Автор: Соколова Ирина Адольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 218
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Эмоциональный интеллект дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Развитие эмоционального интеллекта
В настоящее время родители стараются больше внимания уделить
умственному и физическому развитию ребенка. Существует множество
программ раннего обучения: овладения счетом, чтением, иностранными
языками с ранних лет. Однако давно уже доказано, что искусственное
обучение опасно для ребенка. Родители упускают важный аспект: развитие
эмоциональной сферы. Это процесс сложный, но является важной составной
частью гармоничного развития.
Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать и
выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей.
Развивать эмоциональный интеллект у детей нужно по следующим
причинам:
- ребенку важно научиться управлять собственным поведением (когда
ребенок знает себя, свои реакции на различные события, предпочтения,
когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, то ему
становится легче регулировать собственное поведение);
- ребенку важно научиться понимать чувства других людей. Понимание
других способствует развитию компетентности в общении – способности
находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты. Ребенок
учится сопереживать, сочувствовать, осознанно воспринимать чувства других
людей,
развивается эмпатия. Это способствует формированию тесной
внутренней связи с родными и друзьями и является частью успешной
семейной жизни в будущем.
-
Понимание
чувств
других
людей
необходимо
для
формирования
ответственности, позволяет прогнозировать последствия своих действий.
Все дети рождаются эмоционально открытыми и по мере взросления
уровень эмоционального интеллекта малыша совершенствуется наравне с
крупной
и
мелкой
моторикой,
слухом,
речью,
памятью
и
другими
процессами.
Родители на своем примере учат детей жить в гармонии с
окружающим миром, принимать
в себе весь спектр чувств – любовь,
радость, гордость, зависть, злость, страх…. И не нужно делить эмоции на
плохие и хорошие, так как все они имеют место быть в душе человека.
Алгоритм развития эмоционального интеллекта - от простого к
сложному:
1.
Нужно рассказывать ребенку о чувствах и эмоциях, проговаривать их,
называть, наглядно показывать при помощи различных игр и бесед.
2.
Учить распознавать чувства и эмоции в сравнении: далеких по
значению чувств (радость- печаль, зависть – восторг, ненависть –
любовь и др.); близких по значению чувств (обида- злость, грусть-
скука, любовь – нежность и прочих).
3.
Побуждать
самостоятельно
выражать
свои
чувства
и
эмоции,
анализировать свое состояние. В этом помогут ребенку правильно
сформулированные вопросы взрослого («Тебе сейчас весело или
грустно?», «Интересно или скучно ?», «Больно или обидно?» …).
Родитель
выступает
посредником
и
помощником
в
процессе
формирования эмоциональной сферы ребенка. Необходимо помнить,
что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, поэтому
с детьми необходимо больше играть («Волшебный мешочек», «Игра с
пиктограммами», «Догадайся, кто я?», «Образ животного», «Продолжи
фразу: я радуюсь ( злюсь, удивляюсь, пугаюсь, …),когда…», «Угадай
настроение», и другие.
Показывать свои чувства как образец для подражания («Я горжусь
твоими увлечениями», «Я злюсь, когда меня не слушаешь», «Я
радуюсь, когда ты радуешься»).