Напоминание

Удивительная соль


Автор: Корнова Наталья Васильевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад 30"
Населённый пункт: Рязань
Наименование материала: Методическая разработка по экспериментальной деятельности
Тема: Удивительная соль
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД в подготовительной группе

Тема: «Удивительная соль»

Цель: представления о значении соли в жизни человека и ее

свойстве.

Задачи:

Создать представление о соли, как о природном явлении.

Познакомить со свойствами соли.

Дать понятие о значимости соли в жизни человека в природе.

Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Развивать мыслительную активность и умение самостоятельно

делать выводы.

Воспитывать умение работать сообща, выслушивать мнения

друг друга.

Материал и оборудование: презентация, посылка, в которой

находится письмо от Хозяйки Медной горы и мешочки соли,

стаканы с водой, чайные ложечки, 2 вида соли, лупы, 2 яйца,

подносы с солью для рисования.

Предварительная работа.

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли;

пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Приветствие: «Мой дружочек!» (Играем в парах)

Здравствуй, здравствуй,

Мой дружочек! (Здороваемся за руку)

Как живёшь ты? (Ладонь направляется на друга)

Как животик? (Ладонью гладим себя по животику)

За руки с тобой возьмёмся, (Берёмся за руки)

И друг другу улыбнёмся! ( Улыбаемся друг другу)

(После можно поменяться парами и ещё раз сыграть)

Ход:

П. Дети, посмотрите, у нас в лаборатории появилась посылка. На

ней надпись «Удивительное вещество природы». Что же это

может быть?

Хотите посмотреть, что там? А здесь письмо. (Педагог

зачитывает письмо) А еще какие-то мешочки в ней. Потрогайте,

какой на ощупь ваш мешочек.

(Дети исследуют, что это за вещество)

П.: Мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек - что же это

может быть? Дети, а здесь еще загадка, вы любите разгадывать

загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в мешочках?

Загадка

:

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.

Что же это? (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Педагог высыпает соль в емкость.

П.: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает

каменная, морская и поваренная. Много лет тому назад соли

добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим

товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым

человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная

примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы

знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли, без хлеба - худа беседа.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.

Без соли и хлеб не естся.

П.: Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

(Ответы детей)

П.: Правильно, соль необходима человеку. Соль - незаменимый

продукт питания. Без соли человек жить не может, это плохо

влияет на его здоровье. Недостаток соли может привести к

заболеванию сердца, нарушению пищеварения, разрушению

костной и мышечной ткани. Соль нужна для работы мозга и

хорошего сна человека.

Человеку в сутки всего надо одну чайную ложку соли. Человек

может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается

пищеварение.

Еще соль хорошо обеззараживает воздух. При испарении из нее

выделяется хлор, а это вещество убивает в воздухе микробы.

П.: Но избыточное потребление соли так же опасно. Соль

задерживает влагу в организме. Избыток соли в организме может

привести к повышению артериального давления, болезням почек,

появлению отеков.

Игра: «Соленый - несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника,

груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

П.: А вы хотите узнать, как люди добывают соль?

Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее

применение».

Люди научились добывать соль различными способами. (Слайд- 1)

Каменную соль добывают под землей, в соляных шахтах. (Слайд-

2)

Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски,

грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх. (Слайд -

3)

Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это

делали вручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше

время эту соль добывают с помощью специальных комбайнов.

(Слайд- 4)

П.: Где люди ещё используют соль?

Где, чаще всего применяют соль?

Дети: Соль добавляют в еду. (Слайд - 5)

П.: С помощью соли консервируют овощи для длительного

хранения. (Слайд - 6)

Ещё соль применяют в медицине. С ее помощью люди лечат

различные заболевания.

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать

соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Там очень

целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и

переливается. (Слайд - 7)

Также соль используют при ингаляции, промывании носа, солевые

компрессы при ушибах, полоскание горла. (Слайд - 8)

Она используется при приготовлении лекарств, также как

косметическое средство – ее добавляют в ванну, берут с собой в

баню. Кожа становится гладкой, увлажненной, ногти крепкими.

(Слайд - 9)

А еще соль полезна и животным. (Слайд - 10)

Она используется для подкормки животных. Оказывается,

животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать.

Лесники раскладывают соль в местах, где кормятся лоси.

На улице для безопасности человека дворники и специальные

машины посыпают технической солью дорожки и лёд. Это нужно

для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

(Слайд - 11)

Без технической соли не может обойтись и производство стекла,

бумаги, соды и стирального порошка. (Слайд - 12)

Игра: «Закончи предложение» «Соль используют для того,

чтобы ….»

