Автор: Татьяна Михайловна Холод
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №54"
Населённый пункт: г Иваново
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Урок русского языка в 3 классе по теме "Падежи"
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ТЕМА: ВСЕ ПАДЕЖИ
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель деятельности учителя: введение новых понятий и закрепление умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить с понятиями «начальная форма имени существительного», «косвенные падежи»;
- познакомить с порядком разбора имени существительного;
- отработать навык определения падежа у имен существительных.
Личностные:
- создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку;
- развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Оборудование: карточка со словарным словом, презентация
ПЛАН УРОКА
Этап урока
Хронометраж
1.
Организация начала занятия
1 минута
2.
Целеполагание, мотивация и актуализация опорных знаний
7 минут
3.
Первичное усвоение (открытие) новых знаний и способов деятельности
(правил, понятий, алгоритмов)
10 минут
4.
Физминутка
1 минута
5.
Первичное проверка понимания и первичное закрепление
7 минут
6.
Закрепление знаний и способов действий: пробное, в знакомой ситуации и в
изменённой ситуации
7 минут
7.
Контроль усвоения и самопроверка знаний
3 минуты
8.
Подведение итогов занятия
1 минута
9.
Рефлексия
3 минуты
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока
Цели и задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.
Организация
начала занятия
Цель и
образовательные
задачи этапа:
приветствие, проверка
готовности,
организация внимания,
раскрытие общей цели
урока.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина
Витальевна и я рада приветствовать вас на
нашем уроке. Я уверена, что сегодня мы
сделаем для себя много новых открытий и нам
обязательно
все
удастся,
если
мы
будем
внимательными, активными и старательными.
– Проверим вашу готовность к уроку. У вас на
столах: учебник, рабочая тетрадь, пенал.
– Все на месте?
- Отлично! Давайте начинать.
Приветствуют учителя,
садятся,
проверяют
готовность к уроку.
Р: принимают и
сохраняют учебную
задачу.
Л:самоопределение
Средства: слово учителя
Формы работы: фронтальная
2.
Целеполагание,
мотивация и
актуализация
опорных знаний
Цель и
образовательные
задачи этапа:
обеспечить мотивацию,
принятие целей урока,
актуализировать
опорные знания.
-
Откройте
свою
тетрадь.
Отступите
от
предыдущей работы 2 строчки. Посередине
напишите сегодняшнее число, двадцать шестое
февраля, и «Классная работа».
-С новой строки, с красной строчки пишем
сочетания букв «Па», «пу», «по», «пи», «пы».
Запишите это к себе и пропишите до конца
строки.
- Теперь с новой строки давайте запишем слово
«падеж».
Поставим ударение.
«паде
́
ж»
Подчеркнем у этого слова орфограмму
«падеж»
Пропишите это слово до конца строки.
(Записывают в тетрадь)
(Записывают в тетрадь)
П: анализ, сравнение,
классификация, опре-
деление основной и
второстепенной
ин-
формации.
- Вы сейчас написали сочетания букв, слово.
Предположите, какая наша тема?
- Верно! Наша сегодняшняя тема – «Все
падежи».
- Как вы думаете, что мы будем сегодня
делать? Что научимся делать?
- Ответьте на мои вопросы. Эти знания нам
сегодня пригодятся на уроке. Ответы должны
быть полными.
1. Сколько падежей в русском языке?
2. Перечислите их.
4.Какие падежи имеют одинаковые вопросы к
неодушевлённым существительным?
5.Как их различить?
6.Какие падежи имеют одинаковые вопросы к
одушевлённым существительным?
7. Как их различить?
- Молодцы. Все сказанное верно!
- Все падежи
- Научимся определять безошибочно падежи
существительных,
распознавать
имена
существительные в разных падежных формах,
обобщить знания о падежах
- В русском языке 6 падежей
-
Именительный,
родительный,
дательный,
винительный, творительный, предложный
- Именительный и винительный
-
Существительные
именительного
падежа
отвечают
на
вопросы
«Кто?
