Автор: Смирнова Любовь Олеговна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 16"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическое сопровождение педагогов как компетентность старшего воспитателя ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Методическое сопровождение – это специально организованное
систематическое взаимодействие старшего воспитателя и
воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе
путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации
реальной педагогической деятельности, с учетом его
профессионального и жизненного опыта.
Цель сопровождения :
- стимулирование роста квалификации, профессионализма и
продуктивности педагогического труда;
- формирование у педагогов мотивации и готовности к продвижению
по индивидуальной траектории профессионального развития.
Задачи сопровождения :
1. Создать условия, обеспечивающие методическое сопровождение
педагогов с учетом педагогического стажа, возраста,
квалификации педагога, его отношения к профессиональной
деятельности (на основе дифференцированного подхода).
2. Создать эффективную поэтапную систему методической помощи с
закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из
этапов.
3. Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки
уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с
новыми целями и задачами образования.
4. Формировать новые ценности в профессиональной деятельности.
Этапы методического сопровождения :
1 этап: Аналитико-диагностический
2 этап: Проектировочный
3 этап: Реализация маршрута
4 этап: Контрольно-оценочный
I этап- аналитико-диагностический
Цель: Получение информации о возможностях, потребностях и
интересах педагогов, качестве их профессиональной деятельности,
выявление проблемы.
• изучение учебно-методического комплекса;
• посещение занятий;
• анкетирование;
• собеседования с педагогами;
• диагностика и самодиагностика профессиональных затруднений.
II этап- проектировочный
Цель: Совместное проектирование маршрута профессиональной
деятельности, разрешение имеющихся проблем.
• разработка плана самообразования;
• план работы по повышению квалификации;
• обобщение и распространение педагогического опыта.
III этап– реализация маршрута (практический)
Цель: Реализация деятельности педагога, оказание
помощи педагогу путем использования активных методов и форм
повышения квалификации.
Систематическое обучение:
• Консультирование;
• Семинары;
• Круглые столы;
• Деловые игры;
• Дискуссии;
• Конференции;
• Педсоветы;
• Курсы повышения квалификации;
• Школа педагогического мастерства.
Стимулирование педагогической активности :
• Смотры;
• Конкурсы;
• Методический день;
• Ярмарка-презентация опыта педагогов.
Коррекция самообразовательной деятельности:
• Ресурсы методического кабинета;
• Анонсирование новых поступлений.
IV этап- контрольно-оценочный
Цель: Совместное обсуждение результатов решения проблем.
• Мониторинг;
• Оценочный тест;
• Анкетирование родителей, коллег;
• Удовлетворенность педагога своими достижениями.
Результат реализации методического сопровождения педагогов :
наличие позитивной динамики в повышении
квалификации педагогов, уровня их
профессиональной компетентности;
стимулирование потребности к развитию личностного и
профессионального потенциала в профессиональной сфере;
удовлетворенность результатом собственной профессиональной
деятельности;
рост числа участников конкурсов педагогических достижений;
развитие готовности педагогов к дальнейшему самообразованию;
достижения воспитанниками оптимальных результатов.
Сущность профессиональной деятельности старшего воспитателя,
организующего методическое сопровождение воспитателя.
Профессиональная компетентность старшего воспитателя :
диагностика, проектирование, реализация и оценка маршрутов
профессиональной деятельности воспитателей.
Методическое сопровождение как компетентность старшего
воспитателя :
• Изучать воспитателя в педагогическом процессе детского сада,
получать информацию о возможностях, потребностях и
интересах педагогов, качестве их профессиональной деятельности;
• Проектировать и помогать в реализации маршрутов
профессиональной деятельности воспитателей в контексте решения
общих задач дошкольного образовательного учреждения;
• Организовывать взаимодействие с воспитателями, координировать
их взаимодействие друг с другом и с другими
субъектами педагогического процесса;
• Использовать предметно-развивающую среду образовательного
учреждения, организовывать работу с
ресурсами методического кабинета с учетом запросов воспитателей;
• Организовывать процесс самообразования, повышать собственную
профессиональную компетентность.
