Автор: Подгайнова Яна Александровна
Должность: Преподаватель по классу фортепианно
Учебное заведение: ДШИ №1 им. Л. Л. Линховоина
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: Статья
Тема: Специфика совместного исполнительства игры в ансамбле.
Раздел: дополнительное образование
Специфика совместного исполнительства игры в ансамбле.
Подгайнова Яна Александровна
МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л. Л. Линховоина» г. Улан-Удэ
преподаватель по фортепиано
Умение играть с одни или несколькими партнерами очень важная
сторона музыканта – исполнителя. Чем отличается игра в ансамбле от
сольного выступления? Разве недостаточно – свободно владеть своим
инструментом для того, что бы успешно играть в любом по составу
исполнительском ансамбле? Какие особые, только ему присущие качества
отличают этот вид искусства, каких знаний и навыков он требует? Нужно его
специально обучать?
Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и
общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и
творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей, и реализуются
они объединенными усилиями. Если пианист солист может воспроизвести
звучание пьесы в целом, то ансамблист только звучание своей партии. Техни-
чески грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь:
синхронное звучание всех партий (единство темпа и ритма партнеров);
уравновешенность в силе звучания всех партий (единство динамики);
согласованность штрихов всех партий (единство приемов, фразировки).
Выполнить
эти
технические
требования
может
лишь
музыкант,
обладающий развитым умением слушать общее звучания ансамбля .
Пианист солист привык слушать только себя. Все, находящиеся за пределами
создаваемого он сознательно выключает из сферы своего внимания, как
отвлекающий шум. Участник ансамбля должен отказаться от привычной для
солиста фокусировки слуха: звучание фортепиано зависит не только уже от
него, но и от звучания партнера ансамбля. Дело не только во взаимном «
прислушивании»
партнеров
друг
к
другу
и
ясном
понимании
функций каждой партий в созданий художественного целого.
Таким образом, участники ансамбля учатся вписывать себя в общее звучание
ансамбля, то, растворяясь в нём, то выходя на передний план, подчиняясь
художественной трактовке и логике произведения. Для одного главным
будет искусство говорить, для второго не менее важным искусство слушать.
При совместном исполнении равно необходимо и умение увлечь партнёра
своим замыслом, и умение увлечься замыслом партнёра. В ансамбле общение
возможно лишь при понимании связей отдельных партий и умение
подчинить
частности
своего
исполнения
достижению
общей
цели.
Подлинный ансамбль, слитность которого естественна и органична, не
создается подавлениям индивидуальной свободы партнеров; он возникает
лишь
тогда,
когда
взаимообязательства
становятся
синонимом
взаимопомощи когда неразрывность контакта не обременяет партнёров, а слу
жит источником силы.Важно умение слушать ансамбль в целом и, лишь в
пределах необходимого контроля, себя в ансамбле, партнёра в ансамбле. Это
умение связанно с преодолением психологического барьера: исполнитель не
должен различать партии по признаку «я» и « не я». Только с появлением
слитного единства «я-мы» возникает совместное действие. При отсутствии
такого единства ансамблевая игра сведется лищь к более или менее
согласованному исполнению отдельных партий. Одновременное звучание
еще не обеспечивает органической целостности общего впечатления. Игра в
ансамбле требует от каждого участника серьезного пересмотра привычных
представлений о силе и тембре звучания. Интенсивность forte в произведение
патетическом будет иной, чем в эллегически - пасторальной пьесе. В равной
степени она будет зависеть от стиля исполняемого композитора. Участник
ансамбля должен развивать в себе способность понять и разделить чувства
партнёра и даже предугадать возможные импровизационные нюансы
Ансамбль призван не только совершенствовать профессиональное ма-
стерство юных музыкантов, но и формировать их личность, характер,
идеалы. В классе ансамбля партнеры объединяют свои усилия и воплощают
общий
замысел.
Так,
овладевая
навыками
ансамблевой игры,
юные
музыканты развивают в себе нравственные качества. Внедрение ансамблевых
форм музицирования на занятиях является эффективным способом развития
музыкальных способностей и мышления учащихся: гармонического и
полифонического слуха, чувства ритма, наличие навыков чтения с листа
музыкальных произведений, наличие навыков игры в ансамбле, развитию
широты музыкального кругозора, уровня самоконтроля, самооценки, а так же
способствует повышению увлеченности и заинтересованности учащихся в
занятиях.
Ансамблевое
музицирование максимально
способствует
удовлетворению одной из важнейших потребностей подросткового возраста,
необходимый
для
полноценного
формирования
личности
человека,
потребности в общении и, прежде всего общения со сверстниками.