Что?»,
а
существительные
винительного
падежа
на
вопросы «Кого? Что?». Существительные И.п.
в предложении является подлежащим, а в В.п.
– второстепенный член.
- Родительный и винительный
- Надо подставить слово лиса. Если окончание
Ы, то существительное родительного падежа.
Если У, то винительного.
Средства: показ написаний на доске
Формы работы: учебный диалог, чистописание
3.
Первичное
усвоение
(открытие) новых
- Итак, ребята, откройте свои учебники на
странице 57, найдите упражнение 102.
- Прочитайте задание
- Расскажите по таблице «Признаки падежей»
П: анализ, сравнение,
классификация,
определение
знаний и способов
деятельности
(правил, понятий,
алгоритмов)
Цель и
образовательные
задачи этапа:
обеспечить
восприятие,
осмысление
существенных
признаков понятия,
содействовать
усвоению способов
действия.
План:
1.
На
какие
вопросы
отвечает
имя
существительное в этом падеже?
2.
С какими предлогами употребляется?
3.
Каким членом предложения является?
4.
Приведите
пример
предложения
с
именем
существительным
в
данном
падеже
и
объясните,
по
каким
признакам можно определить падеж
имени
существительного
в
предложении.
- Рассмотрите таблицу.
- Скажите, какой падеж с предлогами никогда
не употребляется?
- На какие вопросы отвечает имя
существительные в именительном падеже?
- Приведите примеры предложений с именем
существительным в именительном падеже.
- Каким членом предложения является?
- На какие вопросы отвечает имя
существительное в родительном падеже?
- Назовите предлоги, которые употребляются в
родительном падеже.
- Приведите примеры.
- Каким членом предложения является?
- На какие вопросы отвечает имя
существительное в дательном падеже?
- Назовите предлоги, которые употребляются в
об одном из падежей по плану.
(2-3 ученика рассказывают по плану)
- Именительный
- Кто? Что?
- Мой брат учится в шестом классе.
Девочка делает уроки
Метель замела двор
Солнце осветило поляну
- Подлежащим
- Кого? Чего?
- Без, у, от, до, из, около, для, с, возле, вокруг
- Он пришел из школы
Моя книга у друга
На полке нет вазы
- Второстепенным
- Кому? Чему?
- К, по
основной
и
второстепенной
информации.
Р:
принимают
и
сохраняют
учебную
задачу
К:
осознанное
построение
речевого
высказывания.
дательном падеже.
- Приведите примеры.
- Каким членом предложения является?
- На какие вопросы отвечает имя
существительное в винительном падеже?
- Назовите предлоги, которые употребляются в
винительном падеже.
- Приведите примеры.
- Каким членом предложения является?
- На какие вопросы отвечает имя
существительное в творительном падеже?
- Назовите предлоги, которые употребляются в
творительном падеже.
- Приведите примеры.
- Каким членом предложения является?
- На какие вопросы отвечает имя
существительное в предложном падеже?
- Назовите предлоги, которые употребляются в
предложном падеже.
- Приведите примеры.
- Каким членом предложения является?
- Как же определить падеж существительного?
По каким признакам можно определить падеж
существительного в предложении?
- Откройте страницу 58. Найдите наверху
- Я купила конфеты подруге
Девочке весело
Мы идем по снегу
- Второстепенным
- Кого? Что?
- через, про, в, во, на, за, под
- Ученик читает книгу
Мы играем в хоккей
Я иду в школу
- Второстепенным
- Кем? Чем?
- над, за, под, перед, с, со, между
Над диваном висит картина
Под стулом спит кот
Кафе находится рядом с магазином
- Второстепенным
- О ком? О чем?
- при, о, об, на, в, во
- Она заботится о цветах
Дети играют на улице
Я лечу на самолете
- Второстепенным
- По предлогу, по вопросам
правило.
- Сейчас прочтите его про себя
-Прочитайте.
