Напоминание

Методическое сопровождение педагогов как компетентность старшего воспитателя ДОУ


Автор: Смирнова Любовь Олеговна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 16"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическое сопровождение педагогов как компетентность старшего воспитателя ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическое сопровождение – это специально организованное

систематическое взаимодействие старшего воспитателя и

воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе

путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации

реальной педагогической деятельности, с учетом его

профессионального и жизненного опыта.

Цель сопровождения :

- стимулирование роста квалификации, профессионализма и

продуктивности педагогического труда;

- формирование у педагогов мотивации и готовности к продвижению

по индивидуальной траектории профессионального развития.

Задачи сопровождения :

1. Создать условия, обеспечивающие методическое сопровождение

педагогов с учетом педагогического стажа, возраста,

квалификации педагога, его отношения к профессиональной

деятельности (на основе дифференцированного подхода).

2. Создать эффективную поэтапную систему методической помощи с

закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из

этапов.

3. Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки

уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с

новыми целями и задачами образования.

4. Формировать новые ценности в профессиональной деятельности.

Этапы методического сопровождения :

1 этап: Аналитико-диагностический

2 этап: Проектировочный

3 этап: Реализация маршрута

4 этап: Контрольно-оценочный

I этап- аналитико-диагностический

Цель: Получение информации о возможностях, потребностях и

интересах педагогов, качестве их профессиональной деятельности,

выявление проблемы.

• изучение учебно-методического комплекса;

• посещение занятий;

• анкетирование;

• собеседования с педагогами;

• диагностика и самодиагностика профессиональных затруднений.

II этап- проектировочный

Цель: Совместное проектирование маршрута профессиональной

деятельности, разрешение имеющихся проблем.

• разработка плана самообразования;

• план работы по повышению квалификации;

• обобщение и распространение педагогического опыта.

III этап– реализация маршрута (практический)

Цель: Реализация деятельности педагога, оказание

помощи педагогу путем использования активных методов и форм

повышения квалификации.

Систематическое обучение:

• Консультирование;

• Семинары;

• Круглые столы;

• Деловые игры;

• Дискуссии;

• Конференции;

• Педсоветы;

• Курсы повышения квалификации;

• Школа педагогического мастерства.

Стимулирование педагогической активности :

• Смотры;

• Конкурсы;

Методический день;

• Ярмарка-презентация опыта педагогов.

Коррекция самообразовательной деятельности:

• Ресурсы методического кабинета;

• Анонсирование новых поступлений.

IV этап- контрольно-оценочный

Цель: Совместное обсуждение результатов решения проблем.

• Мониторинг;

• Оценочный тест;

• Анкетирование родителей, коллег;

• Удовлетворенность педагога своими достижениями.

Результат реализации методического сопровождения педагогов :

наличие позитивной динамики в повышении

квалификации педагогов, уровня их

профессиональной компетентности;

стимулирование потребности к развитию личностного и

профессионального потенциала в профессиональной сфере;

удовлетворенность результатом собственной профессиональной

деятельности;

рост числа участников конкурсов педагогических достижений;

развитие готовности педагогов к дальнейшему самообразованию;

достижения воспитанниками оптимальных результатов.

Сущность профессиональной деятельности старшего воспитателя,

организующего методическое сопровождение воспитателя.

Профессиональная компетентность старшего воспитателя :

диагностика, проектирование, реализация и оценка маршрутов

профессиональной деятельности воспитателей.

Методическое сопровождение как компетентность старшего

воспитателя :

• Изучать воспитателя в педагогическом процессе детского сада,

получать информацию о возможностях, потребностях и

интересах педагогов, качестве их профессиональной деятельности;

• Проектировать и помогать в реализации маршрутов

профессиональной деятельности воспитателей в контексте решения

общих задач дошкольного образовательного учреждения;

• Организовывать взаимодействие с воспитателями, координировать

их взаимодействие друг с другом и с другими

субъектами педагогического процесса;

• Использовать предметно-развивающую среду образовательного

учреждения, организовывать работу с

ресурсами методического кабинета с учетом запросов воспитателей;

• Организовывать процесс самообразования, повышать собственную

профессиональную компетентность.

