Автор: Залогинова Лина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 15
Населённый пункт: г.Ижевск
Наименование материала: конспект
Тема: Ознакомление детей с символикой России и Удмуртии
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению детей
с символикой России и Удмуртии.
Цель: закрепление знаний детей о государственной символике России и Удмуртии.
АННА АПАЙ: «Здравствуйте, дорогие ребята! Зеч буресь,пиналъес! Я хочу рассказать вам сегодня
легенду.
Давным-давно поселились в лесу удмурты. И кто знает, почему они облюбовали это место, то ли
приглянулся холм среди дремучего леса, то ли река с прозрачной водой. И как-то к ним в деревню
приехал человек, объяснявшийся на незнакомом языке. Он назвал себя другом. Жители деревни
угостили его медовым напитком, говоря при этом «ю, друг» (пей, друг), сытно накормили. С тех пор
дружит русский народ с удмуртским. И даже деревню назвали Юдруг.
Сегодня к нам в гости едет житель удмуртской деревни, весёлый человек и балагур Лопшо Педунь,
ЛОПШО ПЕДУНЬ: «Здравствуйте, Ребята! Зеч буресь, пиналъес! Вы узнали, кто я? Я-Лопшо
Педунь. Пришел к вам из удмуртских сказок. Увидел в ваших окнах веселые огоньки и решил
заглянуть к вам. Я родился в Удмуртии давным-давно, здравствую до сих пор и не собираюсь стареть в
ближайшее столетие.
АННА АПАЙ: «Лопшо Педунь, а что это у тебя на ногах?»
ЛОПШО Педунь: «Как что? Лапти!»
АННА АПАЙ: «Откуда?»
ЛОПШО Педунь: «Как откуда? Сам из лыка сплел. Лапти у меня не простые, а самоходные. Как,
музыка начнет звучать, так ноги сами в пляс идут. Ну-ка, музыка, играй! (Лопшо Педунь танцует, дети,
пританцовывая хлопают.) Ой! Не могу остановиться! Кут, сыл! Ойдолэ, пиналъес, кутэн шудом! (дети
играют в лапти) Ох и уморился я, присяду, отдохну да расскажу, зачем я в гости к вам пожаловал. Хочу
поведать вам о нашей республике. Наша страна большая и необъятная. Она простирается с Севера на
Юг, с Запада на Восток. (показ на карте). Это наша Россия. И вот в этой большой стране есть
маленькая республика, в которой мы живем. Как она называется?
Дети: «Удмуртия!»
ЛОПШО ПЕДУНЬ: «Как называется главный город -столица Удмуртии?»
Дети: «Ижевск»
ЛОПШО ПЕДУНЬ: «Да, Ижевск является столицей УР и нашим родным городом. Как и у каждого
из вас, у нашей республики тоже есть день рождения, который отмечается четвертого ноября. У нашей
республики есть свой герб и флаг.
Герб — это отличительный знак. (показ герба). Герб представляет собой форму щита. В центре герба
человек -птица, которая охраняет землю в образе лебедя. Красный восьмиконечный солярный знак-
символ Солнца. Два белых солярных знака- символ Луны. Встречаются три цвета: красный, белый,
черный. Красный-символ Солнца, жизни, радости. Белый- символ Космоса, символ чистоты. Черный-
символ Земли, плодородия.
А это герб России. (показ герба России). В центре герба двухглавый орел, у которого в одной лапе
жезл, скипетр, а в другой- шар, держава. Герб показывает, что Россия сильная, непобедимая страна, у
которого свои законы.
У каждой страны есть флаг. У Удмуртии тоже есть свой флаг. В центре-восьмиконечный солярный
знак, оберег-символ Солнца. Флаг разделен на три вертикальные полоски. Красный- символ Солнца,
цвет жизни, борьбы. Белый-цвет чистоты. Черный-символ Земли, плодородия.
У России Флаг трехцветный. Он разделен на три горизонтальные полосы: белую, синюю и красную.
Что же они обозначают? Белый- цвет мира, синий- верность, красный-цвет силы.
А теперь я вам предлагаю изобразить на магнитной доске Российский флаг и флаг Удмуртии. (Дети
рисуют)
Анна АПАЙ: «. Ребята, мы познакомились с Удмуртским гербом и флагом, а с песнями и танцами
удмуртского
народа мы уже знакомы. Давайте подарим ЛОПШО ПЕДУНЮ веселую песню «Ураме дэмэн потим»
ЛОПШО ПЕДУНЬ: «Спасибо, тау, пиналъес.»
АННА АПАЙ: «Пока вы пели, в моей печи готовы перепечи. Угощайтесь, пожалуйста! Приглашаем
всех ребят к столу!»