Авторы: Соколова Ирина Адольфовна, Ирина Адольфовна Соколова
Должность: воспитатель МДОУ детский сад
Учебное заведение: МДОУ десткий сад № 218
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Открытие нового знания" в технологии "Ситуация"
Раздел: дошкольное образование
«Открытие нового знания» в технологии «Ситуация»
«Нельзя чему-то научить человека,
можно только помочь ему сделать
для себя открытие»
( Галилео Галилей)
Современные педагоги ДОУ интенсивно изучают и внедряют
инновационные технологии: здоровьесберегающая, технологии проектной
деятельности;
исследовательской
деятельности;
ИКТ;
личностно
ориентированные; ТРИЗ и другие.
Суть технологии «Ситуация», разработанной под руководством доктора
педагогических
наук
профессора
Людмилы
Георгиевны
Петерсон,
заключается в организации деятельности детей на основе знаний о законах
эффективной
деятельности
с
учетом
возрастных
особенностей
дошкольников. В основе данной технологии лежат различные ситуации, с
которыми сталкиваются дети в течении дня.
Этапы:
1.
Введение в ситуацию (создаются условия для возникновения у детей
внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети
фиксируют, что они хотят сделать. В ходе беседы с детьми воспитатель
формирует
ситуации,
над
которыми
следует
задуматься.
Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно
перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.
Задавая вопросы «Хотите?», «Сможете?», воспитатель формирует у
детей веру в собственные силы. Ребенок усваивает важные жизненные
установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу». Таким
образом, полноценно включается механизм мотивации: «Надо» -
«Хочу» - «Могу»).
2.
Актуализация знаний и умений (на данном этапе у детей формируется
опыт понимания цели деятельности, взаимодействия со сверстниками,
согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При
этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской»
цели и даже не догадываются, что педагог ведет их к новым
«открытиям»).
3.
Затруднение в ситуации (в рамках выбранного сюжета моделируется
ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в понимании
или деятельности: для достижения своей «детской» цели ребенку
требуется выполнить некое «пробное действие», но выполнение этого
действия опирается на то новое знание, которое ребенку только
предстоит
«открыть».
В
связи
с
этим
возникает
затруднение.
Воспитатель задает вопросы: «Смогли?» - «Почему не смогли?».
Помогает детям приобрести опыт выявления причины затруднения.
Это очень важно с точки зрения развития личности дошкольников.
Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться. У
детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои
ошибки, признавать: «Я чего-то пока не знаю или не умею».)
4.
«Открытие» нового знания (воспитатель вовлекает детей в процесс
самостоятельного
поиска
и
«открытий»
новых
знаний,
решения
вопросов проблемного характера. Основные способы преодоления
затруднения: «Попробовать догадаться самому», «Спросить у того, кто
знает», «Посмотреть в книге». Используя различные приемы и методы,
педагог
организует
построение
нового
знания,
которое
проговаривается детьми и, возможно, фиксируется в рисунках. Таким
образом,
дети
получают
опыт
выбора
способа
преодоления
затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового
знания – пока путем догадки.)
5.
Включение нового знания в систему знаний ребенка (на данном этапе
воспитатель предлагает различные виды деятельности, в которых
новое
знание
или
способ
действий
используется
в
совместно
освоенными ранее. При этом педагог обращает внимание на умение
детей
слушать,
понимать
и
повторять
инструкцию
взрослого,
планировать свою деятельность. Дети приобретают первичный опыт
самоконтроля и контроля действий сверстников.)
6.
Осмысление (данный этап является необходимым элементом любой
деятельности, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких
важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели
деятельности и определение условий, которые позволят добиться этой
цели. При этом используется система вопросов: «Где были?», «Чем
занимались?», «Кому помогли?», «Как это удалось сделать?», «Что
делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания и умения пригодились?».
Этими вопросами воспитатель подводит детей к выводу, что свою цель
они достигли благодаря тому, что что-то узнали, чему-то научились,
определенным образом проявили свою самостоятельность.)
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж
знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное развитие,
сформировать познавательный интерес, вооружить таким важным умением,
как умение учиться, добывать информацию. Это и есть главная задача
образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий
потенциал на любой ступени образования.