Основные направления методического сопровождения :

• Аналитическая деятельность

• Информационная деятельность

Организационно-методическая деятельность

• Консультационная деятельность

Аналитическая деятельность включает в себя:

- Мониторинг профессиональных и информационных

потребностей педагогов

- Выявление затруднений дидактического и методического характера

в коррекционно-образовательном процессе

- Изучение и анализ состояния и результатов методической работы

методических объединений

- Создание базы данных

- Мониторинг состояния результатов и перспектив развития ДОУ

- Сбор и обработка информации о результатах работы в учреждении

- Изучение, обобщение и распространение

инновационного педагогического опыта

Информационная деятельность включает в себя:

- Формирование банка информации

- Организация сетевого информационно-коммуникативного

обслуживания ДОО

- Ознакомление педагогов с новинками литературы и опытом

инновационной деятельности других учреждений, педагогов

- Анализ состояния подготовленности кадров в области

владения компьютером, ИКТ технологиями

- Информирование о новых направлениях в развитии дошкольного

образования

- Участие в проведении курсовой

подготовки педагогических работников ДОО по проблемам

информатизации системы образования

Организационно-методическая деятельность включает в себя:

- Проектирование и планирование текущей педагогической

деятельности

- Отбор форм организации педагогического процесса

- Подготовка и проведение конференций, педагогических чтений,

семинаров. Конкурсов

- Организация работы методических объединений

- Подготовка педагогов к аттестации в аттестационный период

- Планирование и организация повышения квалификации и

профессиональной переподготовки педагогов

Консультационная деятельность

- Организация консультационной работы для педагогов,

занимающихся с детьми с ОВЗ

- Популяризация и разъяснение результатов

новейших педагогических и психологических исследований

- Консультирование педагогов и родителей (законных

представителей) по вопросам обучения и воспитания воспитанников

Структура методического сопровождения

Деятельностный аспект: мотивы – задачи – содержание – форма

методы – результаты.

Содержательный аспект: три взаимосвязанных направления

подготовки педагогов : методическое, теоретическое, психолого-

педагогическое.

Управленческий аспект: компоненты : педагогический,

планирование, организация, контроль и регулирование.

Схема критериев методического сопровождения

1. Критерии результативности

2. Критерий рационального использование

рабочего времени педагогами 3. Критерии роста

удовлетворённости педагогов своим трудом

Основные формы методического сопровождения по повышению

профессиональной компетентности педагогов :

- традиционные (коллективные и индивидуальные)

- инновационные (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные)

Инновационные фронтальные формы:

- Педагогическая гостиная

- Открытые просмотры

- Семинар-практикум

- Аукцион педагогических идей

- Смотры-конкурсы

- Семинар

- Мастер-класс

- Педагогические советы

Инновационные подгрупповые формы:

- Городские конкурсы

- Школа молодого воспитателя

- Совет по охране прав детства

- Проектные советы

- Совет укрепления здоровья воспитанников

- Обмен опытом работы

- ПМПК

- Совет педагогов

Инновационные индивидуальные формы:

- Республиканские и всероссийские конкурсы

- Обобщение опыта работы

- Обучение в учебных заведениях

- Аттестация

- Педагогическое портфолио

- Наставничество

- Самообразовани

- Обучение на курсах повышения квалификации

Эффективность методического сопровождения

воспитателя определяется по следующим показателям:

- По отношению к старшему воспитателю : обогащение

профессиональной компетентности, готовность

решать профессионально-методические задачи в процессе

методического сопровождения воспитателя детского сада;

- По отношению к воспитателю : Удовлетворенность

организацией методической работы в дошкольном учреждении,

возможность включаться в решение приоритетных задач работы

детского сада, исходя из личностно-профессиональных возможностей,

потребностей и интересов;

- По отношению к дошкольному образовательному учреждению:

Эффективность реализации текущих задач, повышение

качества педагогического процесса. Научная новизна результатов

диссертационного исследования состоит в том, что: методическое

сопровождение воспитателя рассмотрено как способ

организации методической деятельности в дошкольном

образовательном учреждении, позволяющий максимально

удовлетворять потребности педагогов в получении

своевременной методической помощи при решении образовательных

задач детского сада;

Перспективы методического сопровождения

учетом компетенций профессионального стандарта педагога)

• Формировать готовность педагогов работать с любым ребенком,

разными детьми, принимать их, повышать

профессиональную компетентность в организации

педагогического процесса для детей общеобразовательных групп,

комбинированных групп, детей с ОВЗ, ООП, инклюзии.

• Формировать готовность педагогов работать с одаренными

детьми, сопровождать их развитие (проектировать ВОМ, ИОМ);

• Развивать компетентность педагогов во взаимодействии со

взрослыми участниками (субъектами) образовательного процесса

(коллеги, специалисты, рабочие группы, творческие группы, социальные

партнеры, родители, сетевые проекты);

• Инновационное развитие педагога (освоение инновационных

практик и проектирование собственных инноваций в дошкольном

образовании, их распространение в ДОО и за ее пределами;

• Поликультурное и этнокультурное развитие педагога,

билингвистическая компетентность;

• Освоение мониторинговых процедур образовательного процесса и

умение использовать его результаты в образовании детей.

• Развитие умений педагогов анализировать образовательную

деятельность, проводить самоанализ и самокоррекцию. Повышение

личной ответственности педагога за результаты ОП.



В раздел образования