Автор: Колунова Полина Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Ново-Девяткинский ДСКВ №1"
Населённый пункт: Ленинградская обл., дер. Новое Девяткино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Картотека художественной литературы для чтения с последующим обсуждением в старшей группе (5-6 лет)
Раздел: дошкольное образование
МДОБУ «Ново-Девяткинский детский сад комбинированного вида №1»
Картотека художественной литературы для
чтения с последующим обсуждением
старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Составили: воспитатели
старшей группы №2 «Пчелки»
Колунова П.В.
2021
Тема: «День знаний»
Хрестоматия:
Рассказы писателей России
1.Дмитриева В.И. «Малыш и Жучка» (главы из книги) с.138
Вопросы для анализа:
Кто такой Малыш и кто такая Жучка?
Что хотел сделать Малыш?
Как Малыш относился к Жучке?
Русские народные сказки
1. «Лиса и кувшин» в обработке О.Капицы с.17
Вопросы для анализа:
Кто подобрался к кувшину с молоком?
Что лиса сделала, когда обнаружила кувшин с молоком?
Что случилось с лисой?
Литературные сказки
2.Г.Х. Андерсен «Оле-Лукойе» с.267
Вопросы для анализа:
Кто такой Оле-Лукойе?
Что он делает для детей?
Кого он навещал каждый вечер?
Сказки народов мира
1. «Желтый аист» китайская сказка в переводе Ф.Ярилина
Вопросы для анализа:
Как звали бедного студента в сказке?
Как отблагодарил студент хозяина чайной?
О чем предупреждал Ми хозяина чайной?
Что случилось с аистом на стене, когда его забрал Ми?
Тема: «Осень»
Хрестоматия:
Русские народные песенки и потешки
1.«Как у бабушки козел» с.8
Вопросы для анализа:
У кого жил козел?
Куда козлу захотелось пойти?
Кого встретил козел на своем пути?
Что волк сделал с козлом?
Кто пошел выручать козла из беды?
2.«Раным-рано по утру» с.10
Вопросы для анализа:
Кто трубил рано утром по утру?
Кто стал подпевать пастушку?
Кого и куда направил пастушок?
Русские народные сказки
1.Докучные сказки в обработке А. Афанасьева с.12
Вопросы для анализа:
О ком говорится в докучных сказках?
Что особенного в докучных сказках?
Почему сказки назвали «докучными»?
Литературные сказки
2.Г.Х.Андерсен «Пастушка и трубочист» с.276
Вопросы для анализа:
Из чего были сделаны пастушка и трубочист?
Почему они сбежали?
Почему они вернулись?
Тема: «Я вырасту здоровым»
Хрестоматия:
Стихи поэтов России
1.Я.Л. Аким «Жадина» с.85
Вопросы для анализа:
Почему автор назвал свое стихотворение «Жадина»?
Как автор относится к жадным людям?
Может ли жадный человек стать хорошим другом и почему?
2.А.Л. Барто «Гуси-лебеди» с.89
Вопросы для анализа:
В какую игру играли малыши?
Почему «волк» Василий не нападал «на гусей»?
Соблюдал ли Василий правила игры?
3.Ю.П. Мориц «Домик с трубой» с.97
Вопросы для анализа:
О чем вспоминает автор стихотворения?
В кого превращался «фокусник-дым»?
Что нужно нарисовать, чтобы снова побывать у дымка голубого?
4.Р.С. Сеф «Бесконечные стихи» с.105
Вопросы для анализа:
Кто ничего не замечает?
Кто ничего не изучает?
Кто вечно хнычет и скучает?
Что нужно сделать, если станет скучно?
На что похоже данное стихотворение?
Литературные сказки
А.В. Митяев «Сказка про трех пиратов» с.213
Вопросы для анализа:
Как звали пиратов?
Какими были пираты?
Какие сокровища они нашли?
Произведения поэтов и писателей разных стран
1.Тувим Ю. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» с.258
Вопросы для анализа:
Что просит автор?
Когда нужно мыться?
К кому не поедет автор в гости?
2.Чиарди Д. «О том, у кого три глаза» с.259
Вопросы для анализа:
У кого три глаза?
Какого цвета эти глаза?
Что они означают?
