Напоминание

Урок русского языка в 3 классе по теме "Падежи"


Автор: Татьяна Михайловна Холод
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №54"
Населённый пункт: г Иваново
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Урок русского языка в 3 классе по теме "Падежи"
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: ВСЕ ПАДЕЖИ

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель деятельности учителя: введение новых понятий и закрепление умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить с понятиями «начальная форма имени существительного», «косвенные падежи»;

- познакомить с порядком разбора имени существительного;

- отработать навык определения падежа у имен существительных.

Личностные:

- создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку;

- развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Оборудование: карточка со словарным словом, презентация

ПЛАН УРОКА

Этап урока

Хронометраж

1.

Организация начала занятия

1 минута

2.

Целеполагание, мотивация и актуализация опорных знаний

7 минут

3.

Первичное усвоение (открытие) новых знаний и способов деятельности

(правил, понятий, алгоритмов)

10 минут

4.

Физминутка

1 минута

5.

Первичное проверка понимания и первичное закрепление

7 минут

6.

Закрепление знаний и способов действий: пробное, в знакомой ситуации и в

изменённой ситуации

7 минут

7.

Контроль усвоения и самопроверка знаний

3 минуты

8.

Подведение итогов занятия

1 минута

9.

Рефлексия

3 минуты

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Цели и задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.

Организация

начала занятия

Цель и

образовательные

задачи этапа:

приветствие, проверка

готовности,

организация внимания,

раскрытие общей цели

урока.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина

Витальевна и я рада приветствовать вас на

нашем уроке. Я уверена, что сегодня мы

сделаем для себя много новых открытий и нам

обязательно

все

удастся,

если

мы

будем

внимательными, активными и старательными.

– Проверим вашу готовность к уроку. У вас на

столах: учебник, рабочая тетрадь, пенал.

– Все на месте?

- Отлично! Давайте начинать.

Приветствуют учителя,

садятся,

проверяют

готовность к уроку.

Р: принимают и

сохраняют учебную

задачу.

Л:самоопределение

Средства: слово учителя

Формы работы: фронтальная

2.

Целеполагание,

мотивация и

актуализация

опорных знаний

Цель и

образовательные

задачи этапа:

обеспечить мотивацию,

принятие целей урока,

актуализировать

опорные знания.

-

Откройте

свою

тетрадь.

Отступите

от

предыдущей работы 2 строчки. Посередине

напишите сегодняшнее число, двадцать шестое

февраля, и «Классная работа».

-С новой строки, с красной строчки пишем

сочетания букв «Па», «пу», «по», «пи», «пы».

Запишите это к себе и пропишите до конца

строки.

- Теперь с новой строки давайте запишем слово

«падеж».

Поставим ударение.

«паде

́

ж»

Подчеркнем у этого слова орфограмму

«падеж»

Пропишите это слово до конца строки.

(Записывают в тетрадь)

(Записывают в тетрадь)

П: анализ, сравнение,

классификация, опре-

деление основной и

второстепенной

ин-

формации.

- Вы сейчас написали сочетания букв, слово.

Предположите, какая наша тема?

- Верно! Наша сегодняшняя тема – «Все

падежи».

- Как вы думаете, что мы будем сегодня

делать? Что научимся делать?

- Ответьте на мои вопросы. Эти знания нам

сегодня пригодятся на уроке. Ответы должны

быть полными.

1. Сколько падежей в русском языке?

2. Перечислите их.

4.Какие падежи имеют одинаковые вопросы к

неодушевлённым существительным?

5.Как их различить?

6.Какие падежи имеют одинаковые вопросы к

одушевлённым существительным?

7. Как их различить?

- Молодцы. Все сказанное верно!

- Все падежи

- Научимся определять безошибочно падежи

существительных,

распознавать

имена

существительные в разных падежных формах,

обобщить знания о падежах

- В русском языке 6 падежей

-

Именительный,

родительный,

дательный,

винительный, творительный, предложный

- Именительный и винительный

-

Существительные

именительного

падежа

отвечают

на

вопросы

«Кто?

