Автор: Трифонова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Структурного подразделения МБОУ "СОШ №4" "Детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: г.Мегион
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Здоровьесберегающая среда в детском саду как фактор внедрения ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Структурное подразделение МБОУ "СОШ№4" "Детский сад "Улыбка"
Воспитатель: Трифонова Наталья Александровна
Тема: Здоровьесберегающая среда в детском саду как фактор внедрения ФГОС ДО
Здоровьесберегающие
технологии
в дошкольном
образовании —
технологии,
направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования —
задачи
сохранения,
поддержания
и обогащения
здоровья
субъектов
педагогического
процесса
в детском
саду:
детей,
педагогов
и родителей.
Физическое
здоровье
детей
неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя
из принципа “здоровый ребенок — успешный ребенок”, невозможно решение проблемы
воспитания
социально
адаптированной
личности
без
осуществления
системы
мероприятий
по
оздоровительной
работе
и физическому
воспитанию
детей.
Поэтому
в настоящее
время
в качестве
одного
из
приоритетных
направлений
педагогической
деятельности
выделяется
применение
в условиях
детского
сада
здоровьесберегающих
технологий.
Цель
статьи
заключается
в раскрытии
основополагающих
факторов,
способствующих
организации здоровьесберегающей среды в ДОУ как фактора внедрения ФГОС ДО.
Изложение
основного
݇
материала.
На
сегодняшний
день
существует
более
300
определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье —
это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только
отсутствие
болезней
и физических
дефектов
[1,
с.
21–28].
Большинство
педагогов
(A. A. Баранов,
Е. Л. Вишневская,
В. В. Каргенов
и др.)
придерживаются
определения
здоровья,
часто
имея
в виду
его
физическую
составляющую,
забывая
о социально-
психологической
и духовно-нравственной.
Важно
переломить
эту
тенденцию
и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего
физический,
социально-психологический
и духовно-нравственный
аспект.
Концепция
модернизации
российского
образования
предусматривает
создание
условий
для
повышения
качества
общего
образования
и в
этих
целях,
наряду
с другими
мероприятиями,
предполагает
создание
в образовательных
учреждениях
условий
для
сохранения
и укрепления
здоровья
воспитанников.
Согласно
современным
представлениям на основе ФГОС ДО, целью образования является всестороннее развитие
ребенка
с учетом
его
возрастных
возможностей
и индивидуальных
особенностей
при
сохранении и укреплении здоровья.
Выбор
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
зависит
от
программы,
по
которой
работают
педагоги,
конкретных
условий
дошкольного
образовательного
учреждения
(ДОУ),
профессиональной
компетентности
педагогов,
а также
показаний
заболеваемости
детей.
Понятие
«здоровьесберегающие
педагогические
технологии»
у разных
авторов
трактуются
по-разному.
Н. К. Смирнов,
как
родоначальник
понятия
«здоровьесберегающие
образовательные
технологии»
утверждал,
что
их
можно
рассматривать
как
технологическую
основу
здоровьесберегающей
педагогики,
как
совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья,
как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее
воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие
«здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической
технологии,
показывающей,
насколько
при
реализации
данной
технологии
решается
задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — детей и их
родителей, педагогов
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для
здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы,
которые
дополняют
традиционные
педагогические
технологии
за д ача м и
здоровьясбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ: -
Относительно ребенка — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику
детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного
отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,
поддерживать
и сохранять
его,
валеологической
компетентности,
позволяющей
дошкольнику
самостоятельно
и эффективно
решать
задачи
здорового
образа
жизни
и безопасного
поведения,
задачи,
связанные
с оказанием
элементарной
медицинской,
психологической самопомощи и помощи.
Относительно взрослых — содействие становлению культуры здоровья, в том числе
культуры
профессионального
здоровья
воспитателей
ДОУ
и валеологическому
просвещению родителей Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических
технологий
повысит
результативность
воспитательно-образовательного
процесса,
сформирует
у педагогов
и родителей
ценностные
ориентации,
направленные
на
сохранение
и укрепление
здоровья
воспитанников,
если
будут
созданы
условия
для
возможности
корректировки
технологий,
в зависимости
от
конкретных
условий
и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей,
будут
внесены
необходимые
поправки
в интенсивность
технологических
воздействий,
обеспечен
индивидуальный
подход
к каждому
ребенку;
будут
сформированы
положительные
мотивации
у педагогов
ДОУ
и родителей
детей.