3.Г.Х. Андерсен «Свинопас» с.280
Вопросы для анализа:
Кого подарил принц принцессе?
Кем устроился работать принц?
Что смастерил принц?
4.Г.Х Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» с.291
Вопросы для анализа:
Сколько братьев было у солдатика?
Почему у него была одна нога?
Как солдатик спасся под водой?
5.Пройслер О. «Маленькая Баба-яга» с.302
Вопросы для анализа:
Сколько лет бабе яге?
Как называется ночь Шабаша?
Как была наказана Баба-яга?
Сказки народов мира
«Чудесные истории про зайца по имени Лек» сказки народов Западной
Африки в переводе О.Кустовой с.77
Вопросы для анализа:
Как называлось дерево, под которым сидели животные?
Что решали звери под Деревом Бесед?
Кого провозгласили самым умным зверем?
Кого встретил заяц?
Кто захотел спасти Лека?
Что появилось у зайца после того, как его догнали собаки?
Тема: «День народного единства»
Хрестоматия:
Русские народные сказки
1.«Крылатый, мохнатый да масленый» в обр. И. Карнуховой с.13
Вопросы для анализа:
Какую работу выполняли воробей, мышонок и блин масленый?
Почему воробей рассердился на своих друзей?
Как друзья решили спор?
Почему воробей клюв своротил?
Как в итоге поступили друзья?
2.«Хаврошечка» в обр. А Толстого с.44
Вопросы для анализа:
Кто такая Крошечка-Хаврошечка?
Кто помогал Хаврошечке выполнять всю домашнюю работу по дому?
Что велела сделать старуха старику, когда узнала, что коровушка помогает
девочке?
Что выросло на месте, где Хаврошечка зарыла косточки коровушки?
Литературные сказки
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» с.219
Вопросы для анализа:
О чем ткачиха с поварихой сообщили царю?
Что произошло с царицей и царевичем?
В каких насекомых превращался Гвидон?
Сказки народов мира
«Златовласка» чешская сказка в обработке К.Паустовского с.59
Вопросы для анализа:
Что случилось с Иржиком, когда он попробовал кусочек рыбки?
Кто такая Златовласка?
Что король велел сделать Иржику?
Чем окончилась сказка?
Тема: «Новый год»
Песенки потешки народов мира
1. «Который час?» французская песенка с.56
Вопросы для анализа:
Какое время бьют часы в песенке?
Чем занята мышка и чем она занята?
Как зовут супруга мышки?
2. «Счастливого пути» голландская песенка с.57
Вопросы для анализа:
Что везет усталый конь?
Что делает усталый человек?
Что находится вдали от своей родины?
Кому желают всегда найти свой путь домой?
Русские народные сказки
1
.
Морозко
Вопросы для анализа:
Сколько было дочерей у мачехи со стариком?
Как жилось падчерице с мачехой?
Что мачеха приказала сделать старику с падчерицей?
Кого встретила падчерица в лесу?
Что сделал Морозко с падчерицей, а, потом, с мачехиной дочкой?
2. «Снегурочка»
Вопросы для анализа:
У кого не было детей в сказке?
Из чего решили старик со старухой сделать себе дочку?
Когда Снегурочка запечалилась?
От чего пряталась Снегурочка весной?
Куда позвали девушки-подружки Снегурочку?
Что случилось с девушкой?
Литературные сказки
В. Одоевский «Мороз Иванович»
Вопросы для анализа:
С кем жила Рукодельница?
Куда попала Рукодельница?
Кого она повстречала в колодце?
Что она делала в колодце?
Почему она вернулась с подарками домой?
Что сделала сестра и с чем она воротилась домой?
Тема: «Зима»
Хрестоматия:
Литературные сказки
1.П.П.Бажов «Серебряное копытце» с.175
Вопросы для анализа:
Почему Кокованя забрал девочку к себе?
Что делала Даренка в избе?
Чем кормится козлик?
Рассказы писателей России
1.Гайдар А.П. «Чук и Гек» с.115
Вопросы для анализа:
Кто такие Чук и Гек?
К какому ущелью отправилась партия?
Что увидели Чук и Гек на ж/д разъезде?