Что?»,

а

существительные

винительного

падежа

на

вопросы «Кого? Что?». Существительные И.п.

в предложении является подлежащим, а в В.п.

– второстепенный член.

- Родительный и винительный

- Надо подставить слово лиса. Если окончание

Ы, то существительное родительного падежа.

Если У, то винительного.

Средства: показ написаний на доске

Формы работы: учебный диалог, чистописание

3.

Первичное

усвоение

(открытие) новых

- Итак, ребята, откройте свои учебники на

странице 57, найдите упражнение 102.

- Прочитайте задание

- Расскажите по таблице «Признаки падежей»

П: анализ, сравнение,

классификация,

определение

знаний и способов

деятельности

(правил, понятий,

алгоритмов)

Цель и

образовательные

задачи этапа:

обеспечить

восприятие,

осмысление

существенных

признаков понятия,

содействовать

усвоению способов

действия.

План:

1.

На

какие

вопросы

отвечает

имя

существительное в этом падеже?

2.

С какими предлогами употребляется?

3.

Каким членом предложения является?

4.

Приведите

пример

предложения

с

именем

существительным

в

данном

падеже

и

объясните,

по

каким

признакам можно определить падеж

имени

существительного

в

предложении.

- Рассмотрите таблицу.

- Скажите, какой падеж с предлогами никогда

не употребляется?

- На какие вопросы отвечает имя

существительные в именительном падеже?

- Приведите примеры предложений с именем

существительным в именительном падеже.

- Каким членом предложения является?

- На какие вопросы отвечает имя

существительное в родительном падеже?

- Назовите предлоги, которые употребляются в

родительном падеже.

- Приведите примеры.

- Каким членом предложения является?

- На какие вопросы отвечает имя

существительное в дательном падеже?

- Назовите предлоги, которые употребляются в

об одном из падежей по плану.

(2-3 ученика рассказывают по плану)

- Именительный

- Кто? Что?

- Мой брат учится в шестом классе.

Девочка делает уроки

Метель замела двор

Солнце осветило поляну

- Подлежащим

- Кого? Чего?

- Без, у, от, до, из, около, для, с, возле, вокруг

- Он пришел из школы

Моя книга у друга

На полке нет вазы

- Второстепенным

- Кому? Чему?

- К, по

основной

и

второстепенной

информации.

Р:

принимают

и

сохраняют

учебную

задачу

К:

осознанное

построение

речевого

высказывания.

дательном падеже.

- Приведите примеры.

- Каким членом предложения является?

- На какие вопросы отвечает имя

существительное в винительном падеже?

- Назовите предлоги, которые употребляются в

винительном падеже.

- Приведите примеры.

- Каким членом предложения является?

- На какие вопросы отвечает имя

существительное в творительном падеже?

- Назовите предлоги, которые употребляются в

творительном падеже.

- Приведите примеры.

- Каким членом предложения является?

- На какие вопросы отвечает имя

существительное в предложном падеже?

- Назовите предлоги, которые употребляются в

предложном падеже.

- Приведите примеры.

- Каким членом предложения является?

- Как же определить падеж существительного?

По каким признакам можно определить падеж

существительного в предложении?

- Откройте страницу 58. Найдите наверху

- Я купила конфеты подруге

Девочке весело

Мы идем по снегу

- Второстепенным

- Кого? Что?

- через, про, в, во, на, за, под

- Ученик читает книгу

Мы играем в хоккей

Я иду в школу

- Второстепенным

- Кем? Чем?

- над, за, под, перед, с, со, между

Над диваном висит картина

Под стулом спит кот

Кафе находится рядом с магазином

- Второстепенным

- О ком? О чем?

- при, о, об, на, в, во

- Она заботится о цветах

Дети играют на улице

Я лечу на самолете

- Второстепенным

- По предлогу, по вопросам

правило.

- Сейчас прочтите его про себя

-Прочитайте.