«Именительный падеж единственного числа –
это начальная форма имени существительного.
Все падежи, кроме именительного, называются
косвенными падежами»
- Что такое начальная форма имени
существительного?
- Какие падежи называются косвенными?
- Читают правило.
- Именительный падеж единственного числа
- Все падежи, кроме именительного.
Средства: упражнение учебника
Формы работы: учебный диалог
4.
Физкультминутка
Цель и
образовательные
задачи этапа:
осуществить отдых,
сопряжённый с
учебным материалом.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
5.
Первичное
проверка пони-
мания и первич-
ное закрепление
Цель и
образовательные
задачи этапа:
установить
правильность и
осознан-ность
изученного мате-риала,
- Объясните, как определить падеж имен
существительных?
- Смотрим на №103 под правилом.
-
Читаем
первую
пару
словосочетаний.
Запишем
-
Давайте
определим
падеж
у
существительного из первого словосочетания
«жил в деревне»
- Зададим вопрос
-
Для
какого
падежа
характерны
такие
вопросы?
- Задать падежный вопрос.
- Жил в деревне – приехал в деревню
- Жил (в ком? В чем?) в деревне
- Предложный
К: осознанное
построение речевого
высказывания.
Р: при выполнении
заданий действуют с
учетом выделенных
учителем ориентиров.
выявить пробелы
первичного
осмысления, провести
коррекцию.
- Верно. Теперь давайте определим падеж у
второго словосочетания: «приехал в деревню»
-Зададим вопрос
- Какой падеж?
- Верно!
- Читаем следующее словосочетание.
-Зададим вопрос.
- Какой падеж?
- Читаем следующее словосочетание.
-Зададим вопрос.
- Какой падеж?
- Читаем следующее словосочетание.
-Зададим вопрос.
- Какой падеж?
- Читаем следующее словосочетание.
-Зададим вопрос.
- Какой падеж?
- Закончили. Заметили что-то интересное в
этом упражнении.
- Посмотрите ниже на правило. Прочитайте
- Да, вы все верно сказали. В этом упражнении
у словосочетаний одинаковые предлоги, но
относятся они к разным падежам.
- Приехал (в кого? Что?) в деревню
- Винительный
- Вышел на берег.
- Вышел (на кого? Что?) на берег
- Винительный
- Отдыхал на берегу
- Отдыхал (на ком? На чем?) на берегу
- Предложный
- Ударился о камень.
- Ударился ( о кого? Что?) о камень
- Винительный
- Рассказал о камне
- Рассказал (о ком? О чем?) о камне
- Предложный
- Одинаковые предлоги, но разные падежи
- Обратите внимание! Некоторые предлоги
употребляются
с
несколькими
падежами,
например предлоги: в, на, о - с винительным и
предложным падежами.
Средства: упражнение из учебника
Формы работы: фронтальная, учебный диалог
6.
Закрепление
знаний и способов
действий:
пробное, в
- Давайте теперь найдем №104. Что нужно
сделать, прочтите задание.
-
Давайте
посмотрим
на
1
предложение.
Прочтите слова. Какое предложение можно
- Прочитайте. Составьте предложения
- Пчелы почуяли мед и стали жужжать над
Р: при выполнении
заданий действуют с
учетом выделенных
учителем ориентиров.
знакомой
ситуации и в
изменённой
ситуации
Цель и
образовательные
задачи этапа:
обеспечить
закрепление в памяти
учащихся знаний и
способов действий,
которые им
необходимы для
самостоятельной
работы по новому
материалу; обеспечить
в ходе закрепления
повышение уровня
осмысления
изученного материала,
глубины его
понимания и
применения в
разнообразных
ситуациях;
составить? Отвечаем по поднятой руке.
- Следующее предложение. Прочтите слова.
Какое предложение можно составить?
- Следующее предложение. Прочтите слова.
Какое предложение можно составить?
- Следующее предложение. Прочтите слова.
Какое предложение можно составить?
- Следующее предложение. Прочтите слова.
