Автор: Зайцева Виолетта Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лингвистическая школа"
Населённый пункт: г.о.Люберцы
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Раздел: начальное образование
РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать
логическое мышление учащихся. Об этом говорится во ФГОС НОО, в
методической литературе, в объяснительных записках к учебным про-
граммам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это
приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной
мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклас-
сников, не овладевает начальными приемами логического мышления
(анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)
Роль математики в развитии логического мышления исключительно
велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это
самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий
уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения
знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Как
показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных
способов развития мышления является решение школьниками нестан-
дартных логических задач.
Кроме того, решение нестандартных логических задач способно
привить интерес ребенка к изучению «классической» математики. В этом
отношении весьма характерен следующий пример. Крупнейший матема-
тик современности, создатель московской математической школы, ака-
демик Николай Николаевич Лузин, будучи гимназистом, получал по ма-
тематике сплошные двойки. Учитель прямо сказал родителям Н.Н. Лу-
зина, что их сын в математике безнадежен, что он туп и что вряд ли он
сможет учиться в гимназии. Родители наняли репетитора, с помощью ко-
торого мальчик еле-еле перешел в следующий класс.159
Однако репетитор этот оказался человеком умным и проницатель-
ным. Он заметил невероятную вещь: мальчик не умел решать простые,
примитивные задачи, но у него иногда вдруг получались задачи нестан-
дартные, гораздо более сложные и трудные. Он воспользовался этим и
сумел заинтересовать математикой этого, казалось бы, бездарного маль-
чика. Благодаря такому творческому подходу педагога из мальчика впо-
следствии вышел ученый с мировым именем, не только много сделавший
для математики, но и создавший крупнейшую советскую математиче-
скую школу.
Значительное место вопросу обучения младших школьников логи-
ческим задачам уделял в своих работах известнейший отечественный пе-
дагог В. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и
анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опыт-
ным путем выявлял особенности мышления детей. О работе в этом
направлении он так пишет в своей прекрасной книге «Сердце отдаю де-
тям»: «В окружающем мире - тысячи задач. Их придумал народ, они жи-
вут в народном творчестве как рассказы-загадки».
Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения
подтвердили, «что прежде всего надо научить детей охватывать мыслен-
ным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между
ними… Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что не-
умение осмыслить, например, задачу - следствие неумения абстрагиро-
ваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить аб-
страктными понятиями».
Вот одна из задач, которые дети решали в школе Сухомлинского: «С
одного берега на другой надо перевезти волка, козу и капусту. Одновре-
менно нельзя ни перевозить, ни оставлять вместе на берегу волка и козу,
козу и капусту. Можно перевозить только волка с капустой или же каж-
дого «пассажира» в отдельности. Можно делать сколько угодно рейсов.
Как перевезти волка, козу и капусту, чтобы всё обошлось благополучно?»
Интересно, что задача о волке, козе и капусте подробно проанали-
зирована в книге немецкого ученого А. Ноумана «Принять решение - но
как?», где в популярной форме изложены основы теории принятия реше-
ний. В книге приведена картинка, на которой изображены волк, коза и
капуста на берегу реки, а также графическая схема решения задачи, отра-
жающая состояния «пассажиров» на обоих берегах, а также переезды че-
рез реку туда и обратно. Тем самым шуточная задача является первым
звеном в построении серьезной математической дисциплины.
Проблемой внедрения в школьный курс математики логических за-
дач не только исследователи в области педагогики и психологии, но и
математики-методисты. Поэтому при написании работы использовалась
специализированная литература как первого, так и второго направления.160
В процессе обучения в школе совершенствуется и способность
школьников формулировать суждения и производить умозаключения.
Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным посте-
пенно, по мере овладения знаниями. Первоклассник в большинстве слу-
чаев судит о том или ином факте односторонне, опираясь на единичный
внешний признак или свой ограниченный опыт. Его суждения, как пра-
вило, выражаются в категорической утвердительной форме. Высказы-
вать предположения, выражать и, тем более, оценивать вероятность, воз-
можность наличия того или иного признака, той или иной причины ребе-
нок еще не может.
Умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное поло-
жение более или менее уверенно и правильно тоже приходит постепенно
и в результате специальной организации учебной деятельности.