Основные направления методического сопровождения :
• Аналитическая деятельность
• Информационная деятельность
• Организационно-методическая деятельность
• Консультационная деятельность
Аналитическая деятельность включает в себя:
- Мониторинг профессиональных и информационных
потребностей педагогов
- Выявление затруднений дидактического и методического характера
в коррекционно-образовательном процессе
- Изучение и анализ состояния и результатов методической работы
методических объединений
- Создание базы данных
- Мониторинг состояния результатов и перспектив развития ДОУ
- Сбор и обработка информации о результатах работы в учреждении
- Изучение, обобщение и распространение
инновационного педагогического опыта
Информационная деятельность включает в себя:
- Формирование банка информации
- Организация сетевого информационно-коммуникативного
обслуживания ДОО
- Ознакомление педагогов с новинками литературы и опытом
инновационной деятельности других учреждений, педагогов
- Анализ состояния подготовленности кадров в области
владения компьютером, ИКТ технологиями
- Информирование о новых направлениях в развитии дошкольного
образования
- Участие в проведении курсовой
подготовки педагогических работников ДОО по проблемам
информатизации системы образования
Организационно-методическая деятельность включает в себя:
- Проектирование и планирование текущей педагогической
деятельности
- Отбор форм организации педагогического процесса
- Подготовка и проведение конференций, педагогических чтений,
семинаров. Конкурсов
- Организация работы методических объединений
- Подготовка педагогов к аттестации в аттестационный период
- Планирование и организация повышения квалификации и
профессиональной переподготовки педагогов
Консультационная деятельность
- Организация консультационной работы для педагогов,
занимающихся с детьми с ОВЗ
- Популяризация и разъяснение результатов
новейших педагогических и психологических исследований
- Консультирование педагогов и родителей (законных
представителей) по вопросам обучения и воспитания воспитанников
Структура методического сопровождения
Деятельностный аспект: мотивы – задачи – содержание – форма
– методы – результаты.
Содержательный аспект: три взаимосвязанных направления
подготовки педагогов : методическое, теоретическое, психолого-
педагогическое.
Управленческий аспект: компоненты : педагогический,
планирование, организация, контроль и регулирование.
Схема критериев методического сопровождения
1. Критерии результативности
2. Критерий рационального использование
рабочего времени педагогами 3. Критерии роста
удовлетворённости педагогов своим трудом
Основные формы методического сопровождения по повышению
профессиональной компетентности педагогов :
- традиционные (коллективные и индивидуальные)
- инновационные (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные)
Инновационные фронтальные формы:
- Педагогическая гостиная
- Открытые просмотры
- Семинар-практикум
- Аукцион педагогических идей
- Смотры-конкурсы
- Семинар
- Мастер-класс
- Педагогические советы
Инновационные подгрупповые формы:
- Городские конкурсы
- Школа молодого воспитателя
- Совет по охране прав детства
- Проектные советы
- Совет укрепления здоровья воспитанников
- Обмен опытом работы
- ПМПК
- Совет педагогов
Инновационные индивидуальные формы:
- Республиканские и всероссийские конкурсы
- Обобщение опыта работы
- Обучение в учебных заведениях
- Аттестация
- Педагогическое портфолио
- Наставничество
- Самообразовани
- Обучение на курсах повышения квалификации
Эффективность методического сопровождения
воспитателя определяется по следующим показателям:
- По отношению к старшему воспитателю : обогащение
профессиональной компетентности, готовность
решать профессионально-методические задачи в процессе
методического сопровождения воспитателя детского сада;
- По отношению к воспитателю : Удовлетворенность
организацией методической работы в дошкольном учреждении,
возможность включаться в решение приоритетных задач работы
детского сада, исходя из личностно-профессиональных возможностей,
потребностей и интересов;
- По отношению к дошкольному образовательному учреждению:
Эффективность реализации текущих задач, повышение
качества педагогического процесса. Научная новизна результатов
диссертационного исследования состоит в том, что: методическое
сопровождение воспитателя рассмотрено как способ
организации методической деятельности в дошкольном
образовательном учреждении, позволяющий максимально
удовлетворять потребности педагогов в получении
своевременной методической помощи при решении образовательных
задач детского сада;
Перспективы методического сопровождения (с
учетом компетенций профессионального стандарта педагога)
• Формировать готовность педагогов работать с любым ребенком,
разными детьми, принимать их, повышать
профессиональную компетентность в организации
педагогического процесса для детей общеобразовательных групп,
комбинированных групп, детей с ОВЗ, ООП, инклюзии.
• Формировать готовность педагогов работать с одаренными
детьми, сопровождать их развитие (проектировать ВОМ, ИОМ);
• Развивать компетентность педагогов во взаимодействии со
взрослыми участниками (субъектами) образовательного процесса
(коллеги, специалисты, рабочие группы, творческие группы, социальные
партнеры, родители, сетевые проекты);
• Инновационное развитие педагога (освоение инновационных
практик и проектирование собственных инноваций в дошкольном
образовании, их распространение в ДОО и за ее пределами;
• Поликультурное и этнокультурное развитие педагога,
билингвистическая компетентность;
• Освоение мониторинговых процедур образовательного процесса и
умение использовать его результаты в образовании детей.
• Развитие умений педагогов анализировать образовательную
деятельность, проводить самоанализ и самокоррекцию. Повышение
личной ответственности педагога за результаты ОП.