Используемые
в комплексе
здоровьесберегающие
технологии
в итоге
формируют
у ребенка
стойкую
мотивацию
на
здоровый
образ
жизни.
Только
здоровый
ребенок
с удовольствием
включается
во
все
виды
деятельности,
он
жизнерадостен,
оптимистичен,
открыт
в общении
со
сверстниками
и педагогами.
Это
залог
успешного
развития
всех
сфер
личности, всех ее свойств и качеств. К современным здоровьесберегающим технологиям
относятся:
ритмопластика;
динамические
паузы
(физкультминутки);
подвижные
и спортивные игры; релаксация; технологии эстетической направленности; гимнастика
пальчиковая; гимнастика для глаз; гимнастика дыхательная; гимнастика пробуждения;
оздоровительный
бег;
физкультурное
занятие;
проблемно-игровые
(игротренинги
и игротерапия)
и коммуникативные
игры;
занятия
из
серии
«Здоровье»,
самомассаж;
технологии
музыкального
воздействия;
технологии
воздействия
цветом;
технологии
коррекции поведения; сказкотерапия и т. п
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий включают:
- Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической
подготовленности
дошкольников,
их
валеологических
умений
и навыков,
а также
здоровьесберегающей среды ДОУ.
- Организацию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
-
Установление
контактов
с социальными
партнёрами
ДОУ
по
вопросам
здоровьесбережения.
-
Освоение
педагогами
ДОУ
методик
и приёмов
здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ. - Внедрение разнообразных форм
работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
- Работа валеологической направленности с родителями в ДОУ [2, с.36]. Данные
технологии
имеют
оздоровительную
направленность,
а используемая
в комплексе
здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка привычку к здоровому
образу жизни. Эта работа осуществляется комплексно: воспитателями, инструктором по
физическому
воспитанию,
музыкальными
руководителями,
логопедами,
педагогом-
психологом.
Данные технологии помогают гармонизации психоэмоционального состояния, учат детей
понимать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать и чувствовать свое тело.
Система здоровьесбережения в ДОУ включает:
- различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по
сезонам, на время каникул);
- комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по
“дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах,
полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая
гимнастика); - физкультурные занятия всех типов;
- оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность
детей
(утренняя
гимнастика,
физкультурные
занятия,
проведение
подвижных
игр,
прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика,
логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
- организация рационального питания;
- медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
-
комплекс
мероприятий
по
сохранению
физического
и психологического
здоровья педагогов. - Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
- Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды
совместной деятельности;
-
Внедрение
инновационных
здоровье сберегающих
т е х н ол о г и й
в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
-
Разнообразие
форм
физкультурно —
досуговой
деятельно сти
с дошкольниками;
-
Формирование
привычки
к здоровому
образу
жизни
у дошкольников, педагогов и родителей;
- Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня
физической
подготовленности
в соответствии
с возможностями
и состоянием
здоровья
ребенка;
-
Выявление
интересов,
склонностей
и способностей
детей
в двигательной
деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
- Обеспечение физического и психического благополучия ребёнка в ДОУ [2, с.
84]. Укрепление здоровья ребенка — это не периодические мероприятия, а идеология
воспитания, поведенческая база, которая остается с человеком на всю жизнь.
Результатами внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются: 1.
Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей
ДОУ.
2.
Взаимодействие
специалистов
ДОУ
в организации
физкультурно-
оздоровительной
работы
с дошкольниками
специализированных
групп.
3.
Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий
в педагогический процесс ДОУ. 4. Формирование нормативно-правовой базы по
вопросам
оздоровления
дошкольников.
5.
Внедрение
научно-методических
подходов
к организации
работы
по
сохранению
здоровья
детей,
к созданию
здоровьесберегающего
образовательного
пространства
в ДОУ
и семье;
6.
Улучшение
и сохранение
соматических
показателей
здоровья
дошкольников.
Таким
образом,
здоровьесберегающие
технологии
можно
рассматривать
как
одну
из
самых
перспективных систем современности и как совокупность методов и приемов организации
обучения
дошкольников,
без
ущерба
для
их
здоровья.
Эффективность
позитивного
воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих
здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих
приемов
и методов,
сколько
их
грамотной
«встроенностью”
в общую
систему,
направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.
Иванова С. С. Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО [Текст]
// Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч.
конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 14-16.