическим руководителем ученика. Он обязан

научить своего воспитанника слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать и делать отбор,

понимать смысл наблюдаемых явлений. Чтобы жить для искусства, нужен беспредельно широ-

кий кругозор, желание и умение вникать в смысл окружающей жизни, напрягать свой ум, по-

полняя его недостающими знаниями, вести содержательную, интересную, разнообразную, вол-

2

нующую и возвышающую жизнь».[2] Обучение маленького пианиста должно быть основано на

самых возвышенных впечатлениях от музыки и других видов искусств. Необходимо целенаправ-

ленно питать культуру ребенка, его духовность.

Урок по фортепиано является основной формой организации индивидуального обу-

чения и воспитания учащегося. Построение любого урока начинается с четкого определения его

конечной цели, выбора средств ее достижения, способов работы для решения поставленных за-

дач. К современному уроку в ДШИ предъявляются высокие требования: дидактические, психо-

логические, по структуре проведения урока:- эмоциональная окраска урока, творческая и благо-

приятная атмосфера, пробуждающая интерес и инициативу ученика, оптимальные темп и ритм

урока, завершенность поставленных целей.

Чуткий и грамотный педагог выстраивает воспитательный процесс в атмосфере до-

брожелательности, с учетом особенностей психики ребенка. Преподаватель фортепиано, обла-

дая сам высокой культурой общения, тонкой интуицией, должен находить индивидуальный

подход к каждому ребенку, слова и методы воздействия.

Выдающийся музыкальный педагог А.Д. Артоболевская убеждала окружающих ее педагогов -

музыкантов быть предельно терпеливыми, к своим ученикам, чтобы не отпугнуть ребенка, го-

воря, что доброта – самый великий и тяжкий труд, быть всегда добрым - гигантский труд, из-

вестный человечеству.

Следует помнить, что ребенок, обучающийся игре на фортепиано, испытывает по-

вышенную нагрузку на нервную систему. Все формы обучения, включая систематические до-

машние занятия, заучивание произведений наизусть, выступления на концертах и экзаменах

требуют многих усилий и нервного напряжения ученика. Поэтому мудрый педагог выстраивает

свои отношения с воспитанником гармонично, доброжелательно, всегда поощряя и поддержи-

вая его, отмечая все, даже самые незначительные успехи, удачные моменты и достижения в его

работе и выступлениях.

В процессе обучения и воспитания важно развить в ученике такие личностные каче-

ства как воля, внимание, самостоятельность и критичность мышления, целенаправленность и

систематичность в работе. Если ученик с интересом и инициативой работает на уроке, чувствует

себя соучастником процесса и ощущает творческую радость, то его включенность и активность

оказывают благоприятное воздействие на формирование его волевых качеств. Педагогу важно с

первых уроков умело распределять и концентрировать внимание ученика. Необходимо разви-

вать в ученике самостоятельность мышления. Разбор и анализ разучиваемых произведений,

развитие слухового внимания, прослушивание и выбор понравившейся музыки, широкое ис-

пользование технического оснащения, интернет - ресурсов, аудио, видеозаписей исполнения

классической музыки формирует самостоятельность и стимулирует собственное отношение к

музыке и исполнению.

Важной стороной самостоятельности мышления ученика является критичность в

оценке своего труда. Педагогу необходимо развивать в ученике точность выполнения задания,

понимание текущей задачи и способов ее выполнения, умение формулировать проблемы и

предлагать пути их решения. То есть воспитывать исследовательскую культуру ученика.

3

Выдающийся педагог и музыкант русской пианистической школы Г.Г.Нейгауз писал:

«Считаю, что одна из главных задач педагога - сделать как можно скорее и основательнее так,

чтобы быть ненужным ученику, вовремя сойти со сцены, то есть привить ему ту самостоятель-

ность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называ-

ются зрелостью».[5]

Целью педагога фортепиано является развитие личности учащегося, его творческих

способностей в информационном, коммуникативном и артистическом направлении. В моем ра-

бочем плане большое место занимают организация концертов класса на различных городских

площадках, в детских садах, библиотеках, социальных домах. Ученики моего фортепианного

класса всегда активно участвуют во всех конкурсах, фестивалях, открытых уроках, организуемых

ДШИ. Самые талантливые ученики участвуют во всероссийских и международных конкурсах.

Педагог фортепиано - сам активный участник педагогических концертов, а также сольных тема-

тических концертов. Такая обширная совместная деятельность педагога и учеников класса фор-

тепиано является очень важной и ценной в воспитании и развитии личности ребенка.

Грамотный педагог с первых – же занятий с ребенком приобщает и его роди-

телей к этому процессу. Он проводит с ними беседы о важности их участия в организации само-

подготовки, чтобы занятия дома проходили спокойно и систематически. «Хорошие родители

важнее хороших педагогов»,- говорил выдающийся пианист и педагог Г.Г.Нейгауз, имея в виду,

что самые лучшие учителя будут бессильны, если родители равнодушны к искусству и эстетиче-

скому воспитанию своих детей. [5].

Роль родителей – главных воспитателей своего ребенка очень велика. Трудолюбие, внимание,

умственные способности, терпение, ответственность родители должны развивать в своем ре-

бенке еще в дошкольном возрасте. Важно, чтобы взрослые, приведя ребенка в фортепианный

класс, не заканчивали на этом свое участие, а были активно включены в творческий процесс, по-

могали дома организовать ребенка на результативные занятия. Принцип последовательности,

постепенности и систематичности должен пронизывать весь процесс музыкального воспитания

ребенка.

Таким образом, педагог фортепиано совместно с родителями согласованно, в тесном контакте и

взаимопонимании успешно реализуют цель развития и раскрытия лучших качеств и свойств ре-

бенка.

Современный процесс в музыкальном образовании сфокусирован на развитии твор-

ческих способностей учащегося. Обучение игре на фортепиано должно проходить так, чтобы

вместе со знаниями и профессиональными навыками ученик развивал в себе качества творца.

Игра на фортепиано делает личность человека многогранной, развивает его творческие способ-

ности, фантазию и воображение, артистичность, интеллект, самостоятельность, способствует

восприятию высоких образцов классической музыки, тем самым формирует многогранную лич-

ность развитого культурного человека.

Литература:

1.Асафьев Б.В.–Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании–М.-Л.1965.-33 с.

4

2.Баренбойм Л.А.-Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.; Музыка 1969г.288 с.

3.Ляховицкая С.С.-Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся. Сборник

статей: Вопросы фортепианной педагогики под ред. В. Натансона-вып.3 М.; Музыка 1971г-334 с.

4.Музыкальная психология и психотерапия - Научно-методический журнал для музыкантов, психо-

логов и психотерапевтов, вып. 1 – М.2010г.; вып. 2 –М.2010г.

5.Нейгауз Г.Г. - Об искусстве фортепианной игры - М.;Музыка1987г.-240 с.

6.Сафарова И.Э. под ред. С.М. Фроловой. Екатеринбург, 1994 г. С. 7.

7.Ушинский К.Д.- Педагогические сочинения, вып. 6. Т 2, составитель С.Ф.

8.Фирсова Д.Ф.-Великий труд-доброта – М.; Музыка,1991г.-136 с.

9.Цыпин Г.М.- Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано-М.; Музы-

ка.1975г.

5



В раздел образования