( передавать мешочек с солью и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных …

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека.

П.: А сейчас я приглашаю вас присесть за столы

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила

проведения опытов. При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2.Соблюдать тишину

3.Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5.Выполнил и положи на место

П.: И так внимание.

Опыт № 1. «Из чего состоит соль».

П.: Дети, обратите внимание, перед вами тарелочки с солью,

скажите,

какая она по цвету? (белая)

П.: Сейчас наберите на кончик ложки немного соли и попробуйте.

Какая

соль на вкус? (соленая)

П.: Понюхайте соль, имеет ли она запах? (нет)

П.: Возьмите ложку, наберите соль и пересыпьте ее в стакан. Что

вы

наблюдаете? (сыпется – сыпучая)

П.: Возьмите лупу и рассмотрите через нее соль. На что она

похожа?

(кристалл)

П.: Какой вывод можно сделать о соли, какая она?

Вывод: соль белая, соленая, сыпучая, не имеет запаха, состоит из

маленьких кристаллов.

Опыт № 2. «Соль растворяется в воде »

П.: Как вы думаете, растворяется ли соль в воде?

(Ответы детей)

Добавьте в стакан под №2 ложку соли и размешайте. Что

произошло с солью? (растворилась)

Какой вывод можно сделать?

Вывод: соль растворяется в воде.

Опыт № 3. «Плавающее яйцо».

П.: Дети, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке

вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

П.: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать.

Хотите это проверить? (Да).

П.: Для этого мы с вами проведем эксперимент.

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого

картофеля).

В стакан под №2 насыпьте 2 ложки соли.

Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы

видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо, и опустите его в стакан с водой под

№0, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо

утонуло).

Какой вывод мы сделаем?

Вывод: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет.

Значит, в солёной воде легче плавать.

Творческая работа.

П.: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами

будем рисовать на соли.

Пальчиковая гимнастика.

"Капуста"

Мы капусту рубим, рубим,

(движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы морковку трём, трём,

(потереть кулак одной руки о кулак другой)

Мы капусту солим, солим,

(пальцы сложить в щепотку,солим)

Мы капусту жмём, жмём,

(сжимать и разжимать кулаки)

А потом и в рот кладем. Ам!

(сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно

подносим ко рту)

П.: Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать

вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью.

Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

(дети пальчиками рисуют снеговика на соли.)

«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица

стройна, и на новый год важна (елка)

(дети рисуют елку)

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Как красиво у вас получается!

Итог:

П.: Скажите, что нового и интересного вы узнали о соли?

Какие свойства имеет соль?

(Соль – белая, соленая, сыпучая, не имеет запаха, растворяется в

воде, удерживает предметы на поверхности).

П.: Помните: соль в жизни человека имеет огромное значение, она

является источником жизни, но чрезмерное употребление может

привести к

заболеванию.

Мне понравилось, как вы работали. Большое вам спасибо. Вы

были хорошими учеными.

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

Давайте немного отдохнем, встаньте возле своих стульчиков.

Физкультминутка

Очень опыты мы любим! Шеей влево, вправо крутим.

Соль полезна для еды – Если, правда, топай ты!

Солью промываем рот - Делай вправо поворот!

Также нос, и снова рот - Влево делай поворот!

Медицина здесь уместна. Мы попрыгаем на месте!

Чтобы сильными нам стать. А затем весь мир обнять!

(Дети проходят на стульчики

Вывод исследований:

Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая,

без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая. (по

мнемотаблице)

Итог:

О каком камне - минерале мы сегодня с вами говорили? (Соль)

О каких свойствах соли вы узнали в лаборатории? (Соль белого

цвета, состоит из кристалликов, твердая, сыпучая и растворимая в

воде)

Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать

соль? (показ слайдов).

Соль применяют в косметологии:

Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его

помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные

луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее

расти.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу.

Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении

различных продуктов питания. Она необходима для усиления

вкусовых качеств пищи.

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным

продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный

огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом,

поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль

сохраняет продукты длительное время.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и

специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно

для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал

(показ слайда).

Хлеб олицетворяет силу и здоровье, а соль-богатство! Хлеб и соль

стали символами гостеприимства и радушия русского народа. По

старинному славянскому обычаю, который сохранился и поныне,

при встрече дорогих гостей торжественно подносят хлеб и

обязательно соль (показ слайда).

Воспитатель: - Ребята, хочу вам сказать, что соль и вредна для

человека, растений, животных. В чем же ее вред? (показ слайдов).



В раздел образования