Автор: Ажиркова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия "Перспектива"
Населённый пункт: г.о. Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Готовность ребенка к школе"
Раздел: начальное образование
Готовность ребенка к школе
Проблема
готовности
ребенка
к
школе
в
последнее
время
стала
очень
популярной
среди
исследователей
различных
специальностей.
Педагоги,
психологи,
физиологи
изучают
и
обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее
целесообразно начинать учить детей в школе. Готовность к школьному обучению можно сравнить с
фундаментом здания: хороший крепкий фундамент-залог надежности и качества будущей постройки.
Готовность ребенка к школе определяется совокупностью его физической, педагогической и
психологической подготовки.
В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению?
Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не
может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к
шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и
сверстниками по поводу учебных задач. Даже не все семилетки готовы в этом смысле к школе, хотя
они могут уметь читать и считать, не говоря уже о шестилетках.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)
Что же означает психологическая готовность ребенка к школе?
От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в
режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.
Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать,
пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая
моторика), считать (владеть навыками счета) – это педагогическая готовность к школе.
Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть
4-5 уроков по 35 минут, да еще делать домашнее задание – задача непривычная для дошкольника –
это физическая готовность к школе. Но, конечно, этого недостаточно.
Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение специальными знаниями
и навыками, традиционно относящимися к школьным: грамотой, счетом, решением арифметических
задач. Значительная часть детей, поступивших в 1 класс умеет читать и считать, а счетом в той или
иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном
возрасте
может
влиять
на
успешность
школьного
обучения.
Положительное
значение
имеет
образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной
стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии от предметного значения. Поможет
ребенку
учиться
в
школе
и
усвоение
понятия
числа
и
некоторых
других
первоначальных
математических понятий. Что касается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность
зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык
чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что он строится на базе
развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является
слитным или по слоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит
работу учителя, так как ребенка придется переучивать.
Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети,
которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые
проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать,
решать задачи.
Социальная готовность
У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов,
готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. То есть, у него должна быть
сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому.
Также на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника- эмоционально-благополучное
отношение
к
школе,
минимальное
стремление
к
игровым
и
развлекательным
(дошкольным)
элементам
деятельности,
ребенок
осознает
необходимость
учения,
понимает
ее
важность
и
социальную значимость. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг
от друга. Многие родители понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они
рассказывают ребенку о школе, об учителях и знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает
желание учиться, создает положительное отношение к школе.
Личностная готовность
Чтобы успешно обучать в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системы обучения
отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность. Реакциям дошкольника
свойственна непосредственность, импульсивность. На пороге школьного возраста происходит утрата
«детскости». Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами
взрослого
учебной
задачи, а
воспринимают
их
как повод для
непосредственного,
житейского
общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с
места, называть учителя не по имени-отчеству, а учительница и т.д.
Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не
должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать
деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам. В противном случае, ребенку будет
сложно
выслушать
ответ
одноклассника,
продолжить
рассказ,
начатый
другим,
адекватно
отреагировать на успех или неудачу другого ребенка. Общение с другими детьми важно для
формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту
или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.
Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый
лучший»
и
т.п.
Для
дошкольников
характерна
необъективно
высокая
оценка
себя
и
своих
способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью
детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добываться
ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.
Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это
говорит
о
том,
что
дети
испытывают
дефицит
внимания,
любви,
поддержки,
эмоциональной
защищенности
со
стороны
взрослых.
Низкая
самооценка,
сформированная
на
протяжении
дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи,
отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Ребенок скорее
готов прослыть лентяем и хулиганом, чем неуспешным в учебе, поэтому «забывает» дома учебники,
тетради и т.п.
Интеллектуальная готовность
Мы уже упоминали о навыках счета, письма, но на самом деле развитие этих навыков невозможно
без сформированности основных психических функций. На пороге школы высшие психические
функции находятся на следующем уровне развития:
Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка -
появляется действие по правилу первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает
тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не
интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.
Память: для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов , не связанных
по смыслу. В первый раз он повторит от 2-5 слов. Можно называть слова еще несколько раз и после
ребенок 6-7 лет не может запомнить более 3 слов с 4-го предъявления, возможно, ему необходима
консультация невропатолога. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно
считать завершенным.
Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление, улучшается наглядно-образное
мышление. Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью
схематического изображения групповой комнаты, дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны
игры «Найди клад», «Лабиринты». Начинают активно формироваться предпосылки логического
мышления. Продолжает совершенствоваться восприятие.
Воображение: становится активным-произвольным. А также воображение выполняет еще одну
роль-аффективно-защитную, предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно
тяжелых переживаний и травм.
Физическая готовность
Для того, чтобы ребенок мог справляться и выдерживать учебную нагрузку в течение всего урока и
школьного дня, он должен быть здоров и хорошо физически развит. .Физическое развитие ребенка 6-
7
лет
находится
на
той
стадии,
что
его
опорно-двигательный
аппарат, сердечно-сосудистая,
эндокринная и нервная испытывают изменения.
Тело еще не готово к длительным статическим позам. Сидеть неподвижно первокласснику очень
тяжело,
недостаточно развиты
мышцы
спины,
не
могут
удерживать спину
в
прямом
ровном
положении при напряженной сидячей работе. В этом возрасте еще не закончено окостенение и
формирование грудной клетки, позвоночника, поэтому неправильная осанка, ношение тяжелого
портфеля в одной руке незаметно могут привести к серьезным последствиям. Очень тяжело ребенку
дается письмо, ведь его кисть тоже недостаточно готова к выполнению мелких сложных движений,
поэтому при письме болит рука. Кроме того, старательно выводя буквы, начинаюший школьник,
невольно задерживает дыхание, что приводит к кислородному голоданию. Слух ребенка в этом
возрасте тоже несовершенен, поэтому первоклассник просто может не услышать учителя, что-то
пропустить из его объяснений.
Многие
родители
и
учителя
склонны
недооценивать
сложность
периода
физиологической
адаптации первоклассников. По наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу первой
четверти, у многих отмечается снижение артериального давления, а у некоторых- значительное
повышение. Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и
другие недомогания в 1 четверти.
Рекомендации для родителей
1.
Обеспечить полноценный режим дня.
2.
Ребенку полезно гулять 2-3 часа в день.
3.
Спать нужно 10-11 часов
4.
Свести к минимуму все события, возбуждающие нервную систему.
5.
Будить ребенка начинать за 15-20 минут до реального времени подъема, с игрой, ласковой
интонацией в голосе, чтобы с утра не настраивать на негатив.
6.
Лучше, чтобы ребенок перед школой обязательно позавтракал.
7.
По возможности, сделать дома условия для двигательной активности.
8.
Воспитывать
у
ребенка
самостоятельность
и
ответственность,
как
главные
качества
сохранения собственного здоровья.
Социальная, личностная, интеллектуальная и физическая готовность представляют собой
психологическую готовность к школе.
Начало школьной жизни-трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется
существовать
в
незнакомой
обстановке,
быть
окруженным
незнакомыми
людьми,
вызывает
беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу
школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство.