Напоминание

«Картотека игр по детскому тимбилдингу»(командообразованию)


Автор: Тислова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ ЦРР Детский сад №11 "Берёзка"
Населённый пункт: Приморский край Октябрьский округ пгт.Липовцы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Картотека игр по детскому тимбилдингу»(командообразованию)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

«Картотека игр по детскому тимбилдингу»

(командообразованию)

Составила воспитатель 1 категории:

Тислова О.В.

пгт.Липовцы 2023 г

1

"На льдине"

Цель: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной

зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя.

Ход игры:

На полу расстилается ковер. По сигналу участники должны запрыгнуть на

него, а затем перевернуть ковер, не сходя с него, занять свои места.

2. «Рулет»

Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности.

Ход игры:

Дети встают в шеренгу, держась за руки. Ребенок, стоящий первым, начинает

поворачиваться вокруг своей оси, увлекая за собой стоящих следом. Таким

образом, дети

образуют некий «рулет». Обращается внимание детей на то, что в ходе

упражнения важно

не расцеплять руки. Задание можно усложнить, предложив детям «раскрутить

рулет».

3. Музыкальные объятия (обнимашки)»

Цель: формирование навыков сотрудничества, снижение застенчивости,

развитие умения чувствовать других.

Ход игры: дети прыгают, музыка прекращается, каждый ребенок кого-то

крепко обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают по залу

(можно с партнером, если хочется). При следующей паузе объединяются 3

человека, до тех пока не

образуется одно большое объятие.

4.«Построимся».

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим

участником по схожим признакам.

Время: 10 минут.

Ход игры: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты

проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников –

построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем

задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по

длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги

в их одежде.

5. «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход игры: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы

вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том,

что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет

«два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило:

слово

должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре»,

счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

6. «Очередь»

Цель: сплочение команды, умение действовать сообща.

Материал: повязки на глаза, номера

Ведущий завязывает участникам глаза. Затем подходит к каждому

участнику прикрепляет номер и простукивает определенное число по руке.

Когда все игроки получили свой номер, ведущий дает сигнал начала игры.

Задача — без слов выстроиться в очередь так, чтобы каждый участник занял

свое порядковое место. Если игроков много, можно сформировать несколько

команд и устроить соревнования на скорость.

7.«Ты и я команда!»

Цель: сплочение команды

Дети берутся за руки и делают большой круг. Потихоньку маленькими шагами,

ребята приближаются в центр и произносят слова «Ты и Я» и так до тех пор,

пока не получится маленький круг и их плечи не коснутся друг друга и тогда

дети все вместе произносят «Команда!»

8. «Красные, синие, зелёные»

Играющие образуют круг или встают в шеренгу. Ведущий каждому на спину

прикрепляет лист определённого цвета. По сигналу все участники должны

выстроиться в колонны: красные – в одну колонну, синие – в другую и т. д.

Задание: строиться в полной тишине.

9. «Гусеница»

Цель: игра учит доверию.

Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе

передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи

впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого

зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара

(мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на

вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы

должны пройти по определенному маршруту.

10.«Волшебный обруч»

Цель: сплочение группы, определение лидеров, выявление господствующего

настроения в группе; проверка эффективности группового взаимодействия.

У меня в руках обычный пластмассовый обруч? Как бы не так! Его простота

обманчива, этот обруч с тяжелым характером. Ваша задача – приручить его,

заставив делать то, что захочет группа.

Встаньте в тесный круг. Пусть каждый поднимет на уровень плеча руку с

вытянутым вперед указательным пальцем. Ваши указательные пальцы создали

внутренний круг. На него я опускаю обруч. Я прошу следить за тем, чтобы

пальцы не сгибались, не захватывали обруч «крючком».

Не прерывая контакта обруча с пальцами, опустите его на пол. Чтобы добиться

успеха, вам потребуется согласовать свои действия. Вы увидите, что обруч

будет проявлять свой характер. Всякий раз мы будем возвращаться к

исходному положению, пока команда не положит обруч на пол.

Вы сможете свободно обсуждать, предлагать различные варианты решения

задания. Следите только за тем, чтобы обруч находился в постоянном контакте

с вытянутыми вперед указательными пальцами рук участников игры.

11.«Весёлое эхо»

Ребята встают в круг вместе с педагогом. Спросить у них, знают ли, что такое

эхо? Педагог первым называет своё имя (желательно интересно, например - как

называет тебя мама: Юленька.) и показывает, какое либо движение, а все по

очереди должны повторить. Затем показывает и называет каждый свое имя и

остальные повторяют. Стараться, чтобы все движения детей были

разнообразны. Как усложнение: каждый показывает только свое

движение и называет свое имя, не повторяя за другими.

