Напоминание

"Здоровьесберегающая среда в детском саду как фактор внедрения ФГОС ДО"


Автор: Трифонова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Структурного подразделения МБОУ "СОШ №4" "Детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: г.Мегион
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Здоровьесберегающая среда в детском саду как фактор внедрения ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Структурное подразделение МБОУ "СОШ№4" "Детский сад "Улыбка"

Воспитатель: Трифонова Наталья Александровна

Тема: Здоровьесберегающая среда в детском саду как фактор внедрения ФГОС ДО

Здоровьесберегающие

технологии

в дошкольном

образовании —

технологии,

направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования —

задачи

сохранения,

поддержания

и обогащения

здоровья

субъектов

педагогического

процесса

в детском

саду:

детей,

педагогов

и родителей.

Физическое

здоровье

детей

неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя

из принципа “здоровый ребенок — успешный ребенок”, невозможно решение проблемы

воспитания

социально

адаптированной

личности

без

осуществления

системы

мероприятий

по

оздоровительной

работе

и физическому

воспитанию

детей.

Поэтому

в настоящее

время

в качестве

одного

из

приоритетных

направлений

педагогической

деятельности

выделяется

применение

в условиях

детского

сада

здоровьесберегающих

технологий.

Цель

статьи

заключается

в раскрытии

основополагающих

факторов,

способствующих

организации здоровьесберегающей среды в ДОУ как фактора внедрения ФГОС ДО.

Изложение

основного

݇

материала.

На

сегодняшний

день

существует

более

300

определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье —

это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только

отсутствие

болезней

и физических

дефектов

[1,

с.

21–28].

Большинство

педагогов

(A. A. Баранов,

Е. Л. Вишневская,

В. В. Каргенов

и др.)

придерживаются

определения

здоровья,

часто

имея

в виду

его

физическую

составляющую,

забывая

о социально-

психологической

и духовно-нравственной.

Важно

переломить

эту

тенденцию

и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего

физический,

социально-психологический

и духовно-нравственный

аспект.

Концепция

модернизации

российского

образования

предусматривает

создание

условий

для

повышения

качества

общего

образования

и в

этих

целях,

наряду

с другими

мероприятиями,

предполагает

создание

в образовательных

учреждениях

условий

для

сохранения

и укрепления

здоровья

воспитанников.

Согласно

современным

представлениям на основе ФГОС ДО, целью образования является всестороннее развитие

ребенка

с учетом

его

возрастных

возможностей

и индивидуальных

особенностей

при

сохранении и укреплении здоровья.

Выбор

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

зависит

от

программы,

по

которой

работают

педагоги,

конкретных

условий

дошкольного

образовательного

учреждения

(ДОУ),

профессиональной

компетентности

педагогов,

а также

показаний

заболеваемости

детей.

Понятие

«здоровьесберегающие

педагогические

технологии»

у разных

авторов

трактуются

по-разному.

Н. К. Смирнов,

как

родоначальник

понятия

«здоровьесберегающие

образовательные

технологии»

утверждал,

что

их

можно

рассматривать

как

технологическую

основу

здоровьесберегающей

педагогики,

как

совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья,

как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее

воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие

«здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической

технологии,

показывающей,

насколько

при

реализации

данной

технологии

решается

задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — детей и их

родителей, педагогов

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для

здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы,

которые

дополняют

традиционные

педагогические

технологии

за д ача м и

здоровьясбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ: -

Относительно ребенка — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику

детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного

отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,

поддерживать

и сохранять

его,

валеологической

компетентности,

позволяющей

дошкольнику

самостоятельно

и эффективно

решать

задачи

здорового

образа

жизни

и безопасного

поведения,

задачи,

связанные

с оказанием

элементарной

медицинской,

психологической самопомощи и помощи.

Относительно взрослых — содействие становлению культуры здоровья, в том числе

культуры

профессионального

здоровья

воспитателей

ДОУ

и валеологическому

просвещению родителей Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических

технологий

повысит

результативность

воспитательно-образовательного

процесса,

сформирует

у педагогов

и родителей

ценностные

ориентации,

направленные

на

сохранение

и укрепление

здоровья

воспитанников,

если

будут

созданы

условия

для

возможности

корректировки

технологий,

в зависимости

от

конкретных

условий

и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей,

будут

внесены

необходимые

поправки

в интенсивность

технологических

воздействий,

обеспечен

индивидуальный

подход

к каждому

ребенку;

будут

сформированы

положительные

мотивации

у педагогов

ДОУ

и родителей

детей.

