Автор: Здоровенко Лидия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 9
Населённый пункт: Краснодарский край, ст. Стародеревянковская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные техники рисования, как способ развития мелкой моторики руки у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники рисования, как способ развития
мелкой моторики руки у детей раннего возраста
«Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На
начальном
этапе жизни
именно мелкая
моторика отражает то,
как
развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш,
не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно
собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не
успевают на занятиях.
От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими
пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а
также словарный запас малыша.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных
методов
и
приемов,
используются
разнообразные
стимулирующие
материалы.
В своей работе отдаем предпочтение нетрадиционным техникам
рисования.
Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед.
Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть
свой потенциал во время творческого процесса.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности
удивляют
и
восхищают
малышей,
тем
самым
вызывая
стремление
заниматься таким удивительным делом.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная
и систематическая работа
с использованием
нетрадиционных
техник
рисования будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего
возраста, а также формированию интеллектуальных способностей, речевой
деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического
развития.
Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей раннего
возраста через нетрадиционные техники рисования.
Во
многом
результат
работы
ребенка
зависит
от
его
заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание
малыша, побудить его к деятельности при помощи дополнительных
стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма
приходит в гости и приглашает отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь
персонажу, им важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начала с
рисования пальчиками - это самый простой способ получения изображения,
который
вызывает
эмоциональный
отклик
у
малыша.
Работу начинали с одного цвета, а потом давали два - три цвета.
Очень полезно рисовать не только указательным пальчиком, но и всеми
остальными на обеих руках, поэтому можно на каждый пальчик наносить
свою краску. В ходе рисования дети воспроизводят разнообразные движения
ладонью
(пришлепывание,
прихлопывание,
размазывание),
пальцами
(размазывание, примакивание).
Для рисования пальчиками заготовливаем шаблоны.
Именно от процесса ребенок получает удовольствие.
Такие же шаблоны применяю и при пластилиновой аппликации.
Пластилиновые заплатки или аппликация из пластилина, отличный способ
поиграть с ребенком и при этом выучить цвета, повысить его творческие
способности, и познакомить его с новой увлекательной игрой.
Делать отпечатки ладошек
- не менее весело, чем отпечатки
пальчиков, такое занятие требует большей сосредоточенности, так же
развивает мелкую моторику.
Можно предложить детям рисовать прямо на ладошках, в этот момент
незаметно для ребенка происходит естественный массаж биологически
активных точек.
Еще одна техника, доступная детям 2-3 летнего возраста - это
штамповка.
Чаще всего на своих занятиях с малышами я использую самые простые
штампы, оставляющие точки и кружочки – это ватная палочка, ластик на
конце простого карандаша, дно или пробка от пластиковой бутылки, а так же
штампы, вырезанные из сырого картофеля, поролона.
Рисование
ватными
палочками
–
весьма
необычная
техника,
интересная не только младшим школьникам, но и малышам, которые только-
только знакомятся с различными инструментами для живописи.
«Рисование на манке» так же вызывают у малышей очень большой
интерес.
Насыпав на поднос крупу тонким слоем, показываю ребенку, как
можно
оставлять
следы
от
пальчика,
кулачка,
ладошки,
различных
предметов. Чаще всего использовала массажный мячик.
Желание маленького ребенка рисовать ярко легко, можно реализовать
при использовании поролоновой губки.
Рисование губкой позволяет быстро получить изображение, широкими
мазками. На начальном этапе я не ограничивала детей пределами контура
(травка возле цыпленка, море под корабликом, небо).
Но дети раннего
возраста
могут рисовать
и с использованием трафарета. Трафарет
изготавливала из картона, а дети просто макали губкой внутри трафарета и
получали нужное изображение.
Рисование ладошками, ватными палочками, пальчиками, всё это
похоже на весёлую игру, деткам очень нравится, и в результате получаются
самые настоящие шедевры.
Никогда не говорила, что получилось плохо, потому что детям нужна
уверенность в своих способностях. Для малыша творчество - это процесс, а
не результат.
Результат данной деятельности не может быть плохим или хорошим,
работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.