Напоминание

Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста


Автор: Писаренко Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 9
Населённый пункт: Краснодарский край, ст. Стародеревянковская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическая игра как форма обучения детей

раннего возраста

Актуальность темы обусловлена тем, что взаимодействие воспитателя и

ребенка не будет полным без использования в работе дидактических игр. В

программе развития особую роль играют дидактические игры. Они очень

важны для развития малышей.

Игра — наиболее доступный для детей вид

деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира

впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую

возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть

самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками,

выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или

иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Занятия

в

дошкольном

учреждении

могут

быть

либо

полностью

построены на дидактической игре, либо включать в себя ее элементы.

Знания, полученные во время занятий, закрепляются в игре. Дидактическая

игра как метод воспитания играет значимую роль в воспитание ребенка. Эти

игры эффективны для повышения памяти и внимания, для развития речевых

навыков и для развития мышления.

При

обучении

детей

раннего

возраста

предпочтение

отдается

дидактическим пособиям и игрушкам: кубикам, пирамидкам, матрешкам и

т.д.

Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой

характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку,

подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ.

Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает

право объединять их с дидактическими играми. Такой вид деятельности

называют игровыми занятиями.

Важным

аспектом

в

игровых

занятиях

является

взаимодействие

воспитателя и детей. Воспитатель воздействует на малышей, продумывает

содержание игр, методические приемы их проведения, добивается, что бы

дидактические задачи были приняты всеми детьми. По мере вникания детей в

рабочий процесс педагог усложняет материал и через дидактические игры

доносит для детей необходимые знания, совершенствует детское восприятие,

мышление, речь.

Особенностью использования в занятиях дидактических игр заключается

в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической

деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что

обеспечивает лучшее усвоение материала.

Различают три основных вида дидактических игр:

- предметные игры, с использованием различных предметов или природных

материалов;

- настольные игры;

- словесные игры.

Первый

вид

игр

способствует

развитию

предметно

игровой

деятельности. Совершая необходимые, по условиям игры, действия с

предметами малыши узнают их элементарные свойства. Зная элементарные

свойства предметов, дети с легкостью собирают пирамидки.

Так же к предметным играм мы можем отнести игры с природным

материалом, т.е. с водой, песком, воздухом. Целью таких игр является

донесение до детей информации о свойствах воды, воздуха, песка. Такие

опыты не только познавательны, но и очень интересны малышам.

Второй вид дидактических игр способствует развитию наглядно –

действенного мышления у детей первой младшей группы. Цель таких игр

научить детей играть не с предметами, а с их изображениями, что так же

способствует развитию воображения у ребенка. Парные картинки, лото,

пазлы из двух или трех крупных частей, волшебные коврики вот неполный

перечень настольных игр для детей от 1-5 лет.

Эти игры решают такие задачи, как обобщение предметов по

элементарным признакам, установление взаимосвязи между предметами,

составление целого из частей.

Начиная игру с дидактическими настольными играми, воспитатель

проводит подготовительную работу. Например, педагог показывает игрушку,

называет ее свойства, а потом предлагает картинку, на которой дети должны

найти изображение этой игрушки.

Для поддержания интереса детей к игровым занятиям следует решать с

ними одни и те же образовательные задачи, только на разных дидактических

пособиях. Раскладывать по цвету и размеру шарики, кубики, палочки,

использовать разборные материалы, имеющие форму и цвет.

Третий вид дидактических игр: словесные игры играют большую роль

в развитие речи ребенка. Они формируют слуховое внимание, умение

прислушиваться

к

звукам

речи,

повторять

звукосочетания

и

слова.

Воспитатель учит детей воспринимать потешки, прибаутки, сказки.

Дидактические игры играют важную роль в воспитание детей разных

возрастов. Преподносить материал в каждой группе надо с учетом

возрастных особенностей детей. Например, в первой младше группе интерес

к дидактическим играм вызван практическим осуществлением предметных

действий. Дети сравнивают основные свойства предметов: цвет, форму,

величину.

Малыши

учиться

соотносить

цвета,

сравнивать

форму,

накладывать друг на друга предметы.

Важно, что бы дети развивались не только в дошкольном учреждении,

но и дома, поэтому мной была проведена работа по взаимодействию с

родителями. А именно оформление консультаций в родительском уголке,

посвященным дидактическим играм; оформление выставки для родителей

«Дидактические игры для детей»; был разработан семинар – практикум для

родителей «Давайте поиграем»; родительская гостиная «Учимся играть в

дидактические игры»; введение традиции «Игра на дом», «Любимая

домашняя игра». В дальнейшем я планирую продолжать работу в том же

направление.

Таким образом, дидактические игры являются эффективной формой

обучения и воспитания детей раннего возраста. Познавательный опыт детей,

раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает

существенное влияние на обогащение знаний о свойствах и назначении

предметов, на расширение представлений об окружающем мире.



В раздел образования