Используемые

в комплексе

здоровьесберегающие

технологии

в итоге

формируют

у ребенка

стойкую

мотивацию

на

здоровый

образ

жизни.

Только

здоровый

ребенок

с удовольствием

включается

во

все

виды

деятельности,

он

жизнерадостен,

оптимистичен,

открыт

в общении

со

сверстниками

и педагогами.

Это

залог

успешного

развития

всех

сфер

личности, всех ее свойств и качеств. К современным здоровьесберегающим технологиям

относятся:

ритмопластика;

динамические

паузы

(физкультминутки);

подвижные

и спортивные игры; релаксация; технологии эстетической направленности; гимнастика

пальчиковая; гимнастика для глаз; гимнастика дыхательная; гимнастика пробуждения;

оздоровительный

бег;

физкультурное

занятие;

проблемно-игровые

(игротренинги

и игротерапия)

и коммуникативные

игры;

занятия

из

серии

«Здоровье»,

самомассаж;

технологии

музыкального

воздействия;

технологии

воздействия

цветом;

технологии

коррекции поведения; сказкотерапия и т. п

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий включают:

- Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической

подготовленности

дошкольников,

их

валеологических

умений

и навыков,

а также

здоровьесберегающей среды ДОУ.

- Организацию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

-

Установление

контактов

с социальными

партнёрами

ДОУ

по

вопросам

здоровьесбережения.

-

Освоение

педагогами

ДОУ

методик

и приёмов

здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ. - Внедрение разнообразных форм

работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

- Работа валеологической направленности с родителями в ДОУ [2, с.36]. Данные

технологии

имеют

оздоровительную

направленность,

а используемая

в комплексе

здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка привычку к здоровому

образу жизни. Эта работа осуществляется комплексно: воспитателями, инструктором по

физическому

воспитанию,

музыкальными

руководителями,

логопедами,

педагогом-

психологом.

Данные технологии помогают гармонизации психоэмоционального состояния, учат детей

понимать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать и чувствовать свое тело.

Система здоровьесбережения в ДОУ включает:

- различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по

сезонам, на время каникул);

- комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по

“дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах,

полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая

гимнастика); - физкультурные занятия всех типов;

- оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность

детей

(утренняя

гимнастика,

физкультурные

занятия,

проведение

подвижных

игр,

прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика,

логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);

- организация рационального питания;

- медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

-

комплекс

мероприятий

по

сохранению

физического

и психологического

здоровья педагогов. - Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

- Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды

совместной деятельности;

-

Внедрение

инновационных

здоровье сберегающих

т е х н ол о г и й

в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

-

Разнообразие

форм

физкультурно —

досуговой

деятельно сти

с дошкольниками;

-

Формирование

привычки

к здоровому

образу

жизни

у дошкольников, педагогов и родителей;

- Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня

физической

подготовленности

в соответствии

с возможностями

и состоянием

здоровья

ребенка;

-

Выявление

интересов,

склонностей

и способностей

детей

в двигательной

деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

- Обеспечение физического и психического благополучия ребёнка в ДОУ [2, с.

84]. Укрепление здоровья ребенка — это не периодические мероприятия, а идеология

воспитания, поведенческая база, которая остается с человеком на всю жизнь.

Результатами внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются: 1.

Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей

ДОУ.

2.

Взаимодействие

специалистов

ДОУ

в организации

физкультурно-

оздоровительной

работы

с дошкольниками

специализированных

групп.

3.

Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий

в педагогический процесс ДОУ. 4. Формирование нормативно-правовой базы по

вопросам

оздоровления

дошкольников.

5.

Внедрение

научно-методических

подходов

к организации

работы

по

сохранению

здоровья

детей,

к созданию

здоровьесберегающего

образовательного

пространства

в ДОУ

и семье;

6.

Улучшение

и сохранение

соматических

показателей

здоровья

дошкольников.

Таким

образом,

здоровьесберегающие

технологии

можно

рассматривать

как

одну

из

самых

перспективных систем современности и как совокупность методов и приемов организации

обучения

дошкольников,

без

ущерба

для

их

здоровья.

Эффективность

позитивного

воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих

здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих

приемов

и методов,

сколько

их

грамотной

«встроенностью”

в общую

систему,

направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.

Иванова С. С. Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО [Текст]

// Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч.

конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 14-16.



В раздел образования