«Именительный падеж единственного числа –

это начальная форма имени существительного.

Все падежи, кроме именительного, называются

косвенными падежами»

- Что такое начальная форма имени

существительного?

- Какие падежи называются косвенными?

- Читают правило.

- Именительный падеж единственного числа

- Все падежи, кроме именительного.

Средства: упражнение учебника

Формы работы: учебный диалог

4.

Физкультминутка

Цель и

образовательные

задачи этапа:

осуществить отдых,

сопряжённый с

учебным материалом.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

5.

Первичное

проверка пони-

мания и первич-

ное закрепление

Цель и

образовательные

задачи этапа:

установить

правильность и

осознан-ность

изученного мате-риала,

- Объясните, как определить падеж имен

существительных?

- Смотрим на №103 под правилом.

-

Читаем

первую

пару

словосочетаний.

Запишем

-

Давайте

определим

падеж

у

существительного из первого словосочетания

«жил в деревне»

- Зададим вопрос

-

Для

какого

падежа

характерны

такие

вопросы?

- Задать падежный вопрос.

- Жил в деревне – приехал в деревню

- Жил (в ком? В чем?) в деревне

- Предложный

К: осознанное

построение речевого

высказывания.

Р: при выполнении

заданий действуют с

учетом выделенных

учителем ориентиров.

выявить пробелы

первичного

осмысления, провести

коррекцию.

- Верно. Теперь давайте определим падеж у

второго словосочетания: «приехал в деревню»

-Зададим вопрос

- Какой падеж?

- Верно!

- Читаем следующее словосочетание.

-Зададим вопрос.

- Какой падеж?

- Читаем следующее словосочетание.

-Зададим вопрос.

- Какой падеж?

- Читаем следующее словосочетание.

-Зададим вопрос.

- Какой падеж?

- Читаем следующее словосочетание.

-Зададим вопрос.

- Какой падеж?

- Закончили. Заметили что-то интересное в

этом упражнении.

- Посмотрите ниже на правило. Прочитайте

- Да, вы все верно сказали. В этом упражнении

у словосочетаний одинаковые предлоги, но

относятся они к разным падежам.

- Приехал (в кого? Что?) в деревню

- Винительный

- Вышел на берег.

- Вышел (на кого? Что?) на берег

- Винительный

- Отдыхал на берегу

- Отдыхал (на ком? На чем?) на берегу

- Предложный

- Ударился о камень.

- Ударился ( о кого? Что?) о камень

- Винительный

- Рассказал о камне

- Рассказал (о ком? О чем?) о камне

- Предложный

- Одинаковые предлоги, но разные падежи

- Обратите внимание! Некоторые предлоги

употребляются

с

несколькими

падежами,

например предлоги: в, на, о - с винительным и

предложным падежами.

Средства: упражнение из учебника

Формы работы: фронтальная, учебный диалог

6.

Закрепление

знаний и способов

действий:

пробное, в

- Давайте теперь найдем №104. Что нужно

сделать, прочтите задание.

-

Давайте

посмотрим

на

1

предложение.

Прочтите слова. Какое предложение можно

- Прочитайте. Составьте предложения

- Пчелы почуяли мед и стали жужжать над

Р: при выполнении

заданий действуют с

учетом выделенных

учителем ориентиров.

знакомой

ситуации и в

изменённой

ситуации

Цель и

образовательные

задачи этапа:

обеспечить

закрепление в памяти

учащихся знаний и

способов действий,

которые им

необходимы для

самостоятельной

работы по новому

материалу; обеспечить

в ходе закрепления

повышение уровня

осмысления

изученного материала,

глубины его

понимания и

применения в

разнообразных

ситуациях;

составить? Отвечаем по поднятой руке.

- Следующее предложение. Прочтите слова.

Какое предложение можно составить?

- Следующее предложение. Прочтите слова.

Какое предложение можно составить?

- Следующее предложение. Прочтите слова.

Какое предложение можно составить?

- Следующее предложение. Прочтите слова.