12. «Живая скульптура»

Цель: умение действовать сообща; сближение детей

Ход игры: Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному

ребенку выйти в центр и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно

стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь

позой. Затем к ним присоединяется в своей позе третий. И т.д. Можно сделать

фотографию общей скульптуры и в последствии обсудить, на что она похожа.

13. «Обруч»

Дети стоят в кругу взявшись за руки. Воспитатель, надев на себя обруч,

подходит и встает в круг к детям. Нужно обруч передавать друг другу не

расцепляя рук, движениями рук и тела, помогая друг другу.

14.«Волшебный паровозик»

- Ребята, пока мы с вами играли, пошел дождик (брызги из распылителя воды).

Но это необычный дождик, а волшебный. Он склеил всех нас вместе, в одну

цепочку. Для того, чтобы мы смогли освободиться, необходимо преодолеть

несколько препятствий.

Дети выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего,

и передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия, стараясь не

разорвать цепочку (Звучит фонограмма музыки «Дружба крепкая…)

подняться на степ и сойти с него;

пройти под дугой;

пройти по узкой дорожке – канату;

пробраться по кочкам через «болото».

15. «Волшебный стул»

Цель: Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей

нежные ласковые слова.

Ход игры: Один ребенок садится в центр, на «волшебный» стул, остальные

говорят о нем ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего,

обнять, поцеловать.

16. «Передай мяч ногами»

Дети сидят по кругу, ноги вытянуты, руки в упоре сзади. У одного

участника мяч зажат между ступнями ног. По команде начинают передавать

мяч друг другу по кругу только ногами.

Задача игроков не уронить мяч.

17. «Лови мяч»

Все игроки встают в круг. Ведущий предлагаем игрокам бросить мяч любому

из игроков, установив с ним зрительный контакт. Просто? Да! Игра

усложняется, когда ведущий вводит в игру второй мяч, затем третий и так

далее. Обрати внимание игроков, что с каждым новым мячом найти партнёра

для перекидывания мяча становится всё сложнее.

18.

«Переход через болото».

Участники должны перебраться всей командой на другую сторону, не

наступая на пол в полной тишине.

19.

«Змейка»

Цель: развитие умения сотрудничать, сплочение коллектива.

Дети стоят друг за другом. Педагог предлагает им поиграть в змейку: «Я буду

головой, а вы — туловищем. У нас на пути будет много препятствий.

Внимательно следите за мной и в точности повторяйте мои движения. Когда я

буду обходить препятствия, обходите их точно за мной, когда я буду

перепрыгивать через ямы, пусть каждый из вас, когда доползет до нее,

перепрыгнет так же, как я. Готовы? Тогда поползли».

Когда дети освоились с упражнением, взрослый переходит в хвост змейки, а

ребенок, который был за ним, становится следующим ведущим. Затем по

команде воспитателя его сменяет новый ведущий и так — до тех пор, пока все

дети по очереди не побывают в роли ведущего.

20.«Поздороваемся»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход: Предлагаю вам активизироваться и поздороваться друг с другом разными

способами. Я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень

быстро «поздороваться» друг с другом, и поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!

- Спина к спине!

- Носок к носку!

- Живот к животу!

- Лоб ко лбу!

- Бок к боку!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

- Бедро к бедру!

- Ухо к уху!

- Пятка к пятке!

- Затылок к затылку!

- Локоть к локтю!

- Кулак к кулаку!

21.«Карандаши в кругу».

Участники должны стать в круг и указательными пальцами, кто стоит рядом

друг с другом удерживать карандаши. Я буду давать Вам задания. А, Вы

должны синхронно выполнять эти задания, не роняя карандаши. Обращаю

Ваше внимание на то, что все эти упражнения не на скорость, а на логику,

внимание и смекалку. Все готовы?

Первое задание: нужно всем вместе поднять руки вверх. Теперь опустить вниз.

Второе задание: нужно наклониться вперёд (назад). Молодцы!

Третье задание: сесть всем весте, а затем встать, не уронив карандаши.

22. «Дорожки»

На полу разложены дорожки (деревянные рейки, палки). Взявшись за руки друг

за другом пройти по этой дорожке не падая. Если кто-то падает, то задание

начинается сначала

23.«Замороженный»

Цель: помочь раскрыть каждому свой творческий потенциал.

Оборудование: не требуется

Ход игры: Ведущий: Разделитесь на пары. Один из вас – «замороженный».

Другой – «реаниматор». Поднимите руки «замороженные»: по моему сигналу

вы застываете в неподвижности. Поднимите руки «реаниматоры»: задача

«реаниматора» – за 2 минуты вывести «замороженного» из транса.