Тема: «День защитника Отечества»
Хрестоматия:
Сказки народов мира
1.«Чудесный клад» молдавская сказка в обработке М. Булатова с.80
Вопросы для анализа:
Сколько сыновей было у отца?
Почему сыновья не работали, не помогали ему?
Что закопал возле дома старик?
Что посадили сыновья в саду?
2.Г.Х. Андерсен «Огниво» с.261
Вопросы для анализа:
Откуда и куда шел солдат?
Зачем ведьма предложила солдату лезть в старое дерево?
Сколько дверей должен был увидеть солдат?
3.Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» с.291
Вопросы для анализа:
Сколько всего было оловянных солдатиков?
Кому подарили солдатиков?
Почему солдатик назван стойким?
4.Родари Д.Р. «Волшебный барабан» с.308
Вопросы для анализа:
Какое богатство было у барабанщика?
Чем обменялись барабанщик и старушка?
Сколько концов у сказки?
Сказки народов мира
«Три золотых волоска Деда-Всеведа» чешская сказка в переводе Н.
Аросьевой с.70
Вопросы для анализа:
Кого встретил король, когда заблудился в лесу?
Что приказал сделать слуге король?
К кому попал мальчик в корзинке?
Как его назвали?
Что приказал достать король Плавутичу?
Что случилось с королем в конце сказки?
Тема: «Международный женский день»
Хрестоматия:
Литературные сказки
1.Н.Д. Телешов «Крупеничка» с.248
Вопросы для анализа:
Как о Крупеничке узнал Талантай?
Во что превратили Крупеничку?
Что происходило в день Гречишницы?
2.Г.П. Виеру «Мамин день» с.256
Вопросы для анализа:
О каком цветке говорится в стихотворении?
Кому подарил цветок мальчик?
От чего раскрылся подснежник?
3.Г.Х.Андерсен «Пастушка и трубочист» с.276
Вопросы для анализа:
Из чего были сделаны пастушка и трубочист?
Почему они сбежали?
Почему они вернулись?
4.«Свинопас» с.280
Вопросы для анализа:
Кого подарил принц принцессе?
Кем устроился работать принц?
Что смастерил принц?
Тема: «Народная культура и традиции»
Хрестоматия:
Рассказы писателей России
1.В.Ю. Драгунский «Друг детства» с.142
Вопросы для анализа:
Кто главный герой этого рассказа и как его звали?
Что попросил купить мальчик папу?
Что предложила мама мальчику использовать вместо боксерской груши?
Почему главный герой передумал использовать мишку в качестве боксерской
груши?
Литературные сказки
1.Т.И. Александрова «Домовенок Кузька» с.169
Вопросы для анализа:
Каков возраст Кузьки?
Как звали девочку?
Куда спрятался Кузька от Наташи?
2.П.П.Бажов «Серебряное копытце» с.175
Вопросы для анализа:
Почему Кокованя забрал девочку к себе?
Что делала Даренка в избе?
Чем кормится козлик?
3.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» с.219
Вопросы для анализа:
О чем ткачиха с поварихой сообщили царю?
Что произошло с царицей и царевичем?
В каких насекомых превращался Гвидон?
4.Г.В. Сапгир «Небылицы в лицах» с.246
Вопросы для анализа:
Кто кого встретил в стихотворении?
Откуда шел Егор?
О каких зверях говорится в стихотворении?
Кто из героев не понимает шуток?
5.Н.Д. Телешов «Крупеничка» с.248
Вопросы для анализа:
Как о Крупеничке узнал Талантай?
Во что превратили Крупеничку?
Что происходило в день Гречишницы?
Произведения поэтов и писателей России
1.Карем Морис «Мирная считалка» с.257
Вопросы для анализа:
О каких чудесах говорится в считалке?
Кто «выходит вон» из считалки?
Почему считалка называется «мирная»?
Тема: «Весна»
Стихи поэтов России
1.Барто А.Л. «Веревочка» с.86
Вопросы для анализа:
О наступлении какого времени года говорится в стихотворении?
В каком городе происходят события?
Как звали девочку из этого стихотворения?
В какую игру она пыталась научиться играть?
2.Белоусов И.А. «Весенняя гостья» с.91
Вопросы для анализа:
Кого в стихотворении автор называет «весенней гостьей»?
Откуда вернулась ласточка домой?
Что принесла с собой ласточка?