Какое предложение можно составить?
- Давайте расположим эти предложения так,
чтобы получился текст.
- Какой заголовок придумаем?
- Напишите у себя в тетради посередине новой
строки «Упражнение 104»
-И запишите заголовок, который больше всего
понравился.
-Запишите текст, который мы сейчас составили
к себе в тетрадь
столом
- Из миски осу мы чайной ложкой спасали.
- Она села на мед и сразу прилипла всеми
лапками.
- Потом прилетела оса.
- Вечером на террасе мы пили час с медом.
- Вечером на террасе мы пили чай с медом.
Пчелы почуяли мед и стали жужжать над
столом. Потом прилетела оса. Она села на мед
и сразу прилипла всеми лапками. Из миски осу
мы спасали чайной ложкой.
Ответы детей
(Записывают в тетради)
(Записывают в тетради)
Контроль, коррекция,
оценка.
Средства: упражнение из учебника, карточки со словарным словом
Формы работы: учебный диалог, работа в тетрадях
7.
Контроль
усвоения и
самопроверка
знаний
Цель и
- Давайте вместе укажем падеж выделенных
существительных.
По цепочке
Ответ: Вечером на террасе мы пили чай (В.п) с
медом (Т.п.). Пчелы почуяли мед и стали
(Проговаривают, задают падежные вопросы по
цепочке.)
Р:
контроль,
коррекция, оценка.
образовательные
задачи этапа: выявить
качество и уровень
усвоения уч-ся знаний
и способов действий,
выявить недостатки в
знаниях и способах
действий, установить
их причины;
обеспечить развитие
способности к
оценочным действиям.
жужжать над столом (Т.п.). Потом прилетела
оса (И.п.). Она села на мед (В.п.) и сразу
прилипла всеми лапками (Т.п.). Из миски(Р.п.)
осу мы спасали чайной ложкой (Т.п.).
- Посмотрите на слово «Пчёлы» в учебнике.
Над ним стоит 1. Что это значит?
Разбор:
Пчёлы
Пчё-лы (2 слога) - [пч’о
́
лы]
П [п] – согл., глух. Парный, тв. Пар.;
Ч [ч] – согл., глух. Непарн., мягкий непарный;
Ё [о] – гласн., ударный;
Л [л] – согл., зв. Неп., тв. Парн.;
Ы [ы] – гл. безуд.
5б., 5зв.
-
Что
нужно
выполнить
звуко-буквенный
разбор
(Один ученик пойдет к доске.
Остальные у себя в тетради.)
(Делают разбор)
Средства: упражнение учебника
Формы работы: работа у доски, самостоятельная работа
8.
Подведение
итогов занятия
Цель и
образовательные
задачи этапа: дать
качественную оценку
работы класса и
отдельных учащихся.
- Давайте вспомним, какая у нас была тема?
- Что такое начальная форма имени сущ.?
- Какие падежи называются косвенными?
- Все падежи
- Именительный падеж единственного числа
- Все падежи, кроме именительного.
П:
строят
речевое
высказывание.
Р:
осуществляют
итоговый контроль
Средства: вопросы учителя
Формы работы: фронтальная
9.
Рефлексия
Цель и
-Был ли урок для вас трудным?
Всё ли вы поняли по этой теме?
-Нет
-Да
Л:
оценивание
усваиваемого
образовательные
задачи этапа:
инициировать и
интенсифицировать
рефлексию уч-ся по
поводу своего
психолого-
эмоционального
состояния, мотивации
своей деятельности и
взаимодействия с
учителем и
одноклассниками;
обеспечить усвоение
учащимися принципов
саморегуляции и
сотрудничества.
Д/З с.58 учить правило, с. упр.
содержания,
исходя
из
социальных
и
личностных
ценностей;
К: умение слушать и
вступать
в
диалог,
участвовать
в
коллективном
обсуждении проблем,
интегрироваться
в
группу сверстников.
Средства: индивидуальные карточки
Формы работы: фронтальная