«Реаниматор» может делать для этого все, что захочет, но не может

прикасаться к «замороженному». «Замороженные», выследите за своими

ощущениями, и подаете признаки жизни тогда, когда вам действительно этого

захочется. Помните, однако, что слишком упорствовать тоже не надо. Итак, 2

минуты работает один человек в паре, через 2 минуты меняетесь ролями. Если

вдруг участник отказывается принимать участие в разминке, то в этом случае

не стоит принуждать его. Возможен вариант, когда этому участнику выдаются

часы, и он отслеживает, какая пара первой закончила игру.

24. «Кто быстрее?»

Цель: сплотить коллектив.

Оборудование: не требуется

Ход игры:

Участники должны быстро, без слов, построить, используя всех игроков

команды, следующие фигуры:

квадрат;

треугольник;

ромб;

25. «Выполни действие»

Я буду говорить какие-то задания и слова. Если эти слова о вас, то выполняйте

задание, если нет, то выполнять задание не нужно.

1. Поменяйтесь местами все те, кто любит свою работу.

2. Все те, кто работает педагогом уже больше 10 лет - потопайте ногами.

3. Все те, кто мечтал быть педагогом с детства - похлопайте в ладоши.

4. Все те, кто любит путешествовать - выйдите в круг.

5. Все те, у кого есть дети – покружитесь вокруг себя.

6. Все те, кто умеет плавать – поменяйтесь местами.

7. Все те, кто любит танцевать – покажите любое танцевальное движение.

8 . Все те, работает всю жизнь в одном учреждении - покажите «класс».

9. Все те, кто умеет играть на любом музыкальном инструменте – встаньте на

правую ножку.

10.Все те, у кого сейчас хорошее настроение – крикните «Ура!»

26.

«

Перетягивание каната»

Цель: развитие умение «чувствовать» другого, согласовывать действия.

Педагог предлагает детям: «Разбейтесь на пары, встаньте на расстоянии пяти

шагов друг от друга, возьмите в руки воображаемый канат и постарайтесь

перетянуть партнера, сдвинуть его с места. Действуйте так, будто у вас в руках

— настоящий канат. Следите за партнером: когда он с усилием отстраняется

назад и перетягивает вас, подайтесь чуть вперед, а потом прикладывайте еще

больше усилий и перетягивайте партнера». Сначала воспитатель показывает

детям, как надо играть, встав в пару с одним из детей, затем дети играют

самостоятельно.

27. «Рисунок на спине»

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный

образ. Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за

ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра

образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.

д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

28.

«На мостике»

Цель: развитие ловкости. способности прогнозировать ситуацию, соотносить

свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.

Пред началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый делит детей

на две группы и разводит в разные стороны. Предлагает представить такую

ситуацию: дети находятся по сторонам горного ущелья и им необходимо

перебраться на другую сторону, а для этого есть только узенький мостик.(на

полу чертится полоса шириной 30-40 см). по мостику могут пройти только

два человека одновременно навстречу друг другу. Участники разбиваются на

пары и двигаются навстречу. Тот кто заступит за черту выбывает из игры

(упал в ущелье). Успешное окончание игры можно считать лишь в том случае,

когда ребенок уступил дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.

29.

«Удержи предмет»

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог

предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без по-

мощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая

более длительное время удерживает предмет.

30. «Пройди в ворота»

Детям раздаются карточки с разным числом кружков. Чтобы пройти в

«ворота», каждому необходимо найти пару, т.е. ребенка, число кружков, на

карточке которого в сумме с кружками собственной карточки даст число,

показываемое на «воротах» (счет в пределах 5 – 10).

31.«Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия

в парах, преодоление боязни тактильного контакта. Развитие эмоций и чувств у

детей дошкольного возраста.

Материалы: стол, стулья и т. д.

Ход игры: дети становятся парами, прижимая правую ладонь к левой ладони и

левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные, таким образом, они

должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол,

стулья, кровать, реку (в виде детской железной дороги) и т. д.

В этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно,

если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д.

Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

32.«Туннель»

Цель: сплочение группы.

Участники стоят в двух колоннах. Первый делает шаг вперед, и принимает

упор, лежа согнувшись. Второй участник проползает под первым заданным

способом (по-пластунски, на низких четвереньках с опорой на предплечья) и

принимает это же положение рядом с первым. Движение начинает третий

участник и т.д. Задание выполняется 2-3 раза подряд.

33.

«Тачка»

Команды делят игроков на пары. Один из участников «пары» должен лечь на

землю, а другой взять его за ноги (получается своеобразная тачка). После

этого «пары» передвигаются к старту: первый игрок на руках, а другой

обычным шагом, но держа своего партнёра за ноги. «Пары» обеих команд

выстраиваются перед стартовой линией шеренгой и, по сигналу судьи, бегут к

финишу. Побеждает команда, которая первая собирается у финиша в полном

составе.

34.Упражнение «Плот» (Реквизит: одеяло).

Команда становится на одеяло. Не сходя с одеяла, нужно переместиться из

пункта А в пункт Б.

