Автор: Анна Александровна Гризун
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г.Краснодар "Детский сад№17"
Населённый пункт: г.Краснодар,пос.Лазурный
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: " Средства и методы формирования у дошкольников собственной безопасности."
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
«Средства и методы формирования у дошкольников
собственной безопасности.»
воспитатель МАДОУ МО г.Краснодар «Детский сад№17»:
Гризун Анна Александровна.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и
закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа
жизни. Дети по своим физиологическим особенностям не могут
самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого
человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно
помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за
руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно
кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице.
Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых
получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных,
часто встречающихся ситуациях. Формирование основ безопасности и
жизнедеятельности детей является актуальной и значимой проблемой,
поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования
детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта
безопасного поведения в быту. Важно не только оберегать ребенка от
опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями,
формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости
соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного
поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка
примером для подражания.
Задача родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать
ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными
сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях.
Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость,
доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и
любознательность определяют поведение в опасной ситуации и
способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое
развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования
последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость
уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность,
открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной
жизни.
Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети
должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и
безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем
следить за их выполнением.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение
правильно себя вести в различных ситуациях.
Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице,
дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них
самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо
уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми
опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной
жизни, на практике.
Условно выделим основные источники опасностей для ребенка -
дошкольника, связанные с местом его пребывания:
опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);
опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);
опасности, подстерегающие его на улице и дороге;
опасности на природе.
Признаками, определяющими опасность, являются:
Угроза жизни.
Возможность нанесения ущерба здоровью.
Нарушение условий нормального функционирования органов и систем
человека.
Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных
случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной
бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного
действия. К повреждениям, которые ребёнок получает в результате
несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины,
растяжения, вывихи, ожоги, повреждения инородными телами
(проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т.д.).
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной
опасности для детей, делятся на три группы:
предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спичками,
газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные
электроприборы);
предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить
правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей
местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые
кислоты, режуще-колющие инструменты).
Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться
только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребёнок ни при
каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать
плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При
необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями,
примерами из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С.
Маршака), играми - драматизациями.
Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо
организовать специальные обучающие занятия по выработке
соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).
Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и
правила их хранения являются сферой родительской ответственности.
Опасности на улице. Одной из серьёзнейших проблем любого города и
области является дорожно -транспортный травматизм. До настоящего
времени снизить его уровень не удаётся. Как показывает анализ
происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы
происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания
правил дорожного движения. Самыми распространёнными ошибками,
которые совершают дети, являются:
неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте;
выход из-за стоящего транспорта;
неподчинения сигналам светофора;
нарушение правил езды на велосипедах и т.д.
Беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их
культуры поведения. А цена этому - детская жизнь.
Опасности в природе. К природным опасностям относятся:
стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для
жизни и здоровья людей, например, ураганы, наводнения, сели;
экстремальные ситуации;
растения, животные, грибы и другие явления и объекты;
некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное
функционирование систем и органов человека. К таким опасностям
относятся туман, гололёд, жара, барометрическое давление, излучения,
холод и др.
Опасности контактов с незнакомыми людьми. Количество
насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся
трагически, не снижается. Статистика сексуальных преступлений против
детей неполна и неточна. Большую часть подобных преступлений (61%)
совершают психически здоровые люди, а не маньяки и психопаты. Более 60%
насильников - люди моложе 21 года и лишь немногим более 10% - старше 30
лет. Подавляющее большинство преступающих закон не посторонние, а
хорошо знакомые детям люди. Из них примерно 40% - отцы, братья и другие
родственники, а 45% - друзья, соседи, учителя, воспитатели.
Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными.
Они профессионалы в том, чтобы понравится детям, и усыпить их
бдительность, проявляют изощрённую изобретательность. С помощью
разнообразных предлогов стараются заманить малыша в безлюдное место.
Вот некоторые из них: «Помогите, пожалуйста, убежала кошка в подвал...»,
«Пойдём, покажу тебе на чердаке котят», «Хочешь, я тебя прокачу» и т.д.
Маленький ребёнок, не задумываясь о последствиях, принимает
предложение или соглашается помочь.
Поэтому на протяжении всего дошкольного детства сохраняются две
важнейшие задачи, решаемые в рамках семьи и дошкольной образовательной
организации: обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и выбор
оптимальных методов и содержания образовательной работы по
формированию безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Используйте самые различные приемы:
1.
Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один;
ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.
2. Изучайте литературу, посвященную безопасности детей.
Большое значение отводится чтению художественных произведений, а
именно сказкам. Сказки — это учебник, по которому маленький человек
начинает учиться жить. Содержание сказок — жизненный опыт многих
поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые
должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки,
играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с
которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.
3. Обращайте внимание на иллюстрации.
У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш
увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.
4.Задавайте вопросы.
Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все
равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить
правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А
вам (нам) как раз это и надо.
Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается
без проблем, тут главное — не отойти от темы).
Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать
жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что
прожито через эмоции, глубже остается в нас.
5.Прогулка.
Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его
безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом
воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации
или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к
конкретным обстоятельствам…
6. Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей.
Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте
вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей
познавательных процессов.
Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно.
Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось
непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности
должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется
безопасность ребенка.
Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и
научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.
Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей,
и
просто взрослых людей.