3.Есенин С.А. «Черемуха» с.94
Вопросы для анализа:
Что случилось с черемухой по весне?
Что бежит у проталинки в траве между корней?
Кто поет черемухе песенки?
4.Орлов В.Н. «Ты скажи мне, реченька…» с.101
Вопросы для анализа:
Отчего реченька в стихотворении становится звонкой?
Отчего становится чистой?
Отчего становится синей?
Русские народные песенки и потешки
1.«Божья коровка» с.7
Вопросы для анализа:
Где находятся детки божьей коровки?
Что они делают на небе?
Кому не досталось конфет в потешке?
2. «Грачи-киричи» с.7
Вопросы для анализа:
Как называют грачей в потешке?
Что просят сделать грачей?
Почему зовут весну «дружную»?
3.«Дождик, дождик, веселей!» с.7
Вопросы для анализа:
О чем просят дождик в потешке?
От чего в поле станет травка гуще?
4.«Уж я колышки тешу» с.10
Вопросы для анализа:
Для чего тешут колышки в песенке?
Что будет посажено в огороде?
Как ласково называется капуста в песенке?
5.«Ласточка, ласточка» с.9
Вопросы для анализа:
Как ласково называют ласточку в потешке?
Где была ласточка?
С чем она вернулась?
Песенки и потешки народов мира
1.«Веснянка» украинская песенка с.55
Вопросы для анализа:
О каком времени года поется в этой песенке?
Какие приметы весны упоминаются в песенке?
Как называется наша страна?
Тема: «День Победы»
Стихи поэтов России
1.Исаковский М.В. «Поезжай за моря-океаны» с.95
Вопросы для анализа:
О чем говорится в стихотворении?
Что особенного в нашей стране, по мнению автора?
Как называется наша страна?
Тема: «Лето»
Хрестоматия:
1.«Финист – ясный сокол» русская народная сказка в обр. А. Платонова с.29
Вопросы для анализа:
Сколько дочерей было у крестьянина?
Как звали младшую дочь?
Что попросила Марьюшка купить отца на базаре?
Кем летал молодец?
Что разбудило Финиста-ясного сокола?
2.В.В. Бианки «Сова» с.181
Вопросы для анализа:
Кто к Старику по ночам летал на луг?
Почему Сова по ночам перестала летать на луг?
Что случилось с хозяйством Старика?
Почему Старик пошел к Сове кланяться?
3.А.М. Волков «Волшебник изумрудного города» с.183
Вопросы для анализа:
Что произошло с Элли?
Какое заветное желание было у Страшилы?
Кто такой Гудвин?
4.Б.В. Заходер «Серая звездочка» с.201
Вопросы для анализа:
Как все относились к жабе?
Кто любил жабу?
Как назвали жабу цветы?
5.В.П. Катаев «Цветик-семицветик» с.207
Вопросы для анализа:
Как звали девочку?
Откуда у нее появился цветок?
Какие были желания у Жени?
6.Л.С. Петрушевская «От тебя одни слезы» с.216
Вопросы для анализа:
Кто главные герои?
Кто украл листья капусты?
Как листья вернули?
7.Г.В. Сапгир «Как лягушку продавали» с.244
Вопросы для анализа:
Где гуляла лягушка?
Что она увидела и куда поехала?
8.Бжехва Ян «На Горизонтских островах» с.255
Вопросы для анализа:
Где, по свидетельству ученых, все ходят на головах?
Кто живет в этом месте и что умеет делать?
Что растет на Горизонтских островах?
Какие чудеса еще случаются на этих островах?
9.У.Д. Смит «Про летающую корову с.257
Вопросы для анализа:
Кто считает, что коровы не летают?
С кем нужно договориться, если увидишь летающую корову?
Что нужно срочно отправить автору стихотворения?
Существуют ли летающие коровы, на самом деле?
10.Г.Х. Андерсен «Соловей» с.284
Вопросы для анализа:
В какой стране происходит действие сказки?
Где обитал соловей?
Какая игрушка появилась у правителя страны?
Остались ли друзьями соловей и император?
11.Д.Р. Киплинг «Сказка о слоненке» с.295
Вопросы для анализа:
Какой слоненок?
Где он жил?
Что хотел узнать?