Автор: Писаренко Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 9
Населённый пункт: Краснодарский край, ст. Стародеревянковская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра как форма обучения детей
раннего возраста
Актуальность темы обусловлена тем, что взаимодействие воспитателя и
ребенка не будет полным без использования в работе дидактических игр. В
программе развития особую роль играют дидактические игры. Они очень
важны для развития малышей.
Игра — наиболее доступный для детей вид
деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира
впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую
возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть
самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками,
выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или
иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Занятия
в
дошкольном
учреждении
могут
быть
либо
полностью
построены на дидактической игре, либо включать в себя ее элементы.
Знания, полученные во время занятий, закрепляются в игре. Дидактическая
игра как метод воспитания играет значимую роль в воспитание ребенка. Эти
игры эффективны для повышения памяти и внимания, для развития речевых
навыков и для развития мышления.
При
обучении
детей
раннего
возраста
предпочтение
отдается
дидактическим пособиям и игрушкам: кубикам, пирамидкам, матрешкам и
т.д.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой
характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку,
подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ.
Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает
право объединять их с дидактическими играми. Такой вид деятельности
называют игровыми занятиями.
Важным
аспектом
в
игровых
занятиях
является
взаимодействие
воспитателя и детей. Воспитатель воздействует на малышей, продумывает
содержание игр, методические приемы их проведения, добивается, что бы
дидактические задачи были приняты всеми детьми. По мере вникания детей в
рабочий процесс педагог усложняет материал и через дидактические игры
доносит для детей необходимые знания, совершенствует детское восприятие,
мышление, речь.
Особенностью использования в занятиях дидактических игр заключается
в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической
деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что
обеспечивает лучшее усвоение материала.
Различают три основных вида дидактических игр:
- предметные игры, с использованием различных предметов или природных
материалов;
- настольные игры;
- словесные игры.
Первый
вид
игр
способствует
развитию
предметно
–
игровой
деятельности. Совершая необходимые, по условиям игры, действия с
предметами малыши узнают их элементарные свойства. Зная элементарные
свойства предметов, дети с легкостью собирают пирамидки.
Так же к предметным играм мы можем отнести игры с природным
материалом, т.е. с водой, песком, воздухом. Целью таких игр является
донесение до детей информации о свойствах воды, воздуха, песка. Такие
опыты не только познавательны, но и очень интересны малышам.
Второй вид дидактических игр способствует развитию наглядно –
действенного мышления у детей первой младшей группы. Цель таких игр
научить детей играть не с предметами, а с их изображениями, что так же
способствует развитию воображения у ребенка. Парные картинки, лото,
пазлы из двух или трех крупных частей, волшебные коврики вот неполный
перечень настольных игр для детей от 1-5 лет.
Эти игры решают такие задачи, как обобщение предметов по
элементарным признакам, установление взаимосвязи между предметами,
составление целого из частей.
Начиная игру с дидактическими настольными играми, воспитатель
проводит подготовительную работу. Например, педагог показывает игрушку,
называет ее свойства, а потом предлагает картинку, на которой дети должны
найти изображение этой игрушки.
Для поддержания интереса детей к игровым занятиям следует решать с
ними одни и те же образовательные задачи, только на разных дидактических
пособиях. Раскладывать по цвету и размеру шарики, кубики, палочки,
использовать разборные материалы, имеющие форму и цвет.
Третий вид дидактических игр: словесные игры играют большую роль
в развитие речи ребенка. Они формируют слуховое внимание, умение
прислушиваться
к
звукам
речи,
повторять
звукосочетания
и
слова.
Воспитатель учит детей воспринимать потешки, прибаутки, сказки.
Дидактические игры играют важную роль в воспитание детей разных
возрастов. Преподносить материал в каждой группе надо с учетом
возрастных особенностей детей. Например, в первой младше группе интерес
к дидактическим играм вызван практическим осуществлением предметных
действий. Дети сравнивают основные свойства предметов: цвет, форму,
величину.
Малыши
учиться
соотносить
цвета,
сравнивать
форму,
накладывать друг на друга предметы.
Важно, что бы дети развивались не только в дошкольном учреждении,
но и дома, поэтому мной была проведена работа по взаимодействию с
родителями. А именно оформление консультаций в родительском уголке,
посвященным дидактическим играм; оформление выставки для родителей
«Дидактические игры для детей»; был разработан семинар – практикум для
родителей «Давайте поиграем»; родительская гостиная «Учимся играть в
дидактические игры»; введение традиции «Игра на дом», «Любимая
домашняя игра». В дальнейшем я планирую продолжать работу в том же
направление.
Таким образом, дидактические игры являются эффективной формой
обучения и воспитания детей раннего возраста. Познавательный опыт детей,
раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает
существенное влияние на обогащение знаний о свойствах и назначении
предметов, на расширение представлений об окружающем мире.