Автор: Казакова Татьяна Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "СОШ № 10"
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: методическая разработка по обучению грамоте
Тема: "Письмо строчной буквы р"
Раздел: начальное образование
Тема: «Письмо строчной буквы р»
Планируемые результаты
- применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь
одноклассникам.
Предметные:
- познакомиться с алгоритмом написания строчной буквы р;
- научиться записывать слоги и слова, используя эталон в прописи;
- получить возможность научиться записывать слова с недостающими элементами
букв.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять иформулировать цель деятельности на уроке;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- планировать решение учебной задачи;
- выполнять последовательность необходимых операций;
- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;
- конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;
- находить правильно написанную букву;
- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.
- развивать способность к самоконтролю
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в прописи;
- добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной
речи;
- слушать и понимать речь других;
- высказывать предположения;
- совместно договариваться о правилах работы в парах.
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому;
- интерес к способу решения и общему способу действия;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении,
развивать доброжелательность;
План – конспект урока
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организ
ационный
момент
- Проверьте, всё ли необходимое лежит
на партах. Улыбнитесь друг другу и мы
начнем работу!
Проверяют готовность к уроку
2.Формули
ровка
темы
урока
- Чтобы узнать тему урока, надо
выполнить задания.- Внимательно
посмотрите на буквы и найдите среди
них лишнюю: АОРУИ
- Что ещё узнали про эту букву на
уроке чтения?
- Попробуйте сформулировать тему
урока письма.
Отвечают на поставленные
вопросы:«Лишняя буква «р,т. к.
она обозначает согласный звук, а
остальные буквы обозначают
гласные звуки»
Буква «р» может обозначать звук
[р] – согласный, твёрдый,
звонкий или звук [р'] –
согласный, мягкий, звонкий.
Формулируют тему урока:
«Будем учиться писать строчную
букву р»
3.
Целеполаг
ание.
Составлен
ие плана
работы
- Какова цель нашего урока?
- Как мы будем учиться писать
строчную букву р? Организует работу
в парах. У вас на партах лежат
конверты. Работая в парах, разложите
по порядку полоски с пунктами плана.
Научиться писать строчную
букву «р»
Делают предположение:
«Сначала составим план работы»
Работая в парах, составляют
план.
План.
1.Анализ элементов буквы р.
2. Письмо буквы р.
3. Письмо буквы р в соединениях
с другими буквами.
4. Работа
по плану
А) Работа
по 1
пункту
плана
1) Вы хорошо справились с этим
заданием. А теперь откройте прописи
на с. 26 , посмотрите в верхнюю часть
страницы и расскажите, из каких
элементов состоит строчная буква р.
Давайте обратимся к нашему
помощнику и посмотрим, как
правильно нужно писать букву.
Повторите написание в воздухе вместе
с волшебной ручкой.
Повторим правила правильной
посадки за партой
Обведите по контуру в верхней части
страницы элементы буквы р.
Задаёт проблемный вопрос:
«Для чего мы проанализировали, из
каких элементов состоит буква р?»
Пропишите самостоятельно элементы
буквы р на первой строке, сначала по
контуру, затем по 1 элементу
самостоятельно.
Чему научились на этом этапе?
Ребята открывают прописи,
рассматривают элементы буквы и
рассказывают.
Дети смотрят показ.
Повторяют написание.
Проверяют свою посадку за
партой
Обводят по контуру.
Отвечают на проблемный
вопрос: «Чтобы научиться писать
букву р правильно, красиво и
аккуратно»
Выполняют задание на первой
строке.
Писать элементы буквы р.
Пальчиков
ая
гимнастик
а.
Теперь предлагаю подготовить наши
пальчики к работе и сделать
гимнастику:
«Замок»
Сцепить пальцы в замок и встряхивая
«замком», произносить
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя
пальцев, постучать ладонями)
Покрутили, покружили (покрутить
сцепленными пальцами),
Потянули, потянули
И открыли! (расцепить пальцы,
развести руки в стороны
Проговаривают слова и
выполняют движения.
Б) Работа
по 2
пункту
плана
- Для чего мы научились писать
элементы буквы р?
- Обведите 2 раза букву по контуру, и
продолжите ее написание до конца
Для того, чтобы научиться
писать букву р.
Пишут букву л по контуру,
пишут букву л самостоятельно
строки. При письме прошу обратить
внимание на критерии правильного
написания буквы. Какие они?
- Письмо буквы р.-
Как будете себя проверять?
(Организует самоконтроль учащихся)
- Найдите в рамке букву, которая
написана правильно.
- Почему вы выбрали именно эту
букву?- Сравните свои буквы с ней и
выберите самую красивую, обведя её
простым карандашом в кружок.
- Чему мы научились?
Проверяем ширину, высоту и
наклон буквы
Письмо буквы по образцу.
Находят правильно написанную
букву, объясняют, почему
выбрали именно эту букву
Сравнивают самостоятельно
написанные буквы с эталоном
Подводят итог этапа урока:
«Научились писать строчную
букву р»
В) Работа
по 3
пункту
плана
1) Письмо
слогов с
буквой р
- Для чего мы учились писать букву р?
Показывает на доске правильное
соединение буквы р с буквами а, у, и, о
- До каких слов можно дополнить эти
слоги?
- Чему мы научились?
- Чтобы писать с ней слоги и
слова
- Пишут слог ра.
- Пишут слог ру,рли, ро.
Придумывают слова с данными
слогами
Подводят итог данного этапа
урока
Физ.минут
ка
Организует проведение физ.минутки +
упражнения для глаз.
Выполняют движения
2) Письмо
слов с
буквой р
а) Посмотрите на столбик слов, что мы
будем сейчас учиться делать?
Пишем слово по образцу, учитель на
доске.
Какую позицию в слове занимает буква
р?
б) Письмо слова «рама, руки, рис »
самостоятельно.
- Составьте предложение
У Иры киска.
проговаривая их в парах (Организует
работу в парах)
А сейчас поменяйтесь тетрадями и
оцените письмо слов своего соседа по
парте, если все критерии (высота,
ширина и наклон букв) соблюдались,
то поставьте на полях «+», если были
допущены ошибки, то «-».
- Чему учились на этом этапе урока?
Писать слова.
Пишут слово .
Середина слова.
Анализируют первый звук в
слове. Один раз.
Пишут.
Пишут слово
Составляют предложения,
проговаривают их друг другу в
парах.
Озвучивают лучшие
предложения для класса.
Оценивают друг друга.
Подводят итог данного этапа
урока
5.
Закреплен
ие
- Посмотрите внимательно на
последнюю строчку в прописи, что там
написано?
- Мы можем ответить на этот вопрос?
- Что получилось?
Предложение.
Отвечают на поставленный
вопрос. Записывают ответ.
6.
Подведени
е итогов
урока.
Рефлексия
- Назовите тему нашего урока.
- Чему учились?
- Справились ли с поставленной
задачей?
- Кому на уроке можем сказать
«спасибо»?
- Сейчас я предлагаю вам оценить
свою работу. На вашем столе лежат
солнышко и тучка, если вам урок
понравился и вам было легко работать,
то возьмите в правую руку солнышко, а
если вам было неинтересно на уроке и
сложно работать , то возьмите в
правую руку тучку.
Подводят итог урока