35.«Спина к спине»

Два человека стоят, упершись спинами друг в друга. Нужно вместе сесть и

вместе встать. То же самое - стоя лицом друг к другу и взявшись за руки и

отклонившись назад. Вариант упражнения - группа из нескольких человек (всей

группы), стоящих в кольце, либо в линию друг напротив друга.

36.«Тень»

Цель: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление

межличностных контактов.

Ход игры: один участник становится путником, остальные его тенью. Путник

идет через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-

точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал

движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел

вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т.д.

37.

«Самолетик»

Цель: В упражнении тренируются навыки взаимодействия в паре.

Участники организуют пары. Затем берут друг друга за руку и свободными

руками делают бумажный самолетик.

38.

«Верёвка».

Правила игры очень просты. Нужно, чтобы каждый участник игры взялся

одной рукой за верёвку, и все участники завязали верёвку в один большой узел.

Давайте попробуем. (Выполняют задание) Теперь узел нужно развязать.

Молодцы! Вы все вместе выполнили такое сложное задание.

39.

«Лабиринт»

Цель: научиться чѐтко, внятно и очень коротко давать друг другу инструкции и

указания; уметь молчать и использовать минимум ресурсов для достижения

лучшего результата.

Оборудование: заранее выстраивается лабиринт из подручных средств (стулья,

столы, спортивный инвентарь)

Ход игры:

Один из участников с закрытыми (завязанными) глазами пытается пройти

лабиринт. Управляет этим игроком вся команда по очереди, причѐм каждый за

один раз может сказать только одно слово. Если участники ошибаются, не

выполняют правила игры, ведомый должен вернуться к началу лабиринта.

40.

«Уменьшающаяся газета»

Цель: тренировать навыки совместной деятельности в команде.

Оборудование: по одному газетному листу на каждую группу.

Ход игры:

Участники делятся на мини-группы, от 3 до 6 человек, и каждой команде

выдается газетный лист. Ведущий озвучивает следующую инструкцию: «Вам

нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы – одна

команда»!» После того как это будет сделано, ведущий складывает газету

пополам и повторяет задание. Затем, ведущий еще раз складывает газету

пополам и снова повторяет задание. Задача группы – разместиться на

наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы

крикнуть всем вместе «Мы – одна команда!»

41.

Игра «Головомяч»

Встаньте парами напротив друг друга и поместите между головами мяч.

Сейчас я включу музыку, ваша задач – потанцевать под веселую музыку, держа

мяч головами и не роняя его. Если мяч упал, то пара начинает пытаться снова.

42.

«Карабас»

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится

воспитатель, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о

Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр.

Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на

вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не

договариваясь, встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу

пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». Чаще всего встают

более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже,

под конец игры, менее решительные. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

43.Тух-тиби-дух!

Цель: снятие негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и

сердце.

В этом ритуале заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить

слово "тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Инструкция: Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание

против плохого настроения, против обид и разочарований, короче, против

всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему,

вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по помещению (ковру),

ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь

напротив одного из детей, и трижды сердито-сердито произнесите волшебное

слово. Это волшебное слово — "тух-тиби-дух". В это время другой ребёнок

должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово, он не

должен ничего сердито-сердито произнести: "Тух-тиби-дух!". После этого

продолжайте прогуливаться. Время от времени останавливайтесь перед кем-

нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно

подействовало, важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку,

стоящему перед вами.

44.Неожиданные картинки.

Цель: научить коллективной работе.

Во время этой игры они имеют возможность увидеть, какой вклад вносит

каждый член группы в общий рисунок.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и восковые мелки.

Инструкция: Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу

бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать

какую-нибудь картину. (2-3 минуты.) По моей команде перестаньте рисовать и

передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который

передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину.

Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова

передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало

времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях

остановите упражнение после 8-10 смен или попросите передавать рисунок

через одного. Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как

останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения

каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.

Анализ упражнения:

— Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

— Понравились ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

— Какой рисунок тебе нравится больше всего?

— Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

45.

«Выполнение коллективного коллажа»

Дети вырезают нарисованных художественных персонажей (можно

комбинировать целые рисунки или их части из собственных работ «Мои

любимые литературные герои». Затем они из полученных заготовок создают

композицию (коллаж) на одном большом листе ватмана по теме «Любимые

герои нашей группы» «Презентация себя» Рисунки, выполненные по теме

«Какой Я», выставляют на всеобщее обозрение. Детям необходимо узнать

автора каждого рисунка, обосновав свой ответ, а авторам необходимо

охарактеризовать свои положительные качества.

46.

«Ручеек»

Это хорошо знакомая народная игра помогает детям взять на себя смелость и

самостоятельно сделать выбор партнера в паре. Это позволяет в игровой форме

преодолеть неположительное отношение друг к другу или сократить

дистанцию общения между детьми в группе.



В раздел образования