Какое предложение можно составить?

- Давайте расположим эти предложения так,

чтобы получился текст.

- Какой заголовок придумаем?

- Напишите у себя в тетради посередине новой

строки «Упражнение 104»

-И запишите заголовок, который больше всего

понравился.

-Запишите текст, который мы сейчас составили

к себе в тетрадь

столом

- Из миски осу мы чайной ложкой спасали.

- Она села на мед и сразу прилипла всеми

лапками.

- Потом прилетела оса.

- Вечером на террасе мы пили час с медом.

- Вечером на террасе мы пили чай с медом.

Пчелы почуяли мед и стали жужжать над

столом. Потом прилетела оса. Она села на мед

и сразу прилипла всеми лапками. Из миски осу

мы спасали чайной ложкой.

Ответы детей

(Записывают в тетради)

(Записывают в тетради)

Контроль, коррекция,

оценка.

Средства: упражнение из учебника, карточки со словарным словом

Формы работы: учебный диалог, работа в тетрадях

7.

Контроль

усвоения и

самопроверка

знаний

Цель и

- Давайте вместе укажем падеж выделенных

существительных.

По цепочке

Ответ: Вечером на террасе мы пили чай (В.п) с

медом (Т.п.). Пчелы почуяли мед и стали

(Проговаривают, задают падежные вопросы по

цепочке.)

Р:

контроль,

коррекция, оценка.

образовательные

задачи этапа: выявить

качество и уровень

усвоения уч-ся знаний

и способов действий,

выявить недостатки в

знаниях и способах

действий, установить

их причины;

обеспечить развитие

способности к

оценочным действиям.

жужжать над столом (Т.п.). Потом прилетела

оса (И.п.). Она села на мед (В.п.) и сразу

прилипла всеми лапками (Т.п.). Из миски(Р.п.)

осу мы спасали чайной ложкой (Т.п.).

- Посмотрите на слово «Пчёлы» в учебнике.

Над ним стоит 1. Что это значит?

Разбор:

Пчёлы

Пчё-лы (2 слога) - [пч’о

́

лы]

П [п] – согл., глух. Парный, тв. Пар.;

Ч [ч] – согл., глух. Непарн., мягкий непарный;

Ё [о] – гласн., ударный;

Л [л] – согл., зв. Неп., тв. Парн.;

Ы [ы] – гл. безуд.

5б., 5зв.

-

Что

нужно

выполнить

звуко-буквенный

разбор

(Один ученик пойдет к доске.

Остальные у себя в тетради.)

(Делают разбор)

Средства: упражнение учебника

Формы работы: работа у доски, самостоятельная работа

8.

Подведение

итогов занятия

Цель и

образовательные

задачи этапа: дать

качественную оценку

работы класса и

отдельных учащихся.

- Давайте вспомним, какая у нас была тема?

- Что такое начальная форма имени сущ.?

- Какие падежи называются косвенными?

- Все падежи

- Именительный падеж единственного числа

- Все падежи, кроме именительного.

П:

строят

речевое

высказывание.

Р:

осуществляют

итоговый контроль

Средства: вопросы учителя

Формы работы: фронтальная

9.

Рефлексия

Цель и

-Был ли урок для вас трудным?

Всё ли вы поняли по этой теме?

-Нет

-Да

Л:

оценивание

усваиваемого

образовательные

задачи этапа:

инициировать и

интенсифицировать

рефлексию уч-ся по

поводу своего

психолого-

эмоционального

состояния, мотивации

своей деятельности и

взаимодействия с

учителем и

одноклассниками;

обеспечить усвоение

учащимися принципов

саморегуляции и

сотрудничества.

Д/З с.58 учить правило, с. упр.

содержания,

исходя

из

социальных

и

личностных

ценностей;

К: умение слушать и

вступать

в

диалог,

участвовать

в

коллективном

обсуждении проблем,

интегрироваться

в

группу сверстников.

Средства: индивидуальные карточки

Формы работы: фронтальная



В раздел образования