Автор: Шарухина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "СОШ №7" структурное подразделение - детский сад "Лучик"
Населённый пункт: Архангельская область, город Новодвинск
Наименование материала: статья
Тема: Су-Джок терапия в работе с детьми с умственной отсталостью"
Раздел: дошкольное образование
Шарухина Светлана Николаевна,
воспитатель разновозрастной группы
"Солнышко"для детей с УО 5-7 лет
МОУ "СОШ №7" СП детский сад "Лучик
"
г. Новодвинск.
«Су-Джок терапия в работе с детьми
с умственной отсталостью»
Актуальность
применения
Су-Джок
терапии
в
коррекционно-
развивающей
работе
с
детьми
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) состоит в том, что ребенок дошкольного
возраста очень пластичен, но для детей с таким диагнозом характерна
быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению, не развитость ручной
умелости и не развитость волевой сферы. Использование Су-Джок вызывает
интерес и помогает решить эту проблему. Массаж пальцев и ладоней
обеспечивает
прилив
крови,
повышает
тонус
мышц
и
улучшает
чувствительность кожи, а также оказывает благотворное влияние на развитие
координации движений и мелкой моторики руки, тем самым способствуя
развитию речи и познавательных процессов. Технику Су -Джок я использую
не только в качестве массажа, для развития моторики пальцев рук, а также с
целью
укрепления
организма,
что
очень
важно
для
детей
с
интеллектуальными
нарушениями.
Остроконечные
выступы
колючего
шарика воздействуют на биологически активные точки, вызывая улучшение
самочувствия, снимает стресс, усталость, болевые ощущения, повышая тонус
организма, увеличивая работоспособность.
В своей работе с детьми в этом году я решила использовать
нетрадиционную методику - Су-джок терапию. Су-Джок терапия является
целесообразным, эффективным и простым методом. Су -Джок терапия - это
уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает воздействие на кору
головного
мозга.
Этот
метод
вызывает
раздражение
рецепторов,
расположенных на ладошках и стопах детей и вызывает приятные ощущения,
развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие,
развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-
волевую и познавательную сферу. Су-Джок терапию можно и нужно
использовать в профилактических и коррекционных целях наряду с
пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Эта
методика преследует очень много задач.
Применяются Су - Джок - массажеры в виде массажных шариков, в
комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно
стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на
пальчики и можно свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая
приятное покалывание. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям
нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное
влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук,
тем самым, способствуя развитию речи.
Для начала работы я составила план и действовала согласно ему.
Цель: осуществление благоприятного воздействия на весь организм:
Задачи: формировать навык самоконтроля движения рук, прививать
усидчивость. Развивать мелкую моторику рук.
Методы и приемы: словесный, игровой, наглядный, практический.
Этапы:
1этап: знакомство детей с Су-Джок шариком, эластичным кольцом,
правилами его пользования.
2 этап: формирование навыков и умений в упражнениях и играх.
3 этап: самостоятельное использование шарика Су-Джок, закрепление
План работы по самообразованию.
Дата
Мероприятие
1 этап
Сентябрь
Постепенное знакомство с шариками Рассказ сказки
«Ёжик в лесу», проговаривание пальчиковой игры
«Черепаха», «Ёжик».
Октябрь
Индивидуальное обучение круговым движениям шарика
между ладонями, сжимание шарика между ладонями с
проговариванием стихов «Я мячом …», «Зайки на
лужайке».
Ноябрь
Постепенное
знакомство
с
эластичным
кольцом.
Индивидуальное обучение пальчиковой игре «Мальчик-
пальчик», «Моя семья».
Выступление
перед
родителями
по
теме
самообразования в рамках родительского клуба «Мы
вместе».
2 этап
Декабрь
Обучение самомассжу и пальчиковой игре «Колючий
Ёж», «Орешки для белочки».
Январь
Повтор дидактических игр, проведенных ранее.
Февраль
Обучение дидактической игре «Разложи по цветам» (4
цвета). Повтор дидактических игр.
Март
Обучение дидактической игре «Разложи по форме»
(круглые, овальные). Повтор дидактических игр.
3 этап
Арель
Май
Самостоятельное использование шариков и эластичных
колец, проговаривание стишков и потешек. Закрепление
навыков использования Су-Джок и эластичного кольца.
Важно заметить, что вариантов игр и упражнений с массажными
шариками – множество. Все зависит от фантазии детей и воспитателей. Я
занимаюсь с детьми массажем в утреннее время (пальчиковая гимнастика) и
вечернее индивидуально и группой. На начальном этапе у детей возник
интерес к шариками-массажёрам и колечкам, но, надо отметить, что не все
дети принимали массаж адекватно. Некоторые из детей сопротивлялись, им
было не приятно, они убирали ладошки и убегали. Но постепенно, со
временем, они привыкли и
кратковременно дают помассировать свои
ладошки и пальчики. Далее, после знакомства с шариками Су-Джок, дети
учились применять их по назначению, проговаривая стишки. Эластичным
кольцом дети пользуются реже. Он не так привлекателен и оказывает
большее
раздражение
на
пальцы,
что
не
всем
детям
приятно.
На
заключительном этапе почти все ребята берут шарики Су-джок сами и
манипулируют ими по назначению. У четырех детей из пяти сформировался
навык самоконтроля движения рук, стала более пластичная мелкая моторика.
Также в своей работе по самообразованию я посвятила одну встречу с
родителями в рамках детско-родительского клуба "Мы вместе".
Цель встречи: Знакомство родителей с разнообразными приёмами Су-
Джок терапии и применение ее в домашних условиях. Для родителей была
проведена консультация с практической частью, в заключении встречи были
выданы буклеты. Было видно, что родители заинтересовались этим методом,
задавали много вопросов и обещали приобрести массажеры для своей семьи.
В дальнейшей своей работе по этой теме самообразования я хочу
расширить игры с шариками - массажерами. Это игры на закрепление
основных цветов, на формирование навыка сравнения объектов по внешним
признакам (круглый, овальный), развитие внимания и мышления.